О спекуляциях на благородстве и любви

Мария Буркова
Любовь  прикрывает  своим  именем  самые  разнообразные  человеческие  отношения, будто  бы  связанные  с  нею, хотя,  в  самом  деле,  она  участвует  в  них  не  более чем  дож  в  событиях, происходящих  в  Венеции.
Франсуа  де Ларошфуко

Это  реальность, и  нам  с  этим  жить. Впрочем, почему  бы  нет, ведь

С  любимым  легче  волны  бороздить
И  соль  морскую  легче  есть  на  пару.
Ведь  без  любви  на  свете  невозможно  было  б  жить,
И  стал  бы  серым  даже  алый  парус.
Владимир Ланцберг

   История  более  чем  известная. А  ведь  Ассоль  была  босотой  необразованной, дочерью  уголовника, местной  сумасшедшей, всеми  презираемой. Ненавидят  её  не  за  красоту  и  добрый  нрав, талант  хозяйки-рукодельницы  или  отсутствие  высокомерия  и  тщеславия. Она  не  видит  необходимости  пресмыкаться  перед  местными  авторитетами и  поощрять  их  гордыню, она  не  интересуется  сплетнями  и  чужими  пороками, она  любит  всех, кто  добр  к  ней  и  согревает  своим  теплом  их  не  для  того, чтоб  упиваться  собственной  добродетельностью  или  успехами, тешась  собственной  значимостью  и  незаменимостью. Она  радуется  красоте  природы, зная, что  мир  хорош, и  не  злится  на  него  за  то, что  она  живёт  в  жалкой  лачуге  вместо  сказочного  дворца. Она  спокойно  принимает  все  выпавшие  на  её  долю  тяготы, воспринимая  их  как  должное, а  не  сетует  на  тяжёлое  бремя, завидуя  другим, кто, кажется, живёт  лучше. Она  не  злится  на  поносящих  и  делающих  лишь  гадости  окружающих, спокойно  отстраняясь  от  их  оскорблений. Ассоль  даже  не  ждёт  своего  обещанного  в  детстве  принца, она  не  столь  глупа, чтоб  всерьёз  об  этом  мечтать; даже  найденный  перстень  Грэя  не  вызывает  никакой  эйфории  грёз  или  желания  щегольнуть  перед  окружающими (девушка  просто  прячет  находку  от  посторонних  глаз, очевидно, решив  оставить  её  как  резервный  капитал  на  случай  несчастья). Даже  очутившись  в  объятиях  суженого, Ассоль  не  спешит  осмотреть  корабль, узнать  о  размерах  капитала  жениха  или  озаботиться  подарками  к  свадьбе, её  первые  слова  об  отце. Все  эти  характерные  черты, в  целом  обозначающие  душу  праведника, и  раздражают  злобную  и  грязную  Каперну, потому  что  одним  своим  существованием  подчёркивают  всё  уродство  и  порочность  её  жителей.
 
   Да  и  суженый  Ассоль  не  так  прост  и  плакатно-красив, своенравен  и  беззаботен, как  пытается  представить  его  карикатурный  совковый  кинематограф, перевирающий  всё  и  вся  в  угоду  идеалам  революции  и  классовой  борьбы. Автор  не  закончил  портрет  героя  полностью, образ  достаточно  схематичен, сплюснут –– многие  эпизоды  следовало  бы  развернуть, добавить  также  и  новые. Так, за  текстом  остались  неизбежные  «любви  с  первого  взгляда» (Грэй  упорный  романтик  и  фантазёр), интриги, разочарования, мелкие  и  не  очень  подлости  разнокалиберных  самок, падких  на  неиспорченное  и  не  занятое (Грэй  довольно  привлекательная  добыча  для  охотниц  за  женихами  и  поклонниками). Нет  и  чёткой  корреляции  с  планомерной  борьбой  героя  за  своё  место  под  солнцем  во  всех  видах, упомянуто  лишь  о  стремлении  стать  моряком. Хотя  это  лишь  первый  этап, именно  мальчишеский; юношеский  тоже  идёт  скупым  заглавием –– а  ведь  не  так  просто  стать  капитаном  фактически, а  не  только  юридически, даже  будучи  судовладельцем. Полностью  отсутствуют  в  тексте  также  и  картины  становления  мужчины, желание  найти  подругу, жену. А  ведь  именно  за  этим  он  прибыл  как  раз  туда, где  был  нужен (Лонгрэн  и  его  дочь  остались  без  средств  к  существованию). Эпизод  с  кольцом –– это  не  игры  выросшего  мальчика, будучи  аристократом, Грэй  отлично  понимает, что  означает  его  жест, и  далеко  не  всякий  серьёзный  мужчина  на  него  способен. Даже  суровый  флибустьер  Жоффрей де Пейрак  сомневался  до  последнего  там, где  уже  всё  было  ясно, а  молодой, в  сущности, Грэй, берёт  на  себя  ответственность  поистине  колоссальную. Стало  быть, речь  идёт  не  о  сиюминутной  прихоти, а  для  столь  серьёзного  шага  необходим  солидный  опыт, и  вовсе  не  всегда  безобидный. Но  у  Грина  обо  всех  этих  необходимых  проходных  полустанках  нет  и  речи. И  оттого  Грэй  выглядит  сентиментальным  капризником, едва  ли  не  инфантилом  в  душе. Кроме  того, не  будь  герой  аристократом, куда  правдоподобнее  выглядела  бы  история  о  капитане, который  просто  воспользовался  ситуацией  и  овладел  девушкой  без  всяких  церемоний, а  о  женитьбе  бы  не  подумал  и  в  пьяном  бреду (отметим, Грэй, увидевший  спящую  Ассоль, нетрезв, и  сильно!). Логично? Более  чем. Но  герой  достаточно  великодушен, чтобы  даже  не  помышлять  об  этом.

