Сказ о Раде и князе Серко черноордынском

Антон Еремин
         Князь Завид купался в богатствах у убиенного им Богряна отобранных. Злата уединилась в тереме своем и горевала по отцу. И только Рада прибывала в храме своем в делах. Не смирилась она с гибелью отца и победой Завида, но подло действовать не хотела. Не к лицу было жрице бога всевластного коварством промышлять. Взмолилась она Радогосту и матери Сва-Славе.
- Покровители мои небесные, где справедливость ваша? Почему поганые радуются, а смиренные горюют? Почему сердце мое не спокойно? Почему я отца живым в видениях вижу, но во тьме?
- Не тебе невеста моя о справедливости спрашивать. – Ответствовал Радогост. – Ты-то получила все, что хотела, да и сестра твоя тоже.
- Но смерть отца омрачает сердца наши.
- Отец жив ваш. Перун пожалел его по просьбе Велеса. Лишь наказал за дерзость и попрание братьев наших нам равных. – Промолвила матерь Сва-Слава.  А во тьме он тебе мерещится, потому что ослеплен он Перуном и в черной орде цепями закован.
- Смилуйтесь правители небесные. Чувствую я, что отец раскаялся. Позвольте мне освободить его.
- Да будет так. Иди и будь благословенна. На то воля наша, а если не послушают тебя в орде, так все боги за тебя станут.
Поклонилась им Рада и отправилась в путь далекий. Шла она по пути отца своего да думу думала. Хотела она сама отца освободить без помощи богов, но знала, что князь Серко черноордынский так просто его не отдаст. Пленник знатный, а значит стоит дорого. Потребует Серко за него выкуп великий или еще чего-нибудь богатого чего у Рады нет. Так в раздумьях добралась  Рада до берега Ра реки.
- Добрый день вам мореходы. – Обратилась рада к купцам на ладьях. – Не поспособствуете ли вы деве юной в делах ее.
- А что ж не помочь раз дева просит. – Ответил капитан одной из ладей. – А что тебе надобно?
- Отвези меня в земли черноордынские.
- И не подумаю. – Прервал Раду капитан. – Мне жизнь моя дорога.
- Не бойся юный молодец. Ничего с тобой не приключится кроме того что обогатишься ты на пять золотых.
- Все равно не пойду в земли те поганые.
- А тебе и не надо будет на землю вступать. Как дойдем до берегов тех, отправишь меня на струге малом, а сам обратно повернешь.
  Заинтересовало предложение Рады капитана. Зачесал он макушку свою. С одной стороны путь опасный, но не далекий, да и пять золотых на дороге не валяются. С другой стороны, если попадет он в руки черноордынцев не сносить ему головы или все богатства его разграбят. Но чему быть тому не миновать. Завел он Раду на борт ладьи и повелел паруса поднимать. Поплыли они ветром попутным на север в земли дикие и опасные. Дружина тут мореходная взбунтовалась. Дивились они на пассажирку свою да не понимали. Одета она в тряпье старое и мешковину потертую, а платит золотом. Лицом бела да руками нежна. Не похожа, в общем, Рада была на нищенку, как не скрывалась. Подошли тогда дружинники к капитану.
- Зачем нам в земли черноордынские плыть за погибелью. – Раскричались они. – Зачем нам пять ее золотых, когда мы можем в пять раз больше за нее саму взять, коль в рабство ее продадим. Вертай ладью обратно и делу конец.
Ишь чего удумали. – Крикнул капитан и встал меж дружиной своей и Радой. Обнажил меч и продолжил. – Кто смел выходи. А если не сыщется таких так слушай волю мою, так как я здесь хозяин.
Никто не вышел, а наоборот все мечами ощетинились и оскалились. Взяла тогда Рада капитана за плечо и заставила меч обратно в ножны положить. Обошла его и, встав перед дружиной, обратилась к нему.
- Ты капитан человек хороший, а вокруг себя мерзость собрал всякую. Как меня отвезешь, отправляйся в городок тот, где меня взял и сообщи, что послала тебя Рада дочь Богряна за командой крепкой. Отбоя у тебя от людей не будет, ибо отца моего в том городе чтят. А этих участь решена. – Она повернулась к дружине и продолжила. – Вы не на деву беззащитную позарились, а на жрицу бога великого и за то падет на вас кара его.
После слов повернулась к капитану и наложила руки свои на очи его. Как только скрылись глаза капитана под ладонями Рады, наполнился корабль светом ярким и ослепил всю дружину.
- Кто ты дева. – Упав на колени, взмолился капитан.
- Не бойся меня. Тебе зла я не причиню. А их сейчас же на берег отправь, судьба их больше с тобой не связана.
- Но как я сделаю это? – Удивился капитан. – Ладья хоть судно и не большое, но одному с ним не справится.
