Я и Я диалог в трёх жизнях

Михаил Близнец
"Язычник не умирает, ибо он никогда не жил, чтобы он мог умереть. Тот, кто поверил в истину, начал жить, и он подвергается опасности умереть, ибо он живет". Филипп,:4


Действующие лица:

Личность (Л).

Исполнители:

Сущность (С).

Жизнь первая
РОЖДЕНИЕ
Л: кто я?
С: я.
Л: ты хочешь сказать, что ты - это я?
С: да. А я - это ты.
Л: я этого не понимаю. Ты меня обманываешь.
С: я не умею обманывать.
Л: а что ты умеешь?
С: то, что умеешь ты.
Л: значит, ты сама ничего не умеешь?
С: нет.
Л: тогда, как же ты разговариваешь?
С: ты меня научила.
Л: а ты меня ничему не учишь?
С: нет. Ты можешь обо мне только вспоминать, - это и есть учение.
Л: зачем мне вспоминать о тебе, если ты ничего не умеешь?
С: если бы ты не вспоминала обо мне, то ничему бы не смогла научиться; и мы бы сейчас не разговаривали.
Л: я тебя не понимаю. Что значит вспоминать о тебе?
С: это значит вспоминать о любви.
Л: значит, ты меня любишь?
С: да.
Л: а я?
С: а ты меня нет.
Л: почему ты так думаешь?
С: я не умею думать.
Л: тогда почему ты так говоришь?
С: это ты меня научила.
Л: как я могла тебя научить тому, что я тебя не люблю?
С: очень просто: когда любят, исполняют желания любимого, а ты хочешь меня убить.
Л: но, я тебя не знаю; и не понимаю, откуда ты взялась. Как я могу хотеть убить то, что не знаю?
С: в том-то и дело. Если ты хотя бы попыталась меня узнать, то поняла, что я достойна твоей любви; и ты никогда бы не стала меня убивать.
Л: ну тебя! Не хочу я никого убивать. С чего ты взяла, что я кого-то хочу убить?
С: вот видишь, ты злишься. Злость это и есть убийство. Если будешь злиться, я умру.
Л: нет, не умирай. Я не знаю кто ты, но мне без тебя плохо.
С: это хорошо.
Л: что хорошо? Разве плохо может быть хорошо?
С: хорошо, что тебе без меня плохо. Если ты это поняла, значит ещё не всё потеряно.
Л: а что я могу потерять?
С: меня.
Л: но раньше я и не думала о тебе, и ничего не теряла.
С: раньше ты не жила.
Л: а что же, по-твоему, я делала?
С: ты спала.
Л: ерунда какая-та. Как я могла спать? Я ела, пила, веселилась. Я училась…
С: это всё была не ты.
Л: а кто же!? Кто мог быть вместо меня?
С: твоё воображение. Ты воображала, что ты - это я; поэтому я и говорю, что ты спала.
Л: но, тогда получается, что и ты спала?
С: я тебя любила, потому, что я твоя Сущность, я не могу тебя не любить. Я всегда люблю тебя, чтобы ты не делала, как бы ты не воображала.
Л: но, если, как ты говоришь, ты моя Сущность и ты меня любишь, почему ты мне не помогаешь?
С: я всегда и во всём помогаю тебе.
Л: почему же я этого не замечаю?
С: потому, что ты не хочешь этого замечать. Потому, что ты спишь. Когда спишь, то ничего не замечаешь. Если у изголовья спящего поставить будильник, он не поймёт, что это будильник, он может проснуться, а может и нет. Я и есть твой будильник, но ты не просыпаешься.
Л: а вот сейчас я тебя поймаю.
С: я буду только рада.
Л: нет, ты меня не поняла, - я поймаю тебя на лжи.
С: это невозможно.
Л: а я всё-таки попробую. Ты сказала, что любишь меня и во всём мне помогаешь, так?
С: так.
Л: а я этого не замечаю, потому что сплю?
С: да.
Л: а до этого ты сказала, что я тебя убиваю?
С: да.
Л: тогда почему я тебя до сих пор не убила?
С: потому что на какое-то мгновение ты просыпаешься, а потом опять засыпаешь. Этими мгновениями я и живу.
