Дневники апрель-май 2005

Иван Лупандин
1.04.05. Итак, Коломна, точнее п/о Туменское (30 км южнее Коломны). Еще точнее, колония для психических больных, ныне Коломенская районная психиатрическая больница № 10, где мои родители подрабатывали в период летних отпусков в 1961-63 гг. Там я был с родителями и бабушкой Рахилью летом 1963. Запомнились две сцены. Я загораю голым на пруду и испытываю стыд (первое яркое осознанное ощущение стыда). Вторая: мы возвращаемся из Коломны на машине; я сижу на заднем сидении и мечтаю, что мне купят столярные инструменты и я буду трудиться, делать какие-то вещи из дерева своими руками. Жажда немедленно приступить к деятельности была в тот момент столь сильной, что я вспоминаю ее по сей день. Мне было тогда почти 6 лет.
+++
Кинопанорама
Это была любимая передача Пакшверов. Вел ее Каплер, [некогда] любовник Светланы Аллилуевой, дочери Сталина. Маленький, невзрачный, тогда уже пожилой, похож на гномика. Еврей. Я, кстати, думаю, что если бы не бабушка-еврейка, я не был бы допущен к Пакшверам. Кроме «Кинопанорамы», они еще смотрели фигурное катание. Владимир Бернардович Пакшвер был инженер-теплотехник, отвечал за системы отопления. В то время он уже был на пенсии. Его сын Виктор женился на Р.А. Иткиной. От этого брака были две дочери: Марина и Ирина. Я как-то начал изучать фамилии: по-детски рассудил, что так как фамилия «Иткин» оканчивается на «ин», то это русская фамилия, и пришел поделиться своим открытием с бабушкой Рахилью, чем немало ее насмешил.
3.04.05. Умер Иоанн Павел II.
+++
Файенца. Его звали Кармине, ласкательно Карминуччо, или Нуччо. Он итальянский психиатр примерно 1930 г.р. (в 2002 году ему уже исполнилось 70 лет). Когда он приехал стажироваться в Москву в Институт психиатрии, ему было чуть больше 30 лет. Это были 1963-1965 гг.; второй раз он приехал осенью 1968 (был очень расстроен вводом войск в Чехословакию). Его дед был родом из Фоджи и лично знал падре Пио. Файенца был убежденный холостяк.
4.04.05. Завтра пойду в библиотеку для слепых.
+++
Кирпичная улица. На ней находилась школа № 17, я там учился с 1966 по 1973. В сентябре 1973 школа переехала в новое здание на Первомайской улице. Как я добирался до школы? На такси: родители нескольких детей из нашего двора скооперировались и организовали заказ такси. Кто ездил: Света Гильперина, Ира Дликман, Лена Стоколова, Марина Пакшвер и я. Отец Светы Гильпериной был очень интеллигентный добрый человек с приятной улыбкой. Лена Стоколова уехала с матерью по израильской визе в Канаду в 1974; отец остался в СССР. Одно время с нами в такси ездила Лиза Зевакина, а потом перестала. Позже присоединилась Наташа Батаева, жившая на 15 Парковой.
+++
По поводу лекций: 2 идеи.
1) Притча о блудном сыне как иллюстрация законов диалектики [противоречие между отцом и сыном; решение вернуться – переход количества в качество; возвращение как «отрицание отрицания»];
2) Кант, Гегель, Ницше. Бытие как связка; гегелевская эстетика; Ницше – протест [против гегелевской эстетики], возврат к язычеству; природа; но лучше природа, чем искусственность [искусственный язык у Канта и Гегеля, естественный, сочный немецкий язык Ницше]. Нигилизм. Базаров: природа не храм, а мастерская. Вольтер: каждый должен возделывать свой сад ([Бог] annuit coeptis = благоприятствует начавшим). Версаль. Сады. Кенигсберг как искусственный город. Санкт-Петербург.
5.04.05. Назначена встреча в библиотеке для слепых (в 11.00).
+++
I Give Her All My Love
Я стал ходить на танцевальный кружок и обучаться танцам. Думаю, что это было в 7 классе. Танцевали простые танцы, в частности, румбу. В том числе под музыку Битлз. И в этом же году я начал ходить в исторический кружок при Московском Кремле. И там, и там были те же активисты. 6 июня 1971 г. в Кремле был архиепископ Макариос. Значит, мы посетили Кремль или в июне, или в сентябре 1971 (и тогда услышали рассказ Аиды Сергеевны, как она водила по Кремлю архиепископа Макариоса).
6.04.05. Собираюсь выслать приглашение для Жанны Гийом.
+++
Успенский собор
Я не видел более красивого здания за всю свою жизнь. Тогда Кремль был как-то пустыннее, что ли. Было романтично, очень красиво. Сейчас из-за этой суеты, туристов все как-то не так…
«В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия…»
И в Архангельском соборе – рассказ о Михаиле Черниговском – такой трагический. Ведь этого святого старообрядцы даже поминают на проскомидии вместе с другими святыми (призывая его в помощь). А у нас в учебниках истории о нем – ни слова. А теперь поздно: как в сказке Андерсена, собака наставила кресты на всех воротах…
Еще одно воспоминание. День рождения у одноклассницы (Н. Р.). Конец марта 1974. Мальчик, студент 1 курса физфака МГУ. Помню, что его звали Коля. Меня потрясли его волосы: жирные, короткие, редкие, с перхотью. Неужели действие радиации? Или в сочетании с переутомлением? Увидел свое будущее (но как бы на секунду). А потом отвлекся… Много и неправильного было. Но откуда я тогда мог знать? Контраст между родителями Н.Р.: цветущая мать и отец-инвалид. Но оба очень добрые, хорошая семья.
7.04.05. Очень трудно удержать чувства в рамках. Требуется подвиг, нужны молитвы, таинства. Всего этого не было, но была совесть, было осознание чего-то некрасивого. Нормального отношения не было: была смесь дикого страха, и невежества (в т.ч. в вопросах элементарной гигиены), и восторга в сочетании с дьявольской гордыней. И вот своеобразная эстетика Led Zeppelin (Stairway to Heaven) c обратными посланиями (sweet Satan, etc.). Да и прямой текст достаточно символичен: «Есть два пути, и никогда не поздно сойти с одного и встать на другой…»
Что касается крестика. Был академик (Академии педагогических наук) филолог Алексей Васильевич Т., у него был младший брат Дмитрий Васильевич Т. Оба донские казаки. Старший брат остался в советской России, а младшего увезли в Турцию в 1919 г. Позднее младший брат стал монахом и епископом и уже в качестве такового после войны вернулся в Россию. Вот братья и свиделись. Младший брат умер в 1985, будучи перед смертью изгнан из Псково-Печерского монастыря, где он пребывал на покое. Он в юности был духовным сыном митрополита Вениамина (Федченкова), начальника духовного управления при Врангеле в Крыму в 1920. 
