Спросите Землю

Нина Рождественская
СПРОСИТЕ   ЗЕМЛЮ

В спорах о том, кому принадлежит земля Израиля, арабам или евреям, забывают о самой  З е м л е.
Все мы – странники во Вселенной, - сказано в Книге книг, следовательно, нам, странникам, была предоставлена Земля, как временный дом. Тем не менее, Хозяин дома следит, в каком состоянии содержат его жильцы. Если дом в образцовом состоянии, то договор на проживание можно и продлить, если же дом больше похож на мусорную свалку, то такого жильца следует гнать поганой метлой.
Однако, чтобы нас не захлестнули эмоции, обратимся к фактам. В книге Менаше Харея и Дова Нира  «Эрец Исраэль. Географический очерк» (Издательство «Ам-Овед»», Тель-Авив, 1976.) авторы пишут о том, что «климатические условия страны, где полуувлажненные зоны граничат с засушливыми, требовали от человека большого умения использовать основные природные богатства, которыми он располагал: воду и почву. Население, способное пользоваться этими благами, отодвигало границы пустыни за пределы страны; население, которое не умело это делать, вынуждено было отступать под напором пустыни и позволить ей проникать в страну…» « Сыны Израиля развили культуру террасного земледелия и тем самым не только справились с каменистой почвой, разрыхляя и очищая ее от камней, но и избежали смыва почвы. На этих ступенях они выращивали оливы и виноград…».
И далее авторы пишут: «Начиная с арабского завоевания в 7 веке н.э. чахнут и гибнут сельское хозяйство и городское население страны ( за исключением двухсот лет в эпоху крестоносцев). Войны за изгнание крестоносцев привели к полному разрушению и такому разгрому, от которого страна не могла оправиться за весь период власти мамлюков и турок. То был 600-летний период заболачивания земель злокачественной малярией, отсутствия безопасности на дорогах, захватов и грабежей. Наивысшей точки запустения страна достигла в 18 веке, когда в нее вторглись из Аравийской пустыни племена бедуинов и превратили возделанные земли, сохранившиеся в низменностях и на равнинах, в пастбища для скота… Таково было положение  дел на исходе 19 века, когда началось восхождение евреев на свою историческую родину».
О том, как евреи возрождали Землю, написано много книг. Ограничусь двумя достаточно красноречивыми примерами.
На месте теперешнего города Хадера когда-то была заболоченная, заброшенная земля. Турецкое правительство предложило эту землю арабам даром, которая, разумеется, им была без надобности (на болотах оливы не посадишь), и они продали ее евреям. Евреи начали осушать болота, гибли от малярии (в Хадере есть целое кладбище первых поселенцев), привезли сюда эвкалипты, но город был построен. Теперь в Хадере живут не только евреи, но и арабы.
Кстати об эвкалиптах. Это дерево палестинские арабы называют «еврейским», оно действительно никогда не произрастало на земле Израиля. Евреи завезли его, чтобы осушить болота. Это громадные, лишенные коры, деревья. Они раскидываются широко и мощно. Их корни глубоко проникают в землю, а кроны величественно шумят. Они горды и прекрасны. Они лечат землю от болезней и наполняют воздух целебной праной.
О, эвкалипт! Твой облик должен быть запечатлен на гербе Израиля, как символ способности прижиться на новой земле, излечить эту землю и вырасти на ней свободным…
И еще один пример, взятый из эссе Евгения Рабиновича «Мера смелости». «В 1983 году я в течение месяца замещал уехавшего в отпуск врача в кибуце «Эйн Ха-Мофет» и подружился до конца их долгой жизни с Альтером и Галилой Яблонкой. Они приехали сюда из Польши в 1936 году строить кибуц. Эти люди добровольно променяли сытую, спокойную, небедную жизнь на безлюдное поле, покрытое камнями. Такой кусок земли купил у арабов один из верховных судей Америки для создания ишува – еврейского поселения в подмандатной Палестине.  Яблонки «со товарищи» два года руками растаскивали камни, чтобы что-то начать на этой земле, обозначенной в Ветхом завете, как «горы Эфраима». Я просмотрел архив, в котором серия поэтапных фотографий даже неграмотному раскрывала историю кибуца. Я видел это огромное «закамененное» поле с двумя молодыми людьми в центре – Альтером и Галилой – несколько дней назад сошедшими на берег Земли Обетованной. В 1983 году это дикое поле уже давно было превращено в сад. Один из наивных американцев задал гиду свой туристский вопрос: «Каким образом кибуц разместился в таком изумительном парке?» Мне хотелось ему ответить: «По блату».
Я думаю, что этих двух примеров вполне достаточно. В одном случае, община людей, купив запущенную и, казалось бы, обреченную на вырождение землю, - осушает болота, гибнет от малярии, но возводит город, в другом – только два человека (супружеская пара) разгребают и освобождают от камней почву и создают на мертвой каменистой земле цветущий сад…
