Мои первые уроки

Теодор Рехельс
Нам  жизнь сама  даёт свои уроки,
Несуетно, без слов и без мороки.

Сегодня, когда  прожита уже большая часть жизни  можно  остановиться, оглянуться и начать осторожно перелистывать, пока ещё нестёртые временем, странички своей памяти.
 
                Волчьи ворота

  В отцовской планшетке компас и карта, нарисованная  моим школьным  другом Октаем, на поясах фляжки, за спиной рюкзачки. Мы идём по маршруту "Волчьи ворота –Патамдарт". "Волчьи ворота"* это невысокие, покрытые скудной растительностью, горы на окраине  города Баку. Когда-то здесь водились даже  кабаны  и волки, но зайцы здесь  были всегда. Был чудесный солнечный день. Мы прошли основную часть маршрута и устроились на склоне горы отдохнуть и перекусить, чем  Бог послал и  уже почти закончили нашу скромную трапезу, когда заметили  поднимающихся к нам  по склону охотников. На зайцев охотятся  подумали мы. У нас оставалось ещё немного еды и Октай крикнул по азербайджански: "Чёреи еирсиз?" (хлеб хотите ?). Никакой реакции. Нас  разделяло уже метров двадцать пять, когда мы увидели направленные на нас стволы. Щёлкнули затворы и  зачирикали пули. Это было так странно и неожиданно, что мы даже не успели  испугаться, страх появился позднее. Зато инстинкт самосохранения  сработал сразу и  мы побежали, петляя по склону,  куда-то  вверх, а пули цокали по камням то справа, то слева. Через какое - то время нам удалось выскочить из простреливаемой зоны, но мы  ещё долго куда-то бежали не разбирая дороги, пока не свалились от усталости. Кто были эти люди, что им было нужно? Просто решили покуражиться  или ...я не знаю. Давно это было, но, иногда, и сейчас  во сне, я  продолжаю  убегать  от догоняющей меня пули. И ещё, с тех пор, я не спешу предлагать свой хлеб незнакомым людям.

 *Один из участков южного въезда из Баку назван Волчьими воротами. Это, скорее всего, вид скалы, напоминающей волчью пасть. Когда дули сильные ветра, задувая в это отверстие, то раздавался вой, напоминающий протяжное завывание волка. Даже Александр Дюма в своих записях о Кавказе пишет: "Волчьи ворота - это странное отверстие в пяти верстах от Баку, образовавшееся в скале и выходящее на долину. Лужи стоячей воды, пропасть между двумя высокими горами, без всяких следов растительности".



                Алушта

  Мне 17 лет. Позади выпускные экзамены. Лето в самом разгаре - июль, море, Алушта. Чемпионат Союза по подводному ориентированию. Мы члены сборной республики. Мы - это я, мой друг Октай и наша одноклассница Валя. С большой неохотой, под наши убедительные гарантии, отпустила её с нами мама. Официальное открытие чемпионата должно было состояться во второй половине дня, но в связи с неблагоприятным прогнозом погоды, устроители соревнований решили начать женские заплывы (ныряние в длину на 50 метров ) рано утром, ещё до начала официоза. Соревнования проходили в "Рабочем уголке " на территории городского пляжа. В это время на пляже почти никого не было. Не было даже купальщиков - зрителей, не было и спортсменов мужчин. Даже спасателя с аквалангом не было. Так случилось, что я пришёл немного раньше остальных и на подходе к пляжу услышал крики: "Утонула девушка из сборной Азербайджана!" Вижу на берегу лежит Валя, а вокруг неё, какие-то, люди. Вместе мы делали всё возможное, чтобы вернуть её оттуда обратно, но ничего не получалось. Было уже слишком поздно и прямой массаж сердца  в больнице, не помог тоже. Зашкаливал пульс, сердце выскакивало из груди, жить не хотелось, а  ведь посмотреть глаза её матери нам ещё только предстояло. Вот так я навсегда  усвоил и ещё один урок - "обещаниями  выстлана дорога в ад".

                Случайная встреча

  Удивительная штука память и очень избирательная. Можно долго с кем - то общаться и не вспомнить потом даже имени. А, иногда, даже одна мимолётная встреча может оставить зарубку на всю жизнь. Прошли годы, а несколько наших встреч - случайных пересечений во времени и пространстве, так и не забылись. Почти каждое утро, по пути на работу, я встречал, идущую мне на встречу, очень симпатичную девушку. Поначалу я не обращал на неё внимания, мало ли симпатичных девушек проходило рядом, но однажды наши взгляды встретились и она мне улыбнулась. С этого момента, каждый мой новый день начинался с ожидания встречи с ней, с её улыбкой. Взаимообмен взглядами и улыбками продолжался довольно долго. Мне очень хотелось заговорить с ней, услышать её голос, но что-то останавливало меня. Я не из робких, но страх разрушить ауру взаимной приязни и возникшее между нами нечто, пересиливал желание. Но всё хорошее, когда-то заканчивается и однажды она не пришла. Она просто растворилась в воздухе так же неожиданно, как и появилась. Много воды утекло с тех пор, но её чудесная улыбка всё ещё живёт во мне, своей собственной  отдельной жизнью и согревает меня своим теплом. Ну, а я усвоил ещё один урок - время, слово и возможность никогда не повторяются.

