Реставратор

Иван Подколодный
      Я видел этого человека, но он не показался мне  каким-то особенным. Мужчина средних лет, в очках, интеллигентный, типичный искусствовед из тех, что сидят в музеях и следят за тем, чтобы никто не украл или поцарапал картины. Единственное  его отличие было в том, что он пристально смотрел только на одну картину в зале и почти ни на кого не обращал внимания. Он отвечал на вопросы, то есть был вполне адекватен, говорил, что туалет находится на первом этаже, чипсы можно купить в буфете, а картины, представленные в зале преимущественно написаны в 18 веке. Но стоило его спросить о той самой картине, он оживал,  начинал нежно улыбаться и казалось, что он готов  взлететь при упоминании о ней, о картине.. или женщине, изображенной на ней. Эта удивительная история была связана именно с этой картиной и  я хочу ее рассказать, не называя музея и имен , которые могут открыть истинные факты. Мне бы не хотелось, чтобы толпы людей глазели на этого человека и нарушали спокойствие музея. Естественно, мне придется выдумать некоторые подробности, но как без этого в литературе.
    Федотов, я так назову героя нашего рассказа, был реставратором. Когда культура оказалась в загоне, а ценные произведения каким-то странным образом стали вывозиться из музеев за рубеж, Федотов был не у дел. Работы не было, и он стал постепенно спиваться. Когда, наконец, наступила зыбкая стабильность, его стали приглашать старые знакомые, предлагали оформить коттедж в стиле барокко, или бассейн в стиле Людовика XIV. Он пробовал взяться за такие заказы, но вскоре отказался.
   - Красота должна идти изнутри,- говорил он, - если хотите закрасить уродство, надо звать маляров.
   Странный он был человек, этот Федотов. Другие зарабатывали бешеные деньги, рисуя портреты богачей в старинных костюмах или расписывая стены нуворишам. А Федотов ходил по запасникам и  готов был реставрировать картины бесплатно. Ему не отказывали, ведь мастер он был хороший.
  А однажды, копаясь в запасниках одного музея, он наткнулся на старую картину, всю выцветшую и в плесени, но на ней четко угадывался портрет женщины. Он взял картину и замер. Отчего-то забилось сердце, и с тех пор Федотов забыл о времени.
  Он попросил разрешения у директора музея и даже добыл красок и принялся за работу.
- Но зачем именно эту?- спрашивал директор музея.- Ведь автор картины неизвестен, к тому же она в ужасном состоянии.
- В ней есть красота,- отвечал Федотов.- И тепло.
  Ему выделили комнатку тут же в музее, где он реставрировал картину, медленно, миллиметр за миллиметром проявлялись черты красивой женщины в старинном платье с декольте. Федотов не спал ночами, об этом знали охранники, в его комнатке горел свет. А однажды случилось невероятное. В комнате зазвучало два голоса.
   Охранники говорили, что один голос принадлежал женщине, а другой Федотову, говорили тихо, поэтому никто слов не слышал. Директор вызывал художника и долго отчитывал за то, что он водит по ночам женщин.
- Води к себе домой, а сюда не надо, это музей, в конце концов.
  Федотов молчал и скромно теребил край своего пиджака.
Но голоса снова были слышны , а в комнате Федотова всю ночь горел свет. Один из охранников даже утверждал, что видел в щелочку женщину в старинном платье. Она прижималась к реставратору, а тот гладил ее по волосам.
    Охраннику никто не поверил, но на реставратора стали поглядывать с любопытством.
 Когда картина была закончена, директор похвалил художника и даже выписал ему небольшую премию. Картину повесили в зале и под ней написали «картина неизвестного художника 18 века» Но Федотов целыми днями находился рядом с картиной и влюбленными глазами смотрел на женщину. На ночь ему запретили остаться, а на следующий день цвета на картине поблекли и Федотова позвали опять.
- Какие же краски ты использовал, раз они не держатся больше пары дней?
    В кабинете директора разговор продолжался долго. Ходят слухи, что Федотов пытался объяснить, что картина живая, а женщина не может существовать без него, и просил разрешения находиться с ней рядом постоянно, но директор не согласился. Тогда Федотов спрятался на ночь в туалете, и ночью его вновь видели рядом с картиной и слышали голоса. А утром краски на картине стали яркими, а  женщина на картине стала казаться улыбающейся.
  С тех пор реставратору разрешили находиться в зале, к тому же выписали небольшую зарплату смотрителя зала, чему Федотов был несказанно рад.
  - А по ночам?- спросил я у женщины, рассказавшей мне эту историю.- Он и ночью здесь бывает? Когда же он спит?
 - Иногда остается, иногда уходит.
- А как же картина?- удивился я.- Я понял, что без него она портится..
 - Это только поначалу, как у молодоженов, - улыбнулась женщина.- Устаканилось все, но любовь осталась. Так люди говорят. Я, правда, в это не верю. А вы поверили?
   Я ничего не ответил, но теперь, когда я бываю в этом музее, я снова смотрю на эту картину, на искусствоведа, сидящего в зале, и мне кажется, что они улыбаются друг другу.