Вот такие пироги с грибами...

Юрий Трущелёв
Нашёл в своём архиве зарисовку 16-летней давности. Мне она показалась интересной. Не с точки зрения литературы, а как картинка не такого уж давнего прошлого...


Нынешний июнь богат дождями, грибными дождями. И, несмотря на утверждения многочисленных официальных инстанций о том, что в Ростовской области съедобных грибов нет, я отношусь к не столь уж малочисленной категории любителей “тихой охоты”.
И вот в субботний день, увидев в окно мальчишек из нашего подъезда с почти полным пакетом шампиньонов, не смог усидеть дома. Спрашивать, где и что – не в правилах у грибников. Быстренько оделся, взял ножик, сумку и отправился в Мухину балку.
С грибами мне явно не повезло: едва с десяток набрал: Уже возвращался домой, когда меня окликнули: который час? Я оглянулся и в спрашивающем, крепкого сложения мужчине моих лет,  узнал старого знакомого. Его звали, ну, скажем, Андрей. Когда-то мы вместе работали на одном предприятии.
Разговорились, вспомнили знакомых: кто, где сейчас, ну и, естественно, я спросил у Андрея, где он работает. Он сказал, что нигде. По нашим временам, не очень удивительно. Я, скорее из вежливости, заметил:
 – Да, сейчас работу трудно найти.
 – А я и не ищу, – ответил Андрей. – Точнее, работаю, но не на предприятии или в организации, хотя на зарплату не жалуюсь. И знакомый мой замолчал, но чувствовалось, что он не прочь рассказать, а что-то сдерживает его.
 – Перекупкой занимаешься, – предположил я, смутно представляя Андрея в роли торговца. Он тоже рассмеялся и неожиданно сказал:
– Нет, у мужика одного работаю. Вот он что-то вроде перекупщика или кооператора. Точно не знаю. Оно мне надо? Знаю, что деньги у него есть, и платит прилично.
Мне, конечно, захотелось узнать подробнее. А главное, что люди нынче понимают под словами “прилично платит”.
Я засыпал собеседника вопросами. Что и как, и по¬чем и прочее... Вот, что он рассказал:
 – Искать я его не искал – он меня сам нашел. Еще в конце марта подрядился копать яму под туалет одной бабуле. Сделал разметочку и наяриваю. Грунт хороший, цена нормальная, до вечера далеко. Короче, все путём. Тут мужичок какой-то оперся на забор со стороны соседей и стоит, смотрит. Молчит. Я думаю, может, он с бабулей в “контрах”, не нравится ему, что уборная здесь стоять будет. Спросил. Он говорит: нет, все в порядке. И опять мол¬чит. Мне на нервы действо¬вать стало. Хотел высказать ему, что здесь не цирк, и послать куда надо. А мужи¬чок меня опередил. Хорошо, говорит, копаешь. Мне тоже надо бы выкопать, только там земля жестче. Я спро¬сил: где? Он объяснил. До¬говорились.
Он на следующий день приехал ко мне на “жигулен¬ке” и отвез к себе на дачу. Вот я у него уже третий месяц и работаю, заключил Андрей.
 – Сортир до сих пор ко¬паешь, – подковырнул я его, чтобы поощрить на дальнейший рассказ.
Андрей юмор оценил и продолжил:
– Работа разная: и кирпич сла¬живал, и перегной по даче растаскивал. Потом переко¬пка, посадка, прополка, по¬лив и прочее.
Я перебил его:
– Андрюха, ты же классный свар¬щик!
Он усмехнулся гру¬стно:
– Помнишь Волоку с Бибиком? Ну вот, они на сварочных полуавтоматах по 17 штук в месяц, не выходя из кабины, заколачивают. Мне тоже предлагали. Из¬вините. Ты же знаешь, что это такое летом: копоть, жара. Легкие выплюнешь! А поварить мне мой тоже давал. Я ему въездные во¬рота сбацал на зависть со¬седям. А вчера, вон, карто¬шку окучивал: тишина, толь¬ко птички поют... Утром привезет, вечером отвезет. Обед – его и две тысячи в день – плохо?
– Сколько? Может, в неделю?
 – В день, в день. Ты вот со своим дипломом, сколько на руки чистыми получаешь? Ну, сколько? – не отставал Андрей.
 – Ну, шестнадцать, – промямлил я.
 – А на обед сколько тратишь?
 – Я тормозок беру.
 – Ну, а если в кафе зайдешь, по самому скром¬ному - в пятьсот уложишься? – Андрей смотрел на меня с осуждением, будто уличал в махинации. – Да плюсуй сюда пачку сигарет на день. Ну?
 – А ты что, курить бро¬сил?
 – Нет, мне мой дает па¬чку в обед и по понедельникам 10 тысяч - на пять дней вперед. Работаю с восьми до пяти. Суббота и воскресенье - выходной. Если захочу выйти, значит, еще приработок. За обед и сигареты я уже говорил, ну и плюс природа, свежий воздух, никто в шею не гонит: давай, давай... Так что твою месячную зарплату я зара¬батываю за восемь дней и ничего не трачу на транс¬порт. Кстати, мой сказал, – Андрей повысил тон, – Сам сказал, что если будет подорожание, буду платить тебе три тысячи рублей в день.
Тут я не выдержал:
– Ну, а чего ты злишься, Ан¬дрей, если все так хорошо?
Андрей помолчал, потом уже спокойнее ответил:
– Да не злюсь я, просто у меня ино¬гда такое ощущение, что мне смотрят вслед и цедят сквозь зубы: вон батрак пошел. Впрочем, кое-кто и говорил уже. А они сами разве всю жизнь за гроши не батрачат? Я ведь рабо¬таю. Притом добросовестно, а иначе меня не держали бы, сам понимаешь.
Я попытался увести раз¬говор в сторону:
 – Андрюша, ну переде¬лаешь ты все дела у него, а дальше?
Андрей сказал вполне резонно, что всех дел нико¬гда не переделаешь. И по¬том, босс его или хозяин (Андрей ни разу не назвал его иначе, чем местоимени¬ем “мой”), так вот, он соби¬рается коттедж строить – работы хватит. На прощанье Андрей сказал: “Ты не обижайся, друг, целый день руки заняты, а голова – шурупит. Поговорить не с кем. Жена что, ей деньги приношу, она и довольна... Как думаешь, долго эта чехарда продлится?”
Что я ему мог ответить на вопрос, который поставит в тупик любого эксперта республиканского уровня... Сейчас меня занимала его конкретная судьба. Андрей свернул в свой переулок, и я тоже пошел домой. Осу¬ждать его мне хотелось ме¬ньше всего.
Размышления мои прервал оклик Андрея. Почти в квартале от меня он останови¬лся:
 – Если хочешь, дам адресок. Работа вроде моей. По деньгам, может быть, и лучше. Подумай.
Я махнул: нет.
Завидовать ему тоже не было желания.
                1993 г.