Театр одного актера занавес опускается

Александр Гальченко
В середине октября 2008 года в Венеции прошли две конференции - «Доживет ли однополярный мир до 2020 года?» и «Взаимоотношения СМИ и власти», организованные Международным институтом сравнительных исследований политических культур (МИСИПК), в которых в качестве председателя попечительского совета данного института принял участие Михаил Горбачев. В интервью итальянской газете «Република» бывший президент СССР заявил: «Запад должен прекратить поучать Россию. Россия идет к демократии своей дорогой и находится пока на половине этого пути. Западные уроки не очень-то помогают. Более того, они могут быть контрпродуктивными… Вы не имеете права преподносить уроки».


Горбачев также заметил, что после распада СССР, США почувствовали себя победителями и «навязали миру свои правила». «Сейчас должно быть понятно всем, что эти правила не сработали», - добавил он.


Ну, что же, в политическом опыте и информированности экс-президенту СССР невозможно отказать. То, о чем читающие эти строки, как, впрочем, и их автор, могут лишь догадываться, он знает наверняка. Круг общения у недавно ставшего прадедушкой (правнучка, к слову, родилась в акушерском отделении одной из немецких клиник) Михаила Сергеевича, мягко говоря, несколько иной. Вкупе с источниками информации и ее достоверностью.


Конечно, поучать какую-либо страну или насильно навязывать ей свои правила игры, занятие мало перспективное. Так, президент Франции Николя Саркози, возглавляющий в настоящее время Европейский Союз, выступая перед депутатами Европарламента в Страсбурге, заявил, что экономический кризис уже охватил Европу и доказал необходимость согласованной политики и «четко определенной линии руководства» в европейской экономике.


Далее французский президент предложил руководителям стран ЕС подумать о создании специальных государственных фондов, деньги из которых шли бы на преодоление последствий кризиса в финансовой сфере. За счет средств из госфондов, по мнению Саркози, могла бы быть осуществлена и частичная национализация важнейших отраслей промышленности в пределах государств Евросоюза.


И буквально на следующий день последовала негативная реакция официального Берлина. Правительство ФРГ отвергло призыв президента Франции Николя Саркози с помощью временной частичной национализации защитить ключевые отрасли промышленности в Европе от захвата неевропейскими инвесторами.


Как пояснил представитель правительства Ульрих Вильхельм (Ulrich Wilhelm), немецкие предприятия находятся в хорошем состоянии и не нуждаются в подобных защитных мерах. Он указал, что немецким предприятиям не грозит распродажа в руки зарубежных инвесторов. В условиях мирового финансового кризиса, отметил Вильхельм, немецкая экономика демонстрирует свою силу и конкурентоспособность.


А министр экономики ФРГ Михаэль Глос (Michael Glos) указал, что предложение Саркози вообще противоречит всем основополагающим принципам экономической политики Германии. Государственные инвестиции банкам и страховым компаниям, указал он, являются необходимым исключением для предотвращения коллапса всей финансовой системы и сохранения темпов экономического роста.


С другой стороны, федеральное правительство планирует введение государственного права вето. Оно будет применяться в случае, если инвесторы из стран, не входящих в Евросоюз, попытаются приобрести более 25 % акций компаний в стратегически важных областях. Тем самым, правительство намерено поставить преграды государственным фондам из Китая, России и арабских стран.


Вполне солидарны в Берлине и с мнением президента Франции о том, что европейские страны не заинтересованы в возрождении противостояния с российским руководством и в новой «холодной войне». Да и как может быть иначе в современном мире, когда в один тугой узел завязаны финансовые институты, рынки сбыта, сырьевые ресурсы, энергетические и экологические проблемы. Начавшийся в США и продолжающийся уже который месяц глобальный финансовый кризис это показал более чем наглядно.


Он так же показал, что время, когда Америка была единственным полюсом силы, проходит. Нового мирового порядка, о котором Буш-старший объявил в 1991 году, когда Советский Союз доживал последние дни, судя по многим признакам, больше не существует. Заканчивается период, когда одна держава могла, словно великан, оседлать земной шар и навязывать свою волю всем континентам, встречая сопротивление лишь у движений за национальную независимость и у изолированных «государств-изгоев». Почти два десятилетия, когда Россия погрузилась в «катастройку», а Китай наращивал экономическую мощь, США пользовались беспрецедентным и неконтролируемым глобальным влиянием.


