Закон сеяния и жатвы

Андрей Кобижаев
12 июля 2009 г.

Это очень важная тема, потому что принцип сеяния и жатвы работает как в нашей физической жизни, так и в душевной, так и в духовной. Если человек начинает понимать эти принципы и применять их сознательно, в его жизнь приходят благословения. Его жизнь начинает меняться, и он сам наполняется благодатью и становится успешным.

Мы все хотим быть успешными, и Господь призвал нас быть благословенными и успешными. Что такое успех? Это не просто такое положение, когда денег много, и я всё могу купить. Нет. Успех заключается более в нашем внутреннем состоянии: неизбывной радости, мире, чувстве гармонии и видении широкой перспективы. Но, конечно, неотъемлемой частью успеха является и финансовое благополучие. Мы будем рассматривать и практическую сторону и духовную.

Когда у кого-то в порядке финансы, он заходит в магазин экономически свободным человеком. Каждый из нас желает иметь эту экономическую свободу. Потому что когда человек экономически несвободен, тогда деньги руководят им, а не он — деньгами. Человек заходит в магазин и считает: вот это я могу купить, это могу, а вот это уже не могу. Богатый же человек при «отоваривании» обращает внимание не на деньги, а только на свои потребности (другое дело уже, насколько правильно он понимает свои настоящие потребности): «Дайте мне пять килограммов бананов (детям на весь день чтобы хватило), два килограмма гранатов (они полезны очень), ...» и так далее. Как же нам к этому прийти?

Часто мы вопрошаем: почему же в нашей жизни Бог допускает, что мы экономически зависимы? Если мы так преуспеваем духовно, то почему иногда не наблюдаем у себя экономического преуспевания? Рассматривая эти вопросы, мы должны понимать, что физическая сторона — не самая главная часть нашей жизни, важнее — духовная составляющая. Потому что мы можем на Земле чего-то достичь, финансово преуспевать, но Писание говорит, что все земные дела со всеми нашими достижениями, они просто сгорят (2 Петра 3:10). И всё, чем мы пользуемся во времени — не наше. Вы знаете, что деньги не наши? Они мне пришли, и они от меня ушли. Умирает человек, а его деньги возвращаются в общий оборот.

«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2-е Коринфянам 9:6-7).

Тут говорится о материальных пожертвованиях. Я лично вообще не люблю на эту тему говорить, и у нас в церкви, вы видите, ящик для пожертвований скромно стоит возле входа, и особо мы не призываем жертвовать — просто молимся в конце собрания за деньги, благословляя жертвователей. Тем не менее, очень важно говорить принципы, действующие в духовном мире. И я был бы виновен перед Богом и перед вами, если бы утаил эти принципы от вас. Потому что, не зная этих принципов, люди находятся в экономической нищете и духовных оковах. Нищета и духовное рабство — это взаимосвязанные состояния. И нам надо выходить из этого состояния.

Мы знаем, что для того, чтобы была жатва, обязательно должно быть сеяние. Кто огород садил? Все садили. Предположим, где-то на необитаемом острове у человека нашлось четыре картошины. И он говорит: «Я их испеку, съем и умру. Потому что это все мои припасы». Помните, в Сарепте Сидонской аналогичная ситуация была? Илия приходит и говорит той вдове: «Испеки лепешку из остатков твоей муки и масла и отдай мне. Тогда вы не умрете» (3 Царств 17:9-16). Это принцип Робинзона: не надо съедать семя. Его надо посеять.

Иногда у нас появляется определённая сумма денег, и мы идём и быстро их тратим. Буквально проедаем. Это неразумный подход, сформированный за годы нашей несамостоятельной, безответственной жизни. Многие в нашей стране научились жить от получки до аванса и о большем даже и не думают. Лишь единицы сейчас пользуются свободой, чтобы не проедать деньги, а пускать их в оборот и наращивать капитал. Даже при советской власти, когда я жил в Узбекистане, были люди, которые выращивали цветы, разводили ондатр, чтобы шить шапки. Они вкладывали маленькие деньги, которые у них были, в работу, и потом постепенно развивались и становились достаточными. Они могли каждый год купить новую машину, могли куда-то поехать, могли выучить детей и так далее. Но большинство, как и сейчас, деньги ни во что не вкладывали, а просто съедали. Эту негодную парадигму мышления надо в корне менять.

