Практика повторений самовнушение с помощью аффирма

Алексей Турчин
Практика повторений: самовнушение с помощью аффирмаций.

В отличие от активного воображения, практика повторений рассчитана на индивидуальное применение.
Она опирается на следующие соображения об идеальном методе психотерапии:
1) Этот метод ориентирован на результат, а не на проблему. Можно бесконечно копаться в себе, и стать само-паталогоанатомом, обнаруживая бесконечное количество проблем и углубляясь в самопознание.
2) Это метод работает по принципу class-action – то есть он работает с группой однородных объектов одновременно. Например, вместо того, чтобы разбирать поочерёдно всё, что меня злит, он должен исцелять меня от неадекватной злости в целом. Точно также в компьютере мы работаем с целыми директориями, когда хотим удалить много файлов.
3) Метод должен давать видимый и устойчивый измеримый результат в конечный промежуток времени, а желательно, как в процессе применения, так и сразу после него.
4) Процессы, подразумеваемые методом, должны осуществляться автоматически, как это обычно и происходит в процессах исцеления. В этом смысле метод должен быть похож на компьютерный антивирус, который работает в невидимом режиме или на работу иммунной системы человека, работу которой мы тоже не замечаем.
5) Метод должен быть удобен для применения в разных обстоятельствах, в том числе неблагоприятных, и процесс должно быть можно корректировать по ходу дела.
6) Метод должен быть экологичным, то есть мы не должны жалеть потом о произведённых изменениях.
Повторения – это определённым образом построенные самовнушения. Основные идеи в нём следующие.
Это – а) отзвук. Например: я говорю себе «моё тело расслабленно». В конце произнесения этой фразы, когда я говорю последнее «о», в моём теле возникает отзвук, похожий на ощущение лёгкого расслабления. Когда такой отзвук возникает, мы можем сразу посмотреть, то ли это, что нам нужно. Кроме того, концентрация на отзвуке – это то, что отличает практику повторений от тупого повторения аффирмаций. По мере роста числа повторений отзвук постепенно растёт и кристаллизуется, порождая необходимое нам состояние или действие.
Это – б) несгибаемое намерение. Собственно повторения необходимы, чтобы удержать наше намерение на неком одном объекте. В ходе дня по мере внутреннего диалога возникает множество разных отзвуков, но в целом они сливаются в серый шум. Несгибаемое намерение подобно тому состоянию, когда возвращаешься из дальней прогулки домой. До дома километров 5, и ты устал, но нет никаких других вариантов – надо добраться до дома. Таким образлм, несгибаемое намерение – это состояние такой нацеленности на свою цель, когда нет других вариантов, кроме как туда попасть. Иногда трудно создать такое намерение, но это обычно говорит, что игра не стоит свеч – то есть то, что вы хотите достичь, на самом деле для вас не важно. Здесь нужно позаниматься целеустроением, и поискать то, что действительно важно для вас сейчас.
Собственно процедура состоит в выборе подходящего самовнушения, которое осуществляется через прослушивание послевкусий, возникающих от разных фраз. При этом легко заметить, что у похожих по смыслу фраз могут быть весьма разные послевкусия. Например, фразы « я здоров» и «я исцелён» имеют разный отзвук. Здесь происходит первая проверка на экологичность – если послевкусие вам неприятно, значит, вероятно это не то, что вы хотите.
Второй способ достижения экологичности – это выбор правильного уровня обобщения в утверждении. Оно не должно быть слишком абстрактным «всё хорошо», или слишком конкретным «печень выделят желчь». Кроме того, оно должна задавать качества, позитивные для всей целостности личности, а не для одной ее части.
Очевидно, что аффирмации должны произносится в настоящем времени, без частиц «не» и без слов вроде «проблема». Однако потом можно настраивать действие аффирмаций на некий промежуток времени. (Завтра у меня будет хорошее настроение)
Важно избежать при повторении аффирмаций эффекта выгорания, который также можно назвать эффект «паровоза» - а именно, если долго повторять слово «паровоз» оно утрачивает смысл и превращается в набор звуков. Для этого нужно повторять смысл аффирмации, а не ее точное звучание, то есть это не мантра в обычном смысле слова.  (Хотя в индуизме есть мантры разных уровней, и в некоторых вообще нет слов, а только идеи, как пишет Роберт Свобода.) Поэтому не нужно повторять аффирмацию от забора и до обеда. Вполне достаточно делать это от получаса до двух часов. И надо остановиться до того, как ты устал. Поскольку мы здесь используем аффирмации не для вдалбливания некий идей в своё подсознание, а для запуска и поддержания целительного процесса, то можно спрашивать себя, сколько ещё времени мне нужно на этот процесс или сколько процентов от результата уже сделано.
Для того чтобы убедиться в действенности аффирмаций для себя можно сделать упражнение «левитация руки» - на развитие идеомоторных навыков. А именно повторять «моя рука сгибается» и наблюдать, как пальцы медленно, дрожа, начинают сгибаться.
Практика аффирмаций несовместима с жадностью. Не надо набирать целой кучи удивительных и прекрасных аффирмаций и потом не знать, с какой из них начать. Надо выбрать ту аффирмацию, которая решает проблему, действительно актуальную для вас сейчас. Наш внутренний диалог  - это непрерывный поток разных аффирмаций, большей частью негативных, но они накладываются друг на друга и создают белый шум. Повторения работают за счёт того, что на фоне этого шума создаётся скала неизменного намерения. Соответственно, чем меньше аффирмаций в работе одновременно, тем лучше.
Аффирмации могут вызвать ощущения чуть ли не всемогущества и желания переделать себя сейчас и навсегда по максимуму, скажем, стать богом. Но надо оставаться на земле и выбирать аффирмации с понятным измеримым результатом. Иначе может получиться как в сказке про старика и золотую рыбку – «не хочу быть дворянкою, а хочу быть столбовой боярыней… и осталась старуха у разбитого корыта».