   Увы, совковая  пропаганда  испортила  все  достоинства  произведения, и  без  того  скатившегося  в  дешёвый  сентиментализм. Дешёвым  сентиментализмом  смердит  и  «Человек-амфибия», совершенно  ненатуральное, деструктивное, нелепое  враньё. Совковый  кинематограф  с  завидной  упёртостью  калечил  как  вздумается  тексты  почивших  за  бугром  романтиков. Надо  полагать, Жюль  Верн  в  гробу  перевернулся  после  известных  экранизаций. Но  это  ещё  не  всё. Привожу  без  купюр  текст  одного  из  ЖЖ, жаль, ресурс  не  отвечает.

«Лампочка Ильича» вместо Божьей искры.
   Лет пять не могла собраться ознакомиться с «Белой Акацией» Дунаевского. Так как воспитана на Кальмане, Штраусе, Легаре, текстах Лопе де Вега, Гольдони и Аристофана. После знакомства с драматургией Дюма подавно отношусь с подозрением к советским образцам. Они какие-то блеклые после классики жанра. Та же «Холопка» - сюжет есть, музыки не видно, кроме песни Никиты. «Бабий бунт» и вовсе рвотное средство, после Бизе и Верди, честно говоря. Ну, а от грохота рок-оперы увольте человека, привыкшего к арии князя Орловского. Это начальные условия задачи.
   Теперь граничные условия, в виде аллегорических намёков. Так, «Белая акация» - романс неплохой, но с плохим концом, не как в «Сильве» или «Весёлой вдове», которые хочется смотреть вовсе не поэтому, а из-за логичной бытовой достоверности сюжета. Далее. Этот же романс был использован как позывной для нападения Германии на Россию. Невесёлое назначение, согласитесь. Формируется предчувствие, что в сюжете или всё скверно, а потом инопланетяне наведут порядок, или просто унылая скука.
Однако слово «оперетта» подразумевает хорошую музыку, здоровую интригу и праздничный конец, и решение принято – я иду в Музыкальный, знакомиться с советской опереттой. И вот результаты.
   Каноны оперетты соблюдены. Дунаевский хорошо знал, что это такое, и претензий нет. Нормальная музыка для такого случая, традиционное использование всего, что жанру присуще – от постановки сцен до основных линий героев. И это радует. Но и всё.
   Сюжет явно устарел и не соответствует современным требованиям о толерантности. То есть, китобойная тематика должна быть подвергнута резкому остракизму со стороны всяких «зелёных», прославление города Одессы есть протаскивание интересов Украины и НАТО, реклама конфет «Тузик» на сцене не прекращается, главный отрицательный персонаж (и единственный, заметим) со всеми расовыми признаками, конкретным акцентом и поведением – прямо пропаганда межнациональной розни (некий «одесский джентльмен» Яков Михайлович, но почему-то – Наконечников) . Ухожу с темы, это я так шучу коряво. Излагаю дальше.
   Мне неинтересно смотреть кисейную сказочку про коммуналку. Мне противно смотреть на балет из матросов с вёдрами и швабрами. Мне тошно слышать про тряпки, которые герои привезли из плавания – так как на родине вечно ни хрена нет для простого работяги (зачем? Обойдётся…). Я помню талоны, бараки, пустые магазины и бабкины ситцевые унылые тряпки, которые она хранит в шифоньере из клееных опилок – молодость свою… Размалёванный розовым флёром уродливый совковый быт ублюдочен, как не лакируй. Отдайте мою «Баядеру» и «Летучую мышь», её наш театр ставил так, что отдыхали фильмы Яна Фрида!
   Гораздо омерзительнее вот что. Люди – они люди везде, искра Божия в них тухнет далеко не сразу, и они любят, созидают хорошее, стремятся к чему-то светлому, как бы не было тяжело. Герои сюжета в основном молоды, и они не думают о плохом. Они ещё не дошли до депрессии и пьянки, им хочется, чтоб всё было хорошо. Они не видели лучшего, бедолаги. И они искренны в своём стремлении к радости. В сюжет уже не войдёт пьяная поножовщина за накрытым в крохотном дворике столом, не втиснется коммунальная зависть и подлость – там места мало, не войдёт. И дело сделано – сопляки, воспитанные на Фильках, Татухах, Дебиланах и прочей мрази, Дунаевского, эту хорошую поделку (но не искусство!) съедят и обрадуются. А заодно подсознательно уверятся, что совок – это круто! Вон, у прабабок ностальжи какое мощное… И не догадываются, что у старух в мозгах дым от акаций оттого, что орхидей и садов настоящих им в молодости не досталось, так ведь молодость-то одна была, и моя – самая лучшая!. Хоть бы и в халупе кривой. Однако искра тухнет. И внуки мельчают. Стремительно. А вражий наркотик «Белой акации» старается вовсю – пусть принимают подделку за настоящее, время-то идёт. И повядшие потомки этих бабуль, уже уродливых к старости, не вспомнивших о Боге, сами «прикинутые» сверхбезвкусно, вздыхают о краснозвёздном суррогате, как о некой манне. Их тоже не ждёт ничего хорошего. Нигде.
   Занавес!

