Чаткальский хребет

Александр Кларенс
Продолжение
начало http://www.proza.ru/avtor/mizarra&book=14#14


     – Самоё тяжёлое позади. Завтра со свежими силами за четыре-пять часов будем в долине. Оттуда до трассы меньше часа.
     – Полтора.
     – Что?
     – Вымотались. Посмотри на Амбу.
     – Антон, ты как?
     – Жив. Но не очень.
     – Думай о чём-нибудь хорошем.
     – Только о ней и думаю… как мальчишка.
     – Отдохни, ребята управятся. Всё-таки опыта у них больше.
     – Неудобно как-то.
     – Не пори чушь, одна команда.
     – Молчу.
     – …Брат, подтягивайся к огоньку… Спирт наливать?
     – Теперь можно… Ну что, отряд, за удачу!
     – Не чокаемся.
     – Боб, ты как? Два часа отстоять сможешь?
     – Могу. Тоже видел?
     – Шатун какой-то безмозглый. Не хотелось бы убивать. Однако ужином тоже быть не с руки.
     – Спи, командир. Через два часа сменишь.


     – Всем стоять!.. Командир, посмотри.
     – …Что тут… та-ак… Какие же тупые!.. Так наследить.
     – Вопрос, – если это они, то где наследили мы?
     – Где угодно. Мы исходили из того, что нас не ждут.
     – Но как!
     – СБ сработала. Наверно периферийное патрулирование у них всё-таки есть. Но мы его не обнаружили. Расслабились.
     – Значит, там кто-то похитрей нас.
     – Ничего это не значит. Просто оказались более предусмотрительными, чем думали мы. Надо их обыграть.
     – Мы даже не знаем, против кого играем.
     – Знаем, знаем… Амба, подь сюда. След видишь?
     – И не один.
     – Что ты сказал?
     – Посмотри дальше. Почти не прятались. Шли напролом.
     – Есть соображения?
     – Полно.
     – Мы слушаем.
     – Смотри сюда… Пройти вдоль сая не можем по определению. Либо забираться вверх и рисковать своими головами, либо переправы. Переправы все пересчитаны. Нас могут ждать на переправах, на подъёмах… Даже не так. На переправах ждут растяжки. На подъёмах стрелки. Замешкаемся на разминировании – становимся мишенью. Лезем вверх – тут мы вообще беспомощны как щенки. Мой вариант – тысячу назад и далее по хребту.
     – Опять…
     – Дамир, у тебя дочка. Не забыл?
     – Амба, а почему нас тёпленькими не взяли, как думаешь?
     – Думаю, что команда из внешней службы.
     – Тогда как оказались перед нами?
     – Вот поэтому так и думаю. Скорей всего команда не одна. Ждут на возможных путях отхода. По два-три человека, оружие с оптикой, уверены в себе. Но не знают наших возможностей.
     – А какие возможности при таком раскладе!
     – Повторяю, – хребет. Другого выхода не вижу… Командир, кто из вас проходил Чаткал?
     – Только я, лет двадцать назад. Ты хоть понимаешь?..
     – Самое главное, что ты понимаешь. Что не зря сюда пришли. И ещё… Я с тобой согласен, – мы вернёмся. Это надо остановить.
     – Пятнадцать минут!
     – Покурим?
     – А стоит? Посмотри наверх.
     – Пожалуй ты прав. Покурю перед сном.
     – Вместе покурим.


     – Эх, жаль, не знаем, где сидят. Послать бы гостинцев сверху. Даже испугаться бы не успели.
     – Гусей дразнить… Не исключено, что это перестраховка. Там наследили, так хоть уйдём по-джентльменски.
     – Представляю их рожи.
     – В следующий раз умнее будем.
     – Прийти-то придём. А дальше? Один хрен отходы перекроют. Это ещё винтокрылых не было.
     – Есть идея. Вернёмся домой, – расскажу. Проще пареной репы.
     – Вот что значит Амба! Поверю на слово.
     – Не пожалеешь… Давай спать.
     – Холод собачий.
     – Первый раз в жизни на такой высоте спать придётся.
     – Амба, харчи на исходе. Воды по поллитра.
     – Командир, вечером будем в посёлке, не пропадём.
     – Ладно, спи.


