АЛОЭ. - Что растёт на окошке -

Иван Рогожин
АЛОЭ
     Иногда (я свидетель), начинающие цветоводы начинают спорить, у кого из них растёт настоящее алоэ. Так вот только наиболее употребляемых в цветоводстве видов алоэ не менее семнадцати. И когда я однажды сказал, что алоэ относится к семейству лилейных, меня высмеяли.
   Так вот этот рассказ начнём с того, что алоэ, как и  гастерия, а так же хавортия относятся к суккулентам  СЕМЕЙСТВА ЛИЛЕЙНЫХ.
    Алоэ имеет простой или разветвлённый разной высоты стебель. Иногда стебель вовсе отсутствует. Но  в основном (хотя и не всегда), алоэ обладает сочными, ланцевидными (иногда с шипами) гладкими, в разрезе трёхгранными «мясистыми» листьями. Алоэ на родине цветут и плодоносят. « Цветы красновато-оранжевые, желтоватые по краю или зеленоватые, иногда белые, плод – коробочка. Семена плоские и крупные».  (М.С.Ткачук).
   Наиболее часто мы выращиваем алоэ древовидное (алоэ  арборесценс) Родина – мыс Доброй Надежды. Цветёт в комнатных условиях очень редко. Вот, что пишет Л. Спиридонова: «прошло 24 года, как в нашем доме растёт алоэ, выращенное из черенка. В семнадцать лет из середины пучка листьев центрального стебля появилась стрелка. В январе образовалась крупная метёлка из красивых желтовато-красных трубчатых цветов. С тех пор алоэ цветёт каждую зиму.   Алоэ достигло 2,5 м и на трёх стеблях из семи образуются цветы».
  Прочёл и задумался: алоэ у нас на подоконнике уже 20 лет. Но, обычно центральные стволы, как и все, мы не сохраняем, а употребляем для изготовления лекарств или отдаём на развод. У нас и думы не было, что алоэ цветёт.
   Привезли мы его из деревни. Состоял он в основном из одного метрового ствола. Вид был непрезентабельный, и мать захотела его выбросить, но перед этим я своему пятилетнему сыну, Виктору, на его интерес объяснил, что растение лечебное и этим очень полезное. В один прекрасный момент прихожу домой, а алоэ вместо кухни переместилось к сыну на окошко. «В чём дело»?
   -Да, папочка, мама хотела выбросить «наше лекарство», а я же постоянно в «царапках».
    У Вити на окошке дало множество корневых тучных побегов, может «от пристального ухода», а может потому, что его окошко смотрело на север, и было притемненное. И однажды я от сына с порога слышу:
   -Вот, папа, мама порезала сегодня ножиком пальчик и заплакала – йода-то нет, а я привязал листочек с «лечебного дерева»: она сразу перестала плакать и ранка не болит.
Полезный цветок у меня. Вон какой – лекарь.
   О пользе алоэ, наверное, много говорить и не надо.  Однако из своей практики отмечу, что листочек алоэ помогает, не только при ранах и нарывах, а и при  опухолях, укусах, гематоме. А недавно я вылечил и сыпь, появившуюся от длительного употребления лекарств - просто натёр зудящие места соком алоэ и сразу же почувствовал облегчение, а через три дня сыпь окончательно исчезла. На лето я, как и большинство растений, алоэ выставляю на огород и прикапываю за кустами в тени. Видели бы вы, как радуются растения, как ликуют и пышно  «полыхают» цветом своих кудряшек и листьев.
   Недаром говорят, а недавно и учёные подтвердили,  что растения живо реагируют на проявление человеком заботы, любви и даже -  разговор.