   Автор  даёт  весьма  резкие  оценки, но, увы, всё  это  верно. Более  того, как  удалось  выяснить, главреж  указанного  театра  не  только  редактирует  классику  в  стиле  театра  «Колумб»  у  Ильфа  и  Петрова, но  и  наряду  с  указанной  «опереттой»  кормит  зрителей  «водевилем»  под  названием  «Коммуна  «Любовь»», меж  тем  как  о  Верди  и  Бизе  в  репертуаре  даже  и  мечтать  не  приходится, актёры  же  лишь  вздыхают, вспоминая, как  их  постановки  затыкали  за  пояс  фильмы  самого  Яна  Фрида.

   А  современный  совок  уже  не  стесняется  и  открытого  вранья. Так, таскаются  уже  с  якобы  документальным  фильмом  об  Андерсене, где  его  без  всякого  стеснения  выставляют  слюнявым  дебилом, единственно  на  том  основании, что  писатель  не  был  женат  и  не  замечен  в  амурных  похождениях. Цель  ясна –– добиться  того, чтоб  книги  его  даже  не  открывали, а  не  то  ещё  заставят  людей  задуматься  о  чём-нибудь  как  вечном, так  и  преходящем. Например, над  истинном  смысле  происходящего  в  сказке  «Соловей». Или  кого-то  очень  знакомого  увидят  в  образе  «Штопальной  иглы», «Пастушки  и  трубочиста», серьёзно  отнесутся  к  тексту  сказки  «Садовник  и  господа». А  то  и  просто  начнут  думать  о  прекрасном, прочитав  «Старый  уличный  фонарь»  или  о  вечном, скажем, после  «Снеговика». А  думать  лохи  не  должны, иначе  их  сложнее  обжулить.
   Так  что  прежде, чем  вздыхать  о  красивой  идиллии, стоит  крепко  задуматься, насколько  реальны  герои  и  декорации. И  не  стоит  застревать  на  жёстких  идеализациях. Иначе, когда  они  рухнут, останется  только  горечь. Вот, например, стандартная  модель  кризиса  среднего  возраста  мужчины:

Я гнался за мечтой и прочее смятенье,
И каждый раз, когда я их менял,
Я видел, что мой путь не дальше боя с тенью,
А тень внутри меня.

Я видел много лжи, я видел  много правды,
И каждая из них врала самой себе.
Я их менял местами и получал награды
За мужество в борьбе.