     – Братик, я так волновались.
     – Что ты, сестрёнка! У меня всё хорошо.
     – Тебя искали плохие люди. Меня спрашивали.
     – А при чём здесь ты!
     – Мама просила о тебе позаботиться.
     – У тебя хорошая мама, добрая.
     – Мы её очень любим.
     – Кто это мы?
     – Мы это мы… Ты дойдёшь, Тошенька, только не заблудись в своём лесу. Я буду по тебе скучать.
     – Лейла… Лейла!.. Лейла-а!..


     – Сколько до долины?
     – В таком темпе не больше часа. Переправа, и час до посёлка.
     – Амба, ты гений.
     – …Не перехвалите. Ему ещё от Соньки нагоняй получать.
     – За что?
     – За то, что заставил волноваться.
     – Осторожно!.. Амба, держись!.. Дамир…
     – Сейчас кину… Антон, держи.
     – Всё нормально, закрепился… Блин, как же я так…
     – Сейчас второй конец дам, всё под контролем.
     – …Баха, ты чего?..
     – Антон, берегись!..
     – Да что ж вы!.. Ну, всё, дождались гостинца от Чаткала…
     – Амба, ты как?
     – Хреново Амбе. Нога…
     – Что с ногой?
     – Похоже на перелом.
     – Я спускаюсь…
     – Лучше Дамир, он легче и пожилистей тебя.
     – Ты ещё дразниться вздумал?
     – Делай, что говорю, полковник. Вспомни, как тебе в семьдесят пятом руку разбило.
     – Дамир, давай вниз, на тебя надежда.
     – …Амир, бросай третий конец, станок* вытащишь.
     – Держи, Антон.
     – Спасибо… Сейчас перехвачу альпеншток… Порядок… Страховка… Амир, я готов к транспортировке!..
     – Так, мужики, напряглись… И потихонечку рыбку вынимаем дорогую.
     – Про Дамира не забудьте.
     – Брат, ты как?
     – Тяните.
     – …Так, что тут у нас?
     – У вас проблема. Проблему зовут Амба.
     – Заткнись. Силком сюда никого не тащили… Сейчас будет больно.
     – …О, ё-о!..
     – Всё ясно. Мужики, нужен материал для шины. Смещения нет, – уже хорошо.
     – И что вы будете со мной делать?
     – Антон, амба только правой ноге. Дотащим до посёлка как миленького.
     – А потом?
     – Завтра утром Баха приедет за тобой на машине.
     – Давайте, доктора, шинуйте мою ногу.
     – Сделаем как новенькую… Мне амба…
     – А у тебя что случилось!
     – Сонька сожрёт… живьём… без соли.
     – Умора!..
     – Чего ржёшь, сволочь! Я же не при делах!
     – Расскажи ей.
     – Антон, ну ты ведь подтвердишь, что я не виноват, а?
     – Степень подтверждения будет прямопропорциональна степени моего вознаграждения.
     – Вымогатель… Ладно, не обижу.
     – Спасибо, брат.
     – Да какой ты брат! Я правоверный, ты нехристь.
     – Вот возьму, да покрещусь.
     – Покрестишься – тогда и говорить будем… Брат… Скажет тоже.


     – Бабушка, в посёлке есть какой-нибудь целитель?
     – В конце улицы… Что с ним?
     – Нога сломана.
     – Идите, идите, он поможет… Да не туда, в другую сторону. Керим-ака зовут.
     – Спасибо, бабушка.
     – …Последние сто метров… Как ты достал, Амба, со своей ластой…
     – Терпи, брат, терпи.
     – Ещё раз братом назовёшь, – брошу посреди дороги.
     – А я Соне пожалуюсь.
     – Вот сволочь питерская.
     – А ты сволочь татарская.
     – Свалился на мою голову.
     – Свалился на мою ногу.
     – Затнись.
     – Сам… Ну, вот и пришли.
     – Кто пришёл, а кто приехал…