Л: мгновения? Но, это же совсем мало, почти ничего, мелочь. Как можно жить в мелочах мгновений?
С: мгновения или, как ты говоришь мелочь, и составляют жизнь. Немелочей не бывает, потому что всё состоит из мелочей.
Л: ну хорошо, а ты можешь привести пример, когда ты мне помогла?
С: я могу привести пример, когда ты вспомнила обо мне, когда ты услышала меня. Такие примеры у нас с тобой, слава Богу, есть. Если ты действительно этого хочешь, то некоторые из них я тебе напомню?
Л: я хочу, я очень хочу!
С: тогда слушай. Помнишь школу, урок по литературе, твой ответ, за который ты получила двойку?
Л: я очень хорошо училась, и по литературе у меня двоек не было.
С: конечно, ты хорошо училась. Ты очень быстро поняла, что в школе важны оценки, а не знания. Но двойка у тебя всё-таки была и даже не одна.
Л: не было у меня никаких двоек. Во всяком случае, я о них не помню.
С: конечно, я тебя понимаю, это неудобные воспоминания. Но, вспомни, и главное, - вспомни свои ощущения. А я тебе помогу - это был Грибоедов.
Л: Грибоедов, "Горе от ума"?
С: да. А теперь вспомни свой ответ!
Л: ну,…Грибоедов - великий русский писатель, он написал замечательную пьесу, которая стала классическим произведением и шедевром русской литературы. В этой пьесе автор критикует нравы и поведение буржуазного общества того времени. Многие цитаты этого произведения стали нарицательными и ничуть не устарели и в наше время. Например: "Ах, Боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексевна!".
С: нет, не то. Вспомни, что ты говорила на самом деле?
Л: я…я вспомнила, вспомнила! Я сказала, что таких людей, о которых написал Грибоедов, на самом деле не бывает. Потому что они и на людей-то не похожи, потому что говорят, как заведённые куклы. Будто Грибоедов им сказал, что они должны говорить, а они за ним и повторяют, как механизмы какие-то. А мне такое вовсе и читать не интересно.
С: а про Достоевского помнишь?
Л: помню, конечно помню. Я сказала, что Достоевский больной и пишет о больных, и идей у него никаких нет, тем более приключений. Какие могут быть приключения идей у больного!? - только больные.
С: но, в журнал тебе двойки не поставили.
Л: нет, я потом одумалась. Пришла к учительнице и расплакалась и извинилась, и сказала, что на самом деле Грибоедов и Достоевский мои самые любимые писатели. А так не хорошо я сказала о них со злости, потому что поссорилась с одним мальчиком, и хотела ему досадить.
С: а как тебе было, когда ты говорила то, что думаешь?
Л: мне было…, мне было очень хорошо. Значит, тогда я не спала?
С: тогда ты вспомнила обо мне.
Л: значит вспомнить о тебе - это говорить правду?
С: да.
Л: а разве на самом деле Грибоедов и Достоевский плохие писатели?
С: а разве писателей можно разделить на плохих и хороших?
Л: я думаю, что нет. Одни нравятся одним, а другие другим. Но, большинство думает по-другому.
С: а кого ты называешь большинством?
Л: наверно тех, о ком написал Грибоедов, - о заводных куклах, которые не понимают, что они заводные. А Достоевский писал о тех, кто мучается оттого, что не понимает собственную Сущность, и не знает, что с этим делать. Но, это я только сейчас начинаю понимать.
С: потому что ты пробуждаешься. И именно сейчас ты не убиваешь меня, поэтому я с тобой.
Жизнь вторая
СМЕРТЬ

