Кобальт Синий и Умбра Жжёная. Акварельные хроники

Юрий Мортингер
Думаешь, они вернутся, Кобальт? Вероятно, многое, что происходит в фактуальных мирах, видится отсюда иначе. А Ваш цвет, уважаемый Кобальт, - он способен напугать с десяток чудовищ

Даже если они не вернутся, это не повод прекращать игру. Я сегодня буду играть белыми, Умбра. Стоит ли дальше печалиться? Пешка e2-e4. Давайте узнаем, на что сегодня способны чёрные. Ваш ход, развейте мои сомнения, Умбра

Отличный ход, Кобальт. Вы опять весь день пропадали в библиотеке? - Напрасно. Вы не найдёте сегодня духов познания на книжных полках. Древние тексты никогда не дают прямых ответов. А Тьма - она вот, здесь, рядом. Я не уверена, что Ваши герои вообще могли выжить Под Облаками. Но если Вы так легкомысленно опять присвоили себе власть над Светом, позвольте показать Вам возможности Тьмы, Кобальт. Вызов принят. Пешка e7-e5

Расстановка сил всегда определялась нами довольно точно, Умбра: текстореальности наполнены Тьмой. Да, нам не хватало рабочей модели, и Тьму никак не удавалось структурировать. - Герои погибали слишком рано. Но до сих пор мы определяли Тьму исключительно как невежество, другие возможности отвергались и не рассматривались. Я хочу понять, каков Ваш план, Умбра. Продолжим атаку пешками: f2-f4

Послушайте, любезный Кобальт, в какой-то степени они сами и генерировали систему отчуждения, эти прогулки в текстомирах. Они весьма эффектны, я согласна, но необычайно бессмысленны, а ожидать абстрактного гуманизма со стороны многочисленных чудовищ нелепо, когда улыбки героев чаще интерпретируются как усмешки. Пожалуй, d7-d5

Не только счастье дарит улыбки, Умбра. И если бы была возможность вернуться туда, где лежит начало всех историй, то я бы нашёл другой способ развеять Тьму. Я бы попробовал найти другой способ. Но первый шаг сделан, и выбора уже нет. Тьма сильнее, я знаю, но герои смотрят на меня, и у меня нет права не оправдать их надежд. И пусть это вызовет любопытство, пусть это вызовет жалость, пусть это вызовет смех, они хотят жить, и они будут жить, потому что я так хочу, потому что так хочет тот, кто внутри меня. Пришла пора первых жертв: e4-d5. Пешка пала. - Ты ведь знала, что так случится, это твои герои, Умбра

Считаешь, смерть моих героев остановит меня? Сколько бы ни убивал Свет, Тьма вернётся, милый Кобальт. Мы не обязаны следовать здравому смыслу. Вопрос не в том, как понять Тьму. Вопрос в том, где её пределы. Это хорошая модель: пусть даже погибнут все, мы согласны на любую жертву, правда, Кобальт? Продолжим путь: e5-e4

Я уже не знаю, Умбра, сможет ли тебя что-нибудь когда-нибудь остановить. Когда я впервые увидел тебя, мне не показалось, что в тебе может быть столько воли. А пока твои глаза выполняли одну за другой фигуры медленного танца, я пытался улыбнуться тебе и поддержать тебя.
Грязные ботинки выдавали моё пешее прошлое, а счастье лилось в меня твоими взглядами. Ты сказала тогда, чтобы я прекратил свои усмешки, и предложила продолжить путь вместе. Слон f1-b5, Умбра. Идти - значит идти до конца. Шах

А помнишь, она плакала, Кобальт, она плакала, твоя Умбра плакала, когда уходил поезд. Мы целых две недели жили вместе, и я, твоя девчонка, спасалась с тобой от бытовых бедствий, от неверного и мстительно раздражённого мужа, от бесчисленных неурядиц и неопределённости. Ты обнимал меня ночами, и я дарила тебе тепло и любовь, и твоя нежная и единственная Умбра плакала, она сильно плакала, когда всё закончилось, и когда пришлось осознать потерю. И внезапно рядом оказался поезд, и стал известен номер вагона, в котором исчезнет само счастье. А ты знал всё заранее, Кобальт, ты заранее знал всё. Я не дам тебе выиграть, Кобальт, даже если мои герои сейчас - пешки, будь осторожен, мой ход c7-c6

