Спорные острова

Александр Клюшников
"Спорные острова как ключ к освоению Дальнего Востока"



Как показывает история, морские державы в долгосрочном плане не могут осуществлять сколь-нибудь серьезную конкуренцию державам континентальным. Так произошло между Римом и Карфагеном (наследниками морской державы финикиян), так произошло с Испанией, Португалией, Великобританией. Периоды их господства были 100-150 лет, затем упадок. Да, морское могущество позволяет быстро поставить огромные территории под свой контроль, но его же специфика и не дает сделать этот контроль хоть сколь-нибудь продолжительным, а тем более не позволяет сделать эти территории составной частью единого государства, частью единого культурного, политического и экономического пространства, как это происходит в державах континентальных. Поэтому и господство США будет тоже весьма непродолжительным, и, судя по многим признакам, оно уже подходит к концу. И произойдет это просто по закону природы, что послужит причиной – неважно, это может быть и утеря долларом своего статуса мировой резервной валюты, и перебои с поставками энергоносителей, и рост внутренней напряженности, и перекосы в развитии экономики, и многочисленные военные конфликты. То есть возможностей потерять свое положение в мире у США огромное количество, что именно сработает, покажет будущее, но что-то сработает обязательно, как показывает предыдущий исторический опыт других морских держав.
Поэтому можно предсказать, что 21 век будет веком стран континентальных, именно они будут определять лицо мира.
Вообще, судя по всему, каждая территория имеет свои точки кристаллизации, вокруг которых формируются государства и империи. В Евразии, как это показывает занимаемая территория, наиболее мощной точкой кристаллизации была и остается Россия. Так как для создания империи нужно, чтобы была либо только одна точка кристаллизации (идеальный случай), либо одна из точек была намного сильнее, то ЕС создание единого государства еще долго не грозит, так как там есть по меньшей мере две почти равноценные точки кристаллизации – Германия и Франция, Британию сегодня по сути можно рассматривать как американский филиал, в который входят ещё и почти все страны бывшей зоны влияния СССР. Между этими державами еще предстоит долгое затяжное противостояние, которое всяко не пойдет на пользу ЕС. СНГ в этом плане находится в намного более предпочтительном положении – у России, как центра кристаллизации альтернативы нет. Более того, в зону притяжения Москвы сегодня впервые можно включить и страны ЕС, так как только сейчас сложилась уникальная ситуация, при которой в Европе нет стран равных по мощи России. Центр силы из Европы переместился за океан, и если раньше объединению вокруг России мешал большевизм, затем наша слабость, то теперь этих препон нет. И как сказал один из историков, что если бы не революция в России, то вся Европа бы сегодня уже давно бы была объединена вокруг России. Китай в этом плане можно не воспринимать, так как его привлекательность, как центра кристаллизации блокируется расположением России. Влияние США блокирует океан и только слабость России и непонимание открывающихся перспектив мешает сегодня этим пользоваться в полной мере в своих интересах. Европа впервые в нашей власти, она подспудно ждет, когда мы придем и возьмем ее.
В связи с этим, думается, имело бы смысл рассмотреть возможность построения такой структуры международных отношений, которые бы дали России возможность доминировать в будущем историческом периоде.
Судя по всему наиболее оптимальным в этом плане было бы создание геополитической «арки» Берлин-Москва-Токио-Дели – объединённая Корея, в которой роль запорного камня играет ось Москва-Дели. Центральной, наиболее массивной и широкой частью, в территориальном плане, запорного камня служит Москва. Такая конструкция позволяет полностью контролировать весь материк Евразии, так как в нем не остается недоступных для блока мест. В то же время его выгода заключается в том, что он позволяет нейтрализовать китайскую опасность. Китай оказывается как бы в окружении стран блока. Точно так же оказываются в полуокруженном состоянии и страны Ближнего Востока и Европы. От Индии могут идти «отростки» - союз с Саудовской Аравией и Ираном на запад и союз со странами на востоке – Индонезией и прочее.
