Амариллис -лекарство души. Что растёт на окошке

Иван Рогожин
  АМАРИЛЛИС - ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ.
 
Обычно я предлагаю отводки или детки для пересадки лекарственных растений. Но вот однажды меня спросили: " а, нет ли у тебя, «лекарства» для души”?
  -Есть, - отвечаю.
  Глядя на этот цветок, я всегда вспоминаю маму. Мама моя разводила на всех подоконниках цветы. Это были бегонии. В углу, под божницей, рос  развесёлый, любитель помыться, развесистый фикус, листья которого она еженедельно протирала. А потом, где-то в декабре – январе она из-под кровати доставала небольшую кастрюльку с сухой землёй, где посредине торчала большая желтая луковица. Торжественно ставила эту кастрюльку на землю в кадку с фикусом так, что верх кастрюльки получался на уровне двух угловых окон, выходящих на восток и юг, и начинала поливать. Через некоторое время из луковицы появлялась стрелка и ярко-зелёные, похожие на осоку, листья. А потом луковица зацветала. Мама так и называла цветок – луковица. Цветок на стреле был один, красивым большим колокольчиком. Под фикусом он горел довольно долго ало-красным костром.   Комната при этом становилась нарядной и праздничной. Приходили соседи полюбоваться этим «костром джунглей»,  «зачуровывали» будущие детки луковички. Пока цвела луковица под фикусом, в доме было светло и радостно, и необычайно сказочно.
 Сейчас я знаю, что растение это называется – Гиппеаструм   “Алая звезда” и относится он к семейству  амариллисов. Цветы эти из Южной Африки. Для гибридизации используют южноамериканские виды.
  Долго я мечтал встретить и завести этот цветок. И встретил… на подстанции 110 кв. в Кротовке, Куйбышевской (ныне Самарской) обл. Рос он в помещении главного электрощита управления в единственном экземпляре.
  Представьте: посредине громадного помещения, среди строгой чистоты электроприборов, где монотонно - тихо гудят реле и трансформаторы,  где одни окна  высотой более пяти метров,  растёт, нет – пылает  царственный цветок, листья которого, как полутораметровые  обоюдоострые мечи,  охраняют три-четыре стрелки с умопомрачительной красоты алыми колокольцами. Среди озонированного от электроразрядов  воздуха рвется в высоту вызывающе-красивое, молчаливо - застывшее, скульптурной прелести кострище. Такого громадного цветка я больше нигде не встречал. Евгений Михайлович Селянкин, по моей просьбе, при перевалке цветка дал мне детку-луковичку и сказал:
  - Сажай  в маленькую посуду так, что бы между луковицей и стенками посуды оставалось 2-3 см. в меньшей посуде почва быстрее высыхает и растение быстрее зацветает. В большой – Амариллис жирует. И у него появляется больше луковичек.               
Цвести   Амариллис может два раза в год, зависит от правильного ухода. У нас,  обычно, первый раз в феврале-марте, а после высадки в грунт, на грядку, в июле-августе.
   Окраска цветов Амариллиса бывает самой разнообразной: малиновой в различных оттенках, от тонов нежно-розовых до темно-вишневых. Ярко-красной, оранжевой, кремовой, чистобелой оттенки бывает редко.  В нашей районной библиотеке я увидел желтые цвета.
    Размножать цветы можно и семенами, если их опылить. А какой цвет получится – в крапинку или в полоску зависит от Бога. Учёные пробуют сейчас вывести цветы небесно-голубого оттенка путём скрещивания с лиловым Амариллисом, привезённым из Бразилии.