10.04.05. Лекция о Ницше. Кант и Ницше.
1) Бытие: у Канта – связка, у Ницше – красота. Природа у Аристотеля. Эстет. Византийские мотивы. Damals trugst du deine Asche zu Berge: willst du heute dein Feuer in die Thаеler tragen? (Тогда нес ты свой пепел в горы: теперь ты хочешь нести свой огонь в долины?).
«Генеалогия морали». Критика кантовского морализма дошла здесь у Ницше до предела. Противоречивость концепции Ницше. Ницше и Кант = тезис и антитезис. Пепел – огонь, горы – долины.
11.04.05. Отношения с И. зашли в тупик. Но я тогда не готов был к браку и это было бы трагедией. Сейчас И. пишет учебники. Но все-таки ошибка моя была в том, что я поддался на соблазн. Не надо было затевать обмен письмами, не надо было приглашать ее к себе и т.д. и т.п. Я познакомился с матерью И. – Л.И., ее братом А., ее отцом В.А. Это родственники владыки Феодора, и от них прямая связь с митрополитом Вениамином, Врангелем и т.п. Поэтому к семье Т., конечно, было приковано внимание органов. Кстати, И. помалкивала: но как-то все же выяснилось, что существует родственник-епископ и что он посещает своих московских родных (видимо, родного брата). Одно из посещений состоялось осенью 1974. В ноябре 1974 я увидел золотой крестик у И. и узнал, что это подарок еп. Феодора. Но в целом я вел себя безответственно. Оправдание этому только одно: незнание смысла жизни, хотя я и вопрошал, в т.ч. И. Я говорил ей, что перебрал много вариантов ответа, в т.ч. христианство, и все это меня не устраивает. Она мудро ответила: «Не спеши». Это было на скамейке в Александровском саду (то ли весной, то ли ранней осенью 1974). И вот в августе 1975 произошло мое обращение, но мне показалось, что И. во мне разочаровалась именно тогда, когда я стал исправляться. Я влиял на нее плохо. То, что мы делали, с точки зрения Церкви было греховным. Теперь своей молитвой и покаянием я должен исправить то, что напортил.
Каток в Сокольниках.
Это уже совсем другой этап моей жизни, более нормальный. Мои отношения с Е. В сентябре 1975 я сделал выбор, написал И. откровенное письмо. И с той поры с неразделенным сердцем стал ухаживать за Е. Так длилось до 8 марта 1976, когда отношения с Е. зашли в тупик. На каток в Сокольники мы пошли в январе 1976 (день точно не помню). После 8 марта 1976 мы какое-то время не встречались, но хорошо помню, что встретились в конце июня 1976. О чем мы говорили, не помню. Домой возвращался на 230 автобусе. Когда я сидел на скамейке, ожидая автобуса, я смотрел на церковь Ильи Пророка в Черкизово (она была как раз напротив автобусной остановки). На душе было радостно. Тогда мы с Костей уже купили билеты в Псков. И очень хорошо помню телефонный разговор с Е. в сентябре 1976 и ощущение суетности. Но все-таки отношения (просто дружеские) сохранились; и я был у Е. на дне рождения в декабре 1976. Там я встретил А.Т.
К докладу. Проблема поступка. Actus liber и actus necessarius. Дискретность и непрерывность. Движение: переход из потенции в акт. Т.е. акт – актуализация потенции. Аналог – шахматный ход.
12.04.05. Вчера был у Маргариты Сергеевны. Сегодня на конференции «Государство, церковь, общество» в знании Академии наук  на Ленинском проспекте («Золотые мозги»).
+++
Станция «Никольская». Там церковь, в которой служил дьяконом дядя Люды Ш. (брат матери Л. – Лидии Ивановны) – отец Николай. Сама Люда пела в хоре. Впервые я появился на воскресной службе в Никольском в феврале 1977 г. Потом я познакомился с Константином Абрамовичем - регентом хора и с самим о. Николаем. Церковь была очень красивой, а место – живописным. (Сейчас это уже не так: вплотную приблизился город). Летом 1977 я стал иногда приезжать в Никольское и на всенощные службы. Запомнились, однако, лишь три субботних визита в Никольское: 5 ноября 1977, 25 февраля 1978 и 29 апреля 1978. Потом приезжал в Никольское на велосипеде или приходил пешком, но в церковь не заходил (это было уже весной-летом 1979). Тогда там было еще все патриархально: домики деревянные, шоссе пустынное (сейчас район Новокосино с многоэтажными жилыми домами, шоссе забито машинами).
Тогда – в 1979 – на душе было радостно. Если бы я знал тогда, сколько мне еще придется пережить.
13.04.05. Вчера прочел доклад на конференции. Сегодня презентация 2 тома Католической Энциклопедии.
+++
В апреле 1977 было две встречи с Е. Одна у Саши Т. на острове (Овчинниковская набережная, ок. м. «Новокузнецкая»). Это было на Пасху 1977 г., т.е. 10 апреля. А вторая встреча состоялась в конце апреля (мы с ней были в гостях у Андрея - моего приятеля по университету). Тут Е. рассказала мне о С. некоторые подробности. Но тогда я не принял этого близко к сердцу. У меня появились новые знакомые в Малаховке.
Е. обижалась потом и говорила, что я тогда у Андрея нарочно напился пьяным. Но у меня не создалось такого впечатления. А в сентябре 1977 вообще была идиллия: сначала праздновали день рождения в воскресенье 4 сентября (хотя я родился 5 сентября, но гостей удобнее было пригласить в выходной день), а 11 сентября я пошел утром в церковь, исповедался и причастился. В тот день я встречался с Е. Вскоре я опять начал курить (этого не надо было делать). Потом, в конце октября эта загадочная встреча с Володей К., потом эти загадочные слова: «Я могу оказаться тяжелым крестом». Потом так и не состоявшаяся встреча с Сашей Т. Все это как-то нагнеталось. Потом эта странная критика Вл. Мих. (моего отца): за лысину (в чем он виноват?) и почему не воевал.
15.04.05. Но все это в прошлом. А сейчас я хочу вспомнить, как в августе 1978, находясь в Псково-Печерском монастыре [в качестве паломника], я подавал записки за упокой Анны [Франк], Гуго [Хью Клаппертона, английского путешественника, исследователя Африки], Давида [Ливингстона], Мунго [Парка, английского миссионера, исследователя Африки] и о здравии Евгении и Александра, Елены и Саввы. И вот Бог призрел на те мои молитвы, и эти браки оказались стабильными (в итоге) и принесли плоды: [соответственно] Михаила и Бьёрна.
