Слесарь жил в носках дырявых

Михаил Близнец
"Слесарь жил в носках дырявых, и чинил водопровод". А дальше? - подумал Димка. Что было дальше? Почему не приснилось? Димка без тапочек пришёл в кухню и повернул левую звёздочку над раковиной. Холодная есть - хорошо - а горячая? - спросил Димка, и повернул правую звёздочку. И горячая тоже есть - значит, и правда, починил. Нет, а почему починил? Вода и раньше была. Это же сон, с ума можно сойти! Да и как можно жить в носках? Жить нужно в доме, - в тёплом доме, а в тёплом доме не нужны никакие носки, тем более дырявые. Дырявые носки надо выбрасывать. Дурак этот слесарь. Почему обязательно дурак? Может быть просто бедный, потому что у богатых ничего в дырках не бывает. Почему это не бывает, ещё как бывает, например, унитаз. Сдались мне эти дырки, да ещё с самого утра, - подумал Димка и, вернувшись в комнату, открыл шкаф и достал чистые носки. Вот они: мои серенькие и свеженькие, и ни одной дырочки. А это ещё кто? Кстати, а сколько времени? Вообще-то десятый час. Ладно, надо ответить этому телефону, раз уж он так хочет.
- Диман, у тебя вода есть?
- Есть.
- А собака?
- Лёха! Здорово.
- Здорово.
- Ты когда приехал?
- Вчера.
- А почему не позвонил?
- Устал. Утром приехали, а потом целый день на базаре.
- А, вот ты почему про собаку спросил.
- А ты не хочешь собачку завести?
- Я может и хочу, а другие не очень. Ну, это ладно, а вода тут причём? Ты что, пить хочешь?
- Нет, у меня в деревне всегда вода есть. Это у вас в городе всегда что-нибудь отключают.
- Начал! У нас - у вас. Ладно, буржуй деревенский, когда зайдёшь?
- Диман, а может ты ко мне? Собак посмотришь, да и поговорим на свежем воздухе.
- Ты с Танькой?
- Ну, а как же без неё. Она же у меня коммерческий гений, и собачий и кошачий.
- Хорошо, приеду. Сейчас съем чего-нибудь, и приеду.
- Давай Диман, жду.

 Щенки с прощальным названием "Чао-Чао", похожие на маленьких медвежат, лежали в картонной коробке на соломенном дне. Рядом в другой коробке спали два чёрно-коричневых комочка немецкой породы. Морские свинки в стеклянном аквариуме без моря вставали на розовые задние лапки и пытались выбраться на берег. Кошки и котята с кошками плакали на кошачьем языке, и просились из железных домиков-тюрем в человеческие руки. Породистые не знали о том, что у них другая кровь, они царапались и кусались, и вели себя как беспородные. 
- Таня, - спросил Димка, гладя маленького "Чао-Чао" по голове, - а это кто мальчик или девочка?
- Конечно, девочка, - ответила Танька, - она всё время скулит, и из коробки убежать хочет, а мужики-то спят.
- Потому что мужики работают и устают, - сказал Лёшка.
- Лёша, ну, конечно, устают, я же про собак. А давай кошку купим?
- Какую ещё кошку?
- А вот эту, - Танька взяла на руки кошку с испуганными жёлто-зелёными глазами.
- Шерсть у неё, - сказал Димка, - как будто кто-то общипал и взъерошил.
- Никто её не общипывал, сейчас пригладим и всё. Смотри, какая красавица.
- Таня, но у нас уже есть пять кошек, - сказал Лёшка.
- Ну и что, ещё одна будет. Ты же знаешь, как я люблю кошек!
- Знаю, - сказал Лёшка, - пока они твои цветы не трогают. А сейчас у нас все кошки в одном сарае живут.
- А почему это цветы только мои? Между прочим, цветы в деревне прекрасно продаются.
- А чем она тебе так понравилась? - спросил Лёшка.
- Потому что перс. У нас ни одного перса ещё не было.
