Асгард в Парфии

Петр Золин
Асгард в Парфии

Это версия страстного исследователя истории Владимира Ивановича Щербакова (1938—2004) . Для Википедии он — русский советский писатель-фантаст, журналист, редактор, после 1980-х — автор неакадемических исследований о древней истории, совокупность которых обычно относят к жанру фолк-хистори, и путешественник. http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Щербаков
У него много полных тезок, поэтому надо знать именно данного исследователя.

В книге «Встречи с Богоматерью» (1993) автор описал разные воплощения Матери богов, среди которых — богиня Фригг. Богиня Идунн обладала секретом молодильных яблок, делавших асов бессмертными. Автор, по его сообщению, разгадал секрет и «методами радиофизики и медицинских технологий» создал «нейроген», жидкость, восстанавливающую нейроны, и якобы проверил его на себе. Публиковал об этом статьи в 1998-99 годах в журнале «Оракул», и в это же время работая над книгой об этом эксперименте. К сожалению, жидкость в итоге не сработала.

Асгард – святыня скандинавского эпоса, регион исхода на север Одина и его соратников.
Неонорманизм южные истоки скандинавов крайне не любит. Но куда деваться ?! Когда над Скандинавией и Балтикой тысячи лет возвышался один лед, пращуры скандинавов где-то должны были жить. Гаплогруппы пращуров скандинавов показывают, что обитали они около 20 тыс. лет назад ближе в Малой и Средней Азии (мутация М89)
http://forum.molgen.org/index.php?topic=16.0

Щербаков, ища прародину индоевропейцев, учитывал обоснования курганной, анатолийской и армянской гипотез.  В 1989 году издал книгу «Где жили герои эддических мифов?» с рецензией доктора исторических наук, профессора А. Ф. Смирнова. Смирнов был редактором и «Асгард и ваны» — ещё одной работы автора в сборнике «Дорогами тысячелетий».

Умело была проведена ПР-компания. Появилось сообщение ИТАР-ТАСС (май 1989 года) об открытии Асгарда. Оно было опубликовано раньше выхода работ и носило информационный характер.

Основываясь на прямых указаниях основоположника скандинавской мифологии Снорри Стурлусона, Щербаков обосновывал фактами, что в древности предки северных индоевропейцев пришли из юго-западной Монголии через Среднюю Азию (район плато Устюрт), затем спустились к Копетдагу. В период, представленный в «Эдде», Один и асы входили в сообщество ранних аланов и жили в полиэтнической Скифо-Сарматии. В Копетдаге находились культовые центры, посвященные асам, обожествленным предкам парфян и скандинавов. Там же асы построили Асгард и др. мифологические объекты, которые Щербаков отождествил с несколькими постройками Парфянского царства в районе древних поселений Нисы и Мансурдепе. Современная археология от определения характера культа в Нисе воздерживается, но резко В.И.Щербакову и не противоречит.

Туркменистан в целом ныне признан в научном мире «колыбелью древних культур и цивилизаций», «перекрестком эпох и путей древних народов».

В 1991 году Щербаков издал монографию «Асгард — город богов» (с научным приложением). Из-за первой мифической части книги, книга часто причисляется к жанру эзотерической фантастики. Эту книгу рецензировали доктор исторических наук В. А. Невежин и доктор филологических наук, профессор этнографии Б. В. Соколов. Консультировал по второй научной части книги доктор исторических наук, профессор, академик РАН В. И. Жуков. Они поддержали работу на общемировоззренческом уровне.

Щербаков описал Идавелль-поле (поле игр асов), похожее на небольшой аэродром с остатками глинобитного забора (ограды), выяснил характер игры асов с гипсовыми шарами и с сердцевиной из сухой травы, описанный подробно и в Нартском эпосе. Установил местоположение и внутренний вид Валхаллы, замка главного бога-аса - Одина, где проводились пиры, а также его сокровищницы, наполненной ритонами и опечатанной жрецами еще в древности, и огромное винохранилище.

Деревья сияющей рощи Гласир, описанной в «Эдде», все листья, ветви и кора которой как из червонного золота, автор отождествил с «пурпурным персиком», особым видом персикового дерева с листьями цвета червонного золота, растущего только в Средней Азии.

В книгах Щербакова приведены древние тамги и руны, изображенные на скалах Монголии. По его мнению, они с незначительными изменениями повторены в исторических памятниках Исландии. Автор назвал эти руны «рунами богов».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Щербаков


Отчасти поддержал версию Щербакова Тур Хейерда;л (норв. Thor Heyerdahl, 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия — 18 апреля 2002, Алассио, Италия)
О последнем своем проекте он рассказал  его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался первоначально там отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам Саги об Инглингах.  Вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Гардарики (Русь) и Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции»). Хейердал предположил, что история, поведанная в Саге об Инглингах, основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, — например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.
 
Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тур_Хейердал

В версии Щербакова-Хейердала главная истина – неизбежный исход Одина и соратников в Скандинавию примерно из округи Азовского моря, Кавказа и Каспия. Скандинавский эпос в образной форме помнит о прародине  пращуров скандинавов примерно в этом регионе. И такая версия все более подтверждается исследованиями этногенетиков, глоттохронологов, специалистов по мифологии и т.п.


В.И. Щербаков – автор и работ об Атлантиде, о ряде других сюжетов древней истории. Обильно представлен в Интернете.  http://rusf.ru/books/301.htm