Уровень номер 8

Галина Стручалина
Виртуальная комедия в 4-х эпизодах.

Действующие лица:

Адам (с ударением на первый слог)
Энджи
Фортуна (голос)
Лили
Ева

Действие происходит на улицах виртуального Цибертрона, подробно имитирующего город конца ХХ – начала ХХI века. Холодное время года.



Эпизод первый

Полная темнота. Человеческий вопль прорезает тишину. Пятно света вырисовывает из темноты фигуру: человек напуган и комически озирается.

Адам. Господи, где я? Почему я ничего не вижу?
Энджи (голос; бодро, профессионально, раскованно). Добро пожаловать на восьмой уровень, приятель!

Вспыхивает свет.

Адам (озадаченно). Восьмой уровень чего?
Энджи. Чего? Цибертрона, конечно. Вы преодолели семь начальных ступеней цикла Альфа и сейчас находитесь на восьмом, с чем я Вас и поздравляю.
Адам. А вы, собственно, кто? Почему я вас не вижу?
Энджи. Прости, не представился: А – 416, гид-помощник восьмого уровня. Статус – admin. Ты можешь звать меня просто Энджи – это уменьшительное от Анджелло. Говорят, мой дед был итальянцем, в честь него меня так назвала мама; но я предпочитаю американский вариант: коротко и ясно, - ты согласен?
Адам. Да, пожалуй. Но...
Энджи. А не видишь ты меня по простой причине: визуальный режим стоит, друг мой, очень дорого. Только в служебные часы нам его предоставляют бесплатно, а всё остальное время – из собственного кармана. И, так как я в данный момент нахожусь в свободном полёте, я предпочитаю голосовой режим. Из экономии. Вот если ты меня наймёшь – тогда другое дело! Тогда сможешь даже сосчитать волоски на моей голове. Ну, согласен?
Адам. А это необходимо?
Энджи. Помилуйте! Да раньше-то ты как жил?
Адам. Я не помню. Я, понимаете, ничего не помню. Никаких уровней, ничего. Помню кто я – и только. Хотя не уверен, что это моё настоящее имя...
Энджи. Ах, да, блокировка памяти – это же основное требование Мистера Босса к участникам Игры. Всё в порядке: ты и не должен ничего помнить. Расслабься! Доверься мне, я здесь тёртый калачик. Давай, нанимай меня, и я проведу тебя через уровень с первого захода.  Ну, хочешь, чтобы я был вроде человечка с крылышками за твоим плечом, который шепчет тебе в ухо полезные советы, а?
Адам. Если это и в самом деле... Но я хотел бы сначала узнать... (Мелодичная электронная музыка-заставка прерывает его.)
Энджи. Ну вот, Фори нас засекла. Теперь всё и узнаешь.
Голос Фортуны (приятный, но механический). Добро пожаловать на уровень номер восемь. Сообщите, пожалуйста, ваши анкетные данные для регистрации. Если для дальнейшего продвижения вам необходим гид-помощник, сообщите дополнительно.
Энджи. Фори, он – мой клиент!
Фортуна. Довожу до сведения А-416, что моё кодовое имя – «Фортуна», реагирование на имя «Фори» не санкционировано разработчиками и нарушает правило 32.4 о кодировке и персонификации.
Энджи. Видал финт! С ней и поговорить нельзя по-человечески.
Адам. А кто она?
Энджи. ПП – персонифицированная программа. Когда-то было модно «одушевлять» алгоритмы... для пущей иллюзорности бытия... Она здесь за главного. Кроме голоса у неё ничего женственного. Автомат! Договориться невозможно – пустое дело. И как Мистер Босс её не стёр!
Адам. Мистер Босс?
Энджи. Ну да, это парень, который придумал Игру и разработал все программы. И Фори – его работа. Здесь все его так зовут – Наш Мистер Босс. Классный мужик! Гений! И главное – очень компанейский, тебе он понравится.
Адам. А я, что, с ним увижусь?
Энджи. В самом конце Игры. Всему своё время. Ну, ты регистрироваться будешь когда-нибудь?
Адам. Да... да, конечно!
Энджи. Фортуна, за работу!