Кто занимается бизнесом, понимает: если только прибыль потратишь на потребление, то завтра весь бизнес можно уже закрывать. В 90-е годы многие покупали дорогие машины, красные пиджаки, куролесили в ресторанах, и все потом оказывались с протянутой рукой. Развились лишь те, которые вкладывали львиную долю прибыли в дело. Оттого что я свои четыре картошины сейчас съем, я ничего не получу. Но если я их посею, то каждая из них может дать урожай в тридцать, шестьдесят и даже во сто крат. Если хорошо обрабатывать посев, то к осени будет уже хороший мешок картошки. И так, если несколько лет буду сеять, то придёт время, когда уже можно будет картошечку и пожарить.

Наш российский менталитет имеет склонность уповать на золотую рыбку: я сегодня посею, а завтра наутро уже пойду и получу урожай. Многие надеются и желают мгновенного обогащения. В том числе и в церкви. Когда проповедуется, что надо сеять в Царство Божие, многие верующие сразу начинают рассчитывать: я сегодня дам сто рублей, а завтра во сто крат мне придёт — это будет десять тысяч, однако. И потом человек ждёт, а оно не приходит, и он разочаровывается. А вы знаете, что между моментом посева и жатвой есть ещё период ожидания? Никогда урожай не созревает мгновенно. Результат всегда приходит через некоторое время. Поэтому мы должны верить. И Писание говорит: «Что посеет человек, то он и пожнёт (Галатам 6:7).

Два человека посеяли кукурузу. Один вложил все свои деньги, чтобы посеять как можно больше. А второй немножечко посеял, и на остальные деньги хорошо прожил лето красное. Когда пожали поля, первый получил большой урожай, окупил все свои затраты и получил огромную прибыль. А второй когда пожал и продал свой урожай, не смог даже окупить затраты на этот бизнес.

Мы должны понимать, что ожидать большой отдачи можно лишь тогда, когда мы делаем большое вложение. Это верно везде: в сельском хозяйстве, в бизнесе, на работе, в семейной жизни, в церкви и, конечно, в духовной жизни. Если мы вкладываемся в полную силу, отдача будет изобильная, а если лишь чуть-чуть, можно даже и не ждать результатов. Нет разницы, где мы сеем. Если мы сеем в детей, мы обязательно пожнём то, что сеяли. Надо сеять любовь, уважение, правильное понимание, правильные образцы поведения. Тогда будет правильное воспитание, и дети не разочаруют нас, когда вырастут.

Скажите, что посеял Елисей? Да он посеял всё, что у него было. Он был преуспевающим бизнесменом: у него было двенадцать пар волов, то есть как минимум 12 работников трудились на него. Илия подошёл к нему и бросил ему свой плащ. Он увидел в этом юноше другое призвание. Елисей что сделал? Он сразу отозвался и весь свой бизнес оставил, то есть принёс в жертву, посеял. И он стал великим пророком, имеющим двойное помазание Илии. Только истинный посев, когда человек всего себя кладёт на алтарь — сеет в Царство Божие, даёт великое помазание. Я знаю многих бизнесменов, которые хотят, чтобы люди их слушали и шли за ними, но у них ничего не получается. Помазание не продаётся за деньги. Потому что Бог видит сердце.

Ему не нужны наши деньги. Он смотрит: есть ли посев. Что мы сеем? Можно давать деньги, но посевом это будет лишь тогда, когда наше сердце правильно расположено, когда мы даём это Богу, а не людям. Как это понимать? Я уже приводил пример с женихом и невестой. Если невеста говорит: «Да, я за тебя выхожу, но эта машина моя, эта квартира моя, имущество моё, мы с тобой поживём два-три года, а потом посмотрим. Тогда это не есть правильные отношения для брака. И Библия запрещает такие отношения. Если мужчина и женщина становятся одной семьёй, то у них всё должно быть общим. Это сейчас мир настолько развратился, что приходится составлять брачный контракт на случай развода и дележки имущества.

Мы когда приходим к Богу и вступаем с Ним в заветные отношения, что мы привносим в этот союз? У нас кроме рюкзака грехов за плечами нет ничего. А у Него — всё. Во-первых, Он нас омывает, грязные одежды снимает и даёт нам всё необходимое. Но Он понимает, что мы — ещё неразумная Его жена. Мы привыкли только с грузом грехов ходить и с проблемами. И Он начинает нас учить сначала. Чтобы наше мышление преобразовалось, и чтобы мы могли правильно распорядиться в том государстве, где мы будем жить вместе с Ним вечно. Потому что если мы не научимся, и в царском помазании не возрастём, то с нашим «колхозным» пониманием мы не сможем в царских дворцах находиться. Имея рабское мышление, мы построим там тот же самый вигвам, что и здесь. Но Бог этого никогда не допустит.