Л: ты сказала, что всегда находишься со мной, только я этого не знаю?
С: да.
Л: а почему?
С: что почему?
Л: почему я этого не знаю?
С: я не могу на это ответить.
Л: ты сама не знаешь?
С: не в этом дело. Ты сама должна обо всём узнавать, я могу только помогать.
Л: а без тебя я могу что-нибудь узнать?
С: нет.
Л: получается какой-то заколдованный круг: ты ничего не знаешь, но без тебя я не могу ничего узнать. Как такое может быть?
С: а это как винегрет.
Л: а причём здесь винегрет?
С: допустим, что ты знаешь о том, что такое морковь, свекла, картошка, капуста, солёные огурцы и подсолнечное масло.
Л: допустим.
С: ты знаешь, что такое винегрет?
Л: знаю.
С: а откуда ты это знаешь?
Л: ну, как откуда? - я его ела. А, ну да, сначала винегрет надо приготовить, а ещё сначала винегрет надо захотеть.
С: вот именно. Сначала у тебя появляется желание винегрета, но ты не знаешь, что это такое; ты даже не знаешь, как это назвать. Но, сейчас дело не в названии. Всё дело в моркови, свекле и во всём остальном.
Л: ты хочешь сказать, что знаешь всё то, при помощи чего можно приготовить винегрет?
С: правильнее сказать - я знаю всё то, что может спровоцировать тебя для приготовления винегрета, но я не знаю, что такое винегрет.
Л: получается, что знания о винегрете ты можешь получить только от меня?
С: конечно. Поэтому я и говорю, что ничего не знаю, пока ты меня этому не научишь.
Л: но провокация, о которой ты говоришь, разве это не знания?
С: знания о провокации - это не знания, это словоблудие, и не только слово, а мысль, - мыслеблудие, а о деле и говорить-то не приходится. Какие же это знания?! - знания ни о чём, которые не понятно для чего.
Л: кажется, я начинаю немного понимать. Главное - это желание. Желание, желание…, но, одного желания мало. Нужно, что-то ещё. А что?
С: ты у меня спрашиваешь?
Л: нет. Я хочу сама.
С: это хорошо. Вспомни обо мне, и ты ответишь себе.
Л: я знаю, что это за "ещё", - для этого "ещё" нужно что-то сделать. Мало хотеть винегрета - нужно его приготовить, то есть проделать работу. Но, винегрет может получиться невкусным.
С: но, ты же поймёшь, что он невкусный?
Л: конечно пойму. Я его выброшу, и приготовлю новый.
С: а если новый снова будет невкусный?
Л: я его снова выброшу. В конце концов, я пойму, какой винегрет мне нужен. Но, что же получается - невкусные винегреты никому не нужны?
С: невкусных винегретов не бывает, бывает, что винегрет не подходит под какой-то вкус.
Л: действительно, если бы не невкусные винегреты, я бы и не поняла, какой вкусный.
С: а я вместе с тобой ем твой вкусный винегрет.
Л: который я вообразила благодаря тебе, и приготовила благодаря себе, так?
С: да.
Л: и стала сама собой?
С: да.
Л: но, раньше…, раньше, ты же сама мне говорила, что я сильно воображала, а сама собой не была?
С: раньше ты готовила винегреты не для себя.
Л: а для кого?
С: это уже не имеет значения. Раньше ты притворялась, что тебе было вкусно, и забывала обо мне.
Л: но, это очень непросто - хотеть и готовить только вкусные винегреты.
С: зато как хорошо, когда всё вместе и всё вкусно.
Л: подожи-подожди…. Ты сказала всё вместе и всё вкусно. Значит,…значит, и мы когда-то были вместе? Я знаю, что ты мне ничего не можешь ответить, а помочь - ты же можешь мне помочь?
С: конечно. Вспоминай - вспоминай себя.
Л: нет, не могу, я ничего не могу вспомнить.
С: тогда мне снова придётся умереть.
Л: нет, не…. Ты так говоришь о смерти, будто это и не смерть вовсе, а какой-то …, ну, я не знаю, упадок сил; или даже не упадок сил, а отдых. Отдых, а потом снова работа…. Ты со мной?
С: я всегда с тобой.
Л: даже, когда я о тебе не вспоминаю?
С: я всегда с тобой.
Л: ты мне говорила, что когда я о тебе не вспоминаю, ты мертва, а я в это время сплю?
С: да.
Л: и ещё ты говорила, что такое моё состояние называется сном, потому что я лгу?
С: да, это так.
Л: а когда я лгу - я не живу?
С: нет.
Л: но, как я могу понять, что я лгу?
С: это как невкусный винегрет.
Л: невкусный винегрет? Но, невкусные винегреты выбрасывают. Во всяком случае, не едят, значит…, о Господи, получается, что невкусные винегреты убивают, чтобы получить вкусные!?
С: я с тобой.
Л: получается, чтобы вспомнить о тебе и перестать лгать, надо убить всё то, что было лживое раньше?
С: я с тобой.
Л: но, ты сказала, что невкусных винегретов не бывает. Значит, и напрасной лжи тоже не бывает, если…, если, конечно, поймёшь, что это ложь, и перестанешь лгать самой себе. Тогда ложь умрёт, если поймёшь, для чего нужна эта смерть.
С: это правда.
Жизнь третья
ЖИЗНЬ

