77 - 5. Очередной День Победы

Анатолий Штаркман
09. 05. 77
Становится традицией, что в День Победы евреи собираются возле синагоги и идут на еврейское кладбище сначала к памятнику-обелиску, потом к могиле жертв Второй Мировой войны. Собралось человек двадцать с букетами цветов и лентами с надписью на иврите: «Ничего не забыто, никто не забыт». Очередной семинар по истории еврейского Кишинёва Иосиф проводил у памятника жертвам погрома 1903 года. Из присутствующих в прошлом году осталось всего несколько человек. Как и в прошлый раз, Иосиф предложил устраиваться на надмогильными памятниками жертвам погрома, символически соединяя прошлое с настоящим. Сопровождающие кгбэшники уселись в сторонке.
«Дорогие друзья и сидящие в стороне братья славяне, если вы думаете, что я расскажу вам о татарском происхождении нашего города, что принято в официальных источниках, то, в частности вам, непрошеным гостям на этом семинаре, придётся разочароваться. Любое соприкосновение с исторической памятью, которую у нас стараются отнять или изменить, приводит меня к совершенно новым воззрениям, особенно, это касается еврейской истории». Иосиф рассказывал о еврейском происхождении и развитии города, о взаимоотношениях между коренным еврейским населением и окружающим город христианскими монастырями, о еврейской общине и первой синагоге, об экономическом расцвете в 19 веке после прихода русских завоевателей….
Меньше всего Иосиф ожидал реакции со стороны топтунов, обычно они не вмешиваются, но на этот раз один из них перебил Иосифа: «У вас сионистский подход, вы вводите людей в заблуждение, обычная методика сионистов. Со школьной скамьи известно, что слово «кишён» татарского происхождения и обозначает загон. Вы должны знать, что проповедование сионизма карается по закону». Поднялся шум: «Что они здесь делают? Они мешают нам! Гнать их!» Некоторых новичков Иосиф не знал, «старички» сидели молча. Кто знает? Провокация? Как всегда перед, началом семинара Иосиф предупреждает, что целью семинара является изучение еврейской истории, и что семинар не имеет никакого отношения к антисоветской пропаганде. По тому, что Иосифу удалось успокоить присутствующих, планируемой провокации не было, просто - спонтанная реакция.
Возложение цветов и семинар продолжался порядка двух часов. Иосиф закрыл семинар обращением-надеждой: «Итак, уважаемые товарищи, надеюсь в скором будущем господа, на этом семинаре мы прикоснулись к нашей памяти, вспомнили принадлежность евреев к основанию города, в котором родились и живём. Не бойтесь слова Господин, оно означает гегемонию человека в природе, как наиболее развитого существа».
10.05.77
Иосиф отправил Президенту Израиля поздравительную телеграмму по поводу 29 годовщины провозглашения государства. Телеграмму подписали 15 евреев ещё в прошлую субботу, седьмого мая. Вечером того же дня Иосиф разговаривал по телефону с Петром Ройтбургом и передал текст. Сегодня Иосиф выбрал небольшое почтовое отделение по улице Болгарской угол Ленина. Девушка в окошечке обомлела от адреса Израиль, от сердечных человеческих слов. Бедняга, ведь она знает только брань в адрес израильтян. «У нас нет дипломатических отношений с Израилем, поэтому телеграмму принять не могу». Иосиф настаивал: «Письма мы получаем. Почему нельзя телеграммы?» К окошечку подошёл начальник почтового отделения, выслушал и попросил подождать. Через минут десять вернулся. Не говоря ни слова, принял телеграмму и выписал квитанцию на 7 рублей.
14.05.77
Сегодня суббота. Утром, Иосиф ещё не успел уйти к синагоге, прибежала взволнованная Фима Моисеевна и передала, что вчера вечером КГБ через Нелю Перельман передало устное послание. С Нелей  семья Иосифа отношений не поддерживает. Корни уходят в далёкое прошлое, когда Мина училась с ней в одной школе. Суть послания заключается в предупреждении, что если Иосиф не прекратит свою сионистскую деятельность и будет продолжать подходить к синагоге, то Рая не поступит в институт. Фима Моисеевна с волнением утверждала, что кгбэшники знают много подробностей из жизни Иосифа и, по её мнению, кто-то очень близкий к нему доносит. Нелю якобы попросили написать своё мнение о семье Иосифа, и она написала. Перед тем как зайти к Иосифу, Фима разговаривала с Мерхером, советуясь, нужно ли передать. Он просил не вмешивать его в это дело, и так много неприятностей.
После синагоги гурьбой пошли к Иосифу на квартиру. Доклад, посвящённый очередной годовщине образования еврейского государства, сделал новый отказник Борис Бальбарер, эрудит, по специальности врач. Маленький островок Израиля продолжал существовать в бушующем море антисемитизма.