Разумеется приходит идея направить аффирмации на усиление самой практики аффирмаций. Здесь хороша команда «мою аффирмации эффективны». Например, я  некоторое время экспериментировал с аффирмацией «моя внушаемость высока» и это привело к крайне плачевным результатам. Это не улучшило мою практику, но  привело к тому, что я стал верить всякой чуши, хотя рационально понимал, что это ко мне не относится. Например, когда мой знакомы сказал, что у него аллергия на орехи, у меня тоже начался приступ страха, паническая атака, что я сейчас умру от аллергии, хотя умом я знал, что никакой аллергии у меня нет. А всё дело в том, что я перепутал цель и средства.
Другим способом усилить действие аффирмации является добавление в нё слов «быстро» и «легко». Например: «Мой позвоночник быстро и легко исцелён».
Полезно обдумать порядок слов в аффирмации – он должен быть таким, чтобы в каждый момент она была позитивным завершённым утверждением.
Альтернативным способом применения аффирмаций является использование их для «надевания» на себя целых готовых конструкций. Например «Я – воин» (имеется в виду кастанедовский воин).
Можно использовать аффирмации и для достижения внешних целей: «Моя машина исправна».
Главная проблема с аффирмациями в том, что мы не знаем, чего именно мы хотим. Поэтому мы даём противоречивые команды, и какой бы метод магии мы не использовали (симорон, аффирмации, визуализации) – мы кончим те, что одни наши просьбы будут взаимоисключать другие, и мы в результате останемся у разбитого корыта. Поэтому нужно искать такие утверждения, которые объединяют в себе противоположные и взаимоисключающие стремления. Недаром в исусовой молитве говорится «господи, помилуй меня грешного» - то есть человек просит Бога одарить его своей милостью, вместо того, чтобы выдвигать наверх свои желания. Например, тезис «я счастлив в любви» лучше, чем «я женился на Х». Нетрудно представить себе ситуацию, что человек женится на Х, но никакого счастья от этого не будет. И наоборот.
Конечно, хочется иногда поэкспериментировать, и посмотреть: а смогу ли я достичь того-то и того- то с помощью аффирмаций - но лучше делать это с теми тезисами, которые не имеют глобальных необратимых последствий.
Действенность повторений убывает с течением времени. Например, если делать это каждый день в течении недели, то в начале это будет давать более сильный результат, а потом ослабеет. Этот тот же эффект «паровоза». Поэтому нужно регулярно давать себе длительные периоды отдыха и переходить от одной аффирмации к другой, связанной с другой область жизни.
Крайне полезно вести дневник аффирмаций и записывать, что вы себе внушали, с какими ощущениями и когда – и каков был результат. Если вам лень вести такой дневник, значит, наверное, вам не очень важно то, что вы решили создать. Польза от такого дневника в том, что вы можете проследить все произведённые изменения – и отменить не нужные. Отмена делается также с помощью намерения. То есть выдачей головой команды.
То, что надо долго повторять – это не случайно: это защищает нас от того, что мы дадим себе какую-нибудь случайную команду.
Не следует забывать о дуальной природе мира и пытаться создать нечто ей противоречащее – например, чтобы вы всегда были в состоянии расслабления, или всегда были в хорошем настроении, или всегда бодрствовали – неизбежен откат. Надо создавать качества и навыки. Навык не зависит от дуальной природы.
Хорошие аффирмации, которые я испытал:
Моя душа исцелена
Мои эмоции исцелены
Мой позвоночник здоров
Я равнодушен к Х