+++
Презентация [2 тома Католической Энциклопедии] прошла благополучно. Сегодня в связи с конклавом [избирают преемника усопшего Папы Иоанна Павла II] вспомнил про [кардинала] Трухильо. Многие люди сейчас молятся. 
+++
Нужно посмотреть в Интернете «Успенский собор Московского Кремля». И еще «Love Story». И «Киево-Печерская Лавра», и «Владимирский собор [в Киеве]» - все это есть в Интернете.
А потом плавно перейдем к Рогожскому кладбищу. Не сразу я разобрался, что к чему. 1 ноября 1978. Станция «Карачарово».
+++
Арзамас. Сел в поезд «Петропавловск-Москва». Симпатичная проводница-казашка. Ощущение счастья. Это было 6 августа 1978, вторая половина дня.
А в поезде «Москва-Таллин» [до Печор] ехал с девушками-эстонками (видимо, спортсменками). Добрые девушки [угощали меня какой-то едой].
+++
Илимская улица. Гостиница «Космос». Троллейбусы – идут мимо Телецентра, Ботанического сада, выезжают на Алтуфьевское шоссе [события 1978 года, тогда ветки метро «Менделеевская – Алтуфьево» еще не было]. Но я был предупрежден. Думаю, что предупреждение касалось Е. и И., потому что свой брак я считаю удачным, и сам факт, что я пишу эти строки, об этом свидетельствует. Что касается католичества, то здесь были подводные камни, но они были и в православии (они есть везде). По-настоящему правы все те, которые особо почитают Деву Марию и Пресвятую Евхаристию.
16.04.05. Илимская улица. Первый визит туда в субботу 30 сентября 1978. Предсказание Седы Евгеньевны. Разговор о религии. Потом я еще раз поехал туда (22 апреля 1979) и 9 мая 1979 (провожал до двери, но не зашел); также в июне 1979. Потом летом 1980 (2 раза), потом в конце декабря 1980. Больше я там не был.
17.04.05. Поезд «Серов-Москва». Когда подъезжали к Коврову, я слышал, как в купе шептались две девочки (лет 12-13); у меня возникло желание молиться за них (и даже, если понадобится, пострадать за них). Соискупление. Страдать за спасение России. Потом я встретил эту идею у доминиканцев (А.И. Абрикосова). Сегодня слышал у сестер Матери Терезы, как священник читал Евангелие «Я есмь пастырь добрый…» Впервые обратил внимание на то, что Сам Иисус – Агнец, но и мы овцы. Т.е. мы жертвенные животные.
+++
Еще два воспоминания из 1977 г. Первое: я гуляю по дорожкам Спасо-Преображенской пустыни и думаю о Евхаристии, о распятом Иисусе (и перед моим мысленным взором И.). Второе: я иду на свидание с К. по центральной улице Анапы (вдоль набережной) и читаю длинный список имен (о здравии и за упокой); среди этих имен (о здравии) Сподра (почему я ее вспомнил?), но, конечно, и Арвид, и Люда, и Андрис [все они наши знакомые по Лиепае]. Но вот неожиданно к нам в сентябре 1977 приезжает Сподра. Мы ужинаем с ней. Она рассказывает о своей юности, об оккупации Лиепаи.
Молитва притягивает людей! Сколько раз потом в этом убеждался. И какая радость – встретить человека, о котором долго молился!
18.04.05. Сегодня конклав. Решающие дни. На наших глазах творится история. Но у меня скромная задача. Работать с теми людьми, книгами и идеями, которые мне препоручил Бог. Я должен подражать Лосеву и Аверинцеву. Т.е. активная церковная деятельность мне противопоказана.
20.04.05. Избран Бенедикт XVI. Небольшая передышка. Узнал подробности об о. Владимире Жохове (из Перми). Латинский язык + английский язык. Это должно (в принципе) прокормить. Но времена будут тяжкие. Борьба обостряется с каждым днем. Сейчас даже не знаю, как действовать.
+++
Еще воспоминания: "Удельная" [железнодорожная станция], а церковь чуть подальше, ближе к Быково. Туда я в первый раз приехал в апреле 1977, чтобы повидать М.Д. (и И.). Я вез тогда с собой Флоренского [«Столп и утверждение истины»]: эту книгу я получил в Страстную пятницу (т.е. 8 апреля 1977). А визит в Удельную, может быть, был в Фомино воскресенье, т.е. 17 апреля. И еще в Страстную пятницу утром я поехал в Мураново. А потом пешком дошел до Софрино. Много лет спустя [в 1993 и 1995] я еще раз побываю в этих местах.
+++
Еще один эпиграф: «Эти воспоминания, которые и есть моя жизнь…» (Ивлин Во. «Возвращение в Брайдсхед»).
21.04.05. Вчера был на семинаре Антонова.
Флоренский «Философия культа» (увидел у Рокитянского). В субботу радиопередача об Андерсене (предыдущая была об Эйнштейне).
+++
Туменское. Проверить по Интернету.
+++
Встреча в электричке с Леной М. (апрель 1979). Травмирующее воспоминание. Надо было, наверное, в августе 1978 все же съездить в Пермь. Но судьба пошла по другой колее. Вместо о. Владимира Жохова – батюшка Савва, а потом Н.Н. и о. Г. Хорошо помню, как написал и отправил в Пермь письмо. Мысль – я недостоин, мне надо каяться.
22.04.05. Итак, к моменту моего прибытия в Анапу [июль 1977] я был в прекрасной духовной форме. Общение c К. не носило эротического характера, было интеллектуальным. Читал молитвы. Отец рассказывал об Амбрумовой (кстати, навести о ней справки). Затем был Краснодар. Там читал Моэма («Бремя страстей человеческих»). Но рвался в Печоры. И это было неправильно, потому что в основе было желание общения с И. После болезни (которую я перенес в Печорах) было решение смириться, не идти против воли родителей (как и советовал священник в Краснодаре, которому я исповедовался). Отсюда предложение Е. и гармоничный сентябрь. Но ... не ходил в храм с 11 сентября по 16 октября. 8 октября был в Троицке у Аиды Сергеевны, когда возвращался, читал Псалтирь. Помню ужас, охвативший меня (одномоментно) в сентябре 1977. И отношения (непростые) с Лидой С.
Одновременно заканчивал перевод отрывков из книги Шнабеля «Анна Франк: след ребенка». 
