Не замутить воду в кринице

Николай Купин
                (Раздумья над сочинениями о природе)

            ...Всё, о чём нужно было спросить учителя, спрошено. Ученики Валковской средней школы, склонившись над партами, обдумывают тему сочинения: «Я и природа».

            — Правильно ли я начала? — спрашивает шестиклассница Ира Новикова. — «Я люблю свою Родину и люблю родную природу...»

           Да, очень хорошая мысль, только не вслух. Я уже не прихожу на помощь ученице. Пусть каждый начнёт по-своему, распахнет душу, откроет чувства, свое понимание многоцветного и многоголосого окружающего мира. Пусть пишут. А мои мысли улетают в отзвеневшее детство. Вспоминается школьный товарищ Иван, сейчас уже Иван Васильевич Рыков, знатный тракторист колхоза «Коммунист» Великобурлукского района, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Когда он был таким, как мои шестиклассники, он без конца мог говорить тепло и проникновенно о пририоде — о могучих вербах, распустивших серёжки над тенистым яром с запахом мяты и говором ключевой воды; о борозде, которую впервые проложил на колхозном поле. Всё это сделало его пахарем в родном селе.

           А как понимают природу мои ученики — валковские городские ребята? Способны ли они сохранить чистыми криницы для грядущего века, уберечь зелёными леса, город садамн украсить?

                «Берегите эти земли, эти воды,
                Даже малую былиночку любя,
                Берегите всех зверей внутри природы,
                Убивайте лишь зверей внутри себя»,

 — вспоминает восьмиклассница Лена Задорожная слова из кинофильма «Дикая жизнь Гондваны». Валя Соколова гневно обрушивается на ребят, вооруженных рогатками.

            Многие школьники критнкуют губителей природы, горе-туристов, оставляющих мусор, горящие костры на местах своего отдыха. Ребячий гнев понятен. Ведь они «не такие». Шестиклассник Саша Мельник во время сильного дождя собственной рубашкой укрывал гнездо куропатки. Боря Змиенко и Леня Заяц выкормили и вылечили раненого воробья. Оля Фесенко вместе с отцом погасила костёр в лесу. Вика Корсун спасла ежика. Наташа Ведмидь повесила в своём саду кормушку, к которой прилетают синицы, дубоносы и дятел.

            Читаешь сочинения и думаешь: у Ивана Васильевича Рыкова много последователей. Не только врождённая доброта связывает ребят с природой. Современные средства информации, литература, школа воспитали в детях сознательное отношение к природе. Шестиклассник Серёжа Губский рассказывает о токийском полисмене-регулировщике, упрятавшемся в противогаз от выхлопных газов. Восьмиклассник Коля Малахай сожалеет о Миссисипи, превращенной в «помойную яму». Почти все ученики не забывают, какой вред наносят природе промышленные отходы с предприятий, где не решена проблема очистки газов и сточных вод.

            Для многих ребят природа связана с понятием о Родине. Шестиклассница Таня Павлий видит в ней кормилицу. Кроме того, природа, по мнению учащихся, сокровищница духовной красоты человека. Это она вдохновляла художников, поэтов, композиторов на создание великолепных образцов национальной и мировой культуры. Подростки называют имена Пушкина, Есенина, Бунина, Пришвина, Сосюры, Паустовского, Леонова, Шишкина, Саврасова, Глинки, автора «Слова о полку Игореве» и других творцов культуры разных эпох и народов.

            Для ребят понятия «Природа и человек», «я и природа» — нерасчленимы. В их сочинениях проявляется тревога за судьбы природы родного Валковского района. Восьмиклассник Саша Тарапата пишет: «Наш район размещается в лесостепной зоне, поэтому земляки мои знают цену зелёным насаждениям. Все улицы нашего города обсажены деревьями — клёнами и липами. Парки посажены рабочими, чтобы был чистый воздух. Вокруг города раскинулись поля чернозёма, на которых выращивают высокие урожаи. Но есть и овраги, приносящие только вред: они разрушают поля... В лесу мы собираем грибы и орехи и просто отдыхаем. В нашем городе есть большой пруд; в нём много рыбы. Но в пруду еще плавают бутылки, в него бросают ненужные вещи...

           Истинную радость восьмикласснице Вале Волошиной приносят родные поля. «Насколько хватало глаз, — пишет она, — кругом простирались созревшие хлеба. Волнуясь от ветра, они напоминали море, по которому плыли комбайны». Валя рассказывает, как её класс ездил в лесничество пропалывать молодые посадки.

          Восьмиклассник Виктор М..почти всё своё сочинение посвятил рассказу о том, как он летом с товарищами каждый день ловил сетью рыбу, варил уху. «Да это же браконьерство», — возмутились многие учащиеся, когда услышали цитату из этого сочинения. Правы ребята. Есть уже и среди них такие, которые склонны то ли сознательно, то ли стихийно наносить вред природе. Вот о чём следует подумать и учителям, и  родителям.

          А в этом сочинении — мечта, фантастическая мечта. Шестиклассница Инна Зайцева мечтает о том, чтобы люди могли понимать язык зверей, птиц, чтобы растения «могли разговаривать». «И тогда, — пишет она, — никто б нас не кусал и не царапал. И ни один бы человек не посмел сломать дерево. И в трамваях вместе с людьми ездили б чёрные пантеры и тигры, волки и кошки. И это был бы чудесный город, город-фантазия».

           Удивительная мечта — гуманная, светлая. Хотя, конечно, совсем не обязательно сидеть нам рядом с медведями и оленями в самолёте, в кинотеатре. Но всемерное укрепление союза детей с нашей родной природой должно стать руководством для каждого учителя. Вот о чём думаешь, читая сочинения школьников о природе.

   (Моя публикация в харьковской областной газете «Красное знамя» 25 января 1976 г.)