И, каждый  раз, поднапившись  всласть,
Я  забираюсь  в  огромную  пушку,
Чтоб  доказать, что  время  не  властно
Над  Лермонтовым  и  Пушкиным.
И, каждый  раз, разлетаясь  в  клочья,
Осознаю, что  впервые  цел.
И  нахожу  источник,
 которого  так  хотел. 
Павел Кашин

Итак, налицо  бесполезность  ориентиров, отсутствие  цели, ощущение  бессмысленности  существования, пресыщение  удовольствиями, вплоть  до  отчаяния  с  суицидальными  тенденциями. Как  видим, ничего  смешного, только  человек, лишённый  духовных  потребностей, может  утверждать, что  подобное  состояние –– напускная  блажь  или  выдумки. Коих, кстати, полно  на  совковой  кухне  с  пирожками  и  собутыльниками, перед  телеящиком  с  очередным  матчем  или  дешёвым  сериалом. Однако  мужчина  по  своей  природе –– это  флибустьер. Он  знает, что

Кто  не  ценит  жизнь, тот  её  не  заслуживает.
Леонардо  да  Винчи

И  не  только

Бедствие  даёт  повод  к  мужеству.
Сенека

А  ещё  флибустьер  знает, что

Если  ты  не  получил  того, чего  хотел, то  это  почти тоже  самое, как  если  бы  ты  не  получил  ничего.
Аристотель

Чувствует, что

Благородный  муж  не  инструмент.
Конфуций

(об  этом  говорил  Гамлет  Озрику, помните, эпизод  с  флейтой?)
Считает, что

Никто, творящий  нечто, лучше, чем  некто, творящий  ничто.
А. Пандит

Понимает, что

Здоровый  нищий  счастливее  больного  короля.
А. Шопенгауэр

Сила  не  нуждается  в  ругательствах.
Ф. М. Достоевский

Путешествие  в  тысячи  километров  завершается  одним-единственным  шагом.
В. Мессинг

Дело  в  том, что  для  женщины, вечно  отвлекающейся  на  заботы  хозяйки  и  не  всегда  готовой  стать  амазонкой, это  не  всегда  очевидно. Вообще, женщина  воспринимает  кризис  обычно  лишь  по  факту, когда  уже  рухнуло  всё  вокруг, а  мужчина  ощущает  его  задолго  до  того, как  произошло  что-либо. Кроме  того, женщине  не  нравится  как  раз  факт  разрушения  привычного, удобного, мужчине  же  неудобно  там, где  может  рухнуть. Точнее, его  бесит  необходимость  перманентного  ремонта  того, что  и  так  обречено, в  то  время  как  не  всякая  женщина  готова  видеть  эту  обречённость. Так, Лиза  Болконская  упорно  отказывалась  понимать, почему  её  муж  отправляется  защищать  отечество, в  её  глазах  он  уже  был  преступником, так  как  оставлял  её  дома  одну. Всё. Пастушка  Андерсена, в  полный  рост:  кухня, шоппинг, салон  красоты  и  пелёнки, духовных  потребностей  не  сформировано.

   А  последнее  означает  как  раз  ту  обречённость, которую  мужчина  всё  равно  ощущает  сразу  при  знакомстве. И  вот  тут  его  поведение  будет  всецело  зависеть… от  его  возраста! Я  говорю  о  зрелых  мужчинах, а  не  о  инфантилах  или  моральных  инвалидах. Человек  отличается  от  животного  как  раз  наличием  духовных  потребностей. Он  и  брачного  партнёра  будет  выбирать  под  свой  уровень  этих  потребностей. И  вот  здесь  начинается  уже  натуральная  война  без  правил. Гордыня  вкупе  с  ужасающим  комплексом  неполноценности  начинает  решать  за  самих  людей, что  им  следует  и  как  делать, и  вот  уже  ничего, кроме  катастрофы, не  вырисовывается.