Да, я помню. Ты была хорошим текстом, Умбра, и эта была волнующая реальность. Повторяющаяся опять и опять, а потом ушедшая безвозвратно. И ты понимаешь, я вижу, что именно сейчас мне больно вспоминать это. Ты можешь напомнить мне и другие печали. Не знаю, были ли счастливыми для тебя все мои возвращения, были ли желанными для тебя все мои подарки. Я удивлялся твоим рукам и твоим объятиям каждый раз, и жил, зная, что ты всегда думаешь обо мне, что ты уверена во мне, Умбра. Я беру твою пешку: d5-c6

Весьма старинная манера игры, Кобальт. Ты так и не научился позиционировать себя - твои пристрастия к романтическим атакам, приводящим к катастрофам, почти не изменились. Но не только ты умеешь атаковать: конь b8-c6. Недолго жила твоя смелая пешка, - как и всех остальных героев, её ждёт забвение, обманчиво нежный Кобальт

Конь b1-c3, Умбра. Мне было жутко, когда, прикоснувшись к твоей руке однажды, я обнаружил в тебе еле сдерживаемый холод. Однажды я оказался чужим и лишним в твоей жизни. Само по себе это не новость, мне много раз кричали: ты чужой, ты лишний, ты должен уйти, меня много раз изгоняли под разными поводами, Умбра, но твои слова, именно твои, сказанные тобой, твои ледяные взгляды, они оказались для меня неожиданностью.
Я стоял на Мосту после нашего разговора и думал о ветре, о Солнце, о звёздах, обо всём, я размышлял о самой Нежности и её необходимости, и мне казалось, я совершил ошибку, какую-то простую, несложную, я сделал неверный ход где-то в середине игры, но в какой момент я её совершил, я старался понять, но не мог.
Не знаю, много ли ветра понадобилось, чтобы охладить моё сердце. Я хотел уснуть и замёрзнуть, я разговаривал с Вечностью, и сам Король Слов внимал моим признаниям, наверное, тогда и появились герои, и я оказался в свите Короля Слов

Ты неоригинален, Кобальт, в своих сентенциях. Там, на Мосту, тобой были сказаны почти все слова. Они привлекли к себе немало взглядов, но теперь, спустя столько времени, после всего, что случилось, они уже имеют совсем другой смысл. Сумерки и одиночество вызывают уже не любопытство, не жалость, они вызывают смех. А свита теперь уже больше похожа на охрану, и ни одна из твоих жертв не поможет тебе освободиться и бежать. Ты обречён даже в нашем с тобой шахматном поединке, Кобальт. Вот и мой ответ: конь g8-f6

Нет никаких сентенций, Умбра. Их формулировка из априорных соображений была бы экономна и предпочтительна, но только на первый взгляд. Изменчивость смысла, как ты верно подметила, разрушает все уже полученные рациональные результаты. Абстракции красивы, но сомнительны, а Мост не абстракция, и текстомиры тоже реальны, точнее - текстореальны. И ничьи взгляды не в состоянии их разрушить. Здесь нужны более весомые аргументы, чем смех, Умбра: ферзь d1-e2

Посмотри, они вернулись, Кобальт. Они не могли не вернуться. А невежество и глупость не так всесильны, как иногда кажется.
Но теперь вовсе не это важно. Мы рассматриваем другой смысл поединка, возможно, другие смыслы, Кобальт. Выйдя из Тьмы, обнаружив себя в мирах, герои потеряли единство. - Эта катастрофа имела множество интерпретаций, доведём до конца одну из них: мои герои против твоих. Слон f8-c5

Много ли их, твоих героев, смелая Умбра. Много ли их, таких твоих героев, что отдадут жизнь за тебя. Много ли таких, что отважились вслед за тобой выйти из Тьмы. По правде говоря, есть только один такой герой. Но пусть кажется, что их много. Ты счастлива, Умбра? Посмотри, как работает наша модель. Всего лишь одно движение: конь c3-e4. - Тебе больно? Вот и ещё одним твоим героем стало меньше

Я помню, Кобальт, я помню тот момент, когда ты внезапно открыл мне одну за другой сразу несколько страниц своей жизни. Когда ты вдруг остался один против всего мира, когда выяснилось, что ты, мальчишка, противостоишь целому НИИ, когда ты сам понял это, ты примчался ко мне, и прятал свои мысли на моей груди. А потом выяснилось, что прав был ты, а мудрые, мудроподобные старцы зря вспоминали о своих наградах, звеня медалями и бравируя степенями и званиями, и сколько было крика вокруг тебя, когда ты, как скала, стоял насмерть, стоял на своём, сколько было обвинений потом, что ты украл, что ты списал, что ты не сослался, что ты обманул, что ты купил, что ты не мог. А старцы из НИИ оказались мудрствующими простаками, то, что не может быть, оказалось возможным и стало обязательным. И было обидно смотреть, как стервятники присваивают себе результаты твоих размышлений. Я была на твоей стороне, Кобальт, в этих страницах твоих жизней. Ты не можешь сделать мне больно: всё изменилось, и не всегда ты решал, что именно нужно менять. Рокировка в короткую сторону, Кобальт