Этот блок, имеющей в дальней перспективе гипотетическую возможность перехода в единое государство между Германией, Россией, Японией и Кореей можно назвать «Евразийской дугой». Этот союз сможет доминировать в мире. Тут может быть – транспортный коридор из Европы в Азию и наоборот, снабжение энергией и сырьем из одного источника, военный зонтик (российский) или объединенных вооруженных сил под российским главенствованием. При этом выигрыш получают все стороны. Япония и Корея становятся доминирующей силой в АТР, Германия выигрывает многовековое противостояние с Францией и начинает доминировать в Европе, Россия посредством влияния на своих «компаньонов» - над обоими регионами. А все вместе – над всем миром. При этом их противостояние друг другу при освоении Дальнего Востока не даст каждой из них получить преимущество с тем, чтобы нарушить российскую территориальную целостность, они все будут следить друг за другом, что бы кто-то один не получил преимущества, а все вместе они будут противостоять Китаю. И, на мой взгляд, только так можно гарантировать сохранение за Россией Дальнего Востока. Но кроме сохранения, как приз, мы получим и его освоение. Ещё одним несомненным плюсом является то, что эта дуга, охватывая всю Евразию, позволяет контролировать ее полностью военно-политически. Иными словами – позволяет России через доминирование в блоке доминировать над всей Евразией.
В то же время, для того, чтобы минимизировать опасность перехвата руководства блоком со стороны Дели, необходимо, всемерно развивая научное и экономическое сотрудничество,  в то же время всецело содействовать тому, чтобы максимальное количество совместных и индийских заводов и научных центров находилось на территории России. Это можно аргументировать тем, что у нас есть огромные незаселенные территории, намного более пригодные для нового и суперсовременного строительства, чем где бы то ни было. Развивать систему обучения индийцев в российских ВУЗах, имея целью в дальнейшем их оставление и ассимиляцию. Видимо, следует всячески способствовать иммиграции индийцев в Россию, особенно из северных районов Индии, как наиболее этнически близких (отдавая при этом предпочтение наиболее образованным из них).
Кроме всего прочего дуга Берлин-Москва-Токио-Дели – объединённая Корея хороша ещё тем, что Берлин-Токио обеспечивают экономическую составляющую, Москва – политическую, а Дели – демографическую. Учитывая самодостаточность блока в области полезных ископаемых за счёт России, мы получаем абсолютно независимую от внешнего влияния и участия структуру. При этом все участники этой структуры уже сейчас прагматически заинтересованы в повышении статуса имеющихся взаимоотношений: Япония, Берлин, Корея заинтересованы в наших полезных ископаемых, Индия – в технологиях и продукции ВПК. Индия в Азии, подобно России на севере континента, является центром юга Азии, ее центром тяжести. Она имеет потенциальную возможность влияния во все стороны света – на Ближнюю Азию, на Африку, на Тихоокеанский регион. Таким образом, ось между двумя центрами тяжести, ось Дели-Москва, запирает всю структуру, придает ей жесткость и самодостаточность. Вообще в Евразии в целом, на мой взгляд, сегодня реально есть только два центра кристаллизации – Россия и Китай. При этом только Россия может быть привлекательна для верующих любых конфессий, уже имея, по факту многоконфессиональное общество, что предопределяет её возможное лидерство в процессах интеграции евразийского пространства.
Но создание в перспективе единого государства возможно лишь при абсолютном доминировании одной из сил в блоке. Такой возможностью, за счет как стратегического положения, так и за счет интеграционного потенциала и опыта, и за счет позиции инициатора проекта, обладает только Россия. И только она получит возможность проталкивать любые свои решения в блоке, объединяясь то с одной, то с другой стороной без ущерба для себя.
Исходя из вышеизложенного территории, которые когда либо входили в состав Японии и Германии, такие как Калининградская область и юг Курил, а также спорные острова Курильской гряды, нужно использовать как территории общего хозяйствования, но под политическим и государственным суверенитетом России. Это даст возможность начать и проиграть интеграционные процессы, даст опыт всем трем странам в общехозяйственной деятельности, одновременно надёжно привязав их к России.
Остановимся чуть более подробно на проблеме спорных территорий – четырёх островов Курильской гряды.