Улыбнулась на то Рада.
- Стрибог! – прокричала она.
В ту же секунду над ладьей закрутился ветерок сильный, но послушный. Направила Рада руку к берегу и ветерок понес ладью к нему. Спустил капитан свою команду, бывшую на сушу, и ветерок понес ладью на север.
- Кто же ты дева? – Не унимался капитан.
- Ты знать должен лишь то, что знаешь. – Отказала ему Рада и тот успокоился, так кА ответ был краток и четок.
Через два дня приплыли они к землям черноордынским. Пересела Рада в струг малый и поплыла к берегу.
- А что мне дальше делать? – Закричал капитан уплывающей Раде.
- Стрибог доведет тебя, куда тебе нужно. Прощай. – Крикнула и скрылась в тумане, а ветра стрибожьи подхватили ладью и понесли ее обратно.
Сошла Рада на берег дикий, да и пошла во владения черноордынские. Через пару часов путь ей преградил разъезд поганый.
- Окуй меня цепями и отведи к князю своему. – Промолвила тихо Рада.
Воин удивленный своей покорностью спрыгнул с коня и аккуратно оковав Раду, посадил ее на коня, а сам рядом пошел. Крепость князя темного находилась у берегов озера черного на склоне Бел-Горюч камня в том самом месте, где змей поганый издох. Крепость окружена была стеной непреступной да рвом бездонным, так кА у орды черной врагов много было как среди людей смертных, так и среди богов бессмертных. Хоть в орде и почитали Чернобога богом старшим, но славили и иных богов Сварги пресиней. Так например почитался у них Велес бог Нави праведной. Чернобог отрицал власть второго в царстве мертвом, но только словами, а делами не осмеливался на бога всесильного пойти. Так он и жил. С одной стороны себя славил царем подземным единовластным, с другой стороны Велеса, бога подземного истинного, боялся и сторонился. Так как Чернобог правил злой Навью, а Велес праведной. Так и орда сегодня славила Чернобога, а завтра Велеса. И храмы их рядом стояли. Провел меж них воин Раду и, не медля, представил ее князю темному. Серко восседал на троне золотом в центре зала огромного. Свод его каменный был выше самых высоких сосен, а от одной стены до другой, целую деревню поместить можно было.
- Ты что воин совсем спятил? – Разорался Серко. – Девку нищенку ко мне в зал приводишь?
- Не серчай на него князь. – Ответила за воина Рада. – Я не девка деревенская, а дева всесильная.
- А ты, баба, не встревай, когда мужчины разговоры разговаривают. – Рявкнул Серко и, отвернувшись, продолжил. – Высеките ее плетьми да определите в мой гарем. Я с ней потом потолкую. 
Налетела стража на Раду, сорвали они с нее тряпье да мешковины и отлетели от нее, как будто об огонь обожглись.  Предстала Рада пред ними в одеяниях праздничных. В платье белом золотом да самоцветами украшенном.
- Я жрица, а не девка. – Промолвила безмятежная рада. – Отпусти отца моего или погибнешь сейчас же.
- Мне жрицы не указ, а рабыни. – Расхохотался Серко.
- Семаргл! – Крикнула Рада и из ее ладони обращенной вверх вырвался столб огня, устремленный в небо. Пробил он свод крепости княжеской и все небо над ордой озарил светом пламенным.
- На то у меня свой огонек есть. – Прошептал Серко и махнул рукой.
Стражники начали отворять ворота кованные преогромные. Скрипнули ворота да поддались силе воинов. И были они от пола до потолка на пол зала шириной. Отворились они, и вышел из них змей Горыныч цепями окованный.
- У тебя всего один огонек, а у меня целых три.
- Огонь ни мне, ни тебе, ни змею Горынычу не подвластен, а лишь богу Семарглу одному. Хочет он дарит его, а хочет, отнимает.
- Хватит поучений. – Заорал Серко. – Сожги ее.
Горыныч наклонил головы свои к земле и выдохнул. Но кроме смрада зловонного ничего из пасти его не вырвалось. Даже дымка не было. Рада улыбнулась и посмотрела на Серко. Тот ужаснулся беспомощности Горыныча пред жрицей, но вида не подал.
- Ладно. На нет и суда нет. – Прорычал Серко. – Но отец твой мне жизнью обязан. Если бы не слуги мои, то погиб бы он на берегах черного озера. А они подобрали его, приласкали, обогрели, накормили, в баньке помыли, да приодели.
- Хоть это и ложь чистая, но спорить времени нет. Говори, чего желаешь, и я все исполню.
- А хочу я жрица, что б ты лично через три года ко мне пришла и принесла мне в жертву Чернобогу душу человеческую.
- Быть по сему. Отдавай мне отца.