Музыкальная заставка – что и в первый раз.

Фортуна. Пожалуйста, сообщите ваше имя.
Адам. Адам.
Фортуна. Адам. Подтверждено. Ваш пол?
Адам. Мужской.
Фортуна. Подтверждено. Ваш возраст в промежутке между: от нуля до десяти, десяти – двадцати, двадцати – тридцати...
Адам. Двадцати – тридцати.
Фортуна. Есть ли особые указания относительно вашего маршрута?
Адам. Не знаю. Видимо, нет.
Фортуна. Принято. Ваш регистрационный номер на уровне – 11127. Ваш гид-помощник – А-416. Согласно уставу, ваше общение с гидом-помощником происходит в особом, скрытом от возможности проникновения других участников Игры, режиме.
Вы имеете право выбора пути следования  к концу уровня, выбора действий и средств защиты. За обоснованность ваших действий и их последствия вы несёте ответственность в рамках пункта 4.1. Вы не должны обсуждать с другими находящимися здесь Игру, действия вашего гида-помощника, личности и действия носящих статус admin во избежание корпоративного сговора участников Игры. Вы обязуетесь поддерживать иллюзию реальности всего происходящего с вами и с другими участниками Игры. Вы имеете право апеллировать к Мистеру Боссу в случае неудовлетворения ходом Программы и обращаться за разъяснениями. Но предупреждаю, что Мистер Босс очень занят и, возможно, не сразу рассмотрит ваше обращение. Если у вас нет вопросов, подтвердите своё согласие с Уставом для начала прохождения уровня.
Адам. А если я не пройду уровень с первого раза?
Фортуна. В таком случае вы вернётесь на его начало и будете продолжать попытки его прохождения до успешного их завершения. Ещё что-нибудь?
Адам. Нет, всё понятно. Я готов.
Фортуна. Спасибо. Добро пожаловать на уровень номер восемь. Приятного путешествия.

Снова музыка.

Энджи (появляясь). Ну, вот и я: как обещал, в визуальном режиме. Как тебе прикид?
Адам (с сомнением глядя на Энджи). Здесь все так ходят?
Энджи. А ты, видать, парень серьёзный! Я сразу просёк. Люблю умных клиентов. Ну что, двинули?
Адам. Куда?
Энджи. Да куда хочешь! Каждый твой шаг – это развилка в алгоритме Фори. Выбор просто сногсшибательный. Я бы тебе посоветовал посмотреть город: здесь, на восьмом уровне, есть такие местечки...
Адам. Ладно, веди. Там разберёмся.
Энджи. Вот и славненько! (Его заглушают шум города и музыка. Оба уходят.)


Эпизод второй

Столик дешёвого кафе. Входят Адам, Лили и Энджи.

Лили. О, здесь так мило!
Адам. Что ты будешь?
Лили. Только кофе, если можно.
Адам. Отлично. (Подходит к Энджи, который, будучи невидимым для Лили, со скучающим видом остановился  чуть в стороне.) Принеси два кофе.
Энджи. Сам принеси. Я тебе не официант.
Лили. Что-то случилось?
Адам. Нет, Лили. Сейчас я принесу кофе, посиди.
Энджи (передразнивает). «Сейчас я принесу кофе!». Подумать только! Нет, ну почему они все цепляются за юбку и норовят забраться под каблук? Он вытащил эту фифочку из-под колёс пьяного таксиста и воображает себя суперменом. Хорош герой! А кто заставил включиться тормоза машины, а? Конечно, она ничего. Даже можно назвать красивой. Ноги – просто обалдеть. Да и мордашка тоже, и всё остальное...
Вон, сидит, наводит марафет. Держу пари, она уже знает, как прибрать его к рукам. Надо посоветовать старику Адаму держаться от этой красотки подальше...
Адам (возвращается с двумя стаканчиками) Вот и кофе. Держи.
Лили (неосторожно касаясь стакана, отдёргивает руку) Ай!
Адам. Осторожнее: горячий.
Лили. Спасибо. Ты просто мой ангел-хранитель.
Энджи. Хмм!
Лили. Серьёзно, а вдруг у тебя под одеждой трико с буквой «S»?
Адам. Нет.
Лили. Как вспомню ту машину – меня всю трясёт... Можно сигаретку?

