028 Абсолютное величие!

Артём Киракосов
Виль Артёмович КИРАКОСОВ, июнь 2009. Фото: Артём Киракосов



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 **** 2018


НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

что-то // типа того // дневника






028

АБСОЛЮТНОЕ ВЕЛИЧИЕ     


Абсолютное величие! Человека! Проявляется в старости! немощи! ‘падении’, потере самостоятельности, когда ты уже не знаешь, как вставляется ложка в рот…

– Хорошо как под этими деревьями сидеть, сынок, правда? даже не больному!

– Правда, папа!

Родители нужны людям всегда! Особенно, в ‘возрасте’. Они – лучший ориентир этой жизни! Они – необходимый хлеб этой жизни! Они – воздух и пища! Без них…

Взрывается голос! певца! певицы! – о матери! песня! об отце!

Ты – плоть из плоти их! кровь от крови их!

Будет ли, бывает ли большее родство?

У меня не будет больших учителей, друзей, сподвижников…

Я склоняюсь – в восторге благодарности!

Мой сумасшедший отец, моя умершая мать…

Моя кладовая, откуда я черпаю неисчерпаемых сил питанье!

Родство! – что крепнет!

Духовная связь – что не рвётся!

Родители нужны! – и в зрелые годы много больше! острее! нужда..! в них..!

Острой зияющей пустотою зияют места, где были их слова.

Мои дорогие!

Если я есть памятник – так это вам! дорогие мои! возлюбленные! Лиля и Виля! Сплетшие такую жизнь, что всем вокруг стало светло! светло! Любовь узнаётся не сразу! как ни говори о ней! в каких словах! – ни пиши! Любовь – с годами разворачивающийся КОВЁР. Ваш узор – на наших лицах: ген любви! живуч! жгуч! ослепителен! ярок! Лиля и Виля!

– Как мама? – первый вопрос… – Ничего ей не говори, она наверное очень переживает, что я здесь… Не надо ей говорить! Не надо ей это знать! Она не выдержит! Как она себе чувствует..? – Бесполезно говорить отцу, что его жена, моя мама, Лилита, умерла, он поплачет, схватится за сердце… а через минуту спросит: “Что ты говоришь?.. Как мама? ”

– Отлично! Хорошо! – отвечу я.

– Что делает?

– Передаёт тебе привет! Работает.

– Что ты говоришь! Работает? Не то, что я.

– Ничего, ты тоже скоро…

– С работы звонили? Кто?

– Оба Туполева: Андрей Николаевич и Алексей Андреевич.

– Что ты говоришь? И что сказали?

– Спрашивали, когда ты выйдешь? Когда сможешь приступить к испытаниям?

– А что говорят врачи?

– Говорят, что тебе лучше.

– Что ты говоришь? – так я скоро выйду отсюда?

– Обязательно! И будешь проводить свои испытания… руководить… организовывать…

– Я это умею как никто… а кто меня будет возить отсюда?

– Я… и Завен.

– Ого! Значит я так нужен? Что ты говоришь…

– Нужен! За тобой же всегда присылали машину Туполевы, помнишь?

– Да, верно. Правда…

– И сейчас так будет, пап.

– Да.

И он восхищается воздухом: “Ведь воздух – это лечение, сынок, Артём! Смотри, какой воздух! Прекрасно! Это сад..! ” – говорит он про больничный – психиатрической больницы имени Гиляровского – сад\парк. И глотает жадно его! – воздух! (Ведь в палате окна не открывают… Даже в самые чудные дни! – ``режим``!) Там действительно хорошо, в парке! И отступает всё ‘земное’: что остаётся у человека в старости? – вставные зубы? Остальное не его – личные салфетки для… зубная щётка, тапочки (что он кладёт под подушку, чтоб не украли…), бельё (нижнее, верхнее, одежда – всё меняют там…), бритва… – всё спрятано, убрано, в мешки, подписано. График чёткий – всё нельзя! Всё по расписанию!

Среди всех, кто в больнице, отец – любимчик! Он всех сестёр и врачих называет «Дорогая моя! Ты!» Женщины таят! и расплываются в улыбках! Столько нежности в его неотразимой боксёрской улыбке. Они вероятно никогда не испытывали такого порыва нежности… От отца исходит нежность! Нежность и любовь! «ЛУЧШИЙ БОЛЬНОЙ» – так они называют его между собою. Они им очень довольны: «Благодарит за каждую таблетку, за стакан молока! Всегда вежлив, упредителен: пропускает вперёд! Улыбчив! Ни с кем не ссорится – а ведь у нас есть и… (ругательство), и те, кто сидел, и начальники – такие тупицы! А он со всеми ладит…» – Ни на кого не обращаю внимания, – говорит мне отец. Откуда у него эта потрясающая терпимость, толерантность, приятие каждого человека? Он перед каждым останавливается, приветствует его, улыбается, люди тоже останавливаются, смотрят внимательно, затем поняв, что во взгляде – лишь желание добра, улыбаются, и отвечают. Отец – каждому рад! Потрясающий конец! жизни! Остаётся – только улыбка приятия… И доброта – к людям, к миру! ко всем! ко всему! Откуда это? И откуда это в отце? Будто я не знал его никогда… Будто передо мною не мой отец, который родил, а новый друг мой, брат, бесконечно дорогой и близкий мне. Завидую. А чему можно завидовать? – духовному росту! Высоте! Духа! И отец открывает… мне… людям… “Ты в первую очередь ученик своего отца”, – говорил мне Лазарь, Лазарь ГАДАЕВ, учивший меня рисовать. И я понимаю справедливость этого теперь. Теперь, когда нету и Лазаря…

Когда человеку показывают путь к палате, показывают кровать – его, и он не может ничего! – даже найти их сам – ничего! остаётся только доброта… и красота. И – ничего не мешает им. Это величие! Величие человека. Это хотел я сказать. Красота, выраженная в улыбке! Доброта, выраженная во взгляде! Этим взглядом отец глядит вслед зелёной-зелёной июньской траве, летящему к нему голубю и торопящейся к нему «кисе», встречая, замирая, приближающего человека! – с любовью! и приятием! – улыбка!..

Они спели такую любовь на Земле, что смерть и болезнь лишь украшают это творенье. Лиля и Виля – мои возлюбленные друзья и родители! Последние уроки жизни я получаю – вот так. Если человек не может ничего, даже побриться и постричь ногти, он – всё равно! всё равно! – может всё: улыбнуться этому миру! И сказать: «Как же хорошо здесь, правда! Как хорошо нам здесь, правда? Воздух! – это жизнь…»

Абсолютное величие.

Абсолютное величие.

Человека.

И Бога!

И мы сидим с ним, обнявшись, в парке, под высоченными деревьями, которым уже лет 200! как и больнице, в которой отец… психиатрической… И говорим – о разном. Но встают люди… Самое важное – что было в жизни. И жена его – ЛИЛИНЬКА! в которой весь он – мой отец. Моя мама – дивной красоты женщина! …душевной и плотской притягательности! И эта любовь – перед которой всё бессильно! – немощь! болезнь! слабоумие! смерть! Рай – это здесь! Рай – это мы! Рай – это сейчас!   

Абсолютное величие.

Абсолютное величие.

Человека.

И Бога!
         


весна и лето 2009 – 2009 лето и весна