   Начнём  по  порядку. Общеизвестно, что  женщины  созревают  раньше  мужчин, в  минувшие  века  разница  брачных  партнёров  в  возрасте  могла  составлять  поколение  и  даже  больше, прежде  чем  невесту  отдадут  жениху. И  это  вполне  логично:  только  состоявшийся  в  социуме  мужчина  достоин  продолжать  род, содержать  семью  и  растить  наследников. И  дело  тут  вовсе  не  в  имущественном  цензе, как  пытаются  исковеркать  дело  совки-сатанисты. Материальные  ценности – дело  наименее  важное  в  вопросах  зрелости, которая  нужна  для  вступления  в  брак, а  ещё  раньше –– для  осознания  собственных  духовных  потребностей. То  есть  вступают  в  силу  полностью  два  дюже  важных  тезиса  «по  Сеньке  и  шапка», что  означает  достойную  награду  за  свои  мысли  и  поступки, и  «Просите, и  дано  будет  вам», как  проявление  любви  Господа  к  людям, который  никогда  не  посылает  человеку  тех  испытаний, которые  он  не  может  вынести. Так  что  материальные  блага  или  их  денежный  эквивалент  движутся  в  мире  по  старой  примете:  «Бог  дал, Он  и  взял». Общеизвестно, что  существуют  люди, способные  только  бестолково  тратить  богатство, существуют  и  те, кто  не  хочет  знать  других  ценностей (об  этих  нездоровых  представителях  человечества  мы  пока  здесь  и  не  говорим, понятно, что  повреждённые  индивидуумы  как  брачные  партнёры  могут  рассматриваться  лишь  как  редкостное  исключение  из  правил). Нетрудно  также  и  видеть, что  богатство  может  и  кочевать  по  миру  вроде  бы  непредсказуемо, то  «случайно»  доставаясь  тем, кто  и  не  предполагал  получить, то  так  же  покидая  тех, кто  им  весьма  дорожил. Так  что  эти  передвижения  могут  дать  лишь  самое  поверхностное, зачастую  неверное  представление  о  степени  духовной  зрелости  человека. А  вот  если  посмотреть  на  того, с  кем  связался  этот  человек, то  представление  будет  наиболее  полным. Личность  партнёра  как  раз  будет  зеркалом  его  самого, свидетельством  того, чего  сейчас  стоит  этот  человек. Вот  откуда  просматривается  зависимость  поведения  от  возраста.

   Итак, молодой  человек  натурально  «и  жить  торопится, и  чувствовать  спешит». Но  мужчина  есть  преобразователь  окружающего  мира, и  ему  ещё  надо  с  ним  познакомиться. Он  спешит  познавать  и  чувствовать, но  чтобы  определиться  с  суженой, ему  нужно  самому  сперва  созреть  духовно  и  понять, что  же  ему  нужно. Он  сам  постоянно  изменяется  внутренне, и  оттого  его  привлекают  разные  образы  и  предметы, разные  люди (ну, и  разные  женщины, конечно:  «Ветер  в  голове, а  я –– влюблённый  во  всех  девчонок  нашего двора! В мире  столько  мест, где  я  ещё  ни  разу  не  был» –– чем  выше  уровень  духовных  потребностей, тем  большее  следует  познать…). Молодой  мужчина  сам  редко  изучает  себя  изнутри, ему  легче  увлечься  чем-либо, а  дальше  он  судит  по  своим  внутренним  ощущениям:  нравится, подходит  или  нет, буквально  так:  «моё – не  моё». На  Руси  были  известны  массы  случаев, когда  не  нашедшие  своих  суженых  мужчины  порывались  уходить  в  монахи. Право, один  из  самых  красивых (и  типичных) случаев  подобного  произошёл  и  у  Серафима  Саровского. Когда  молодой  офицер  сообщил  святому, что  хотел  бы  стать  монахом, старец  только  улыбнулся  и  велел  привести  к  себе  только  что  приехавших  в  гостиницу  мать  со  взрослой  дочерью. Немало  удивлённый, гость  отправился  выполнять  поручение, однако  в  гостинице  никого  не  оказалось  согласно  указанным  приметам, зато, едва  вышел  на  дорогу, увидел, как  к  входу  подруливает  какая-то  коляска. Новые  гости  вроде  бы  вполне  подходили  к  описанию, незамужняя  дама  с  матерью. Узнав, что  их  требует  к  себе  старец, женщины  поспешили  явиться  к  нему  немедленно, и, каково  же  было  удивление  всех  троих, когда  старец  соединил  руки  молодых, объявив  их  женихом  и  невестой. Так  что  мужчина  свои  поиски  настоящего  никогда  не  бросает, даже  если  сам  при  этом  декларирует  что-либо  другое.

   Женщина  же  с  того  нежного  возраста, когда  ощутила  потребность  очаровывать  окружающих (любых, заметим…), уже  подсознательно  чётко  знает, каким  будет  её  единственный. Что  ему  будет  по  душе, что  нет, как  он  будет  держаться  и  разговаривать, что  она  почувствует  при  общении. Зачастую  она  начинает  фантазировать  и  столь  перегружает  образ  мелкими  деталями, что  вся  несуразная  конструкция  рушится  от  собственной  тяжести. Или  же, напротив, что  гораздо  хуже, молодая  дама  идёт  на  поводу  у  постороннего (то  есть  враждебного, вообще-то…) мнения  и  отказывается  от  желанного  в  пользу  сиюминутных  выгод. И  нет  ничего  страшнее, чем  оказаться  в  ситуации, когда

И  лишь  во  сне  за  тобою  идёт  по  пятам
Твой  единственный  парень, оставшийся  там.
      
