Сказ о купце Богряне и князе Завиде

Антон Еремин
       В небольшом городище Ольхове, что  стоял у берегов реки Ольховке на опушке леса ольхового жил был купец Богрян. Ольхов относился к племени древлян и был столицей одного из их западных уделов.  Городишка был небольшой, но шумный. К нему вело несколько дорог, так что купцы стекались сюда со всей округи. Кто приезжал на повозках кто приплывал на ладьях. Город славился резной деревянной посудой да пушниной. Городская ярмарка каждые выходные принимала купцов, охотников и ремесленников, больше, чем жило людей в городе. Правил городом знатный боярин Завид. Он считал себя очень важным вельможей хоть и управлял отдаленным маленьким, но богатым городишкой. Домов в городе было мало, и все они были построены из дерева. Срубленные из дубов и украшенные резными ольховыми дощечками они теснились на пяти городских уличках. Все они вели к единственной площади Ольхова, где находились палаты Завида ярмарка и храм Велеса покровителя волхвов кудесников и купцов.  Город населяли в основном охотники да ремесленники. Люд простой и не прихотливый. Но вот однажды в город приехал хоть и бедный, но деловитый купец Богрян. Он был пятым сыном своего отца и не получил от него после смерти большого наследства. Только двух коней повозку да пять золотых. Зная о простоте горожан Ольхова, Богрян решил, что сможет разбогатеть на их наивности и доверительности. Со своей женой и двумя дочерьми он въехал в город и тут же направился к дому боярина Завида. 
- Здравствуй князь светлый. – Произнес Богрян, увидев Завида, и отвесив ему,  поклон до земли, продолжил. – Я Богрян сын купца Заряна из земель южнодревлянских. Я слышал о твоем городе и о великой твоей ярмарке и решил, что смогу пригодится тебе.
- И чем же ты купец бедный сможешь помочь моей ярмарке великой? – Рассмеялся Завид.
- Я хоть и беден князь, но только деньгами, а головой побогаче тебя буду.
- Ты еще не переступил порог дома моего, а уже дерзишь мне? – рассвирепел Завид. – Да как смеешь ты?
- Прости меня князь, если обидел тебя. – Упал на колени Богрян. – Я не хотел обидеть тебя, просто в делах купеческих тебе не сравнится со мной и только. А во всем остальном я смиренный раб у ног твоих.
Завид был взбешен наглостью купца иногороднего, который выставил его на посмешище перед всей ярмаркой. Но наказать его он не мог. Тогда все купцы уйдут из города и тот обеднеет. Да к тому же завет Велеса гласил, что купцов принимать надо с милостью, а то не будет удачи в делах как государственных, так и семейных. Знал об этом и Богрян.
- Ты князь не серчай, если чем обидел тебя. – Встав и отряхнувшись, продолжил речь Богрян. – Нам с тобой не народ судья а бог Велес. Прикажи выдать мне телегу нагруженную мехами ценными да другую с посудой резной. И себе такие же возьми. Поедем мы с тобой торговать. Ты в одну сторону я в другую. А через месяц вернемся. И кто из нас больше злата серебра привезет тот и знатнее купец. Ежели ты таковым станешь, то я навсегда торговать брошу и буду твоим верным холопом. А ежели я спор выиграю, то все барыши мне отойдут и от твоей торговли и от моей. Ты выдашь мне земли в городе и поставишь на ней сруб резной, которому краше в городе не будет.
Купцы, окружившие Богряна и Завида, внимательно выслушали предложение купца, а после довольно закивали, соглашаясь со справедливостью условий спора. Завид потому и звался Завидом, что завидовал всем и был крайне малодушен. Но отступить он не мог, так как давно искал уважения среди купцов. Но и сразу соглашаться он не хотел.
- А вдруг ты обманешь меня и скроешься с караваном ценным. – Прищурив правый глаз, протянул Завид. – Тогда я в дураках останусь и обеднею в конец.
- Нет княже не обману я тебя, а если ты слову купеческому не веришь, то я готов оставить тебе семью мою в залог. – Блеснул красноречием Богрян, задев Завида, словом купеческим. – А если и это не успокоит сердца твоего, то попрошу залога у купцов кои стали свидетелями спора нашего.
- Нет Богрян залога купеческого мне не надо, а вот семья твоя пока в моем доме поживет.
На том они ударили по рукам и вечером следующего дня разъехались в разные стороны. Хитрый Завид поехал на восток, в земли полян богатых и жадных до пушнины, а Багрян на запад, в земли далекие да неизвестные. Но неизвестны они были Завиду и другим купцам древлянским, а вот Богрян знал их хорошо. За лесами древлянскими шли горы невысокие, а за ними море глубокое. На берегу того моря был город торговый, построенный чужеземцами. О нем Богрян узнал случайно, подслушав беседу двух пьяных купцов скифских. Кочевники гоняли за горы стада овец своих и меняли их там, на соль перец шелка да злато серебро. Богрян выкупил секрет прохода, применив свою купеческую хитрость. Он знал, что ни одному купцу кочевники не продадут секрет прохода и поэтому представился простым странником. Он дал каждому купцу по золотому, а на оставшиеся три поил их целых три дня. Наконец скифы нарисовали ему карту, указав путь к городу портовому. Зная также о малодушие Завида, Богрян не сомневался, что обоз князя больше, да и злата в его карманах было больше. Но делать нечего, помолившись в святилище Велеса, Богрян повел караван на запад.
Ночью Богряну приснился сон, в котором ему явился Велес.
