Там, за озером Табукан

Лунтик
После 5 часов утомительной поездки я прибыла на границу кавказской и российской культур: в уголок, навсегда связанный с именем Михаила Лермонтова, в неизведанность, манящую свободой и пугающую колоритом своего бытия. Я приехала в Пятигорск!
Улицы Пятигорска напоминают узкие ручейки, по которым равномерно и спокойно течет, погрязшая в маленьких страстишках, суетливая жизнь их обитателей. Удивительна и архитектура города: низкие деревянные домики и современные высотки ютятся рядышком друг с другом, скрывая в своих стенах жизнь, наполненную повседневными событиями и радостными всплесками праздников.

Говорят, каждый город имеет то лицо, какое имеет мечта его жителей. И после этих слов ты начинаешь понимать, почему Пятигорск наполнен потрясающей одухотворенностью, желанием жить, почему он обладает такой притягательной силой, и в него хочется возвращаться снова и снова – город живет мечтой своих жителей. А жители все очень разные. Русские, армяне, горские евреи, украинцы, азербайджанцы, греки – различные культуры, нравы и традиции нашли приют в этом чудесном городишке. Но их всех объединяет одно, - неуловимое на первый взгляд, но глубоко засевшее в сердцах, незримо присутствующее рядом с каждым, - их объединяет мечта. Мечта о вечной жизни и любви.

Побывать в Пятигорске мне посчастливилось в конце лета. Был душный август, и с дороги так хотелось отдохнуть за стаканом холодного сока. Именно поэтому отправной точкой путешествия по этому бурлящему городу стал «Бродвей» (именно так ласково горожане прозвали свой центральный проспект) – место обитания самых различных кафе и ресторанов на любой вкус и достаток. Добраться туда можно было либо на маршрутном такси, либо на трамвае. Маршрутки опостылели во Владикавказе, поэтому приближающийся шум вагона был как нельзя кстати. А трамваи в Пятигорске удивительные. Удивительные для меня. В России  только здесь и в Калининграде действует узкоколейный трамвай. В чистом и опрятном вагоне нежно зеленого цвета я чувствовала себя, как в карете. А при приближении к остановке я вообще замерла: вагоновожатая объявила в микрофон, что мы подъехали к «Белой ромашке». «Прямо как в советских фильмах!» - пронеслось у меня в голове.

При выходе из трамвая передо мной открылся широкий проспект, пестрящий яркой рекламой и витринами разнообразных питейных заведений и магазинов. За всей этой разноцветной мишурой лишь изредка можно было разглядеть архитектуру старинных зданий, хотя отдельные дома остались нетронуты разрушительной рукой современной коммерции. Примечательно, что на всем протяжении улицы, к счастью, не было, как у нас, во Владикавказе,  щитов с панибратски пошловатыми «С Днем Рождения, Маша!», «Я люблю тебя, Иван!» с лицами маш и иванов. Пока я любовалась окружающим меня великолепием, мой желудок активно заурчал, и я стремительно направилась в близлежащее кафе.

Летом на Бродвее много открытых кафе, в меню которых широкий выбор прохладительных напитков, но моё внимание приковало к себе заведение, фасад которого был отделан деревянными панелями. Сквозь крышу кафе проросли два высоких дерева – это было потрясающе красивое и оригинальное зрелище. Внутри не было особого шика, обстановка была довольно уютной. Сев за столик в центре зала, я сделала заказ и прислушалась к звучащей мелодии. Как же я изумилась, когда в песне наряду с голосом певицы услышала птичью трель! Но стоило мне оглянуться по сторонам, как я нашла этому объяснение: на стволе одного из деревьев висела клетка с канарейкой. К прутьям был прикреплен маленький микрофон, в который пташка и исполняла свои песни. Вот такая приманка для клиентов.
Перекусив, меня ожидала экскурсия по городу. Без гида, конечно. Да и вообще, я была немного странным туристом для Пятигорска – меня не тянуло к лермонтовским местам, не было желания подняться на Бештау и с высоты насладиться пейзажем. Мне хотелось просто окунуться в сам город, прочувствовать его вкус, проникнуться жизнью его жителей. Поэтому я решила отправиться на рынок. По пути мне предстояло пройти по подземному переходу. «Интересно, в каком состоянии он у них?» Спустившись по ступенькам, я буквально не поверила глазам: стены перехода были разукрашены граффити. И не обыкновенными бездарными рисунками, как у нас во Владикавказе, а тематическими и отлично исполненными картинами. Посвящены они были борьбе с наркотиками. Каждое произведение несло в себе необъяснимую энергетику, излучало положительные эмоции и отражало креативность автора. При различиях молодежи Осетии и Ставрополья, глядя на эти художества, находишь одно, но очень важное сходство – мы вместе за здоровый образ жизни! Честно сказать, выходить отсюда не хотелось. Хотя в голове уже созревала мысль, с какой гордостью я буду показывать друзьям фотографии, сделанные в этом переходе.

