Боро

Странный Странник 3
Каждый мегаполис одинаково уныл. Каждая деревушка по-своему живописна.

С костромским райцентром Сусаннино заочно знакомы все. Кто же не видел в школьном учебнике репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели»? Это – Сусанино, когда-то Молвитино, место, близ которого всем известный костромской крестьянин отдал жизнь за будущего царя.

По дороге в Сусанино, не доезжая десяток километров, виден указатель с говорящим названием Северное. Съезд в село – песчаная дорога. Но есть здесь и улочки сплошь заросшие травой. Без привычно разбитой тракторной колеи. Только едва заметные теперь тропинки вдоль домов. Здесь, в Северном, можно увидеть настоящую северную избу.

Типичная северная изба исстари строилась в нескольких уровнях. И функционально делится на две половины. Жилую и хозяйственную. С одной стороны высокое крыльцо обозначало вход в нижнюю жилую часть. Под нижней избой располагается подклет. Это такая универсальная подсобка. Часто в подклете находится фундамент общей на два уровня печи. Иногда печь клали прямо на полу. Из нижней избы лестница ведёт в верхнюю избу. Другая лестница ведёт в клеть, где хозяйничают хлопотливые куры. Протяни руку – вот лежит тёплое яичко. Миновав клеть, попадаешь на сенник. (О, этот запах душистого сена, разве забудешь те июльские ночи, что когда-то…)

Так, через сеновал, попадаешь во вторую половину избы, где внизу уже жуёт сено задумчивая корова. А дальше всегда располагалась конюшня, правда, сегодня лошадь большая редкость. И летом и зимой лошадь легко поднималась вместе с повозкой по крытому деревянному настилу, называемому взвоз. Ещё можно встретить избу, крытую тёсом. Но теперь давно уже обычна железная кровля. И мастера по тесовой кровле вряд ли теперь найдёшь. Тесовую крышу венчает специальной формы тесина, называемая охлупень. По краям охлупень непременно украшен резными фигурами.

Такая изба – всё хозяйство и жильё под одной крышей. Встречается здесь и другая разновидность северной избы. Обе половины избы жилые. Между двумя жилыми половинами, под сеновалом, высокие ворота, закрывающие проезд во двор, как правило, крытый, полностью либо частично. Такая деталь, как взвоз отсутствует, зато имеется два крыльца.

Из Северного проще всего можно добраться до красивейшего лесного озера Боро. На окраине Северного, у старого коровника, копаем сопротивляющихся красных червей. Сразу за коровником – вековой сосновый бор. В ручье с красивым названием Востырь запасаемся ручейником, лучшей наживкой для здешней плотвы - сороги. Отсюда до озера можно дойти минут за двадцать. Но спешить незачем. Клёв начнётся только на заре. По дороге легко собрать ведёрко ладных боровиков.

Боро открывается взгляду внезапно. Чтобы описать красоту озера нужно быть художником таланта столь же мощного, как саврасовский. Когда-то встретились на озере топографы, делавшие здесь аэросъёмку. Хотя поблизости множество озёр, взять хотя бы близкое Медвежье озеро, им настолько понравился вид именно озера Боро с высоты, что они стали проводить здесь каждый отпуск.

Не прозевать бы зарю. С зарёй начинается клёв сороги. Только успевай следить за поплавком. За золотистыми соснами не видно, как скрылся за горизонтом верхний край солнца. Но с этого момента не будет ни одной поклёвки, даже случайной. До утренней зари. Утром всё будет точно так же. Едва солнце покажется над соснами – собирай удочки. От зари до зари удочки не понадобятся. Хочешь – собирай грибы. Хочешь – лакомись душистой ягодой, которая растёт здесь всякая, от ранних малины и земляники до поздней клюквы. Можно просто весь день бродить вокруг озера, не уставая любоваться его красотой. Только не забредайте далеко. Медведя сегодня вряд ли встретите, но если обидите нечаянно лося, могут быть неприятности.
Нередкие гости здесь браконьеры. Поэтому лоси к людям не очень приветливы.

Озеро Боро – проточное. Небольшой ручей, который можно легко перешагнуть или перепрыгнуть, тихо впадает в него и так же тихо вытекает, соединяя с речкой Андобой. Осенью, когда ручей начинает покрываться льдом, можно увидеть необычайное зрелище. От берега до берега ручья черным-черно от спин окуня, который устремился из замерзающего ручья в озеро. Стая идёт сплошным потоком, иногда в два-три яруса, насколько позволяет глубина ручья.

На Боро всегда хочется возвращаться.