Не надо так. Ты же не знаешь всего. Слон b5-c6, Умбра. - Твой конь покинул игру

Ты неправильно оцениваешь свои силы, Кобальт, а сражаться пытаешься лишь с тем, кого, как ты считаешь, можешь победить. Твои герои сверкают глазами и умопомрачительно гибнут, а твоё мышление сейчас напоминает груду развалин. Возможно, под этими развалинами со временем обнаружатся сокровища, но есть ли хоть какой-то практический смысл в победе, к которой ты стремишься? Какая разница, кто первым придёт к финишу, кто одержит верх, кто соберёт больше очков? Есть ли смысл в победах: посмотри, кому они обычно достаются здесь, Под Облаками. И ещё: иногда пешие воины бывают сильнее слонов, Кобальт: b7-c6

Я знаю, я специально это делаю, Умбра. Мои герои живут текстами. - Мне нравится непрерывно меняющийся характер слов. Когда слова, словно ручьи, непредсказуемо перетекают, меняя значение. Вот оно. Его нетрудно уловить, но всего лишь слово, смеющееся и короткое, и мир переворачивается. Когда следующее утверждение не следует из предыдущего, ему противоположно или совсем недополнительно, и элементарная логика теряется, - посмотри, всего лишь одна улыбка в конце, и связь слов неожиданно возникает, и сверкает сталью внезапно очевидный смысл. Какая ещё может быть вера. О каких победах ты говоришь. Кто бы сомневался в силе пешек, Умбра: d2-d3

Твои герои - не шахматные фигуры, ты часто забываешься, Кобальт, и если однажды ты опять подарил кому-то жизнь и судьбу, ты несёшь ответственность за все последующие события. А ты теряешь героев, забываешь их, бросаешь в страшные испытания, есть ли у тебя хоть один счастливый герой, Кобальт? А вот и мой аргумент: ладья f8-e8

Любой эпистемолог нашёл бы множество изъянов в твоих доводах, Умбра, и жаль, что ты не всегда умеешь остановиться вовремя. По своей логической форме твои утверждения непроверяемы. Но ты движешься вперёд и выдвигаешь каждый раз новый довод. Иногда мне кажется, что этот поединок будет длиться вечность. Но ведь этого не может быть. У тебя опять большие преимущества, но мне пока ещё есть, чем ответить, моя Умбра: слон c1-d2

Я воспользуюсь своими преимуществами, ты даже не сомневайся, Кобальт. Именно так мы и будем двигаться вперёд, пока у меня есть право выбора. Нет большей беды, чем ненависть к слову, я должна показать это. - В нашей модели я играю за чёрных. Тьма есть Тьма, Кобальт. Убивать - значит убивать: конь f6-e4

Не слишком ли быстро ты вошла в эту роль, Умбра. Мой ответ очевиден, и пусть это сделает пешка: d3-e4. Когда ты оттолкнула меня, тогда всё и началось. Ты мне не веришь, но я любил тебя до умопомрачения. Ты была для меня всем миром. Я всегда возвращался к тебе. И однажды всё внезапно закончилось, а я словно умер. И мир заполыхал разноцветными красками. Всё горело пожаром. Я тогда совершил много ошибок, моё разбитое вдребезги сердце нашёптывало мне такие слова, что я мог остановить и привлечь к себе любой женский взгляд. Кроме твоего, Умбра

Мне абсолютно не по себе от твоих холодных эпистемологических расчётов, Кобальт. Мне больше по душе сегодня Николай Николай с его непреодолимыми влечениями. По крайней мере, я знаю, что именно он любит. Он просто любит, ему не нужны аргументы, он не просчитывает ходы. И твои размышления ему тоже не нужны. Это совершенно новый герой, не похожий на остальных. Слон c8-f5: мы ведь оба знаем исход поединка, Кобальт

Мы знаем, да, без всякого сомненья, мы знаем, но каждый знает по-своему. Но мы опять не понимаем друг друга, Умбра. Видимо, чтобы понимать, недостаточно сидеть за одной шахматной доской и знать всё наперёд. Ты идёшь в наступление, явно движимая какой-то сногсшибательной идеей. Пусть твой Николай Николай явится сюда, а мы посмотрим на него. У меня тоже есть герои, которых ещё никто не видел, Умбра.
Пешка e4-e5