Я всегда себе говорю: если забор кривой получился, это значит, что я такой; если что-то не выходит, это тоже я. И это правильно. Я соглашаюсь с этим. Мне нравится, когда Господь меня обличает. Это значит, что в Его Царстве есть божественный порядок.

Итак, мы поняли, что надо сеять то, что мы надеемся пожать. И мы это делаем. Но часто у нас не хватает терпения. Бывают такие моменты, когда человек сильно сожалеет, что он посеял. Кого-то благословил, что-то дал, а на завтра ему жалко. «Вот, я ему дал, а мне теперь не хватает. Да лучше бы не давал!» Такое сожаление приводит, если можно так выразиться, к абортации. Аборт, это когда вызревание плода прерывается, и ребёнок не рождается. Когда мы что-то посеяли, а потом возвращаемся и требуем это обратно, мы совершаем духовную абортацию. Это всё равно, что выкопать посеянные четыре клубня, пожарить их на сале и съесть. Так похоть в тебе взыграла, что ты съел семена. Нельзя этого делать. Это убивает наше будущее. Надо обязательно что делать? Ожидать.

Что такое ожидание? Это не просто пассивное состояние. В это время за урожаем нужно ухаживать. «Дождь поздний» и «дождь ранний» (то есть благословения) приходят от Бога, когда у нас правильное расположение сердца. Если мы огорчены, и нам жалко становится, что мы что-то дали, что-то посеяли, то не будет этого дождя. Когда же дождя Божьих благословений не бывает, тогда и роста особенного не происходит. И хотя мы сеяли что-то доброе, пожинать будет нечего. Вот что производит такое сожаление. Тогда получается прямо по Писанию: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иеремия 8:20). Мы уже ожидаем каких-то благословений, а урожая нет. Потому что на злое сердце дождь не приходит.

Писание говорит: «Распахивайте у себя новину» (Осия 10:12). То, что мы посеяли, мы должны и культивировать. То есть обрабатывать, наблюдать, защищать урожай. Потому что его можно ещё и потерять.

Даже когда урожай уже собран, например, пришли большие деньги, его можно потерять уже в закромах. Крестьянин обмолотил хлеб, засыпал его в мешок и повёз к себе в амбар. Но в мешке — дыра, и зерно по дороге всё высыпалось. У нас часто бывает подобная проблема. «Зарабатывающий плату, зарабатывает для дырявого кошелька», написано в Писании (Аггей 1:6).

Есть ещё проблема скупости. Человек может всю жизнь заниматься накопительством и в конце жизни обнаружить, что все его богатства оказались бесполезными. Он не покупал себе нормальной одежды, в доме не делал ремонт, ездил на очень старой машине, которую надо было постоянно ремонтировать, он не ездил отдыхать, не устраивал праздников и так далее. У него были деньги, но он их экономил. Всю жизнь он «как царь кощей над златом чахнул». Человек жил духом маммоны. Это страшно.

Разумный человек, когда у него есть деньги, пускает их в оборот. У бизнесмена наличных денег особо и нет. Все его средства в обороте — они постоянно сеются и жнутся, сеются и жнутся. И эти люди, чтобы их бизнес постоянно возрастал, стараются сеять не только в свой бизнес, но также и на другие поля. Они занимаются благотворительностью, жертвуют в дома инвалидов, в детские дома, просто дают нуждающимся. Они также в церковь жертвуют, когда видят, что здесь даётся здравое учение, трезвое наставление. И тогда в их жизнь приходит стабилизация и благословение. Как только человек начинает пересыпать свои денежки с одной ладони на другую, приходит проблема. Обязательно она приходит. Потому что здоровье купить нельзя, отношения купить нельзя, настроение и бодрость духа купить тоже нельзя. Вот это не продаётся. А Бог это даёт даром. Тогда, когда у нас есть правильное отношение к Нему и отношения друг ко другу.

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2-е Коринфянам 9:6). Я уже говорил, но повторюсь. Если мы скупо будем сеять, у нас не будет причины ожидать большой отдачи. Когда у вас что-то есть хорошее, и вдруг вам на сердце пришло благословить кого-то. В этот момент всегда происходит противоборство двух мотивов: отдать лучшее или оставить лучшее себе, а отдать что-нибудь похуже. В такой ситуации всегда отдайте лучшее. Потому что Бог воспитывает наше сердце. Ведь какое наше отношение к людям, точно такое же отношение будет и к Богу. Обманываться не надо. «Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (1-е Иоанна 5:1). Жадность — это нелюбовь. Если она есть, человек будет раз за разом съедать свои семена. Если мы сегодня что-то посеем, то Бог благословит нас, может быть, даже в другой сфере так обильно, что мы никогда об этом и не помышляли.

