Майя Дерен. На земле 1944 - Maya Deren At Land

Ирина Гончарова
Несколько изменив поставленной задаче, сегодня представляю перевод обзора не автора блога http://366weirdmoves.com/ 366weirdmovies, а режиссера  Альфреда Икера [Alfred Eaker], одного из авторов все того же блога.

Статьи А. Икера мне в начале показались очень сложными и малопонятными нашему читателю, но, войдя во вкус, я все-таки решила, что было бы неплохо и вас ознакомить с некоторыми из них. Начиная с данного обзора, я буду стараться переводить и другие его обзоры.
Альфред Икер – режиссер фильма Jesus and Her Gospel of Yes!, который был назван Лучшим экспериментальным фильмом в 2004 г. На Нью-Йоркском Международном кино и видео фестивале. Кроме того, Икером был снят художественный фильм  “W the Movie”  о Дж. Буше во время его президентства.

http://366weirdmoves.com/
MAYA DEREN: AT LAND (1944)

Майя Дерен: На земле (1944)

http://366weirdmovies.com/maya-deren-at-land-1944/
Jul.09, 2009 in Alfred Eaker's Fringe Cinema, Shorts

Альфред Икер [Alfred Eaker]

Фильм Майи Дерен* «На земле» [At Land] (1944) открывается следующей сценой: страшные волны разбиваются о пустынный берег. Эту сцену можно назвать а la Debussy, несмотря на тревожную, мертвенную, тотальную тишину, которая длится  без интервала на протяжении  всего фильма. 

И тут появляется экзотическая Дерен, являющаяся из сна, как русалка попадающая на берег из разбивающихся о него волн (символ ее псевдонима).

Дерен начинает медленно взвиваться по огромному, перевитому стволу мертвого дерева; и фигура Дерен/Эроса отправляется в свое великое экзистенциальное путешествие.

Нимфа (с выражением детской невинности на лице) скользит на животе по обеденному столу в комнате, заполненной людьми без ликов. Они даже не замечают ее, занятые бессмысленной болтовней и куревом. Ее глаза останавливаются на одинокой фигуре, играющей в шахматы в конце стола. К моменту, когда она добирается на тот конец стола (мы видим многократно повторяющиеся попытки понять происходящее пока она пробирается через эти чащи), игрок уходит, и она смотрит на доску, в то время как остальные присутствующие в комнате начинает ее покидать.

Она перемещает шахматные фигуры кинетически до тех пор, пока пешка (одна из восьми) не проваливается в дырку в столе. Она пытается достать ее и оказывается вновь на берегу моря, затем мы видим, что она идет и разговаривает с молодым человеком (показанном пятью различными мужчинами) по сельской дороге.

Она не может поспеть следом, и он оставляет ее позади, исчезая в хижине за дверью, которая с жутким звуком закрывается за ним.

Приняв решение не оставаться одной, она проползает под этой лачугой, но попадает в какой-то современный заброшенный дом, обставленный мебелью, накрытой белыми тканными чехлами.

Тот, кого она находит, вовсе не молодой человек, а старик, неподвижно лежащий в кровати (фигура номер 6) под белым покрывалом. Они беззвучно смотрят друг на друга,  стараясь в течение какого-то времени узнать друг друга. Она проходит через холл, открывает дверь, но не проходит в нее.

Она входит через другую дверь, которая появляется в каменном проеме, через нее она опять попадает на берег моря.

Она подбирает белые камешки, но слишком много, чтобы удержать их. Многих она теряет, несмотря на ее усилия удержать их.

Она проходит мимо двух женщин (фигуры семь и восемь). И ходы шахматной игры повторяются, теперь двумя незнакомками, при этом Дерен точно зверь непрерывно и неотрывно следит за ними.

Похоже, между двумя женщинами, прикованными взглядом Дерен, возникает вражда, разыгрываемая по ее сценарию. Она зачаровывает и отвлекает их, расчесывая им волосы, возбуждая их.

Появляется вторая Дерен, улавливает момент, хватает белую пешку со стола и убегает, как любопытный, перепуганный, игривый фавн.

Третья Дерен вновь собирает на пляже белые камешки и смотрит на свой двойник, убегающий с шахматной фигурой.

Первая Дерен со своими двумя любовниками тоже следит за убегающей. Майя убегает. Останки зеркальных отражений, ствол дерева, камин, современный дом с белыми чехлами, укрывающими мебель, – все это мелькает перед ее взором. Она бежит от этой одиссеи в состоянии  смущения, растерянности по направлению к ее единственно реальному убежищу, бежит вдоль морского берега и кромки моря, родившего ее.

Покойный Стэн Брэкэйдж [Stan Brakhage],  приверженец Майи Дерен, который отдал ей должное, полагал, что ее первый и наиболее известный фильм «Сети полдня» [Meshes of the Afternoon] был скорей сделан ее мужем Александром Хаммидом [Alexander Hammid]. Однако данное утверждение не выдерживает никакой критики. По композиции «Сети» могут быть действительно больше хаммидовскими, но концептуально этот фильм несомненно сделан Дерен. “На земле” [At Land] и “Ритуал в преображенном времени” [Ritual in Transfigured Time] продолжают концептуально темы Дерен, тогда как работы Хаммида представляют художника,  который работал в области экспериментального кино, но чувствовал себя лучше в документальном.

В то время как «Сети полдня» [Meshes of the Afternoon] можно считать несколько более инновационным фильмом, заслуживающим все похвалы, которые ему достались, “На земле” [At Land] остается наиболее личностным фильмом Дерен, и для такой мистической фигуры это очень существенный и вознаграждающий опыт.

Можно сказать, после “Ритуала” (в котором также снималась легендарная Анаис Нин** [Ana;s Nin] Дерен устранилась от работы, и это было ошибкой.

В то время, как последние фильмы Дерен ясно указывают на круг интересов Дерен – ритм, космос, типажи Лени  Рифеншталь*** [Leni Riefenstahl] и мечтательная женственность, физическая потеря Дерен мистической и притягательной экранной личности приводит к тому, что все остальные фильмы интересны постольку, поскольку они как бы находятся в сиянии славы первых трех фильмов и включают в себя общие элементы, но сами по себе не являются существенными.

Тем не менее, наряду с Луисом Бунюэлем и Жаном Кокто [Luis Bu;uel and Jean Cocteau], в раннем экспериментальном кино существует третья и, возможно, наиболее притягательная фигура – несравненная Майя Дерен.

Примечания

* Майя Дерен - (англ. Maya Deren, псевдоним Элеоноры Деренковской, 29 апреля 1917, Киев, Украина — 13 октября 1961, Нью-Йорк) — американский режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф, теоретик авангарда. – прим. переводчика. См.: http://ru.wikipedia.org/

**Анаис Нин была любовницей Генри Миллера, по ее дневникам был снят фильм “Генри и Джун” [Henry & June] – прим. переводчика.

***Берта Хелена Амалия Рифеншталь, более известна как Лени Рифеншталь - немецкий кинорежиссёр и фотограф. Также актриса, танцовщица. Её документальные фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» послужили основанием объявить её активным пропагандистом Третьего рейха. – прим. переводчика.