На рынке было не очень много людей. Торговцы тоже не особо активно демонстрировали все прелести своего товара – видимо, жара их совсем сморила. Хотелось найти что-то необычное, то, чего нет дома. Но как оказалось, во Владикавказе тоже уже есть всё! Разве что цены ниже. Хотя, заглянув в зоомагазин, мне пришлось изумляться и удивляться. Среди многочисленных аквариумов и клеток с хомячками, гордо восседал ОН – красный попугай ара. Никогда не видела живых ара! Он был словно игрушечный, я даже сначала засомневалась – не чучело ли это. Когда ко мне подошел консультант, единственное, что я произнесла: «Какой он большой!» А в этот момент попугай взлетел и со словами «Давайте жить дружно!» приземлился в другом конце торгового зала. В легком шоке я прошлась дальше по магазину: тарантулы, морские свинки, игуаны, ящерицы – прямо передача «В мире животных». Правда, вместо Дроздова был серый жако, который прямо из клетки цитировал Пушкина. Да-да! «У лукоморья дуб зеленый…» Такие познания увеличивали и без того немалую цену попугая почти в два раза. Вдоволь насмотревшись на обитателей магазина, я отправилась дальше в своё «путешествие».

Женская страсть к покупкам всё-таки стремилась выразиться, и я отправилась за сувенирами в универсам Пятигорска, находившийся рядом с рынком. Это был самый незабываемый поход по магазинам! Нет, ничего особенного я не купила, но зато впервые в жизни проехала на эскалаторе! Ведущий с одного этажа торгового центра на другой, он вызвал у меня настоящий восторг. Случайные покупатели, наблюдавшие за мной в этот момент, спокойно могли предположить, что я неадекватна. Я разве что не хлопала в ладоши, а так всем своим существом показывала радость. Но где-то в глубине души закрался крохотный страх – он возник при приближении к верхней ступени эскалатора, когда нужно успеть вовремя поставить ногу на плитку пола. Дальнейший шоппинг я совершала с сияющей улыбкой на лице. И, конечно же, на обратном пути я тоже спустилась на эскалаторе. 8 раз за час.
Потом меня ждал поход в центральный городской парк. Порезвилась я на аттракционах от души. Не было стеснения, что меня примут за взрослого ребенка. Я просто окунулась в атмосферу праздника, и чем выше поднималось колесо обозрения, тем выше поднималось и моё настроение.

Уже смеркалось, но усталости совсем не чувствовалось. Я решила вновь вернуться на Бродвей и насладиться видом ночного Пятигорска. Потихоньку загорались фонари, город преображался.  И знаете, жизнь закипела именно сейчас. На улицах появилось гораздо больше людей, но при этом было очень спокойно. Не смотря на поздний час – половина десятого – не было страха, что будут приставать хулиганы или кто-то решит тебя обидеть. Это ощущение спокойствия за свою безопасность сложно объяснить, но оно появилось само по себе, словно всегда было внутри меня. Хочется отметить, что хозяева магазинов оставляли на ночь выносные вывески и рекламные стойки – их никто не стремился украсть, поломать или разрисовать баллончиком с краской. Изучая местных жителей, я не заметила, как оказалась почти в конце проспекта. Здесь моё внимание привлек небольшой ресторан, сделанный в стиле хай-тек. К счастью, свободные столики были, и я выбрала тот, что в самом углу: очень удобное место для наблюдения. Было какое-то романтическое настроение, хотелось поразмышлять над всем увиденным и просто вспомнить приятные моменты прошлого. Для поддержания такого настроя я заказала бокал вина и творожный десерт. Меня немного поражали окружающие, но пристально смотреть на них было просто неприлично: количество курящих женщин превалировало, девушки, сидящие на коленях своих спутников, бесцеремонно целующиеся парочки. Всё это было непривычно и неприятно. Поэтому я решила не обращать на них внимания и наслаждаться изумительным вкусом испанского вина Perez Pascuas Gran Selecion Gran Reserva под звучащий ритмичный джаз.

День получился насыщенным, полным впечатлений. Поэтому в забронированный в гостинице «Пятигорск» номер я вбежала с радостью. Но меня ждало легкое разочарование: обстановкой «как в кино» и не пахло. Старенькие кровати с колющимися покрывалами, телевизор «Радуга» и встроенный платяной шкаф, куда не очень-то хотелось загружать вещи. Ванная тоже была без особого ремонта и не очень удобная. Зато улыбку вызвало маленькое мыло, которым я играла в детстве. Помнится, стоило оно порядка 200 рублей (старыми деньгами) и очень нравилось мне за свой «игрушечный» размер.

Смотреть ставропольские каналы уже просто не было сил, и поэтому я быстро заснула. И мне всю ночь снились большие красные попугаи, поющие канарейки, испанские виноградники и вагоновожатая, которая постоянно объявляла остановку «Цветник».