Если мы были щедры и много сеяли, есть ещё один момент, почему получаем мало. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (К Галатам 6:9). Оказывается, мы можем ослабеть и не получить свой урожай! Что значит, «если не ослабеем»? Ослабеть — это потерять веру в то, что ожидаемое благословение когда-нибудь придёт. Когда мы ослабеваем в вере, тогда-то и начинается ропот, сожаления и все остальное.

Поэтому всегда, когда есть изобилие в чём-либо, обязательно сейте. Обязательно благословляйте нуждающихся. И даже когда нет изобилия. Писание говорит: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. (Екклесиаст 11:1). Бог обещает, что если мы будем благотворить сегодня, то в последствии, когда нам это будет необходимо, у нас будет всё потребное для жизни и благочестия.

До революции в России, как и везде в мире, был хорошо развит институт наследства. Сейчас он возрождается, но долгое время он был совершенно разрушен. Из рода в род семьи накапливали благосостояние, которое передавалось следующим поколениям. Купцы, помещики и даже крестьяне, особенно у нас, в Сибири, передавали своим детям доли в наследство так, чтобы их отпрыски могли продолжать династию, создавая новые семьи и, в свою очередь, преумножать отцовское наследие. Но для того, чтобы быть спокойным за отдаваемое наследство, отец с малых лет учил сына правильному управлению, можно сказать, передавал формулу успеха. То есть имущество было не самым важным элементом наследства. Важнее было передать запасы мудрости, накопленные семьёй по крупицам из поколения в поколение. Очень важно сеять в своих детей мудрость. Без научения передавать материальное наследство — это прямое разорение.

Человек, обладающий мудростью, не будет тратить все свои деньги на потребление. Он пойдёт и купит какой-то инструмент, начнёт что-то делать, чтобы заработать больше денег. У него всегда будет предпринимательская жилка. Не в том, чтобы кого-то обмануть и нажиться, а в том, как эффективнее использовать то малое, что Бог дал, для того, чтобы умножить благосостояние своей семьи. Если мы поймём принцип сеяния и жатвы, мы всегда сможем, имея малое, прийти к большому. Имея несколько семян, мы должны их посеять, обрабатывать и потом пожать.

Ещё один момент. Иногда люди что-то посеяли и потом всю жизнь этим и живут. Но дело в том, что сеять надо регулярно. Хлеб сеют каждый год. Добрые слова и добрые дела нужно сеять ежедневно. Нельзя прерывать этот процесс. Ежедневно нужно делать посев для развития. Иначе можно отстать от жизни. Если мы занимаемся бизнесом, надо вкладывать средства в его модернизацию. Постоянно должно быть развитие и совершенствование. Это заложено Богом в человека, и это принцип. Но не должно быть перекоса. Многие бизнесмены хорошо развились, а духовно они очень тощенькие.

Пока мы касались больше материальных сторон сеяния и жатвы. Но конечно, самый главный посев мы должны делать на нашем духовном поле. Прежде всего надо сеять в Бога. «Вот — я, Господь. Возьми меня. Я желаю исполнить волю Твою». Когда мы так говорим, немедленно начинают приходить изменения. Первым делом начинает меняться мышление. Когда мы становимся насаждением в Божьем саду, обязательно будет садовник ходить и ухаживать за урожаем, чтобы мы могли приносить много плода. Это Святой Дух, научающий нас истине и производящий обрезание пасынков и сухих ветвей, защищающий нас от вредителей — бесчисленных демонических духов, заполонивших мир.

Самое важное для нас на Земле — это развить наш дух. Потому что всё, что мы здесь имеем, не последует с нами в вечность. Многие люди сегодня поняли принципы посева и жатвы. Они применяют их в своей жизни. Они достигли определённых результатов. У них всё нормально. Но они обречены пойти в ад. Почему? Они не сеяли в дух. Их дух, во-первых, не возрождённый, а во-вторых, не возросший. Как же сеять в дух?

«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (К Галатам 6:6-9).

Сеющий в плоть — это человек, все свои усилия вкладывающий в заботы о своей материальной жизни. Сеять в дух, говорится, значит делиться добром с наставляющим. Сейчас Россия находится в ужасном состоянии, когда из-за бездуховности может произойти полный распад нации. Почему? Каждый сам себе голова. Люди не ищут духовного наставления. Уже и Президент и Премьер, и все вокруг говорят, что очень важно возрождать духовность. Но пока преобладает материализм. Но есть страны, в которых происходит духовное пробуждение. В Колумбии церковь Кастелланоса настолько возросла и получила такое влияние, что сам он стал сенатором, а двенадцать человек — членами Парламента. Представляете, что это такое? Это значит, что на высоких постах будут говорить правду, будут принимать правильные законы, и через это целая страна получит большое благословение.