Много лет подряд, со времен окончания второй мировой войны, регулярно всплывает на межгосударственном уровне вопрос так называемых «Северных территорий». Япония доказывает, что четыре острова Курильской гряды принадлежат им, как по праву того, что два острова всегда входили в состав японского государства, так и, в вопросе о двух оставшихся, ссылаясь на договор по результатам русско-японской войны 1905 года. Наши соответственно парируют это тем, что два острова нам принадлежали испокон века, а два являются нашим призом по результатам второй мировой войны. И такое перетягивание каната продолжается уже пятьдесят лет. Как результат, Япония даже отказывается подписать мирный договор с Россией, то есть юридически мы до сих пор находимся в состоянии войны. Дело усугубляет и непоследовательная политика СССР и России в этом вопросе. Раз за разом наши правительства, как СССР, так и России, давали надежду Японии на положительное разрешение этого застарелого вопроса. Им то обещали два острова в обмен на инвестиции, то спохватывались и говорили что это неотторжимая часть РФ, то опять обещали решить вопрос положительно. Последний раз наше правительство опять предложило им два острова, на что японские политики, подогреваемые националистически настроенной частью электората и США (использующих это для поддержания отдаления Японии от нашего влияния), сказали, что или все четыре, или ничего. Вполне естественно, что отечественные политики закусили удила, типа «ах так, мы к вам по хорошему, а вы нам козью морду строить, ну так получите». Результатом последних переговоров о принадлежности спорных островов стало то, что в бюджет страны на 2007 год без громких заявлений заложены инвестиции на развитие именно спорных островов, то есть опять пошел откат от прежних обещаний отдать два острова. Пошел сигнал – в таком случае не получите ничего, мы их не отдадим никогда. И, честно говоря, трудно, да и не нужно, наверное, упрекать наших политиков за это решение, ведь стоит только начать отдавать территории, и закончится это, скорее всего, где-нибудь в Подмосковье. И без того озвученных за последние десять лет территориальных претензий, и не безосновательных, причем, уже есть на добрую половину сегодняшней России.
Но, с другой стороны, Японию тоже можно понять. Для них это очень важно как с политической точки зрения (исторического реванша), так и с точки зрения развития экономики и ресурсной базы для нее. Вообще, ввиду островного расположения нашего восточного соседа и отсутствия на территории проживания хоть сколько-нибудь заметных месторождений ПИ, доступ к сырью и материалам становится вопросом выживания нации. Япония крайне уязвима, так как все сырье она получает извне. Именно в этом, видимо, корень и русско-японской и второй мировой войны (со стороны Японии). Из истории известен случай, хорошо иллюстрирующий эту уязвимость, когда после Цусимского сражения один единственный легкий крейсер, уцелевший в нем, чуть не выиграл войну, проигранную до этого армией и флотом, устроив морскую блокаду Японии. Ко всему прочему им банально не хватает земли. Широко известен тот факт, что японцы вынуждены создавать искусственные, из переработанного мусора, острова в океане, чтобы иметь возможность осуществлять новое строительство. Конечно, такая изощренность не может не вызывать восхищения, но, в то же время понятно, что они на это идут не от хорошей жизни.
В то же время с нашим Дальним Востоком наблюдается проблема просто космического масштаба. Российское государство, начиная с момента присоединения этих территорий, было озабочено освоением своих новых обширных пространств. Но вначале не было ясного понимания, что делать и вообще, стоит ли что-то делать. Тем более, что существовала надежда, что, как и при освоении других новых территорий страны, все произойдет само собой. Вначале для охраны границ было организовано Яицкое казачье войско, но само заселение территорий происходило стихийно и очень неспешно. Государство, кроме охраны границ, только озаботилось подписанием договора с Китаем об отторжении от него этих территорий и закреплении границ. И только к концу 19 века сложилось понимание, что само собой ничего не будет, видимо слишком обширны оказались территории даже для экспансионистского инстинкта русского народа. Поэтому Столыпин запустил государственную программу стимулирования заселения Дальнего востока страны. Была построена КВЖД, были заложены и построены села и города. Для переселенцев были введены налоговые льготы. Население увеличивалось быстро, вообще экспансия проходила настолько быстро и успешно, что были заложены русские города даже на территории материкового Китая, например, такие как Харбин, Порт-Артур, Дальний. Существовали даже программы, по которым совершенно бесплатно молодежь могла путешествовать по империи, что было направлено на создание реального, не по учебникам, представления о стране в молодых мозгах, искоренения страхов и предубеждений перед Дальним Востоком и Сибирью. Но затем была русско-японская война, за которой последовала революция. И все рухнуло. Зарубежные города и населенные пункты, построенные вдоль КВЖД, мы потеряли сразу. Туда бежали остатки белого движения, настроенные, естественно, резко отрицательно к новой власти, да и не до взятия их под контроль было тогда большевикам, дел хватало и внутри страны. И все это время с Дальнего Востока шел отток населения, к которому приложили руку и эмиграция от большевиков, и японская интервенция во время гражданской войны, и раскулачивание. Но затем советская власть все же спохватилась, стали разрабатываться и осуществляться программы освоения, стройки государственного значения, людям, проживавшим на окраине страны, давались надбавки к зарплате, людей заманивали льготами, подъемными, проводилось целенаправленное стимулирование заселения этих территорий. Но, результат был не сказать, чтобы особо впечатляющий. А потом наступила перестройка…. По официальным данным с момента начала перестройки по сю пору уже уехало свыше 30% населения тех мест (особенно это касается Магаданской области), и отток продолжается. Объясняется это, по большей части, банальной заброшенностью и забытостью. Государство на долгое время просто забыло, что у него есть Дальний Восток. Исчезли льготы, как результат, зарплаты стали такими же, или даже ниже, чем в центральной России, а цены в несколько раз выше, кроме того, добраться куда либо стало практически невозможно, так как зачастую единственный доступный транспорт - это самолет или вертолет, а цены на билеты стали буквально заоблачными. Как результат, стимулы стали обратными, и пошел отток.