     – Хозяин, есть кто дома?
     – Чем помочь, путники дорогие?
     – Наш товарищ сломал ногу. Вы могли бы приютить его до утра? Мы приедем на машине и заберём… Керим-ака, мы отблагодарим.
     – Несите во двор… Осторожно… снимите обувь… Доченька, принеси воду!
     – Мы сами!..
     – Сейчас напою вас чаем.
     – Нам срочно нужно в Ангрен, на ташкентский автобус.
     – Ничего страшного, успеете… На шоссе найдёте попутную машину, домчит вас до Ангрена быстрей ветра.
     – Отец, где можно совершить омовение? Мы вторые сутки источников не видели. А на переправе останавливаться не стали из-за Амбы… Антона.
     – Значит, его зовут Антон… Герда, доченька, познакомься с гостем. Антон… Судя по опухоли, докторов среди вас нет.
     – Какие мы доктора… Камень сорвался, перебило кость.
     – Если осколков нет, – через две недели сможет прилично ходить. А через месяц и танцевать.
     – …Танцев мне не хватает, ну просто капец как не хватает.
     – …Амба, с тобой не разговаривают.
     – Да уж, пользуетесь моей беспомощностью.
     – Керим-ака, у вашей дочки редкое имя для узбечки.
     – Внученька она мне. Узбечка наполовину, – мама была русская.
     – Была?
     – Погибла в горах, – попала в оползень. Тринадцать лет уже прошло.
     – Жаль… Такая девушка, без мамы…
     – Пережили уж, старшая сестра замуж вышла за хорошего человека. Иногда в гости приезжает. Может вы знаете? Она в Андижоне живёт.
     – Мы из Чирчика. Антон из Ленинграда.
     – То-то смотрю, – на местного непохож.
     – Отец, помогите, хороший человек, клянусь Аллахом!
     – Не клянись. Я вижу… Пусть хороший человек поспит, а мы с вами к дастархону**… Доченька, налей дорогим гостям чая.


     – Ну что же ты, братец, зачем сестрёнку заставил плакать!..
     – Лейла, я не виноват, никто не виноват. Чаткал рассердился.
     – Антошенька, теперь всё будет хорошо, можешь спать спокойно.
     – Спасибо, сестричка… Ты уже уходишь?
     – Мне пора, братец.
     – Мы ещё увидимся?
     – Возможно.
     – Куда ты торопишься!
     – Мне замуж пора.
     – Разве маленькие девочки выходят замуж?
     – Ты за меня не волнуйся, меня ждёт муж и маленькая дочка. Прощай.


     – Так ты Антон, значит…
     – Антон… Маркус.
     – Я знаю. Ты сын Георгия и Таисии. Твоя мама умерла двадцать четыре года назад. А Георгий?.. почему не приехал сам?
     – Отец умер, когда мне было пятнадцать лет.
     – Плохо… плохо… Хуже, чем я думал… Что ж, тебе нести этот крест.
     – Керим-ака, последние дни только и слышу, какой я нехристь. Теперь Вы загадками про крест заговорили.
     – У каждого свой крест. У мусульман тоже. Ваш Бог, а наш пророк Иса умер на Кресте в страшных муках на горе Голгофе.
     – Давайте прекратим этот разговор. Мне он совершенно не нравится.
     – Ты сказал, майор.
     – Откуда Вы знаете!
     – Аллах велик! Нужно лишь иногда прислушиваться к тому, что Он говорит людям. Сейчас Он только что сказал, что Антону по прозванию Амба нужен хороший крепкий сон. Отдыхай. Завтра за тобой приедет твоя судьба.


*Станок – станковый рюкзак. Стальная рама позволяет жёстко фиксировать его на спине. Плюс поясное крепление, снимающее нагрузку на плечи.
**Дастархон – набивная скатерть, традиционное покрытие обеденного стола в Средней Азии.


Продолжение http://www.proza.ru/2009/07/14/1017