- Персы должны жить в персидских деревнях, - сказал Димка.
- Ну тебя, Диман, - сказала Танька, - ты ничего не понимаешь. У этой кошки скоро котята будут, от настоящего персидского кота.
- А откуда ты знаешь? - спросил Димка.
- Потому что это моя кошка, - ответила женщина с накрашенными бровями, которая стояла рядом, - я специально с персидским котом договаривалась. А с Таней мы давно друг друга знаем и никогда не обманываем.
- А сколько же она стоит? - спросил Лёшка.
- Ой, - ответила Танька, - да всего двести рублей. Тем более что за одну "овчарёшку" уже аванс дали.
Лёшка вздохнул.
- А сколько стоит щенок немецкой овчарки? - спросил Димка.
- Две тысячи, - ответил Лёшка, - потому что без документов. А с документами все пять.
- А "Чао-Чао"?
- "Чао-Чао" семь. У них родословная есть.
- Ну, что берём кошку? - спросила Танька.
- Ты же сама всё решила, а теперь спрашиваешь, - ответил Лёшка.
- Ладно, ребята, вы тут пока разбирайтесь, а я к свинкам пойду, - сказал Димка, и, уходя, услышал последние Танькины слова, - Лёшенька, ты что забыл, сколько настоящий перс стоит?

 Около аквариума с морскими свинками Димка достал пакет, сделанный из старой газеты, со специально купленными для этого орешками без скорлупок, и спросил:
- Им такие орешки можно есть?
- Можно, - ответила девочка в серой шапочке с помпончиком.
Димка опустил в аквариум орешек, держа его двумя пальцами. Свинка продолжала царапать прозрачную стенку и не обращала внимания на орешек.
- Не хочет, - сказал Димка.
- Нет, - сказала девочка, - хочет, она просто не видит. У них, как бы глаз нет, а нюхают они хорошо. Вы на пол бросьте, они сами унюхают и придут.
Димка разжал пальцы, и орешек упал на дно аквариума. Слепая свинка продолжала царапать стенку. Самые маленькие спали, а не спящие, вращая усатыми носиками, потянулись к орешку. Больше всех повезло черноухой свинке, она первая наткнулась на орешек, и начала его грызть, зажав в передних лапках, как белка. Димка достал ещё несколько орешков и бросил в аквариум целую горсть. Ничего особенного не произошло. Царапающая продолжала царапать, а спящие продолжали спать, но тот, кто хотел есть, тот ел.
- Сейчас нажруться и вонять будут, - сказал продавец "боксёра", - мужчина в больших очках на красно припухшим лице.
- Ну и что, - сказала девочка, а я уберу.
Димка посмотрел на красивого молодого пса с гладкой шерстью.
- Не жалко продавать?
Припухшее лицо вздрогнуло.
- Конечно, жалко. Только живу-то я один, а сейчас работу предложили с командировками. Куда ж его?
- Мужчина, а возьмите у меня котёнка, - попросила женщина в пуховом платке и резиновых сапогах, - берите, я дёшево отдам.
Димка погладил пушистую головку котёнка, торчащую из-за пазухи женщины, и вернулся к Лёшке. Таньки не было.
- А где твоя? - спросил Димка.
- Кошку в машину понесла.
- Всё-таки уговорила?
- Да ладно, сарай большой.
Димка посмотрел на маленьких медвежат "Чао-Чао".
- Лёха, а кормить их не пора?
- Ничего им не сделается, вечером покормим. Пусть привыкают к собачьей жизни.
- Лёха, а у женщины, которая вам кошку продала, по-моему, щенки были?
- Были, а теперь нет, - продала.
- Так у неё тоже овчарки. А почему ты своих не продал?
Лёшка повернулся к Димке так, чтобы не слышала женщина с накрашенными бровями,
- Диман, у неё щенок полторы стоит, а у меня две.
- Ну, и ты бы за полторы продавал, или Танька не разрешает?