Справедливости  ради  стоит  заметить, что  и  мужчине  ничуть  не  легче  жить  в  этом  случае, но  он  может  себе  позволить  утешаться  своим  социальным  статусом  и  достигнутыми  успехами. В  некоторой  мере…

Нормальное  состояние – скрип  зубов  за  стеной,
В  нормальном  состоянии  всё, что  рядом  со  мной.
Нормальное  состояние – строго  дозированный  кайф,
Пломбированные  ящички  для  надежд.
Нормальное  состояние, – когда  перспективы  ясны.
Но  если  вдруг  летней  ночью  мне  снятся  прежние  сны,
В  пульсирующем  пространстве  автоматической  рукой
Я  нашариваю  на  столике  в  темноте
Таблетки  от  счастья…
О. В. Медведев

Нетрудно  догадаться, чем  будут  являться  в  конечном  итоге  эти  якобы  таблеточки (начинается  всё  с  коньячной  фляжечки).

   Итак, мы  имеем  следующую  картину. Мужчина  сперва  осваивает  окружающий  мир, завоёвывая  себе  определённые  позиции, и  лишь  потом  озаботится  поисками  суженой. Те  дамы, что  встретились  ему  до  того, есть  лишь  часть  завоёванных  позиций. Как  правило, суженой  там  просто  нет, исключения  из  этого  бывают  лишь  в  том  случае, когда  вмешивается  промысел  Божий, это  отдельная  тема. Женщина  же  фактически  занята  ожиданием  суженого:  «К  мужу  будет  влечение  твоё, и  он  господствовать  будет  над  тобою». Тот  факт, что  в  современных  реалиях  дама  также  считает  нужным  приобрести  и  самостоятельный  социальный  статус, и  показать  часто  вполне  искренне  свою  самодостаточность, на  деле  ничего  не  означает. Кроме  того  разве, что  дама  имеет  духовные  потребности (может  быть). Про  аферистов  тоже  пока  забудем. И  всё  бы  ничего, процесс  поиска  и  узнавания  шёл  бы  спокойно  и  плавно, кабы  не  одна  серьёзная  деталь  целого –– деторождение.

   Сколько  шуму  вокруг  мифа  о  том, что  «ребёнка  следует  родить  до  20  лет!», особенно  эту  тему  активно  подогревают  врачи (хотя  среди  представителей  интеллигентных  профессий  у  них  как  раз  самый  высокий  показатель  как  ведущих  откровенно  нездоровый  образ  жизни, так  и  уж  совсем  нездоровых  морально  людей). Как-то  совсем  сознательно, что  ли, замалчивается  как  тот  факт, что  дети  зрелых  родителей  более  здоровы  как  морально, так  и  физически, так  и  те  многочисленные  свидетельства (в  том  числе  и  библейские), что  как  раз  у  пожилых  даже  родителей  появлялись  дети, становившиеся  затем  мудрецами, пророками, святыми. Отец  Конфуция, провинциал-неудачник (по  тогдашним  меркам  в  обществе, всю  жизнь  воевал  скромным  офицером  и  состояние  нажил  небогатое), никому  не  интересный  жених, смог  найти  свою  невесту  лишь  к  60  годам, затем (наделав  дочерей) годами  молился  о  наследнике  и  умер  до  его  рождения. И  это  в  отсутствие  современной  медицины, которая  в  состоянии  творить  чудеса  омоложения  родителей  и  выхаживать  таких  младенцев, которых  жители  Спарты  просто  швыряли  в  пропасть. Так  что  возраст  родителей  ещё  ни  о  чём  не  говорит:  есть  смысл  смотреть  лишь, насколько  зрелые, взрослые  родители  духовно. Только  зрелые  родители  в  состоянии  воспитать  полноценно  развитого  ребёнка, а  не  физически  здорового  морального  урода. А  что  за  ребёнок  вырастет  в  семье, где  родители  друг  друга  не  уважают? И  уж  совсем  не  стоит  забывать, что