Нет, не нужно. Пусть он останется там. Мои герои живут, как и твои, собственной жизнью. Я не уверена, смогла бы я им помочь. Я даже не уверена, смогла бы я сейчас помочь тебе в нашем поединке. При всех моих симпатиях к свету ты вынудил играть меня чёрными, Кобальт. Если бы ты жил близко, я, наверное, охотно видела бы в тебе полового партнёра со всеми вытекающими другими партнёрскими отношениями. Опять же, для этого нужно было бы твоё решение, не моё. Но это лишь возможно. У меня нет партнёров, и это приводит к поразительным неустойчивостям, но если оправдываться по-сократовски, наверное, это мой "даймоний" запрещает мне партнёрство, и, видимо, имеет от этого выгоды. Хотя, я думаю, у Сократа не было никакого "даймония". Он сам себе был даймоний. Эти выдумки про даймонии, наверное, облегчают жизнь, делают её интереснее, богаче. Я тоже навыдумывала много героев, чтобы не броситься с Моста, они как-то отдаляют этот шаг, не отменяя его полностью. И сквозь самые честные строчки, сквозь самые тонкие сравнения и описания, полные нежности, страсти, желаний, хрупкие и прекрасные тексты я слышу молоточек, который удар за ударом отбивает единственное и главное неудовлетворённое человеческое желание. Я не скажу, какое. Возможно, это и есть мой даймоний, от которого мне не удаётся избавиться, Кобальт.
Ферзь d8-b6

Я тоже не верю в даймониев, Умбра. Тьма побеждает, хотя игру всегда начинает Свет: Сократ играл белыми. Сократ играл с афинянами, сознательно добиваясь того приговора, который получил.
Но что же ещё делать, если нет других светильников. - Есть только одно решение: "Буду светильником самому себе", зная, что проиграю. Ты вводишь в игру свои главные фигуры? Не слишком ли рано мы перешли к окончанию? Но, пожалуй, я могу всё-таки выиграть ещё немного времени: длинная рокировка, Умбра

Пусть мир останется сегодня на листах белой бумаги, Кобальт, прикреплённых к планшету, пусть карандаш режет пустоту, создавая другие миры, пусть краски текут, воображая, что на самом деле творят, разве хотела я играть на стороне Тьмы?
Мне не нужна победа, я не хочу выигрывать, но шахматные фигуры, кажется, сегодня управляют мной. Я пойду на Мост, пусть Ветер успокоит меня, пусть Небо обнимет меня, пусть Земля защитит меня. Вода - моя любимица сегодня, и я, чтобы жить, расскажу ей тысяча первую историю о кошмарах Любви, и она внимательно выслушает меня, и она заплачет вместе со мной, и она простит меня, и нет на свете лучшей собеседницы сегодня, чем она, Кобальт. Всё именно так, как ты видишь, я ничего не могу сделать для тебя: слон c5-d4

А ведь я знал, что делал, отсылая тебя во Тьму, Умбра. Желания не в сердце, Умбра, они в голове. - Разбить бы голову. Вдребезги. Пешка с2-с3

Разбей. Что тебя держит, Кобальт. - У тебя нет недостатка в героях. Возьми любого. А потом ещё. А потом ещё и ещё. Но может, несостоятельность Света не в постулатах, а в неумелом их применении. Какая разница, где Светильник, внутри тебя или снаружи, если его наличие имеет значение не для тебя и даже не для твоих героев. Тучи сгущаются, небо темнеет, Кобальт: ладья a8-b8

Уничтожать героев, одного за другим, целенаправленно и планомерно, иногда сознательно подставлять их под удары чудовищ, в других случаях - сталкивать их между собой. Других решений нет? Они живые, принцесса! Сколько их было, Умбра, ты считала? Сколько ещё их появится. И всё лишь для единственного результата: выжить самому.
Я хотел бы смеяться, если бы мог. Я хотел бы находиться в вечных поисках смысла, если бы знал, что они не напрасны, но пока я всегда защищаюсь. Пешка b2-b3, Умбра

Оправдания ничего не значат в поединке, милый Кобальт. Но ещё никому не удалось добиться от тебя полного и обстоятельного объяснения причин, никто не понимает, что происходит, тебя и твоих героев считают врагами, чуждыми, ненормальными, и ты не раз говорил, что сам не знаешь причин.
Но все эти твои утверждения отчётливо испачканы ложью. Я многое знаю о твоих влечениях и многое могу объяснить. - Тебе не удаётся персонифицировать объект своего вожделения: всё расплывчато, никто не соответствует твоим влечениям, ты ищешь ещё и ещё, ты ошибаешься снова и снова, ты перепробовал все способы поиска, у тебя появляется чувство душевной пустоты, которое ты заполняешь новыми героями и новыми текстореальностями. Я правильно выражаюсь? Я сама это чувствую. Поправь меня, если я не вполне права. Ладья e8-d8, Кобальт!