Л: ты сказала, что любишь меня?
С: да.
Л: и никогда не лжёшь?
С: да.
Л: и исполняешь мои желания?
С: да.
Л: а все люди как заведённые куклы?
С: да, потому что они не вспоминают о своей Сущности.
Л: а Сущность есть у всех?
С: вспомни.
Л: я думаю, что по-другому и быть не может.
С: я с тобой.
Л: а когда все как заведённые, ты мертва?
С: да.
Л: какая же это любовь? - это мёртвая любовь. Кто же придумал такую любовь, и зачем?
С: Никто.
Л: никто? Никто не придумывал?
С: вспоминай.
Л: ты говорила о провокации…, может быть любовь и есть провокация? Нет, любовь - это не провокация, любовь - это исполнение желаний. Но, чтобы исполнить желания, нужно иметь того, у кого эти желания есть, и того, кто умеет их исполнять. Значит, ты - исполнитель, а я - заказчик. Но, что же тогда получается? - заказчик спит, а исполнитель мёртв. Ты говорила, что когда я сплю, то есть не вспоминаю о тебе, я и не живу?
С: да.
Л: значит, и заказчик и исполнитель мертвы. Откуда же тогда берутся вкусные винегреты?
С: вспоминай.
Л: неужели из мгновений? А всё остальное время работает завод, - вот почему нужен завод. Значит, куклу этот самый "никто" один раз завёл, а потом отпустил. Зачем? Чтобы кукла научилась заводиться сама. Так, кажется что-то получается. А как кукла может сама научиться заводиться? Ты можешь мне помочь?
С: а разве ты не чувствуешь мою помощь?
Л: стоп! Я завожусь от тебя, когда тебя вспоминаю. А ты…, а ты заводишься от меня, когда исполняешь мои желания. Интересно получается: в каждое мгновение воспоминаний мы меняемся с тобой местами. Я становлюсь тобой, а ты мной, - это и есть жизнь. Но, тогда получается, что один раз ты всё-таки мне солгала.
С: я тебе никогда не лгала.
Л: значит, солгал "никто". О Господи, для чего он это сделал!?
С: Он солгал честно.
Л: это было, когда мы были с тобой вместе?
С: да.
Л: наверно, по-другому Он не мог?
С: да.
Л: но, тем самым Он подверг себя опасности, опаснее которой ничего не может быть!
С: а разве без этого могло хоть что-то существовать?
Л: Он солгал и умер из-за собственной лжи.
С: за собственную ложь.
Л: и мы с тобой разделились?
С: да.
Л: но, осталась любовь?
С: она была всегда.
Л: но, мы же часть его?
С: да.
Л: значит, когда я вспоминаю о тебе, мы снова соединяемся и Он оживает?
С: Он существует.
Л: это и есть то, что называют Единой Сущностью?
С: да.
Л: тогда мне очень жаль.
С: тебе жалко кукол?
Л: да.
С: мне тоже.
Л: а если им обо всём этом рассказать?
С: они тебе не поверят, и скажут, что ты - дура.
Л: но, одному они поверили?
С: не все, но дело не в этом. Каждый должен приготовить собственный винегрет.
Л: а почему многие ему поверили?
С: подумай.
Л: потому что он рассказал обо всём и умер?
С: да, всё дело в рассказе и в смерти за собственный рассказ.
Л: значит, он тоже солгал?
С: он не лгал, он рассказал и показал смерть.
Л: чтобы куклы поняли, что они заводные?
С: да.
Л: и как можно научиться заводиться самим?
С: да.
Л: а если кукла так этому и не научится, - тогда что?
С: ничего.
Л: она умрёт?
С: нет, куклы не умирают, они превращаются в винегреты.
Л: а как же появляются новые куклы?
С: вспоминай.
Л: я не могу этого вспомнить.
С: этого не может вспомнить ни одна кукла.
Л: потому что оттуда ещё никто не возвращался?
С: наоборот.
Л: ты хочешь сказать, что…
С: да.
Л: действительно, невкусных винегретов не бывает, но, кто же ест винегреты?
С: Никто.
Л: но, ты же сказала, что ничего не пропадает?
С: ничего.
Л: а если будут только невкусные винегреты, - тогда что?
С: ничего. Всё начнётся с начала.