В последнее время, слава Богу, вроде спохватились, идет строительство автомагистрали, которая должна связать Дальний восток с центром страны, анонсирована программа привлечения русскоязычного населения с территорий бывших советских республик. Но понятно, что этого все же явно не достаточно. И корни этого, судя по всему в том, чтоо мы продолжаем относится к этим территориям как временщики. Но пока мы будем относиться к Дальнему Востоку как к кладовой, а не как к собственному дому, в котором предстоит жить и умереть, ничего у нас не получится.
А в то же время американцы (Бжезинский) предлагают, предварительно ставя под сомнение правомочность владения Сибирью Россией, создать на Дальнем Востоке Сибирские штаты, потратив на её развитие 20-30 триллионов долларов за 50 лет, с расчётом на то, что по истечении этого срока эта территория начнёт отдавать вложенное за счёт налогов и так далее. Почему мы не можем пойти по такому пути? Почему нам не объявить эту зону нашей страны «Новым Диким Западом», а в нашем случае «Новым Востоком» - свободными территориями, открытыми для освоения переселенцами со всего мира. Новая «Земля Обетованная», земля свободы и безграничных возможностей, на которой любой может добиться успеха и процветания. Ведь это единственная подобная территория в мире такая осталась. Единственная практически не освоенная человеком земля, если конечно не считать ещё таковой Антарктиду. И то, что осчастливило бы кого угодно, мы считаем, что уж кривить душой, практически обузой – и бросить жалко, и тащить тяжело.
Единственный выход – пойти по пути, пройденному ранее США – позвать всех желающих, но под нашим политическим и военным контролем. Разрешить самозахват (при соблюдении прописанных в законах ограничений, например – строить целлюлозную фабрику на Байкале – нельзя) земли, любые разработки, любые строения – всё, что угодно, практически полное отсутствие власти в нынешнем понимании – как разрешительной системы – контроль только внешний – военный, политический и соблюдения законов. Вполне естественно, что для этих территорий нужно будет разработать и специальное законодательство, максимально упрощённое, максимально стимулирующее процесс и запрещающее вмешательство в него чиновникам.
И вот здесь застарелый русско-японский конфликт может оказаться как нельзя более кстати. Возможно, он может стать тем зерном, из которого произрастет частичное решение проблемы освоения Дальнего востока. И здесь недостающим для понимания проблемы кирпичиком становится демография. Поясню свою мысль. В случае с Китаем мы опасаемся экспансии с его стороны по нескольким причинам. Во-первых, это быстро развивающаяся индустриальная держава, по многим параметрам уже сегодня превосходящая нашу страну. Во-вторых, в Китае имеется быстрый прирост населения, который по прогнозам будет продолжаться еще лет 20, что даст прирост в триста миллионов человек. В-третьих, в Китае имеется огромная прослойка «лишнего» бедного населения, которое практически не участвует в экономической жизни страны, и составляет, по разным оценкам, от двухсот до четырехсот миллионов человек. В-четвертых, территориальные особенности страны и численность населения таковы, что им не хватает территорий для расселения и полезных ископаемых для экономики. В результате мы имеем в Китае все увеличивающуюся потребность в ресурсах и огромную, быстро растущую прослойку населения (в несколько раз превосходящее все население нашей страны), готовую, при определенном стимулировании со стороны своего государства, на переселение в погоне за лучшей долей. То, что это, в принципе, возможно, хорошо показывает история русско-китайских пограничных конфликтов. И этого населения с лихвой хватит, чтобы за нас освоить не только весь восток нашей страны, а и всю страну целиком, а мы среди них просто растворимся, причем так, что даже следа не останется.