Серко пожал плечами и кивнул стражникам, те вывели Раде отца ее. Даже на первый беглый взгляд было понятно, что все, о чем говорил Серко, было ложью.
- Я сказал, ты согласилась и слово твое тому закон. – Ответил Серко на немой вопрос Рады. – Ладно так и быть. До земли твоей проводят тебя воины мои. Прощай.
Рада и Богрян погрузились в ладью и, не медля ни секунды, отправились в Древич к сестре. После того как ладья пристала к земле Полянской и Рада с Богряном сошли на берег взмолился Богрян всем богам.
- Простите меня отцы небесные за глупость мою и тщеславия. Забыл я вас и попрал  в делах своих и подношениях. По правде наказан я был но раскаялся  я теперь. Об одном вас прошу обиды старые забыть и вновь милость ко мне великую проявить.
- Чего достоин ты то и получишь. – Молвил Велес, представший пред Богряном. – Меня ты славил славно, а о братьях моих позабыл. А мы ведь хоть и боги разные, но суть один единый и всевеликий. 
Сказав это, Велес исчез, а к Богряну вернулось зрение.
- Славьтесь боги славянские в веках милостивые господины и справедливые. Отныне всех вас славить буду, и храмы вам возведу.
Благая весть о великом спасении великокняжеского тестя быстро облетела окрестности Древича и уже на следующий день после прибытия рады и Богряна сыграли свадьбу. Семь дней пировали, а на восьмой спросил великий князь Мстислав у Богряна, что же приключилось с ним и кто тому виной.
- Тому виной лишь я сам и никто боле.
- Нет, отец не верь ему. – Вступился за Богряна Ярослав. – Виной всему князь Завид малодушный. Это он послал тестя моего на погибель а после того все богатства его себе присвоил.
- Экий наглец. Послать за Завидом. – Прогремел своим басом Мстислав, и продолжить праздновать. 
Через несколько дней в Древич прибыл Завид. Он предполагал, что в Ольхов он уже не вернется и готов был принять наказание. Но когда он предстал пред Мстиславом и увидел Раду с Богряном да Злату с Ярославом упал на колени и во всем признался.
- Прости меня царь великодушный за низость мою. Зависть ослепила меня, не мог я спокойно жить, видя богатства купеческие. Во всем признаюсь со всем согласен об одном молю пощади меня. Лиши всего, но лишай жизни.
- Встань князь. – Мстислав поднял Завида с колен и продолжил. – Ты князь древних кровей хоть и всю честь свою растерял. Я древние законы в отличие от тебя чту. Не должен меч крови княжеской пить, так как на ней печать божья.  Но наказать тебя я должен. Отправлю я тебя в земли скифские. Будешь при их царе послом моим. Коль служить будешь верой и правдой через пять лет воротишься в земли древлянские, а коль продолжишь пакостить так и издохнешь в степях.
На том и порешили. В тот же день Завид отправился с посольством к скифам.
- Ну а что с Ольховым да землями его окрестными делать будем? – Поинтересовался великий князь как бы у всех, но на самом деле у самого себя. – А отдам я их тебе Богрян. Будешь в них князем удельным править.
- Спасибо тебе государь но я купец а не человек государственный. Верни мне состояние мое, да и продолжу я торговать, если будет на то воля твоя.
- Ну раз так. То тебе сын мой отдаю его в наследный удел. Ты будешь в нем единовластно править, и готовится к великому княжению.
После того как все споры были решены виновные наказаны а невинные  оправданы отправилось семейство в Ольхов. Рада вернулась в храм свой Ярославу и Злате заложили дом рядом с домом Богряна, а Богрян перенес храм Велеса на гору, на которой храм Радогоста стоял. Заложил он на нем и храмы для других богов. И были там храмы и Семарглу и Сварогу и матери Сва-Славе и Коляде и Перуну и всем остальным. И настолько это место священным стало, что даже из степей заральских паломники к ним приходили помолиться. И зажили они счастливо и прекрасно и забылись со временем козни Завидовы да плен Серков и славили теперь Богрян всех богов и никого не забывал. А ровно через три года Рада вновь поехала в орду. Предстала она пред Серко в гордом одиночестве.
- А где душа обещанная? – Возмутился темный князь.
- Она пред тобой князь. – Ответила Рада. – Не в праве я жрица света на лютую смерть людей честных посылать.
- Ну раз нет так нет. И я не в праве душу завещанную богу в жертву принимать. От обещания своего ты свободна теперь так как, правда, на твоей стороне.
На том они и разошлись. Рада смогла без лести и коварства отомстить Завиду и перехитрить Серко. Так как правда за ней была. А коль прав человек так ни что с ним не справится, все препятствия он преодолеет и всех победит, какими бы сильными не были враги его.