Будет песня - будет и хлеб

Николай Купин
            В разгар уродливой горбачевской "перестройки" литературной студии нашего завода был нанесён удар в «солнечное сплетение»: ликвидирована оплачиваемая должность её руководителя, вследствие чего творческий коллектив распался, затерялись следы способных молодых литераторов.

            Прошли многие месяцы, и наиболее активным студийцам, оставшимся без общения, невмоготу стало вариться в собственном соку, без творческого взаимообогашения. Отыскали друг друга, обменялись нерадостными мыслями по поводу животно-скалозубовского наступления новоявленных властителей-временщиков на духовность и договорились собственными силами возродить работу студии, её творческий и воспитательный процессы.

            Прежде всего, попросили и получили разрешение председателя профкома использовать для занятий, как и раньше, читальный зал профсоюзной библиотеки. Параллельно пришлось немало встречаться и беседовать о нашей затее с культработниками, чтобы получить моральную поддержку, полезные советы и практическую помощь. Не обошлось без множества встреч и личных бесед со старшеклассниками всех средних школ района, ведь литературная студия нуждалась в пополнении "свежей кровью" - новыми талантами. И вскоре в творческий коллектив влился поток способных и грамотных ребят. Кроме того, студия получила приток новых литературных сил за счет представителей старших поколений. Кого-то из них порекомендовали работники библиотеки, кто-то откликнулся на наши объявление и статьи в газете, и новый коллектив постепенно сложился.

           Занятия проводились каждую пятницу без единого срыва, состоялись публичные выступления перед тракторостроителями и их семьями, в Культурном и деловом центре, организована презентация на Центральной студии имени П.Г. Тычины, регулярно публикуются произведения студийцев в заводской газете.

           Мы хотим, чтобы наша студия и впредь развивалась: росла творчески и количественно. Так что если кто-то из пишущих и вообще любителей литературы заскучает по творческому общению, - добро пожаловать к нам. Вы найдете здесь новых друзей, попадёте в атмосферу доброжелательства и радушия. Здесь не допускается пренебрежительное отношение и злословие в адрес менее способных любителей художественного слова, никто не объявляет  их графоманами, предоставляя людям максимальную возможность для самовыражения.

          - А как же насчет требовательности? - спросите вы. - Без неё ведь не воспитать настоящего художника слова и не создать сколько-нибудь талантливого произведения. Всё верно, и я такого же мнения. Но жёсткие требования в нашем коллективе предъявляются, прежде всего, к тому, от кого можно добиться положительных результатов в силу его способностей. Но это вовсе не означает, что неспособного мы оставляем наедине с самим собой, с его бесплодными иллюзиями. Плохие творения мы также добросовестно читаем и анализируем, показывая автору их истинную ценность. А далее - его личное дело: продолжать истязать бумагу или же переключиться на сочинение музыки, создание произведений живописи, коллекционирование бабочек... Такая педагогическая позиция утверждает гуманистические начала творческого сосуществования в коллективе, обеспечивает ему недутый авторитет, воспитывает человечность в отношениях, чего так не хватает раздираемому противоречиями обществу.

            Как видим, возрождение очага славянской словесности на заводе состоялось благодаря энтузиазму наиболее активных студийцев по принципу "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". И теперь от окрепшей студии каждый из её членов  ждёт для себя конкретного содействия, а те, у кого имеется достаточный творческий багаж, надеются, что она поможет им, в конце концов, опубликовать сборник стихов или книгу прозы. Кстати, у нас на  заводе давно работает ветеран труда поэтесса О.В. Долгие годы она активно занималась в студии, написала немало хороших  стихов, но ни одной книги издать ей так и не удалось. Не достучалась, не пробилась к издателям, не повезло. В начале собирания литературных сил для студии я пригласил О.В. в складывавшийся коллектив, затронув больные струны её души.

           - Да я и перо давно не брала в руки,  - отвечала она. Сколько можно писать в стол?! Государственные издательства почти все обанкротились, и сейчас, чтобы опубликоваться, нужно заплатить издателю ни один десяток тысяч рублей. Вот до какого плачевного состояния сегодняшние псевдореформаторы довели нашу духовность. И это, похоже, только цветочки. А ягодки, если общественность не проснется от летаргического сна, будут ещё впереди.

          В нашей  студии активно занимается бывший строитель В.И. Дороднов. Сегодня он пенсионер, инвалид. В студию Владимир Иванович добирается с большим трудом, опираясь на костыль и палку. Несмотря на недуг, Владимир Иванович много работает, и сейчас у него уже написано шесть книг прозы и стихов. Многие его рассказы и повести посвящены родному городу, годам Фашистской оккупации и послевоенной поры. И если бы кто-то  помог В. И. Дороднову довести их до кондиции, они, несомненно, заинтересовали бы харьковских читателей. Но эта большая работа потребовала бы от редактора затратить всё своё личное время, немало творческих и Физических сил. Естественно, на общественных началах, на самопожертвовании вряд ли кто-то такую ношу поднимет. Да и кроме Дороднова многие другие студийцы нуждаются в более пристальном внимании к их творчеству. А поэтому и заводу нужно повернуться лицом к проблемам литературной студии, проявить такую же заботу, как о развитии в многотысячном коллективе художественной самодеятельности, физкультуры и спорта. Без этой заботы студия не сможет далее развиваться. Её неотвратимо постигнет та же горькая участь распада, что и совсем недавно.

          А первым практическим шагом по спасению творческого коллектива литераторов могло бы стать, в частности, издание альманаха их стихов и прозы за счёт завода. Это был бы хороший подарок и самим студийцам и многочисленным тракторостроителям - поклонникам художественной литературы. И трудное финансовое положение не может быть оправданием уничтожению духовности. Смог же, например, завод "Свет шахтёра" издать сборник стихов своих студийцев, построил же калужский Фермер Николай Филатов храм для своих земляков. Так неужели знаменитый тракторный гигант беспомощнее новоявленного зажиточного крестьянина?!

          Если у нас сегодня не найдется сил спасти один из очагов культуры, завтра, немного одичав, мы можем оказаться под обломками самой экономики завода. Но будем надеяться, что и у нас отыщутся покровители прекрасного не хуже самого, скажем, Саввы Мамонтова или Ивана Сытина.
А литстудия будет жить пока за счёт собственного пара, пополняться новыми талантами и всеми силами приумножать духовный потенциал родного предприятия.

         (Моя публикация в газете «Темп» ХТЗ 1 сентября 1992 г.)