Никогда  влюблённый  не  ищет  один,
Не  будучи  иском  своей  возлюбленной.
Когда  молния  любви  ударяет  в  сердце,
Знай, что  в  этом  сердце  есть  уже  любовь.
Когда  любовь  к  Богу  взрастает  в  твоём  сердце,
То, без  сомнения, Бог  полюбил  тебя.
Звуки  рукоплесканий  не  в  силах
Произвести  одна  рука  без  другой.
Божественная  мудрость  всё  предвидела
И  она  велит  нам  любить  друг  друга.
Потому  что  назначение  каждой  части  мира
В  том, чтобы  образовать  пару  со  своим  суженым.      
Руми

Но  ведь  на  поиски  время  тратится, и  это  абсолютно  нормально. Зрелость  наступает  не  раньше  заката  третьего  десятка  лет, менопауза  начинается  на  пятом  десятке, на  рождение  детей  остаётся  около  двух  десятков  лет. Где  ж  тут  повод  для  истерики?

   Все  эти  резоны  от  молодой  женщины  вражья  пропаганда  старается  максимально  утаить. С  тех  пор, как  телевизор  заменил  вовсе  не  природу, как  пел  отнюдь  не  простодушный  Матроскин, а  икону, положение  ещё  больше  ухудшилось. «Инженеры  человеческих  душ»  так  поднаторели  в  своих  экспериментах, что  Лев  Толстой  в  гробу  корчится  от  зависти, ему  такой  массовый  успех  и  не  снился. Из  молодой  женщины  успешно  лепят  настоящего  монстра, калечащего  здоровых  мужчин –– дабы  при  встрече  с  настоящей  суженой  уже  не  смог  адекватно  на  неё  среагировать. Итог –– зомбированные  разводками  про  «ребёнка  в  20  лет», «будешь  никому  не  нужна, перестарок», «всё, как  у  людей»  юные  хищницы  буквально  тащат  молодых  исследователей  мира, ещё  не  освоивших, что  к  чему, в  свадебные  лимузины. За  ценой  не  постоим! Быстрее, пока  этот  лох  не  опомнился  и  не  понял, что  его  дурят! В  ход  идёт  что  угодно, и  здесь  совсем  не  редкость  обман  и  шантаж. Женщина  вовсе  не  осознаёт, в  какое  чудовище  она  превратилась, ведь  хотела, как  лучше! Стоп, дорогие, кому  лучше-то? Вот  и  получается, что  благими намерениями  устлана  дорога  в  ад, этому  изречению  больше  лет, чем  Церкви  Христовой. Никакое  неправедное  деяние  не  остаётся  безнаказанным, вот  и  рушатся  эти  наспех  сколоченные  союзы  чужих  друг  другу  людей. А  страдают  от  этой  ярмарки  тщеславия  юных  гордецов  их  наспех  же  заделанные  дети.

   Но  вот  молодой  мужчина  оформил  свои  духовные  потребности, закрепил  за  собой  некоторые  социальные, интеллектуальные  и  прочие  завоевания, в  общем, созрел, поднял, наконец, голову  и  распрямил  крылья. Великолепное  зрелище, между  прочим. А  что  вокруг? Довольно  часто  как  раз  то, что  вовсе  не  интересно  и  совсем  не  нужно. Ошибки, свои  и  чужие. Нелюбимая, пусть  и  престижная  работа. Осточертевшие  вампиры-родственники, для  которых  он  лишь  часть  механизма  для  достижения  желаемых  благ. Чужая  женщина, с  которой  когда-то  имел  неосторожность  связаться, которой  вовсе  не  интересны  движения  души  мужа, и  все  её  заботы  давно  кружатся  вокруг  финансовых  осточертевших  же  вопросов. Всё  учтено, все  расписано  за  него, вместо  него. Как  так, это  что, навсегда? Вот  он, ад, во  всей  красе…

Со  мною  вот  что  происходит:
Ко  мне  мой  лучший  друг  не  ходит,
А  ходят  в  праздной  суете
Разнообразные  не  те.

Со  мною  вот  что  происходит:
Совсем  не  та  ко  мне  приходит,
На  плечи  руки  мне  кладёт
И  у  другой  меня  крадёт.

А  той, скажите, Бога  ради,
Кому  на  руки  плечи  класть?!
Та, у  которой  я  украден,
В  отместку  тоже  станет  красть.

О, сколько  их, ненужных  дружб,
Во  мне  уже  осатанённость…
О, кто-нибудь, приди, нарушь
Чужих  сердец  соединённость
И  разобщённость  близких  душ!

