Пепел

Привет Пока
Сказка для художественной самодеятельности

Темнота. Тускло светит что-то желтое в правом верхнем углу сцены. Совершенно непонятно, как много людей на сцене. Слышен шум, далекий грохот. Вдруг звучит чей-то кашель, и все смолкает.
Загорается большая ручная лампа. Она в правой руке старика с повязкой на глазу.
Старик. Кхм-кхм!.. Вот еще, развелось всяких там… Кхм-кхм…
Рядом с ним, теперь, при свете средней мощности, виден молодой человек в каске. Из-под каски выбиваются спутанные черные волосы. Молодой человек очень хорош собой.
На кресле сидит старая женщина в клетчатом платке, замотанном вокруг шеи. Женщина тихонько мурлычет про себя и вяжет что-то длинное, по виду теплое и пушистое. Цвет у ее вязания непонятный. Точно так же, как непонятны вообще цвета на сцене. Что-то бурое, темное, грязное.
Старик. Вот новость-то? Слышала, Мама Мия? Тут статейка-то, заголовок-то какой…
Старушка в кресле (она же Мама Мия). Да, отец?
Старик. Статья «Живите!».. Можно подумать, что оне нам…
Старушка сопит и дальше начинает вязать. Старик продолжает читать газету.
Старик. Эхма!.. Тут еще… (громко кашляет) Принцесса замуж выходит!.. Еще пока не ставшая королевой прекрасная Мари-Антенна объявила о своей помолвке с графом, наследным принцем имения Залотуйское, Ани-Лораком…
Молодой человек замирает и прижимает правую руку к сердцу. Его голова смотрит куда-то в сторону, а рот полуоткрыт.
Старик. Неа, нда, я сейчас к радио подойду…
Включается радио. Там играет музыка, бодрый голос диктора говорит:
Пепел падает на наши головы, но нам все равно. Мы, усталые, грязные и потные, ищем топливо. Мы ждем. Мы тут, совсем рядом с вами, мы – жаждущие хоть капельки спокойствия. Но мы никогда не сдаемся. Мы ищем и иногда, совершенно редко, находим что-нибудь действительно важное. Еще раз. Мы тут. И, если вы не видите нас, нам не обидно. Мы словно невидимые работники этого подземного царства, этого тесного, удушающего нечеловечески места, такого нам с детства знакомого.
Каждый у нас работает с раннего возраста. Совсем маленький уже стоит в каске, с небольшой, но удобной и прочной лампочкой, освещающей путь работы. И это было на протяжении многих лет. Неведомое ждет нас впереди, говорили нам когда-то. Мы слушали, затаив дыхание, с угольной щепкой во рту.
Мама Мия прекращает вязать и, по-видимому, слушает. Старик молча стоит, газета в левой руке, и чешет затылок правой. Фонарик уже на полу. Рядом сидит молодой человек на корточках.
Мама Мия. А ведь это про нас, землекопов, добытчиков пепла…
Сцена 2
Пышно убранная кровать с вишневым бархатным балдахином.
На белом кожаном кресле с позолотой полулежит девушка с закрытыми глазами. На ней светло-коричневое платье, поверх которого накинут шелковый халат со страусами.
Рядом с девушкой пожилая женщина в чепце, по-видимому, горничная. Одета в глухое темно-зеленое платье с рюшами из чего-то невообразимо белого и пышного.
На стене висит портрет мужчины с усами в профиль. Под ним подпись: «Король Генрих Августейший XXI».
Пожилая женщина. Что вы будете, принцесса? Я могу предложить вам трюфели и … шарлотку… Высший сорт, мадам.
Молодая женщина зевает и приоткрывает глаза. Затем встряхивает головой и берет в руки какую-то бумагу с печатью.
Принцесса. Так, что это у нас на сегодня? Прогулки с нянечкой, обед в присутствии Очень Важной Особы и … Конные скачки в соседнем королевстве. Не очень насыщенная программа. Совсем нет балов. Эх, вот бы еще разок побывать у той графини Ван Жирар… У нее чудные кресла. Там так восхитительно приятно сидеть, право же.
Горничная. Вам виднее.
Принцесса закрывает глаза и роняет бумагу на пол.
Занавес.
Сцена 3
Миловидный молодой человек из Сцены 1 лежит на чем-то, похожем на кровать. Вообще же это – большой лежак, завернутый в болотного цвета мешковину.
Молодой человек (его зовут Иван, хотя это мы, впрочем, должны скоро узнать) смотрит в потолок. Узкий луч света падает на лицо Ивана, которое сейчас, вне всяких сомнений, напряженное и думающее.
Иван. Мари-Антенна!.. Любовь моя, помнишь ли ты меня?
Сзади появляется экран, на который начинают проецироваться фотографии. Вот мальчик в каске сидит на корточках возле красивой гнедой лошади. Мальчику лет шесть на вид. Верхом на лошади прелестная острозубая девочка с эльфийскими ушками. Она в шляпке с большим пером. Тогда, видимо, дул ветер, и поэтому ее платье развевается, а перо лежит ровнехонько по дуге.
Второе фото. Тот же самый мальчик, но уже без каски, держит в руках щенка борзой и словно протягивает его той же девочке. Девочка, кажется, счастлива. Ее улыбка еще шире, а глаза полузакрыты. Дети сфотографированы на фоне природы (сзади огромное многолетнее дерево, кусты в форме сердца, лужа, в которой очаровательные лилии).