А что же «истинные хозяева земли», которыми считают себя местные арабы? И здесь я снова обращаюсь к фактам.. Как известно, Яффо – арабский город. В конце 19 века арабы выгнали евреев из Яффо. Евреи не стали устраивать войну. Они построили рядом с Яффо свой город – Тель-Авив. Конечно, сейчас, когда Яффо является частью Тель-Авива, в нем живут не только арабы, но и евреи. И сразу видно, кто есть кто. Однажды я была в гостях у своей знакомой в Яффо и обратила внимание на то, что рядом с ее домом (обычный, израильский, стандартный дом) находится какая-то горная насыпь, явно искусственного происхождения. Моя знакомая поведала мне, что насыпь сделали арабы (настоящая крепость), а внутри находится вилла, где они живут. Но самое любопытное  заключалось в другом: все пространство по периметру насыпи было завалено мусором. И так везде, где живут местные арабы. Какое-то время я жила в Ганей-Авиве (новый район города Лод, где живут, в основном, репатрианты из бывшего Советского Союза).. Ганей-Авив резко отличается от Лода не только новыми зданиями, но и чистотой. Арабские виллы, которые в великом множестве появляются и в Лоде, и в Ганей-Авиве, могут быть очень даже шикарными, но вокруг каждой виллы – мусорная свалка. Арабы с обидой говорят, что мусор у них не убирают. Совершенно верно, кто же его будет убирать, если арабы не платят муниципальный налог на землю.
-Мы и не должны платить! – говорят арабы, - это наша земля! Вы здесь гости, вот вы и платите!
Но позвольте, господа. Мусор, как известно, убирают мусорщики, а зарплату они получают как раз из муниципального налога. Впрочем, все эти нюансы совершенно не интересуют противную сторону.
Арабские жители того же Ганей-Авива  вспоминают, что когда-то здесь был огромный цитрусовый сад, но пришли евреи, вырубили сады и построили жилые дома. Арабы, которые занимаются сельским хозяйством, действительно сажают фруктовые деревья, оливы и овощи. Но отношение к земле чисто прагматичное: посадить, чтобы собрать урожай и продать. Они не понимают, как можно тратить землю на сады и парки, которые не дают прибыли.
Но ведь землю нужно не только использовать, но и давать ей отдых, ухаживать за ней, украшать и наряжать, как любимую невесту. Тогда и невеста ответит любовью и благодарностью.
На севере Тель-Авива есть небольшой район Неве-Шарет. Здесь я провела первый год  своей жизни в Израиле, и об этом месте у меня остались самые светлые воспоминания. Сам Неве-Шарет напоминает большой цветущий парк, настолько много в нем разнообразных цветущих деревьев, но еще здесь есть замечательный сосновый парк, где, кроме сосен, растут эвкалипты и кустарники лаванды. Сами жители района, возможно, даже не понимают, каким богатством они владеют. Парк создает совершенно уникальную, целительную ауру, успокаивающую нервную систему, располагающую к размышлениям и медитативному состоянию. И таких райских уголков, созданных заботливыми руками, в Израиле великое множество. Вполне возможно, что их целительная аура создает некий спасительный щит, который помогает израильтянам выдержать любые испытания и не впасть в окончательное отчаяние.
Я хочу привести фрагмент из письма профессора Мартина Бубера «Кому принадлежит Эрец Исраэль», которое он написал Махатме Ганди 24 сентября 1939 года: «Вы, Махатма, выражаете свое мнение по поводу «права владения» только в отношение одной стороны: вы не взвешиваете права на клочок свободной земли для другой стороны – тех, кто испытывает голод по этой земле… Но есть еще одна сторона, которой вы не касаетесь… Эта сторона – сама Земля. Спросите ее, что сделали арабы во имя ее в течение 1300 лет проживания на ней, и что сделали мы в течение последних 50 лет?.. Мне кажется, Бог не дает в наследство пядь земного шара ни одному народу, чтобы тот мог сказать, как сам Всевышний говорит в Торе: «Ибо Моя Земля»… Я верую в супружескую связь между человеком и землей. Эта Земля знает нас, ибо оплодотворена нами. И поселенцы наши – это не западные колонизаторы, использующие местных туземцев. Они сами пашут, идя за плугом, вкладывая пот и кровь в оплодотворение этой земли»…
Когда я жила в Ганей-Авиве, мне приходилось ездить на работу в Тель-Авив, и эти поездки стали для меня настоящим откровением и пониманием Земли и людей, которые на ней живут. О, эти утренние поездки! Природа уже пробудилась ото сна, а люди еще не очень. И эта тишина, но уже не ночная, а полная народившейся энергии и легкого дуновения, словно растекается в пространстве, наполняясь звуками и птичьем пением. Мелькающие за окнами виллы или кибуцные домики, поля, засеянные или вспаханные, - все кажется такой органичной частью всего пространства, и все напоено  с т р а н н о й  любовью. Любовью к земле, на которой эти люди, казалось, жили вечно. И это действительно странная любовь, потому что за эту Землю постоянно приходилось бороться. И снова, и снова возвращать ее. Но им, этим людям, казалось, что так и должно быть. И они все равно не уйдут отсюда. Никогда…
О, если бы можно было спросить Землю! Разве у Земли нет права выбора. Разве не она дает нам кров и еду? И разве она в один прекрасный день не может сбросить нас со своей поверхности, как надоевших и вредных микробов?
Земля мудра. Она умнее нас всех, и я думаю, что она, наконец, ответит. И это будет ответ всем людям, живущим на планете Земля.

24 сентября 2005 года.