+++
Из проектов остался только Proprium Sanctorum. А потом смело могу заняться историей своих мыслей. Анну Франк трудно включить, но я включил ее и в первые, и во вторые мемуары.
23.04.05. Неожиданное подтверждение правильности избранного пути. Лосев «Диалектика мифа». Кессиди «Сократ». Юродство тоже путь. В свете «Диалектики мифа» я совсем иначе оцениваю свое выступление в Риме в марте 1996.
+++
Теперь о Наталье Трауберг и визите в Вильнюс в июле 1982. Я жил у нее и у сестер на Дзуку. Привез свой перевод фрагмента из книги Честертона «Роберт Льюис Стивенсон». Лат. «purus». Нельзя оставлять в скобках английских слов, если переводишь с английского. В общем, разругала перевод. Увлечение Джойсом тоже не одобрила. Был в Каунасе вместе с о. Андреем Касьяненко [и Витасом Алишаускасом]. Видели там (в Каунасе) православную церковь (из железобетона, начало 1930-х). Удивительно, что я мало что запомнил. По-видимому, плохо работал разум.
+++
Чеслав Станиславович Гризицкас был коллегой моего отца, социологом, специалистом по семье. Очень интеллигентный человек, отец двоих детей: Рональдаса и Ренаты. Я несколько раз бывал у него дома в Вильнюсе, всегда проходя мимо красивой православной церкви [Знамения Богородицы] в стиле Александра III. Кстати, говоря о православии, следует вспомнить Свято-Духов монастырь в центре Вильнюса, неподалеку от Остробрамской часовни.
Ренату я впервые как следует разглядел в Москве. Она тогда приехала с отцом на телепередачу в Останкино, а потом я должен был погулять с ней по городу. Не зная, что с ней делать (она тогда была ребенком лет 12), я повел ее в православный храм (Антиохийское подворье, Меншикова башня) на всенощную. Православный храм ее испугал: она сказала, что там темно. (В католических храмах по вечерам, действительно, светлее: не жалеют электричества).
Хорошо также помню последнюю [была еще одна, но уже после того как писались эти строки] встречу с Ренатой в августе 1982, когда она отдыхала в пионерском лагере где-то неподалеку от Паланги и мы туда приехали вместе с моим отцом и Ч.С. Гризицкасом навестить ее. Я увидел ее сквозь решетчатые ворота, тогда ей было лет 14. Столкнулись два мира и пошли по своей траектории дальше.
Жену Гризицкаса звали Данута. Как-то я подарил ей розы. Еще мы с Ч.С.Гризицкасом ездили в Друскининкай. Помню там костел. И еще помню домработницу Гризицкасов – пани Станиславу. У нее было изможденное лицо.
Как, в сущности, мало осталось от Гризицкаса в Интернете. Но он был добрый человек – стоял на страже семьи.
25.04.05. Любопытно: Апостол Вербного воскресенья [в Православной Церкви] совпадает с Апостолом 2 воскресенья Адвента (Gaudete).
+++
Итак, «Октавий». Сначала о том, как он попал мне в руки. Потом «Цветник духовный» с цитатой из Цицерона и мысль: это же одно и то же. Наконец, иду к Каневскому. Он сосед, долго работал в Ленинской библиотеке. Встретил любезно, все объяснил. После этого я пошел в Музей книги [отдел редких книг при Ленинской библиотеке]. Это было в декабре 1984. Я уже латинский язык знал прилично. И вот заказываю «О природе богов» Цицерона на латинском языке. А как раз в то время готовилось издание философских диалогов Цицерона на русском языке (только я об этом ничего не знал). И вышло-таки в 1985 (под редакцией Майорова). Но в декабре 1984 перестройка еще не веяла даже в воздухе. И почему-то еще вспоминаю Химки. Как осенью 1984 поехал туда [в филиал Ленинской библиотеки] читать книги, гл. обр. Frank’a “Die Bussdisciplin der Kirche…” А двигала любовь к Далгернсу (он и вывел меня на Франка). Просто влюбился я в его богословие (с сентября 1980 и по сентябрь 1984 только им и жил). И вот пишу статью, где сравниваю Цицерона и Минуция Феликса [автора диалога «Октавий»]. Статья понравилась [Николаю Федоровичу] Овчинникову, он написал на нее положительный отзыв. И отправили ее в редакцию журнала «Вопросы истории естествознания и техники». В мае 1986, уже после Чернобыля, меня вдруг вызвали в редакцию. Беседовал со мной Мочалов Инар Иванович. Сказал, что статья об «Октавии» готовится в печать, выйдет в № 3 за 1986 [журнал выходил 4 раза в год]. Так и произошло. Это был дебют.
27.04.05. Умерла Татьяна Эдуардовна [учительница математики и классный руководитель, похоронена на Армянском кладбище в Москве. Смерть наступила 19.04.05]. Приехал о. Майкл [Гохрен]. Узнал название православной церкви в Вильнюсе напротив дома, где жил Гризицкас – это церковь Знамения Богородицы. Она действует и поныне. Об этом есть статья в газете «Литовский курьеръ».
28.04.05. Был с о. Майклом в японском ресторане (возле м. «Октябрьская»). Заметил, что на ул. Шверника реставрируется церковь.
2.05.05. Пишу в Новопавловске. Обновил свое решение от 29.08.78 [вести целомудренную жизнь]. Потерял всякий интерес к написанию мемуаров. Хочу начать новую тему: «Марианская эпоха». Можно начать с Парижа 1830 или со св. Людовика Гриньона де Монфора.
4.05.05. Отличие Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова, Пастернака, Ахматовой, Солженицына от всех других наших писателей и поэтов: они не пестовали свой дар, а жили им. Пушкин стрелялся на дуэли, поехал на войну, хотел даже участвовать в восстании декабристов, отвечал Чаадаеву. Лермонтов – Валерик, дуэль. Потом: нравственное, пророческое служение – обличение («Печально я гляжу на наше поколенье»).
8.05.05. Посетил католическую церковь Лурдской Божьей Матери в Санкт-Петербурге. Сколько лет прошло с того памятного вечера в ноябре 1978 г.! Я должен благодарить Бога за эту передышку (1978-1983). Эти пять лет дали мне силы, чтобы я смог справиться с искушениями брака.