Не имеет значения, где мы работаем, на всяком месте мы должны утверждать истину. Тогда начнёт меняться общество. Вы знаете, что каждый из нас должен быть посеян? Посеяны мы можем тогда быть, когда мы отдаёмся в руки Бога. Если мы не положим себя на алтарь, ничего вокруг нас не изменится. «Жатвы много, а делателей мало» (от Матфея 9:37). Чтобы быть делателем, надо быть посеянным Богом. И быть посеянным, значит умереть для себя. Если я умираю, то тогда я могу дать жизнь другим. Умереть для себя, значит: «моей жизни нет». Я живу, но уже не своей жизнью, а жизнью Христа.

Иисус Христос пришёл на Землю не для того, чтобы стать очередным царём иерусалимским. Он пришёл, чтобы быть посеянным в учеников. Он согласился оставить славу Небес, и Он сказал им: «Вы должны стать хорошей почвой». Помните, когда 70 учеников отошли от Него? Они не могли даже слышать, что Он сказал им: «Вы должны есть Мою Плоть и пить Мою Кровь» (от Иоанна 6:53-66). Он тогда спросил остальных двенадцать учеников, не желают ли и они уйти. Для Бога не важно количество. Для него важно, чтобы избранные стали хорошей почвой, способной принять Его семя, взрастить его и принести плод. По этому критерию мы будем судимы и будем давать отчёт.

Многие люди, я прямо скажу, обманутся! Они придут к Богу и скажут: «Я в церковь всю жизнь ходил. Я десятины даже приносил. Иногда в пожетвованиях участвовал. Когда-то полы помыл. Кому-то помог пару раз. Я вот, в общем, неплохой такой». А в ответ может услышать: «Отойди от Меня. Я тебя никогда не знал». Потому что Бог не смотрит на видимую сторону, а смотрит на внутреннюю. Есть у вас человек, за кого вы постоянно молитесь? Есть у вас подопечные, кому вы постоянно помогаете? Вы за кого-нибудь взяли ответственность, чтобы наставлять его в истине?

Когда ты придёшь в Царство Божие, и будут рядом с тобой стоять люди, которым ты помог прийти туда же — вот в этом будет настоящее удовлетворение и самая великая радость. А что для этого нужно? Иметь переживание, для начала. Сколько людей в городе, и все они не спасённые. Сколько человек умирает, сколько разбивается, сколько спиваются, и все они идут в ад. А мы заняты, в основном, обустройством своей жизни. Наши пустые слова не нужны. Мы должны по-настоящему посеять себя ради спасения этих людей.

Чтобы люди были рождены для Бога, что нужно? Роды сразу не происходят. Сначала требуется зачатие. У меня есть глубочайшее переживание за свой микрорайон — это зачатие, то есть я получил семя от Бога. Теперь я должен молиться, поститься за жителей, вложиться своим сердцем в их спасение — это будет вынашивание. Рождение, это когда люди начинают верить, приходят к Богу. С этого момента начинается воспитание — мы должны их вести, не бросать.

Кроме служения нижестоящим, обязательно мы должны служить вышестоящим. Елисей посеял себя, и он сначала служил Илии. Духовность была тогда на Илии, ещё не на Елисее. Сначала Елисей сеял, но потом он получил помазание вдвойне. Все великие помазанники сначала кому-то служили и лишь затем стали великими. Это не я говорю, так учит Писание. Иисус Навин служил Моисею. Если мы хотим возрасти духовно, у нас обязательно должен быть конкретный учитель, которому мы должны служить. А также ученики, которым мы тоже служим, но уже по-другому.

Таким образом, мы рассмотрели важную тему о принципах сеяния и жатвы, применяя которые мы можем преуспевать как в духовной жизни, так и в практической деятельности. Будем сознательно относиться к своим словам и поступкам, к каждому своему выбору и решению, помня о том, что всё это является семенами, которые мы сеем, и от которых впоследствии обязательно получим соответствующий урожай. Пусть наши поля приносят нам лишь добрые всходы! Но самое лучшее, если мы посеем самих себя для служения Богу.

Благословений вам. Мир, любовь и благодать да придут к вам от Бога. Аминь.