- Причём здесь Танька. У меня щенки действительно от немецкой овчарки, хоть и без документов. А у неё …. Она их сегодня утром купила по триста рублей за штуку.
- Так дёшево, - удивился Димка.
- Ну да. Дед один принёс. Говорит, сука у него - овчарка настоящая, а родила не понятно от кого, недоглядел, говорит. Вот он их оптом по триста рублей и сдал. Теперь понял?
- Понял. А те, кто покупают, значит, в собаках не разбираются?
- Чтобы разбираться в собаках, надо действительно быть знатоком.
- А незнатоков, значит, можно обманывать?
- Почему это обманывать? Им же дешевле продали.
- Ну да, ещё скажи, честно объяснили, что папа у щенков - зверёк неизвестной породы.
- Диман, ты наверно замёрз. Танька скоро вернётся, а мы с тобой в машину пойдём, погреешься. Давай, я тебе лучше про свою овчарку расскажу.
- Лёха, ты лучше расскажи …, ты в город вернуться не хочешь? Ты же геофизик, кандидат наук.
- Кому нужна моя кандидатская!? Нет, в деревне лучше. Свой дом, своё хозяйство. А здесь что? Надо на кого-то работать, а не на себя.
- Не знаю, - сказал Димка, - наверно, каждому своё, значит, ты себя нашёл. Помнишь, про крокодила Гену? "Крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом". Крокодил должен работать крокодилом, а не бегемотом.
Димка взял на руки девочку "Чао-Чао" и она перестала скулить.
- Я думаю, - сказал Лёшка, - что ты ко мне в деревню приедешь. Может быть совсем скоро, и со всем своим семейством. И будешь на своей земле работать Дмитрием.
- Может быть, - сказал Димка, и осторожно опустил щенка в коробку к братьям по крови.
- Приедешь, обязательно приедешь, вот нефть в земле кончится и приедешь. Все культурные люди в деревню потянутся, тем более в России.
- Культурные, - повторил Димка, и спросил, - а культурные это какие?
- А такие, которые землю пашут да песни поют.
- А, наверно, ты прав Лёха, как всегда, - с детства прав.
Вернулась весёлая Танька.
- Мужики, идите в машину, курите, общайтесь, а через час приходите за мной и за собаками, домой поедем.
- А вы разве квартиру не сдаёте? - спросил Димка.
- Нет, сейчас, как раз пересменка, - ответила Танька.

 В маленькой машине пахло сеном и грязными носками. Вместо заднего сиденья на зелёной подстилке сидел белый кролик с покорной готовностью красно-фиолетовых глаз на жертвенный подвиг. Рядом с кроликом стояла плотно закрытая коробка с беременной персидской кошкой.
- Тесно у тебя, - сказал Димка, - купил бы себе чего-нибудь побольше, например "шестёрку", а ты "Оку" взял, да ещё подержанную.
- Это замечательная машина, - сказал Лёшка, - мы на ней знаешь сколько отгоняли. И вместительная и удобная, а главное её достоинство это то, что бензина много не ест.
- Я думаю, что это не главное достоинство.
- Диман, а ты много ешь?
- Не знаю, я как-то об этом и не думал.
- А ты подумай, может иногда и вовсе не нужно ничего есть.
- Так и умереть можно, если ничего не есть.
- Я же сказал иногда.
- А, это ты про пост?
- Да, а ты знаешь, для чего он нужен?
- Не знаю, может быть для очищения?
- А от чего нужно очищаться?
- Ну, как от чего? - от грязи. А вообще, может быть мы очищаемся, когда думаем, где запачкались, и что такая грязь нам больше не нужна. Может голод здесь, ну, в прямом смысле, и не нужен? …Ты, Лёха, такие вопросы задаёшь. Кто это может объяснить?
- А я и объясню. А ты всё неправильно говоришь. Я же в деревне живу, а в деревне воздух намного чище, чем в городе.
- Поэтому ты всё можешь объяснить?
- Не всё, конечно, но, это могу.