+++
Итак, цепочка событий такова. Я сел за одну парту с И. И вроде бы я задумал грех, но Бог использовал зло во благо. Я вышел на епископа Феодора Т., а через него на Псково-Печерский монастырь. Конечно, в то время все делалось для того, чтобы дискредитировать Церковь. Но в ней еще были очаги святости [и будут до конца времен]. А потом я познакомился с М.Д., от нее узнал об о. Таврионе; далее, благодаря о. Тавриону, познакомился с Марком. Благодаря Марку – с Георгием Давидовичем и Н.Н. Потом был кризис 1993, в результате которого я оказался в общине о. Андрея Удовенко. Отсюда – MJ. Но также о. Анджей Белят и сестры Матери Терезы. От них – о. Кон.
Теперь некоторые подробности. Почему мне понравился восточный обряд? Потому что я уже начал понимать, что в Церкви не все благополучно. Особенно мне помогли журналы «30 Days», которые я получил в Италии от Николы Коччиа. Мощное движение – C. e L. А к тому же Пучкин, который агитировал меня с октября 1992. И вот некий компромисс. Тем более, что моя жена работала в той школе, где собиралась община о. Андрея Удовенко. Все шло хорошо. Понравились Е., С., Е., О. и MJ. И дети вписались. Хотя были некоторые проблемы. Но уже центр тяжести сместился в сторону прихода. А тут и книги: Альфонсо Лигуори (а до него – «Невидимая брань», читал на пути в Дивеево в январе 1994). И, конечно, «Дневник св. Фаустины». Здесь сомкнулся круг. Но дальше пошли искушения и продолжались до марта 1997. И с тех пор я как-то стал становиться на ноги. Перестал быть тростью, ветром колеблемой; исчез страх, мучивший меня, я распрямился. И вот плоды.
Наконец-то я почувствовал, что могу что-то реальное сделать для Церкви. Это впервые было с Вероникой, но отчасти также с о. Майклом [Скрином] и Анатолием Савельевичем. А потом – Огородников. А потом о. Альфонсо [Дуран], о. Вернер [Безигер] и о. Майкл. Также две книги Яки. И вот с. Ульрика.
+++
Богородица «Взыскание погибших». Неужели я погибал? Да, я мог погибнуть. И община о. Андрея для меня тогда стала спасением. Регулярная исповедь. Встреча с MJ. А также о. Ярослав Полачек. И вот летом (это было 12 июня 1994) я принимаю решение поступать на заочное отделение Ивано-Франковской семинарии. Я отпускаю бороду [чтобы быть более похожим на священника?] К тому времени относятся и первые мемуары. Я их писал еще в Минске в мае 1994. С этого времени началось движение вперед. Потом Одесса. Познакомился с о. Тадеушем Хоппе. Также в поезде читал Мельникова-Печерского о старообрядцах [«Очерки поповщины»]. С сентября по декабрь – испытания. В конце сентября – визит в Ивано-Франковск. И по возвращении началo совершенно особых отношений с Т.П. и классом, где училась Аля. Попытка рассказа детям о Боге. Надя О.: «Здравствуйте, а ОБЖ будет?» Юля У.: «Я верю, уважаю и люблю Бога». И Леня А. – потом видел меня в телепередаче «Живоносный источник». И распятие взял у с. Целины и подарил Т.П. И тогда же в Колледже Лариса Петропавловская – совершенно особая девочка, не от мира сего. А в Высшем химическом колледже: Таня Панкова, Оля Погребисская, Алексей Ионидис – очень дружная группа.
9.05.05. Я хорошо помню 9 мая 1983 г. Это было 22 года тому назад. Я посетил вместе со своей будущей женой ВНЦПЗ [Всесоюзный научный центр психического здоровья]. Познакомился с Семеном Ефимовичем Ф. Помню, что хотел прочесть по-немецки стихотворение «Старая Русса» [сочинено одним из немецких солдат, участником оборонительных боев под Старой Руссой в 1943]. Хорошо сделал, что не прочел. Меня бы не поняли (тем более в День Победы). А в четверг, 12 мая, было Вознесение [по григорианскому календарю]. 15 мая мы обвенчались. Ровно через 4 года похоронили Н.Н. Пожалуй, это были два серьезных поступка в моей жизни: вступление в [третий] доминиканский орден и женитьба. А потом похороны Норы Николаевны были мною организованы. Странно, что я женился в дни, когда католики ожидали Сошествия Св. Духа. Как мало я тогда жил литургической жизнью. Совсем был заморочен.
12.05.05. Годовщина смерти Н.Н. 22 года прошло с того дня, как я работал на овощной базе. Тогда было Вознесение (католическое).
+++
На столе у Георгия Давидовича – фотография св. Джеммы Гальгани.
+++
Вспоминаю почему-то Соню. Сейчас ей, наверное, года 32. Говорят, она живет в Израиле. Следы ее потерялись. Когда ее крестили, ей было 7 лет. Потом, когда ей было 9, я приезжал как-то на дачу к Владимиру Сергеевичу Позену, ее дедушке и виделся с ней. Она была очень ко мне привязана. Последний раз я видел ее в июле 1983. Ей было тогда лет 10-11. Но мне было уже не до нее. Вот те грехи и упущения, которые надо искупать молитвой. А вообще мы с Н.Н. несколько раз посещали дачу Владимира Сергеевича в Ивантеевке. Дочери В.С. – Оле – сейчас, наверное, уже около 60 (как и ее мужу Боре). Надо бы позвонить Екатерине Владимировне [Протопоповой], но все некогда. Можно также разыскать Татьяну Яковлевну [Букшпан], м.б. она знает что-то об Оле, Боре и Сонечке. Они вскоре уехали в Монголию, а потом следы их затерялись [в перестройку они уехали в Израиль]. Осталась только книга Горбунова-Посадова о св. Дамиане де Вестере (ее мне дал почитать Владимир Сергеевич, и я ее храню, как память о нем). Я включил ее в библиографию к статье «Дамиан де Вестер» в 1 томе Католической Энциклопедии и также отдал ее для перепечатки о. Вернеру Безигеру. Так что книга обрела вторую жизнь. Вот такие воспоминания 22-летней давности.
13.05.05. День Фатимской Богородицы. Пишу в [католической] церкви Св. Розария во Владимире.
+++
Родион Степанович [Гудзенко]
Февраль 1981. Как болезненно переживали русские католики отрыв от массы, как у них обострена любовь к России. Я сам помнил это, вижу это и на примере других. Что-то происходит в этих русских католических приходах. Но тогда все эти проблемы были как бы в зачатке. Я видел, что Родион Степанович страдал без общества русских единомышленников. Православные его отвергали. И умер он какой-то странной смертью. Интересно, что это он уговорил Георгия Давидовича креститься. Сам был крещен в лагере о. Альгирдасом Моцюсом из г. Юрбаркас. А за что Р.С. был арестован? За диссидентство. Я вспоминаю, как Р.С. показывал мне материалы Православного собора 1948, где слово «Сталин» было набрано заглавными буквами от начала до конца.