Совсем тихо играет скрипка. Всего несколько музыкальных душещипательных звуков.
Иван вдруг встает и выражение его лица становится на удивление сосредоточенным.
Иван. Любовь моя! Еду к тебе!.. Жди меня!..
Сзади на экран проецируются уже не кадры, а видеохроника. Показаны скачущие лошади. Все это сделано так, будто Иван оказывается в центре колонны скачущих лошадей.
Свет затухает. Нам уже ничего не слышно.
Сцена 4
Принцесса (на ней розовая пижама) в клетку сидит за круглым столиком, украшенным разными картинами из жизни высоких особ. Все цветасто и празднично. Принцесса сидит прямо, лицо смотрит в публику. В левой руке принцессы огромное перо, кончик которого в черной краске. По правую сторону от принцессы стоит горничная в фартуке.
Горничная. Ваш Папа (ударение на втором слоге) скоро придет. Вы уже точно решили, какое платье оденете на свадьбу? К вашим услугам был целый гардероб величиной в 105 платьев… Если вы сейчас не согласитесь со своим вчерашним выбором, мы пришлем к вам другую портниху.
Принцесса берет со стола какой-то листок, потом разворачивает его и показывает потрясенной публике.
Принцесса. Вот это!
Мы видим, что на листке формата А3 нарисовано платье. Оно украшено камнями по подолу. У платья длинный шлейф белого цвета, кроме того, оно сделано изо множества юбок, настолько пышно оно выглядит на рисунке. На нарисованной девушке также фата с обручем из бриллиантовых маргариток.
Горничная стоит в неподвижности. Входит Король (это видно сразу, его портрет висел в сцене 2). Король немного взволнован. Он всплескивает руками и хватает со стола стакан с прозрачной жидкостью (водой, скорее всего).
Король. Душечка моя, Мари-Антенна, как свадьба-то?
Мари-Антенна. Идет (затем улыбается, берет Короля под руку и они вместе идут куда-то вправо, идут до тех пор, пока не скрываются с глаз аудитории).
Горничная все еще стоит, важная и насупленная.
Сцена 5
Иван скачет на ослике. Ослик бежит с выпученными глазами, высунув язык, но все-таки бежит. Иван настроен решительно. В одной руке у него меч-кладенец, в другой – щит с надписью «100 лет Красносушью». Сзади опять экран проектора, на котором последовательно, под ритмическую мягкую музыку сменяются картинки дня и ночи.
Ослик. Иван, иван, хорош уже, а?
Иван. Нет, она выйдет за меня!.. Я люблю ее!
Дальше Ослик прекращает бессмысленную дискуссию. Он везет своего хозяина в далекие, неведомые края. Это видно по картинкам на проекторе: там показаны темные, мрачные леса, полные загадочных желтых огоньков.
Вдруг раздается чей-то грозный крик. Ослик останавливается, прижимая уши к голове. Иван настораживается и прижимает к себе свое оружие. Из левого края сцены появляется большая ящерица красного цвета, с огромными клыками, длинным хвостом, на кончике которого горит огонь.
Ящерица. Я Дракон Этой Земли! Дальше ходу нет!..
Иван. А посмеешь сразиться со мной, ты, чудище дикогоглазое!
Дальше следует поединок Дракона (он же ящерица, он же Хозяин Здешних Мест, он же Дракон именно Этой Земли) и Ивана. Мы не видим дерущихся. Все заслоняет дикая пыль в виде больших белых облаков. Битва идет под грозную музыку, заслоняющую крики дерущихся.
Дракон. Ушшшш!
Иван. Вот тебе, чудище!
Ослик. Иа-иа.
Пыль рассеивается. Дракон связан и лежит на животе. Иван стоит, положив правую ногу на дракона. Взгляд Ивана устремлен куда-то далеко.
Иван. Вот и побежден ирод проклятый.
Ослик. Иа-иа.
Занавес.
Сцена 6
Дом Ивана. Там слушают радио. Чей-то другой, не менее бодрый голос, повествует:
Меня зовут К. Икс, я – работник. Вся моя семья, все мы работали. Мы живем только под этими тесными сводами, в этом мире, лишенном всяческих удобств. Я не жду поблажек, не жду, что когда-нибудь король спустится к нам, землекопам, добытчикам, чтобы благословить нас. Я понимаю, что это невозможно. Я не надеюсь на снисхождение царской милости, я работаю.
В газете публикация: «Живите!» Мы читаем ее, щурясь и кривясь от незнакомого, неведомого, чем веет от этой газеты. Там многое что пишут, но какой нам в этом прок?
Работники Красносушья! Не ждите! Только в вас сила нашего королевства, только вы способны поднять нашу экономику на новый, прежде невиданный уровень! Да минует нас инфляция, да придет к нам теплое жилище, сытная еда и великая дружба!..
Родители Ивана (те самые Старик со Старушкой из Сцены 1) хлебают суп. В их доме уютно: горит камин, на стене мерно идут деревянные часы с тиной на стрелках.
Старик. И все же, я совершенно не понимаю, как…