В случае с Японией ситуация кардинально иная. В Японии, так же, как и в странах Запада, наблюдается существенный демографический спад, количество детей на семью так же 1,2-1,3. Население быстро сокращается. Поэтому проблема возможной экспансии, которая нас так тревожит в вопросе с Китаем, в данном случае является несущественной. Все население Японии составляет около восьмидесяти миллионов человек, весьма велика доля пожилых людей. Поэтому рассчитывать на серьезный иммиграционный поток не приходится. Если, при желании это сделать, нам удастся привлечь хотя бы десять миллионов человек, это уже будет большая победа.
Исходя из вышесказанного, думаю, что проблему взаимоотношений с Японией можно попытаться решить следующим образом. Учитывая, что приведенные доводы, по моему, неоспоримо доказывают, что японское население, в отличие от китайского, можно смело допускать на нашу территорию, практически без ограничений. То есть, мы можем предложить Японскому правительству совместную эксплуатацию территорий островов Курильской гряды, Сахалина, Камчатки, части Дальнего востока. Практически на их требования отдать четыре острова Курильской гряды мы ответим тем, что предложим им в сто раз большие территории для освоения, но вот только на своих условиях. Таким образом Япония сможет решить все свои территориальные и сырьевые проблемы практически в одночасье. Мы можем предложить им переселяться, жить и работать на этих территориях, создавать свои поселения, может даже города. Эксплуатировать наши месторождения ПИ, строить заводы, заниматься сельским хозяйством. Для спокойствия переезжающих, возможно, придется пойти и на такой шаг, как участие японских политиков в выборах в местные органы самоуправления, совместное управление некоторыми территориями. То есть переселенцы должны быть уверены, что свое, Японское, государство их защитит, что в правовом смысле они как бы даже и не покидают территорию собственно японских островов. Плюсы от такой «экспансии» со стороны Японии трудно даже вообразить. Япония и сегодня одна из ведущих стран по финансовым вложениям в нашу экономику и по участию частного бизнеса в ней. Наличие анклава японских граждан на территории нашей страны, поселений, предприятий, скорее всего, приведет к широкомасштабному участию бизнеса Японии в её жизни. К строительству инфраструктуры, разнообразных объектов экономики. То есть мы можем, в идеале, заставить всю экономику Японии работать на освоение нашего Дальнего Востока. Ведь возможности для японского бизнеса там фантастические. Просто американский Дикий Запад. Нетронутые месторождения ПИ, неосвоенные территории, места, куда не ступала нога человека. Там есть где развернуться предприимчивому человеку, и российские промышленники в прошлые века это доказывали не раз. Кроме того, подобное развитие событий, что весьма вероятно, приведет к притоку в создаваемые японцами населенные пункты и к новым японским предприятиям и российского населения. Ведь известен эффект, что созданная инфраструктура привлекает все новых и новых поселенцев. Точно так же возникали села и города в древности, и так же происходит и сейчас. Поэтому, если японцы построят свои поселения, создадут инфраструктуру, предприятия, то туда неизбежно рано или поздно поедут россияне, в погоне за лучшей долей, за заработком и лучшими условиями жизни. То есть таким образом можно не только остановить отток населения с Дальнего Востока, но проблемой может стать отток населения из центральной части России на восток, если все получится. Практически может заработать система слухов, что может привести к началу освоения территорий такого же лихорадочного, как это было когда-то на американском Диком Западе. Когда представления о огромных возможностях, расширяясь, вовлекают в процесс все новых и новых людей, которые, в свою очередь передают информацию дальше. То есть, по большому счету, дело даже не в Японии, дело в том, что нам нужно создать у населения нашей страны, а может и некоторых сопредельных стран, близких нам ментально, представление о Дальнем Востоке, как о земле обетованной, земле с молочными реками и кисельными берегами. Земле такой щедрой, что воткнутая в землю сухая палка или черенок от лопаты на следующий день пускают корни и прорастают. И ведь самое смешное, что это и в самом деле правда, но увы, сейчас, в эпоху всеобщей урбанизации, уже не так привлекательно. Вряд ли горожанин польстится на село, ему нужна развитая инфраструктура. Вот поэтому, на мой взгляд, привлечение Японии к освоению российского Дальнего Востока может стать спусковым крючком процесса его освоения. Особенно, если эти процессы будут правильно и вовремя поддержаны специалистами по PR, массовой психологии, политтехнологами и прочими умельцами промывать мозги населению. При правильном подходе в будущем, говоря о крае больших возможностей, будут приводить в пример не американский Дикий Запад, а русский Дальний Восток.