+++
Итак, апрель 1993 – я во Владимире. И вот еще раз – в мае 2005, спустя 12 лет. Но теперь уже не в качестве лектора. Тогда слушали плохо. Почему? Потому что я не видел аудиторию, не чувствовал ее. Это приходит с годами. И потом я должен был пройти через чистилище лета 1993. А тогда (в 1992-1993) я занимался исключительно интеллектуальной формацией. А с августа 1993 занялся и духовной формацией. Сначала своей, а потом это заразило и моих студентов. «Если зерно, падшее в землю, не умрет, то останется одно». Так что, если признаться, я не созрел для Владимира в апреле 1993.
14.05.05. Пишу эти строки во Владимире. Ходил искать Педагогический институт, но он оказался на проспекте Строителей, а не на Большой Московской. Впрочем, это неважно. Я вспомнил, что, возвращаясь из Владимира, я читал книгу о святой Терезе Младенца Иисуса и набрел на слова, повествующие о ее искушении против веры. Мне тогда казалось, что то, что я создал с помощью Яки, будет противоядием от неверия. Я хотел поделиться этими соображениями со студентами Владимира, но они это не восприняли с таким энтузиазмом, как студенты Колледжа католической теологии. Впрочем, в Колледже тоже не все [выражали энтузиазм]. Конечно, что-то промелькнуло, но не очень глубокое. Более глубоко, когда началась латынь. И то же самое в Консерватории: по-настоящему меня начали понимать с 2002 года. И в Физтехе: понимание пришло в 2003 году, сейчас [тоже успех] – ФУПМы. Т.е. я подобрал ключик к их душам. Для этого был необходим опыт. Нужно было перестать нести им что-то, а взять у них часть груза и понести вместе с ними. Но с другой стороны – метафора Ноева ковчега.
Я никого не запомнил тогда во Владимире. А сейчас встретил Сергея [он занимался в группе катехизаторов], он сказал мне, что запомнил одну мою мысль: о том, что зло ушло на бесконечность [в распятии Христа Сына Божия] и тем самым исчерпало себя. Он сказал, что это очень буддийская мысль.
21.05.05. Досократики рассуждали о природе. Не дошедшая до нас книга Гераклита называлась «О природе». Что есть природа?
Часто привожу сравнение с деревом (березой), посаженным в цветочный горшок. О. Владимир [Маслов] еще приводит в пример недостаток солнечного света [как это приводит к недоразвитию растений].
+++
Из личных воспоминаний. Лекция во Владимире (по-видимому, она была организована кафедрой философии Владимирского педагогического института). Эффекта не было. Потому что я не видел людей. Но здравость доктрины была. А вот у архиепископа Иоанна [Береславского] – никакой здравости и огромная популярность.
Но ведь и у Аверинцева [при здравости] была своя популярность. Как и у Лосева. Но, кроме здравости, хочется и духовности. Поэтому, начиная с 1994, я стал вводить в свою жизнь элементы мистики: Альфонсо Лигуори, Фаустина Ковальская (а до этого – «Невидимая брань»). Второй этап – это о. Кон, Самара, Marian apparitions. И дальше (вплоть до Our Lady of All Nations и о. Майкла Гохрена). Но есть и предел – «пророк Божьей Матери» - архиепископ Иоанн Береславский.
24.05.05. Природа (physis) от phio – становиться; ср. лат. fio – делаться, страдательный залог от facio – делать.
Фома Аквинский говорит: Gratia non tollit naturam, sed perficit eam (благодать не упраздняет природу, но совершенствует ее). Т.о. gratia – выше природы, следовательно, она supernaturalis (сверхъестественна). По Паламе – это Бог – Он выше природы, Он – творец природы. Если благодать тварна, то получается удвоение мира: мир естественный и мир сверхъестественный. Но Лосев против этого. Он говорит, что чудо выявляет истинную природу вещей, т.е., как и Фома, утверждает, что благодать не упраздняет природу, но совершенствует. Но у Лосева благодать – это не нечто, сотворенное Богом, т.е. новая природа («новая тварь» - ап. Павел), а Сам Бог в Его Божественных энергиях. Этот вопрос не прояснен, он нуждается в исследовании. Но с точки зрения логики языка, если благодать сотворена, то она тоже есть природа, но «новая природа» - но тогда нельзя говорить, что она выше природы, ибо выше природы только Бог.
Т.о. Божественные энергии должны пронизывать творение, т.е. природу, а без этих энергий природа будет чахнуть. Поэтому всякое провозглашение автономности твари всегда будет приводить к вырождению. Богородица испрашивает Св. Дух, чтобы Он послал Свою силу, т.е. Божественные энергии, на землю. Конечно, это дело всей Троицы (opus totius Trinitatis), ибо это дело [направлено] вовне (ad extra). Но все-таки оно особым образом вверено третьей Ипостаси. А с Ней особым образом связана Богородица, как невеста Св. Духа. Сравни Откр.: «Дух и невеста говорят: приди».
Также в ветхозаветной символике «Рай» означает Богородицу. Богородица – это Рай. А значит, Она непорочна.
Странно, что Лосев совсем об этом не пишет. Но немного написал Аверинцев. И Флоренский. А ведь не дали! И сейчас не дают. Так и останется непроясненным вопрос, поставленный еще о. Сергием Булгаковым: о роли Богородицы. Есть, конечно, кое-какие материалы у «архиепископа Иоанна [Береславского]», но там нет духа богословского исследования. А, может быть, сейчас уже не время богословствовать? Ведь что придает цену словам о. С. Булгакова, о. П. Флоренского, Лосева, Аверинцева, Солженицына, Бродского, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой, М.А. Булгакова, [Венедикта] Ерофеева? - Опыт страдания. Не страдающий богослов – нонсенс. А нынешняя цивилизация не желает и слышать о страдании. Для нее «слово о кресте юродство есть» («а нам, спасаемым, сила Божия»). Жалко, конечно, видеть погибающих молодых людей. Но и они виноваты: почему не ищут? Церковь превратили в развлечение.
Вечером добавил: были сомнения относительно моего участия в распространении книги о. Гобби. Но теперь они рассеялись. Во-первых, имеются явления и знамения (в разных странах). Либо все они ложны, либо многие из них истинны. Но м.б. мир находится в таком тяжелом положении, что требуются чрезвычайные меры, чтобы спасти его. В конце концов, есть только три-четыре жизнеспособных организации: и между ними намечается некоторое сближение. Они являются центрами притяжения здоровых сил.