Сцена 7
Действие происходит около церкви. Около нее очень много людей. Все одеты празднично. Играет свадебная музыка. Мари-Антенна стоит под руку с высоким мужчиной в синем плаще и при галстуке. Они разговаривают с другой супружеской парой, весьма пожилой.
Мари-Антенна. Я сейчас приду.
Она отходит от разговаривающих и идет вглубь сада. Там стоит беседка, в которой никого нет. Но на столе стоит столик, полный явств и напитков. Мари-Атенна берет бутылку дорогого вина и открывает ее. Из-за кустов высовывается голова Ивана.
Иван. Любовь моя!..
Мари-Антенна вскрикивает и поворачивается. Немая сцена. Вдруг на головы Ивана и Мари-Антенны начинает падать белый пепел. В больших количествах. Скоро вся сцена заваливается белым пеплом. Герои остаются в неподвижности.
Мари-Антенна. Ах, Боже мой!
Иван подходит к Мари-Антенне и они вместе, прихватив бутылку вина, идут к выходу со сцены.
Иван (голос издалека). Поехали, заводи мотор!..
Слышен крик Ослика: «Иа-иа!»… Сцена покрывается мягким радужным светом.   
Сцена 8
Действие возвращается к людям около церкви. Опять мужчина в плаще. Рядом с ним стоит человек в пальто и в шляпе. У человека в руках плакат, на котором огромным шрифтом напечатано: «ЕГО НЕВЕСТА ТОЛЬКО ЧТО СБЕЖАЛА». Человек в плаще поворачивается к зрителям.
Человек в плаще. А разве я когда-нибудь был женат?
Его лицо освещается на мгновение ярко-желтым светом. Дальше все темнеет, и потом опять зажигают свет. Играет рок-н-ролл. Песня «Blue Suede Shoes». Потом «Heartbreak Hotel». Все присутствующие на свадьбе энергично танцуют. Под конец на сцену падают розовые цветки сакуры, а люди кружатся в вальсе. Кто с кем. Все происходит под какую-нибудь медленную японскую песню о несчастной любви и судьбе. Мальчик-портной без обуви с девочкой с ярко-красным бантом. Аптекари (это видно по их белым халатам с красными крестиками) стоят и вытирают глаза руками. При этом не устают и иногда поворачиваться друг к другу, чтобы потанцевать. Мужчина в плаще кружится с пожилой леди с голой шеей, на которой, между прочим, бриллиантовое колье. Леди в темно-зеленом бархатном платье. Мужчина в плаще не грустит, выражение его лица проницательно как никогда. Муж этой леди (а именно с этой супружеской парой «молодожены» разговаривали в сцене 7), напротив, танцует с красивой черноволосой девушкой в платье как у Белоснежки.
Затемнение. Потом все кружатся в диком ритме хауса. Диджей, молодой человек в футболке и в джинсах Levis, поматывая головой, крутит пластинки для сказочных персонажей. Они танцуют как можно более несовременно и непрофессионально.  Затемнение. Все сидят за столом. Смеются, шутят, в общем, весело проводят время. Как будто и не было ничего. Особенно счастлив пожилой лорд, который рассказывает что-то очень смешное мужчине в плаще, своему соседу по столу. Тот смеется, прикрывая рот рукой.

Сцена 9
Принцесса, рабочий и ослик стоят около полуразрушенного деревенского дома. Рядом с Иваном Harley-Davidson. Играет Nirvana. Под композицию Smells Like Teen Spirit танцуют Иван и Мари-Антенна.
 
Сцена 10
Родители Ивана сидят за столом и играют в карты.
Старик. Мне не нравится эта концовка… Все-таки, можно было бы…
Мама Мия. А мне нравится. До безумия.