Димка достал из бокового кармана куртки сигареты, закурил и сказал,
- Ну, что молчишь? Объясняй.
- Ты злым бываешь? - спросил Лёшка.
- Бываю. Я и добрым бываю.
- Вот именно.
- А что вот именно?
Лёшка не ответил. К его боковой дверце подошёл мальчишка в веснушках. Лёшка опустил стекло и спросил,
- Тебе чего?
- Дяденька, а у вас стёкла грязные, - сказал мальчишка.
- А ты, значит, хочешь их чистыми сделать? - спросил Лёшка.
- Я аккуратно, я знаете, как могу, у меня и тряпка чистая есть. Я и внутри могу, и даже в салоне убраться могу.
- Ну, ты выбрал машину, - сказал Лёшка, - смотри, вон там "Волга" стоит, "Опель", а чуть дальше, по-моему, даже "Вольва".
- Да ну их, я им стёкла протру и даже помою, а они мне - "Спасибо, мальчик, иди домой, тебя, наверное, мама ждёт".
- И что, ничего не дают?
- Нет, может, конфетку какую-нибудь и дадут, да такую, что зубы сломаешь.
- А у меня, думаешь, конфеты мягкие? - спросил Лёшка.
- Вы на базар приехали, вон кролика купили.
- Так я на кролика все деньги и потратил.
- Нет, такого не бывает, - мальчишка качнул головой в грязно соломенных кудряшках.
- Это почему не бывает?
- За кролика последние деньги не отдают.
- Всё ты знаешь, - сказал Лёшка, - ладно, мой.
Мальчишка достал из кармана тряпку и стал медленно протирать лобовое стекло.
- И правда, аккуратно, - сказал Лёшка, - смотри, как старается.
- Надо ему заплатить, - сказал Димка.
- Эх, Диман, а денег-то у меня и нет, все у Таньки.
- У меня есть.
Димка открыл дверцу, и, выбросив сигарету, вышел из машины.
- Мамка-то, ждёт?
- Не знаю, - ответил мальчишка, заканчивая протирать стекло.
- А кто же знает?
- Когда не пьяная может и ждёт.
- А ты есть-то хочешь?
- Не знаю, я уже привык.
Димка достал из бумажника сто рублей и протянул мальчишке. Мальчишка опустил тряпку в карман и посмотрел на деньги.
- Дяденька, это много, а давайте, я вам в салоне приберусь?
- Не надо, - сказал Димка, и положил в мальчишкину ладонь деньги, - бери, ты заработал.
- Спасибо, вам.
- На здоровье.
- Много ты ему дал, - сказал Лёшка, когда Димка вернулся в машину.
-Нормально, - сказал Димка, - а ты объяснить обещал.
- Что объяснить?
- Про очищение, и голод на чистом деревенском воздухе.
- А …, для чего нужен пост?
- Да.
- Это проверка, самопроверка на доброту.
- А поподробнее?
- На самом деле, всё очень просто, - сказал Лёшка, - Пост нужен для того, чтобы оставаться добрым, даже тогда, когда ты голодный. И не просто добрым, а таким же и даже ещё лучше, чем тогда, когда ты сыт.
- Наверно, это трудно.
- А кто сказал, что легко? Поэтому, и называется самопроверкой.
Димка поднял боковое стекло пассажира маленькой машины, и сказал,
- Пойдём к собакам.

 Женщины с накрашенными бровями не было.
- Ничего не продала? - спросил Лёшка.
- Ты что сам не видишь? - ответила Танька, и, взяв за шиворот сразу двух щенков немецкой породы, бросила их в коробку к "Чао-Чао". Димка и Лёшка взяли коробку со щенками и понесли их в машину к персидской кошке и белому кролику.
Какой-то нетрезвый человек в коротких штанах и истоптанных ботинках на босу ногу, проходя мимо машины, что-то сказал. А может быть, Димке это послышалось?
Слесарь жил в носках дырявых,
и чинил водопровод.
И кабель и слесарь старый
жили вместе круглый год.