25.05.05. Чем объяснить то, что началось летом 1982 года? ...Еще очень важно: почитание Богородицы. Здесь особенно следует отметить апрель 1985, когда я начал читать Альфонсо Лигуори «Скорби Марии».
А вообще, следовало бы вернуться мысленно к Коломне, точнее, к Туменскому, где находился храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Потом вспомнить старушку из Богимово, подарившую нам икону Казанской Божией Матери. Потом занятия в Успенском соборе и рассказ Аиды Сергеевны о Сретении иконы Владимирской Божьей Матери и чудесном спасении Москвы от нашествия Тамерлана. Это все как-то отразилось на моем детском сознании. Но до конца я все это осознал лишь в момент крещения. Чтобы креститься, я поехал в Успенский Псково-Печерский монастырь, а до этого был в августе 1975 в Успенском Одесском монастыре, молился там (будучи еще некрещеным). Еще смутное переживание, связанное с Богородицей, в пустыньке о. Тавриона, когда я увидел образ ее, гуляя по дворику монастыря. Тогда я ощутил святость и значительность личности Богоматери. Потом период кризиса («ты моя Мадонна») и молитва перед Тихвинской иконой Богоматери в храме на Миллионной улице. Потом длительный кризис и, наконец, паломничество в Дивеево (под влиянием книги В.Н. Ильина «Преподобный Серафим Саровский»). Посещение православного храма в Горьком (Нижнем Новгороде) в праздник Почаевской иконы Божьей Матери. Потом утром 8 августа 1978 молитва в Успенском Псково-Печерском монастыре и обещания. Потом в Пскове 29 августа 1978 на вечерней службе (наверное, самое сильное ощущение). Потом молитва и исповедь в храме Лурдской Божьей Матери в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Наконец, встреча с доминиканцами. Текст, оставшийся от Матери Екатерины (Анны Ивановны) Абрикосовой («Размышление о семи словах Иисуса на кресте»). И там понял, что значит покаяние и жертва (особенно летом 1983 и позже, в конце ноября 1983, когда я даже засыпал с тетрадкой, где были переписаны «Размышления…» Анны Ивановны). Так уточнялся образ Божьей Матери.
Пример Иоанна Береславского показывает, что здесь возможны аберрации. Но, разумеется, опыт общения с Матерью Божией должен наличествовать. И толкование слов из Евангелия от Иоанна («Се, Матерь твоя») [как относящихся ко всем христианам] возможно, и оно дает новое понимание.
Богородица желает быть нашей Матерью. Она хочет, чтобы мы ощутили Ее любовь.
Еще некоторые страницы: визит в Дивеево в мае 1981. Уже в поезде мысли о Дмитрии Федоровиче. Проезжал мимо православного храма (80 км от Москвы). Потом на такси до Дивеево. Шофер слушал песни Аллы Пугачевой. И удивительно, что меня узнала мать Домника. Вот от кого исходила любовь Божьей Матери. Наверное, таких монахинь встречал и «архиепископ Иоанн». Это настоящее христианство. Но тогда все виделось в контексте противостояния православных и католиков. Теперь я вижу просто свидетельство любви.
26.05.05. Можайск [сентябрь 1978]. Церковь Св. Илии Пророка. Отец Борис. Там же в 1979 крестился будущий «архиепископ Иоанн» (а тогда еврейский юноша Веня Янкельман). А я там был 17 сентября 1978, исповедовался у о. Бориса, причастился Св.Таин. В тот же день вечером меня выгнали из отряда.
+++
Потом 1 ноября 1978. Посещение Рогожского кладбища. Обратно мы с Леной шли до платформы «Карачарово».
+++
В чем специфика духовности Аввакума? Страдания, верность старому обряду. Нельзя менять обряд, не подумав. «Не нами положено, лежи оно во веки веков». И началось все на Западе: Григорианская реформа, целибат, Filioque, опресноки, libri Carolini, причащение под одним видом, отмена исповеди перед причастием, недопущение младенцев к причастию и миропомазанию.
+++
Потом хотелось бы вспомнить визит епископа Павла [Василика] в Ленинград в сентябре 1980. Я думаю, что он был прав, что настоял на том, чтобы я поменял работу. Благодаря этому я смог порвать с физикой и заняться богословием.
+++
Теперь ВНЦПЗ (9 мая 1983) – приземистое здание. Тогда, кажется, еще был жив Снежневский, и он был первым директором.
Потом выяснилось, что в перестройку в ВНЦПЗ организовали церковь для больных (стараниями о. Ильи Одякова). А год назад [в 2004] его попросили освободить место…
+++
Далее Юрмала, гостиница «Майори». Ресторан «Юрмала». Православный монастырь в центре Риги, молились за упокой сестер Вероники и Варвары, убиенных в Иерусалиме [19 мая 1983]. Читал Фому Кемпийского «О подражании Христу» на английском языке.
+++
Потом конец июля 1983, Ленинград. Мы гуляем с о. Георгием [Фридманом] по набережной Мойки. Речь зашла об Эммануэле Орланди, 15-летней девушке, похищенной террористами в Риме. Те требовали освободить Агджу. Видимо, боялись, что выявится «болгарский след». Странная, запутанная история. Я намекнул о ней в лекции о Папе Иоанне Павле II в храме Св. Людовика в октябре 1993. Но, кажется, это не вызвало энтузиазма у духовенства (так мне передал о. Анджей Белят).
+++
Вечером добавил: Надо посмотреть старые записи, особенно дневниковые с июня 2002.
+++
Но продолжаем разговор об августе 1983. 18 августа был четверг. 23 вторник. После операции какой-то этап был пройден, отрезан! И уже 3 сентября я читаю Dubliners Джойса и Bethlehem Ф.У.Фабера [на французском языке] и еду в Акатово. И помню «Lorsque l’ alouette monte vers le ciel pour chanter son hymne du matin, le bruit de travail, et les cris de la terre…deviennent de plus en plus faibles… etc., etc» (Когда жаворонок поднимается в небо, чтобы петь свою утреннюю песнь, шум работы и крики земли ... становятся все более приглушеными... и т.д. и т.д.) [это из Фабера: сейчас есть на английском в Интернете: When the lark mounts up to heaven to sing its morning hymn, the sounds of labour and the cries of earth… grow fainter and fainter…].
+++
Потом помню, как я начал читать размышления Анны Ивановны Абрикосовой и «Духовные упражнения» св. Игнатия, которые тогда не принесли плода. И снова духовный сон, пока не попала в руки книга св. Альфонсо Лигуори на французском языке (“Les Gloires de Marie”) – это был апрель 1985. А дальнейшее хорошо описано.