Но, по всей видимости, даже с учетом демографической ситуации в Японии, нужно поставить все же некоторые ограничения, которые позволят не выпустить ситуацию из рук. Во всех межправительственных соглашениях о статусе таких, совместно управляемых территорий, должно значится, что это российские, ни при каких обстоятельствах не отторгаемые территории, находящиеся под контролем российских вооруженных сил. При этом переселяющиеся на территорию РФ японские граждане обязаны принять, как второе, гражданство РФ. В течение некоторого времени, положим, трех лет, они обязаны выучить русский язык и предметы по русской культуре, правилам поведения и так далее, весь курс необходимых дисциплин, знание которых позволит чувствовать себя своим в российском обществе. В том случае, если японо-русский гражданин не сдал, по истечении отведенного срока, установленные экзамены по русскому языку и культуре, то он депортируется обратно в Японию. Но при этом сохраняет право вернуться назад в Россию после сдачи экзаменов. Вполне возможно, что стоит ввести и определенный ценз, по которому в предприятиях, организованных выходцами из Японии, должен работать некоторый, оговоренный в законе, процент коренных россиян.
В то же время, для создания противовеса японскому влиянию, на эти же территории стоит привлечь и переселенцев из других стран «арки» - как я уже писал выше – из Индии, а так же из Германии и из Кореи. Тем более что две страны из перечисленных – Германия и Корея, уже имеют такой опыт в прошлые века. При этом в отношении Германии сейчас как раз наиболее подходящий период для этого за всю историю России, не считая Киевской Руси, так как сейчас у нас наибольший за всю историю процент европеоидного населения, что должно восприняться как плюс немцами, уставшими от неевропейских иммигрантов всех мастей. И здесь, если мы привлечем одновременно и Японию, и Германию, то воистину станем мостом между культурами.
Обе Кореи тоже имеют, кроме экономического, и свой политический интерес – так как для них этот проект позволит решить вопрос их взаимного опасения (Севера и Юга). А для нас Корея выступит противовесом Японии, учитывая их взаимную историю и антагонистичные во многом экономические интересы.
Причем привлекать вышеперечисленные страны, увлекать их, можно используя один простой довод – вот вы не хотите, а в это время ваши соседи уже вовсю действуют, и вы можете просто опоздать на поезд. Кроме того поймать мы их можем ещё и на жадность – так, как ловят обезьян. Им трудно будет отказаться от предложенного им освоения на льготных условиях наших месторождений, земли под промышленные предприятия, земли под заселение. А когда они всем этим начнут пользоваться, то давать задний ход будет уже поздно, и придётся, хочешь/не хочешь, идти в русле нашей политики.
В то же время интерес к освоению наших месторождений в Японии и Корее уже есть и сейчас, что подтверждает, например, статья Масахиро Ацуми «Вместе осваивать Дальний Восток» в журнале «Стратегия России». Он там выдвигает идею о том, что и ЕС начинался с соглашения по углю и стали. Что изрядно совпадает с тем, что предлагаю я.

Вполне естественно, что все эти соображения не более, чем черновой проект, наброски идеи. Дальше должны работать специалисты - дипломаты, военные, историки, страноведы, экономисты и прочие.
Я понимаю, что подобное предложение многими будет воспринято как прожект, но все же у меня есть надежда, что этот проект осуществим, и более того, что именно такое решение может позволить нам разрешить многолетнюю проблему освоения Дальнего Востока, которая столь долго не дается нашему государству, и не только её.