15 Константин Лазаревич Гадаев

Артём Киракосов
http://www.damian.ru/Zavadskaia1/zavadskaia.html

Памяти Евгении Владимировны Завадской



Константин Лазаревич Гадаев

СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ПОДЛИННЫМ

У меня не было, к сожалению, значительных встреч с Евгенией Владимировной, глубоких, искренних и доверительных разговоров с Ней. Первое яркое впечатление – лекция о Босхе, которую читала Евгения Владимировна в Институте им. Сурикова и куда, помимо студентов, приходили многочисленные почитатели Её прекрасной манеры чтения, сопровождаемого показом изысканно подобранных слайдов. Аудитория была переполнена, но никого не просили покинуть помещение, – наоборот, Евгения Владимировна была особенно рада слушателям со стороны.
Через некоторое время меня впечатлило «движение в защиту Завадской» (Она была изгнана из Института). Несмотря на то, что ребятам так и не удалось вернуть любимого педагога в стены Института, само состояние выступивших в Её защиту студентов, организовавших мощное и совершенно новое для тех лет (октябрь 1987 года) студенческое движение, осталось памятным и им самим, и многим, кто запомнил их  возвышенными и окрылёнными благородным порывом.
Наряду с обыкновенными выставками, какие часто случаются в обычном районном выставочном зале на «Ремизова 10», где я тогда работал в качестве младшего научного сотрудника, произошли три знаменательных события: выставка одного из первых творческих объединений молодых художников («Центр и периферия») «Анилиновый ветер» (С.Горшков, А. Барабанщиков, А. Бровин, А. Карпов, Н.Кращин, А.Киракосов, В.Сергачёв), выставка китайского художника Чэнь Чуань-си, автором которой была Евгения Владимировна Завадская, а дизайнерской группой – группа преданных Ей бывших Её студентов, и приезд в наш выставочный зал (вскорости следом за Завадской) отца Александра Меня, который смело, убедительно и компетентно говорил о современном изобразительном искусстве, о проблемах творчества, о взаимоотношениях христианства и художественного поиска, о вере, об абстрактном искусстве. Для меня это было ново, неожиданно; признаюсь, я с предубеждением относился к священникам, к церкви. Я с удовольствием слушал отца Александра, отмечая про себя, что разговаривает Он с художниками на их языке.
Много лет спустя, в Семхозе, в Храме-часовне на месте гибели отца Александра Меня, я крестил своего сына Николая; часто привозим туда детей (Колю и Катю) на Литургию и Причастие, особенно в летнее время.


Евгении Владимировне я остаюсь признателен за оставшееся у меня ощущение подлинности и глубины представленного и прекрасно прокомментированного Ею искусства живописи и каллиграфии китайского учёного и художника Чэнь Чуань-си, за красивую совместную работу со мной, тогда ещё совсем молодым человеком. *







* Телефонное интервью