И вот теперь на сцене могут появиться новые игроки.


Безусловно, эту нарождающуюся на наших глазах многополярность легко переоценить. Россия – региональная держава, и в ближайшие годы вряд ли сможет бросить глобальный вызова США. Да и, насколько можно судить по официальным заявлениям, не ставит перед собой такой цели.


Китай вообще предпочитает не афишировать своих далеко идущих устремлений. Год за годом неуклонно наращивает свой экономический и людской – что весьма существенно с учетом сложившейся демографической ситуации в США и Западной Европе – потенциал и готовится… Хорошо бы знать, к чему?


Где-то на подходе к притязаниям на одну из главных ролей в будущем «спектакле» и Индия. Представителей этой страны все чаще можно увидеть на крупнейших международных выставках. И приезжают они далеко не только с изделиями народных художественных промыслов.


На место в массовке вряд ли согласятся в обозримом будущем и представители стран, входящих в ОПЕК. Неожиданные колебания цен на нефть и объемов ее добычи способны серьезно повлиять на ситуацию в мировой экономике.


Понятно, что лишь самые оторванные от жизни представители мировой политической элиты не в состоянии понять, что в международных отношениях необходим противовес, который бы ограничивал некую одну державу в ее односторонних попытках навязать свою волю другим странам.


Однако влиятельная немецкая газета Die Welt в своем материале, опубликованном в конце сентября, полагает, что, несмотря на все проблемы в отношениях с Соединенными Штатами, Европа нуждается в сильной Америке, в то время как продолжающийся экономический кризис угрожает США ограничением политического влияния.


Далее издание пишет: «Еще более опасным предстает то, что граждане США рано или поздно могут отказаться нести финансовое бремя, которое позволяет этой стране поддерживать лидирующее положение в мире. Ни Россия, ни Китай не способны, и не должны заменить США в роли мирового лидера. У обеих стран отсутствует представление относительно того, как может выглядеть мир в постамериканскую эпоху.


Если влияние США будет и дальше слабеть, мы скоро столкнемся с ситуацией многополярного мира, о которой столь же страстно, сколь и наивно мечтали Жак Ширак и Герхард Шрёдер. Теперь эта перспектива предстает уже не столь желанной. США в последние годы подвергались резкой критике. Но гораздо опаснее слишком сильной Америки – слишком слабая Америка. Во многих регионах мира могло бы возродиться агрессивное, никем не сдерживаемое соперничество между отдельными державами, как это было в Европе XIX века. Тем, кто стремится к стабильному миропорядку, остается надеяться на то, что США вскоре преодолеют кризисную фазу».


Мнение достаточно спорное, особенно, если учесть, что сама объединенная Европа вольно или не вольно все больше будет выступать в роли одного из ведущих игроков на мировой политической и экономической сцене. Конечно, переложить часть своих или общих трудностей на чужие плечи – дело святое. Но что, как эти плечи в одночасье не выдержат ставшей непосильной ноши? Не проще ли заранее определиться, что же лучше: лихорадочно копаться в осколках упавшего, или заранее забрать часть груза, чтобы «лошадь» размеренно и долго продолжала везти остальное.


Тем более что поднять осколки могут пожелать и совершенно «неприятные» персоны. И успеть это сделать быстрее других. Вот уж чего, так это только драки нам не хватало, если шустрые новые владельцы не захотят отдавать присвоенное «законным» наследникам.


Отбросив же ёрничанье, можно с большой долей уверенности отрицательно ответить на вопрос, являющийся темой одной из упомянутых в начале данного материала конференций. Очень маловероятно, что сегодняшний однополярный мир просуществует в неизменном виде до 2020 года.


«Моноспектакль» в исполнении «дяди Сэма» заканчивается. Актеру, вероятно, остается произнести еще несколько последних реплик, а рабочие сцены уже готовы опустить занавес.


Грядет новая пьеса, в которой прежняя примадонна тоже будет играть одну из главных ролей. Но уже не в «гордом» одиночестве. Насчет же окончательного состава труппы пока остается только гадать.