Эти  строчки, суть  так  называемого  «мужского  кризиса  среднего  возраста», Евтушенко  не  уставал  читать  и  на  седьмом  десятке  лет, представьте, сколь  страшно  жить, когда  постоянна  актуальность  этих  строк! Указанная  «осатанённость»  может  и  прорваться  мутным  селевым  потоком, который  несётся  с  горы, сметая  всё  на  своём  пути. Жуткая  пустыня  после  этого  стихийного  бедствия  может  остаться  безжизненной, а  может  и  зацвести  роскошным  альпийским  лугом, радуя  всех, кто  его  видит. Однако  не  у  всякого  мужчины  хватит  смелости  и  сил  решиться  стать  настоящим  фениксом  и  обновиться, вот  и  ковыляют  по  унылой  жизни  несчастные  моральные  калеки. Пытаясь  приспособиться  к  жестким  условиям, они  теряют  радость  жизни, бледнеют, медленно  угасают. Они  отказались  бороться  за  своё  законное  место  под  солнцем, это  чувствуют  окружающие  и  перестают  их  уважать. Женщина, ради  которой (ну, или  ради  её  детей, которых  считал  своими) пожертвовал  самим  собой, совершенно  спокойно  разворачивается  и  уходит  искать  новую  жертву  своих  неутоляемых  амбиций. Или  же  начинает  добивать, и  процесс  этот  прерывается  только  после  смерти (его  смерти, заметим, ведь  она  переживёт его  на  много  десятков  лет). Стоит  указать  ещё, что  суженую  такой  мужчина  всё  же  встретит, но  каковы  шансы  на  то, что  он  будет  способен  её  осчастливить? Вот  цена  поспешных  решений, и  далеко  не  полная.

Но  вот  какая  в  этом  польза,
Когда, зажав  в  руке  печать,
Командует  рождённый  ползать
Людьми, рождёнными  летать?
Советский  фольклор

   Однако  вражьим  провокаторам  этого  мало. Ведь  значительная  часть  мужчин, стремящихся  реализовать  свои  духовные  потребности  и  найти  свою  суженую, соскальзывают  с  уготованного  им  сценария. А  найденные  суженые  ещё  и  умудряются  залечить  как  шрамы  от  хирургического  лечения  прошлого  опыта, так  и  полностью  выправить  искалеченного  былыми  связями  любимого. И  такие  счастливые  пары  ведь  подают  пример  другим  болезным. Аврал  по  всей  преисподней, ситуация  выходит  из-под  контроля, люди  вспомнили, что  есть  Бог! И  вот  тут  телевизор  оказался  таким  неоценимым  подспорьем  врагам  рода  человеческого, что  трудно  переоценить.

Эй вы, подземные  виноделы, залейте  в  череп  бокал  вина.
Эпоха  кончилась, просвистела - кому  хана, кому  мать  родна,
Края  пергаментной  Ойкумены  свернулись  в  трубочку  на  огне,
А  смысла  не  было, не  было, не  в  ней, ни  извне.
О. В. Медведев

Вот  именно, следует  свести  столкновение  зла  с  миром  совсем  в  другую  плоскость –– объявить  войну  традиции  посредством  новой  моды. О  том, откуда  берётся  любая  мода, уже  было  сказано  в  теме  «На  пути  к  белой  фате». Да  и  кое-что  уже  устарело. Так, ушли  времена  дуэлей  и  отравителей, азартные  игры  уже  закономерно  отождествлены  с  тяжёлыми  наркотиками, нововведения  мадам  Коллонтай  тоже  не  прижились. Однако  необходимость  в  моде  на  пороки  только  возросла. И  вот  на  свет  вытаскивается  идея  «толерантности». Однако  это  пока  буксует, содомиты, лесбиянки  и  «шведские  семьи»  не  вызывают  особого  восторга; даже  матерное  ругательство  означает  не  столько  содомита  как  такового, сколько  обозначение  концентрированного  зла. И  это  справедливо, любой  психиатр  подтвердит, что  гомосексуалы  вообще  имеют  столь  размытые  границы  добра  и  зла, что  часто  их  просто  путают, а  от  того  их  поведение  не  регулируется  каким-либо  устойчивым  регламентом. Кроме  того, эти  особи  агрессивны. Как  и  представители  различных  преступных  групп, маскирующихся  под  нацменьшинства. Не  всех  удаётся  убедить  в  том, что  удел  барана, гонимого  на  бойню, подходит  и  человеку. Поэтому  понадобились  более  хитрые  средства  пропаганды, нежели  прямое  оболванивание.

Посмотри, как  люди  злоупотребляют
 Словами  любви  и  ненависти.
Эразм  Роттердамский.

Об  этом  в  следующий  раз. С  уважением,