+++
И вот мы приближаемся к 1993 г. Поездки во Владимир, в Коломну, в Милан. В самолете читаю Нилуса: это связано с тем, что я был в Дивеево 6-7 февраля 1993. И еще поеду 10 сентября 1993 с Сарой Нумико. И еще поеду 5 января 1994.
+++
Еще общение с Аверинцевым (март 1987 – февраль 1991). Но это совершенно особая страница. Об этом надо писать отдельно.
+++
26 сентября 1993 – было воскресенье. 25 сентября я был в храме Воскресения Словущего и молился перед иконой Взыскание погибших… А до этого: случайно зашел в Елоховский собор и услышал, как читали акафист этой иконе. Там были некоторые важные [тогда для меня] слова.
+++
Общее впечатление об о. Андрее [Удовенко]. Поначалу хорошее. Это был компромисс между обновленцами и лефевристами.
+++
Осенью 1993 началось интереснейшее мероприятие, конец которого еще не виден: я начал обучать латинскому языку группу детей из Физтех-лицея. Им было 11-12 лет (5-6 кл.) На этот и будущий год некоторые из них пойдут в аспирантуру…
+++
Также начался учебный год в Колледже католической теологии в необычных условиях (второй путч). У меня был готов план лекций и даже текст (первая моя книжка 40 страниц мелким шрифтом, 100 экземпляров). Из-за нее были неприятности: тезис о воскресении схоластики и о лефевристах как хранителях залога веры в эпоху всеобщего отступничества. Также в августе 1993 я написал статью, которая затем вошла в сборник [«Философия самоорганизации…»].
Наконец, в феврале 1995 я направил свои стопы к сестрам Матери Терезы. Это еще тема для особого разговора. Начало новой жизни.
+++
Вспомним также:
7 апреля 1994 г. – посвящение общины о. Андрея [Удовенко] Непорочному Сердцу Богоматери.
Также в феврале 1994 началось мое десятилетнее преподавание в Консерватории. А в июне-июле 1994 я написал «Лекции по истории натурфилософии». Ими я подвел итог. Октябрь 1994 – знакомство с Ларисой Петропавловской, 21 сентября 1994 – проповедь в духе Ф. Шида о Соискупительнице. Также замечательная группа студентов в ВХК. Педагогическая удача.
+++
О. Иосиф Данилович. Мою статью о нем в «Свете Евангелия» читали в Самаре (в католическом приходе).
27.05.05. Поискал и нашел в Интернете гостиницу «Майори». Господь да благословит ее постояльцев. Так бывает, что человек и здание вступают в противоборство. Также обратил внимание на ВНЦПЗ (Научный центр психического здоровья) – есть и картинка. Оказывается, Снежневский возглавлял ВНЦПЗ до 1987 г. Уже ничего не пишут о гонениях на инакомыслящих. Вечером прочел лекцию о «Севастопольских рассказах» Толстого в библиотеке 116.
Из визита во Францию. Можно много найти в Интернете. Например, Версаль.
Из визита в Милан, Тренто, Бергамо в 1993. Можно найти тоже много в Интернете. Например, Carmine Faienza, Nicola Coccia, Alberto Savare, Миланский католический университет; в Париже – Centre Sevre, Rue du Bac, Medaille miraculeuse.
28.05.05. Запад мало знает о греческих святых до разделения церквей. Надо также послужить народу (как призывал митрополит Вениамин Федченков).
Вечером добавил (после радиопередачи). Душа питается логосами. Благодать не упраздняет природу, но совершенствует ее. По природе человеческий разум питается смыслами. Греки питались мифами. Потом раскритиковали эти мифы, появилась наука: Платон, Аристотель. Но там тоже свои мифы. Миф и истина. Но важна повторяемость мифа [по-видимому, я употреблял слово «миф» в том смысле, который вкладывал в это слово Лосев]. Он лечит что-то в нашей душе, успокаивает. Розарий, Иисусова молитва.
Три поездки в Дивеево в течение одного года: февраль 1993, сентябрь 1993 и январь 1994. Но они принесли желательную передышку. В январе 1994 я даже исповедовался и причастился. Может быть, это был возврат к православию? Еще я [исповедался и] причастился в ноябре 1997 у о. Георгия Чистякова. И один раз у лефевристов – 17 декабря 2004.
Интересно, что я уехал в Ивано-Франковск в декабре 1994, а в это время в Москву приезжал о. Франц Шмидбергер. Но четкой идеологии у лефевристов нет. Скорее, дух консерватизма, эстетика.
29.05.05. Был в храме Рождества Христова в Измайлово. Единение с лефевристами откладывается. Нет благословения от о. Леонида. Папа Бенедикт XVI в Бари, выступает за диалог с Православной Церковью.
Вспоминаю Версаль. Там устанавливают новые алтари. Еще раз меняется лицо Европы. Я был в Версале и ничего этого не заметил. Только понял, что есть раскол. Имя Лефевра у всех на устах, но отношение к нему связано с политикой (как сказал мне Ив Аман). И еще, конечно, колоссальные деньги на перестройку храмов – они могли пойти на другие цели: но тут, конечно, тоже политика. Идет протестантизация мессы, и никто этого не замечает, т.е. Лефевр, конечно, замечал, но его никто не слушал. То же и касательно моды. Создается новый мир, но все это удивительно непрочно, безвкусно, неосновательно, глупо. Потому что в основание положены неверные идеи. Но еще, конечно, плохо, что не дают рассуждать о смысле христианства. Что касается меня лично, то ещё остался Физтех, радио и катехизаторы. Ну и в Энциклопедии можно кое-что сделать. Остальное – в стол!
Конечно, я тогда ничего не понимал (в декабре 1992) и занят был другими делами. Посещение Медона, беседа с о. Рене Маришалем. Потом Rue du Bac, Centre Sevre, Bibliotheque du Saulchoir, Communautе St. Jean. А вот с о. Филиппом Лагери что-то странное происходит. Все-таки это ненормальная жизнь в катакомбах. Но благодать, наверное, восполняет.

+++
Сравнение старых текстов с новыми не всегда в пользу новых. Но никто этим сравнением не занимается. А если и были вдумчивые аналитики (о. П. Флоренский, Лосев, о. С. Булгаков, Аверинцев), они как бы поверх этого барьера; в конце концов речь идет только о новом (м.б. менее удачном) переводе. Но что-то, конечно, утрачено от Старой Руси. Оттенок другой. «Долготерпеливе о наших согрешениях» или «Долготерпевый...» - здесь оттенок прошедшего времени, т.е. терпел, но ныне пришел терпению конец.