Грандиозный проект для Пола Маккартни

Анжело Айс
 


   

Что делает Пол Маккартни, когда остается один? Отвечаю: играет на Гран – гитаре. Для справки: Гран – гитара (некоторые ошибочно называют ее Гранд – гитара)  - изобретение челябинских музыкантов Владимира Устинова и Анатолия Ольшанского. По настоянию авторов название пишется без кавычек и строчными  буквами, хотя и является аббревиатурой – гитара российская, акустическая, новая.
Пол Маккартни назвал Гран – гитару «инструментом XXI века». О том, почему экс - «битл» не появляется с ней на публике, будет сказано ниже. А пока – два слова об авторах инструмента: Владимир Устинов, музыкант, композитор, известный на Западе поэт,  умер в 2002 году после инсульта. Анатолий Ольшанский живет в Вене, преподает игру на гитаре, пишет музыку, выступает с концертами. Мы встречаемся с ним в то время, когда он ненадолго приезжает в Челябинск, общаемся по Интернету. Это интервью – результат очных встреч и  переписки по электронной почте.

«Двухэтажный» инструмент

  - Анатолий, расскажи, как родилась гениальная идея?
- А очень просто. Накануне музыкального капустника Володя Устинов предложил мне придумать какую-нибудь хохму. Я взял старую «Музиму» и переделал ее в 12-струнную гитару. Обычно на гитаре устанавливают либо металлические, либо нейлоновые струны. Я объединил их вместе, и разместил в два ряда – один над другим. Нижний ряд чуть – чуть сместил в сторону, чтобы струны было удобнее доставать пальцами.  Когда я впервые сыграл на этой гитаре, Володя понял, что возможности у этого инструмента просто уникальные. Другой такой гитары в мире еще не было.
- Неужели раньше эта мысль не приходила никому в  голову?
- Приходила.  В свое время Страдивари предлагал разнести на разный уровень шестую и седьмую струну барочной гитары. Но музыканты сказали ему примерно следующее: делай свои скрипки, а в наши дела не лезь!
- Так вы у Страдивари идею…
- Нет, этот факт обнаружили международные эксперты, когда мы оформляли патент на изобретение. В патент, кстати, кроме меня и Володи внесено имя Пола Маккартни.
- А Маккартни-то здесь причем?
- Мы были провинциальными музыкантами. Связей нет, денег – ноль. Чтобы сделать раскрутку, нужно было присоседится в какой-нибудь крупной «звезде». Однажды Сева Новгородцев проводил на Би-Би-Си прямую линию с Полом Маккартни. Мне удалось дозвониться до Пола в самом конце передаче. Я коротко рассказал ему о новой гитаре, и прямо в телефонную трубку сыграл «Мишель».  Пол был очень уставшим, по-моему, из моего рассказа он ничего не понял, но сказал, видимо так, из вежливости, что бы я зашел, или позвонил.
- Ну – ну…
- Но мы-то приняли это всерьез!   Как-то мы узнали, что Маккартни будет выступать в Лос – Анджелесе, и решили махнуть в Америку.   Мы выстояли километровую очередь  в кассу, но оказалось, денег на билеты не хватает! Какая-то женщина, узнав, что мы русские, дала денег. В спешке мы даже поблагодарить ее толком не успели.  В зал с гитарой нас не пустили   и направили в камеру хранения. Английский мы знали плохо, дорогу перепутали, поэтому пришли как раз туда, куда и стремились – в офис, где перед концертом отдыхал Пол Маккартни.   
- Как вас туда пропустили?
- Возле офиса было тройное кольцо охраны. Мы начали объяснять, что приехали к Маккартни из России – привезли ему новую гитару. Так как полицейский нас почти не понимал, то на всякий случай вызвал человека из секьюрити Пола. Это человек связался с Маккартни и… нас схватили под руки здоровые ребята и потащили в здание. Пол вышел навстречу в халате, уставший, чем-то недовольный. Я сумел на ходу расчехлить гитару, и стал наигрывать «Блэк берд». Пол рассмеялся, и велел «гориллам» освободить мои руки. Потом он взял у меня «ГРАН», осмотрел его, послушал звук и попросил сделать такую же гитару для него, но под левую руку. Мы совсем забыли, что Пол Маккартни – левша!