                Морские командировки

  Много лет я занимался проектированием, разработкой и испытаниями акустических систем позиционирования плавучих буровых платформ типа "Шельф" для Каспийского, Балтийского и Охотского морей и, поэтому, как минимум, два, три месяца в году проводил в морских командировках. И у каждой  была своя история. Добираться до плавучей установки и возвращаться назад было непросто и почти всегда связано с долгими ожиданиями рейсов, то погода нелётная, то волна высокая, а иногда и с определённым риском для жизни. В нелётную погоду добирались до платформы на судах. Подьём или спуск на неё осуществлялся с помощью специальной люльки - клетки, закреплённой на тридцатиметровом троссе, и грузового крана. Помню случай, когда подошедшее к платформе судно из-за волны не смогло нормально пришвартоваться и мой товарищ погиб при спуске клети на палубу. Дело было зимой. Он замешкался, поскользнулся на палубе и его ударило клетью. Обычно же мы, если погода позволяла, на берег добирались вертолётом и однажды вертолёт из-за тумана сбился с курса. Вместо трёх часов мы были в воздухе пять и поняли, что топливо на исходе и, что вертолёт не самолёт, а значит шансов на спасение почти нет. Но паники не было. Просто одели и проверили спасжилеты и ждали конца. Запомнились мне и испытания на шельфе близ Лиепаи. Это были не первые испытания системы и никаких ЧП не предполагалось. Новым было только то, что проводились они на Балтике, но ЧП всё же произошло. Сдача объекта в эксплуатацию проходила обычно следующим образом. Испытания различных комплексов производились в порядке очерёдности из - за взаимозависимости. Такие комплексы, как водолазный и  стабилизации положения, сдавались  после нашей системы позиционирования. А система не работала. Сдаточные команды из разных ведомств устали ждать. Все страшно злые - уже месяц болтаются в море без дела. Графики сдачи летят в тар-тарары, а день простоя установки - цифра со многими нулями. Наша контора засыпана грозными депешами из министерства. Короче, лечу спасать положение. На платформе меня очень ждали и встретили, как мессию, который  возьмёт да вызволит их всех из морского плена. Не скрою это было приятно, но только до вечера, когда я понял, что "попал" - сделать ничего не могу, а в чём причина совершенно непонятно. В течение нескольких суток я практически не спал. Проверил по несколько раз всё, но система работать не хотела. Нервы  на пределе, я на грани срыва -  хоть прыгай за борт. Причина всё- же, в конце концов, обнаружилась. Она оказалась до банальности  простой - на глубине 200 метров, в месте установки акустического маяка, обнаружился  десятиметровый слой  ила  гасящий  сигнал. Обычная история с благополучным концом, скажете вы. Ну, и о чём же таком особенном хотел поведать автор? В чём интрига, где мораль? И будете правы. Потому - что мне просто захотелось рассказать ещё одну невыдуманную историю из своей жизни. А мораль, всё -таки, имеется и она в рефрене старой альпинисткой  песенки: "Не падай духом, не падай духом, ведь ты ещё не долетел до дна".

                Хорошие слова

  Хорошие слова они и камертон и стимул. Мы нуждаемся в них не меньше, чем артисты в аплодисментах. Они - наше удачное отражение от зеркал душ небезразличных нам людей и они были в моей жизни. Но вспомнились, почему-то, только два эпизода с ними связанные. Первый - урок химии в 9-м классе. Учился я тогда плохо. Мне казалось, что будущему художнику, все эти химии и физики ни к чему. Но однажды стоя у доски, я неожиданно для всех и для себя, толково рассказал об установке термического крекинга. Получил пятёрку и комплимент, что из меня получится хороший инженер. Я - инженер!? Ха! А ведь, как в воду смотрела моя учительница. Эпизод второй - Севастополь. Прощальный ужин в одноимённом ресторане по поводу окончания конференции. Зав.нашей секции проф., кап. первого ранга и мой научный руководитель Фрейдзон, церемонию закрытия, начал так : "Пусть Тедди скажет, он хорошо формулирует. А за столом, кроме умеющих формулировать, докторов и кандидатов наук больше никого и не было. Ну, я и выдал что-то о покорителях гидрокосмоса. Профессор остался доволен, а мне приятно сейчас об этом вспоминать. И ещё, как показала жизнь, хорошие слова превращаются иногда и в хорошие дела.