Конь g1-f3, Умбра. Ты медленна и настойчива, ты подкрадываешься, подкрадываешься тихо, окружая моего короля, захватывая и отвлекая внимание, а твои слова, - твои слова, как всегда, притягивают и без того тоскующие по настоящим желаниям взгляды. Но ты не решаешься? Смелее! Тебе нужно сделать этот ход. Сегодня удача на твоей стороне. Не бойся, со мной ничего не случится. Возьми, возьми эту пешку, да, да

Кажется, я склонна понимать, хоть и не всегда, ход твоей игры, Кобальт. Может быть, да, мои притязания на понимание твоих мыслей весьма дерзки. Но нетрудно понять, каково это - выживать в окружении обскурантизма. Всё таки я не Сама тьма, хоть и играю чёрными. Ферзь b6-b3, Кобальт, но дело не в твоей пешке

Ферзь в жертву идее? Это и есть твой стиль, Умбра. Пешка a2-b3. Но поверь, игра не закончится, даже если шахматный поединок уйдёт в прошлое. Аномалия уже воспринимается как обыденность. Что ты можешь понимать в чужой душе, если даже я сам не могу установить в ней мир и порядок, а все герои давно не принадлежат мне. И сейчас я вижу, что и я не принадлежу никому, Умбра, и даже не знаю, это драма или благо и подарок судьбы

Ладья b8-b3, иногда ферзь не нужен на шахматной доске, Кобальт. А ты нужен, и ты можешь себя защитить. Когда хочешь быть нужен. Когда хочешь себя защитить

Слон d2-e1. Здесь есть некоторая логика, Умбра: стоит ли защищаться. Первая позиция: миры ужасны, чудовища непобедимы, герои обречены на смерть, их смерть есть уничтожение, чудовища убивают их. Позиция вторая: миры прекрасны, гибель героев ведёт к появлению новых, ещё более совершенных, их смерть - благо, она вынуждает героев возрождаться и искать новые миры.
Обе позиции весьма последовательны и абсолютно неопровержимы. Такова контроверза, но сейчас, кажется, всё равно защищаться уже нет смысла, Умбра?

Слон d4-e3. Всё кончено, Кобальт. Нас всегда будет объединять внятное незнание последних истин, но такие, как ты, не сбегут лишь от чёрного блеска щитов, увидев очередное воинство Тьмы. И очередное торжество невежества означает неотвратимый провал в Бездну, но наши герои много раз восставали из Бездны. И даже если сегодня и здесь блеск и острота интеллекта не имеют смысла, твои герои однажды придут туда, где их встретят цветами и улыбками. Однако оставим немного сомнений в правильности пути: "Тьма сильнее". А какой знак поставить здесь, вопросительный, восклицательный, какой дать ответ, положительный или отрицательный, пусть решат они, герои.
Истина в поединке. Шах

Мне снился Абсолютный Охотник, Умбра, он шёл не по моему следу, но та, которую он догонял, была симпатична мне. Я просыпался полночи каждые полчаса, я не понимал, что происходит, но успокоиться и нормально заснуть я не мог, пока не понял, что это не Солнце греет мне щёки, и не дыхание любимой. Я был один, я поднялся за ртутным термометром. Мой форд плакал вчера дождём, я ехал и вытирал слёзы и ему, и себе, я придумывал новую сказку, и Абсолютный Охотник явился ко мне, смеясь.
Я уже не властен над своими героями, Умбра?  Я обречён? Ферзь e2-e3

Всякое обсуждение твоих текстов само по себе опять всего лишь текст, Кобальт, - поэтому в твоих поединках не участвовать невозможно. Лишь бы они оставались аргументативны.
Новые тексты порождают новых героев, но я не верю бесконечностям, однажды и они, все твои новые герои, будут преданы забвению. Но даже если мир не согласовывается с нашими ожиданиями, давай всё равно вновь посмотрим в текстореальности. А данный поединок закончен.
Ладья b3-b1, Кобальт. Мат

(В тексте использована шахматная партия:
Розанес – Андерсен, Бреславль, 1862 год. – Ю.М.)