- Ты почитаешь меня также ревностно, как и отец твой. – Говорил Велес. – Я помогу тебе. Иди за горы и будет торговля у тебя удачная. А князя я накажу торговлей слабою, ибо он чтит Перуна, а не меня.
Утром Богрян продолжил свой путь. Путь его лежал через леса густые да горы высокие. Подойдя к горам караван, остановился, так как налетели ветра злые, а небо молниями покрылось. Взмолился тогда Багрян Велесу.
- Бог мой Велес. Спаси меня от гнева Перунова да от ветров Стрибога Сварожича.
Как только закончил Багрян молитву затряслась земля. И выбежал тогда на опушку леса из чащи огромный бык в семь охватов. Побил он копытом оземь и устремился к скале ближайшей. Ударил бык рогами в скалу, и рухнула та,  грот образовав. В том гроте и схоронился караван Багряна.
- Это Завид братьев моих на помощь призвал. – Проревел бык – Велес. – Не волнуйся, не потревожат они тебя больше, а князя я накажу.
Взревел бык и удалился обратно в чащу.
А в это время караван Завида спокойно шел в столицу земли Древлянской – Древич стольный.  Но путь ему преградили волхвы – внуки Велеса. Это он их подослал князю завистливому и жадному. По законам земли Древлянской путников обязаны были накормить и испросить у них новости да пророчества разные. Остановил Завид караван, разбил шатер, да стол накрыл. Пировали слепые волхвы на нем до самой ночи, а потом Завид начал их спрошать о том да, о сем. 
- Люди добрые святые понравились ли вам угощения?
- Да князь стол твой знатен яства отменные, а мед сладок. – Отвечали волхвы. – Куда ты путь держишь с караваном своим?
- В Древич стольный иду на ярмарку богатую.
- Не найдешь ты в Древичи ни купцов ни ярмарки богатой. – Отвечал слепой волхв. – Все они уехали из града стольного в удел князя полянского.
- А что так?
- Князь славный Светозар Полянский празднует свадьбу сына своего старшего. Все князья из Древича на той свадьбе гуляют, да и вся ярмарка туда переехала на время торжеств.
Поблагодарил Завид волхвов и отпустил их с миром. А на утро повернул к Полянску не менее стольному, чем Древич. Ехал князь и думу думал, как Богрян ему ноги мыть будет. Ведь он ехал на ярмарку обширную и богатую. Но думы думами а дела делами. Прогорел князь на ярмарке, так как пушнины на ней было видимо, не видимо и золота за шкурки никто давать не хотел. Две недели князь торговался с купцами разными, но потом сдался, так как время его к концу подходило. Продал весь караван за пять монет серебряных и восвояси отправился. Что б лицом в грязь перед Багряном не упасть добавил он десять монет золотых из казны своей и, решив, что соперник его вряд ли столько наторгует, приехал в Ольхов.
А в это время Багрян выехал из гор на берег морской. На берегу том стоял град торговый. Расположен он был на мысе крутом белокаменной стеной огорожен с десятью башнями. Подле него в бухте находился порт. В порту том пестрели ладьи да галеры флагами заморскими. Обрадовался Багрян увиденному и поспешил на ярмарку близь порта. Подъехав к площади, остановил он караван, спешился и подошел к купцам заморским.
- Доброго вам здравия купцы-братья. – Отвесив поклон в пояс, промолвил Багрян. – Чем торговля на ярмарке вашей славится?
- И тебе здравствовать купец. – Ответствовали стоявшие кругом – Ярмарка наша славится пряностями заморскими да шелками расписными, а также украшениями золотыми да сосудами гончарными. А ты что привез?
- А я привез шкурки куниц да соболей песцов да лисиц и резьбу по дереву искусную.
- А ну показывай товар свой. – Загорелись глаза у купцов. – Уже год как сюда пушнину не возили.
Откинул Багрян полог повозки и купцы диву дались. Так много шкурок и таких пышных не видели они никогда. То Велеса проделки были. Он шкурки отменными сделал, да и всю пушнину с ярмарки удалил. Купцы за соболей белок и куниц чуть не подрались, а за песцов золото предлагали несчитано. Выручил Багрян с них за караван свой тридцать монет золотых да сто серебряных. Поклонился он купцам заморским, помолился Велесу за богатства, посланные ему, и поворотил в Ольхов.
Вернулся Багрян в Ольхов на следующий день после Завида и тут же позвал купцов на суд честный. Собрались купцы, пришел и Завид. Достал он свои серебряники да золотые и с важным видом посмотрел на Багряна. Тот же ухмыльнувшись, выложил на стол свои барыши.
- Это еще не все. – Улыбаясь, протянул Багрян глядя на онемевшего князя. – Часть я пожертвовал храму Велеса. Так что скажите люди честные?
- А что тут скажешь. Ты победил и спору тут быть не может.
  Пожал Завид плечами, почесал затылок, да и протянул руку Багряну в знак смирения. А уже на следующий день в городе начали строить терем для Багряна. После его завершения он действительно стал самым знатным в Ольхове. С резными колонами срубленный из дубов аш в пять этажей. Во дворе его поставили конюшни расписные да склады просторные. Погреба у него были каменные да глубокие. Постоялый двор пристроили с одной стороны да храм Велеса с другой.
Вот так хитрый купец одолел надменного князя при помощи бога Велеса покровителя торговли, магии, искусств да скотоводства, а также зверей лесных. Завид злобу затаил, но пока время отомстить не пришло, он ходил по Ольхову уже не как хозяин, а как простой посадник, а власть всю Багрян себе забрал. Расцвел тогда Ольхов и прославился своей ярмаркой с товарами заморскими на всю Русколань.