 Пипка для Пола    

- Анатолий, народ интересуется: сколько вам заплатил Пол за гитару?
- Маккартни никому никогда не платит. Мы сделали ему подарок, он принял – это великая честь.
- Над гитарой для Макартни, я думаю, пришлось потрудиться изрядно…
- Еще бы! Ижевский мастер Геннадий Калабин, выполнявший заказ, только перламутровую накладку собирал четыре месяца. Он привлек к работе местных оружейников – они украсили вязью серебряные колки. Струны, которые предоставила одна из старейших фирм Европы  - «Томастик», были анодированы под золото. 
- Что сказал Пол?
- Пол прислал за гитарой самолет. Менеджер взял гитару и фильм (от фильма он был в восторге) и сделал нам ручкой. Потом пришло письмо от Пола, в котором он и написал знаменитую фразу, назвав «Гран» инструментом XXI века. Правда, он тактично намекнул, что в гитаре, изготовленной для него лично, есть маленький недостаток…
-  Сделали гитару под правую руку?
- Пол Маккартни был озабочен отсутствием пипки…
- Чего?
- Пипка – это шишечка, к которой крепится ремень гитары. Мы играем на концертах сидя  - нам на гитаре ремень не нужен.  Надеемся, что в Англии найдутся мастера, чтобы сделать мэтру достойную его таланта пипку.
- Почему Маккартни не выступает на публике с «Граном»?
- Пол связан долголетним контрактом с крупнейшей фирмой по производству музыкальных инструментов. Когда этот контракт закончиться (а когда – это только Полу известно), он выйдет на сцену с нашим инструментом.
 
Гитары поменяли на арбузы      

- Я слышал, что кроме Пола Маккартни ваш инструмент высоко оценили другие известные музыканты…
- Да, например, Кристофер Паркениг – ученик Андреаса Сеговии, ныне самый великий гитарист на земле, Пако де Лусия. Штефан Рак, известный в музыкальной среде по кличке Крези чек (Безумный чех – он круглый год мотается с концертами по земному шару) записал с нами диск и открыл в Праге «Гран» - центр. 
-  Почему до сих пор не удалось наладить массовый выпуск ваших гитар?
- Производство музыкальных инструментов в Европе роботизировано. Внести изменения в отлаженный процесс – значит на первом этапе понести убытки. 
- Да черт с ней, с Европой! Попробуйте развернуться в России…
- Пробовали. Бизнесмены мы с Устиновым никакие, но кто кроме нас возьмется? В Подмосковье была  фабрика, выпускающая музыкальные инструменты. Когда мы туда с Володей сунулись, то увидели жуткую картину: производственные помещения развалились, рабочие спились. Мы народ чуточку расшевелили, кое-кто уже и пить перестал, но…пошел передел собственности, начались перестрелки. Тем, кто прежних хозяев истребил, гитары оказались не нужны: сначала на  фабрике стали выпускать мебель, а когда и этот бизнес завалили, цеха превратили в складские помещения для хранения арбузов.
 

Муж индийской принцессы   

 -  Говорят, что ты женился на дочери индийского магараджи?
- Я всегда боюсь  отвечать на этот вопрос. Все думают, что женившись на Александре, я стал богатым человеком: просят денег взаймы или предлагают инвестировать какой-нибудь безумный проект. Александра – внебрачная дочь индийского князя, служившего послом в Австрии. Со своим папенькой она никаких отношений не поддерживает, так что живем мы довольно скромно.
- Как ты с ней познакомился?
- Она пришла в «Гран» - центр, чтобы научиться играть на гитаре.
- Ты счастлив в браке?
- Скажу так: в этом браке я чувствую себя довольно комфортно. У нас  растет дочка Катя. Когда она родилась, мы попросили Пола Маккартни стать ее крестным отцом. Пол дал согласие, но на крестины приехать не смог. Будем считать, что крестным отцом он стал заочно.
 - Ты чувствуешь себя «звездой»?
- Нет…Да.

Сергей СМИРНОВ