Адам вопросительно смотрит на Энджи.

Энджи (равнодушно-насмешливо). Лёгкие, с фильтром. В кармане. Не с той стороны! И скажи, что ей вредно много курить.

Адам подаёт ей найденную пачку, Лили закуривает.

Лили. Почему ты на меня так смотришь?
Адам. Ты очень красивая.
Энджи. Началось!
Лили. Мне многие это говорят. Но когда доходит до дела, редко кто способен на то, что сделал ты... Чем ты занимаешься?
Адам. Ничем. Так, хожу по улицам. Наблюдаю. Присматриваюсь. Я здесь недавно.
Лили. И какие впечатления?
Адам. Трудно сказать. Сначала мне нравилось: много людей, всё новое, интересное...
Но потом всё как-то потускнело, стёрлось. Так бывает вечером: пока солнце садится, всюду лежат золотые блики, но вот оно закатилось -  и в сумерках уже нельзя определить цвет и очертания предметов.
Энджи (восхищённо). А парень-то романтик!
Лили. Ты – писатель?
Адам. Почему ты так решила?
Лили. Не знаю. Просто не такой как остальные. Ведёшь себя по-другому, говоришь...
Адам. А как ведут себя остальные?
Лили. Рассказывают о своей работе, о начальстве, бизнесе, о своих жёнах и любовницах – в общем, обо всём таком, что может подождать. Но ведь так важно сказать и что-то другое, правда? (Адам энергично кивает.) Ведь следующего случая может и не быть! Разве можно знать, что случится завтра? Завтра я могу встретить другого, третьего и – вдруг это будет мужчина моей мечты? (Пристально глядит на Адама.)
Энджи. Старик, ты что, не видишь, как она тебя окручивает? Разуй глаза, прочисти микросхемы! Давай, допивай кофе и пошли отсюда.
Адам (Энджи). Или ты заткнёшься, или...
Энджи. Или – что?
Адам. Или я расторгну наше соглашение. Я в твоих советах сейчас не нуждаюсь. И вообще, пойди прогуляйся.
Энджи. Ой-ой-ой! Какие мы нежные! Но потом не говори, что я тебя не предупреждал... Я буду на улице. (Уходит.)
Лили. Адам?
Адам. Да?
Лили. Можно один вопрос?.. Я понимаю, что это лишнее...
Адам. Да, конечно. Спрашивай.
Лили. Ты, пожалуйста, не подумай ничего... Я просто... Ты женат?
Адам. Нет.
Лили. Но есть подруга?
Адам. Нет.
Лили. А... то, что ты мне сейчас говорил... ты действительно так думаешь? Или просто комплимент?
Адам. Лили, да – ты очень красива. Но это -  не главное. Потому, что у тебя, кроме красоты, есть что-то внутри. Ты живая в этом мёртвом мире. У меня, наверное, другое отношение к жизни. Это сложно передать...
Лили (тихо) Да. (Начинает рыться в сумочке.)
Адам. Что с тобой?
Лили. Так, дым разъел глаза. Ну вот – я и макияж испортила! Ужасно глупо, да?
Адам. Лили!
Лили (несколько мелодраматично). Ты только ничего не говори! Ты сейчас уйдёшь, и всё закончится. Не надо сантиментов.
Адам. Лили, я никуда не ухожу...
Лили. Нет, тебе нужно идти. Нужно, нужно. Просто мы расслабились, а теперь всё закончилось.
Адам. Почему ты так говоришь?
Лили. Потому, что я знаю. Я знаю, как лучше. И... и потому, что я не хочу тебя отпускать! Ты – первый здесь, кто ведёт себя по-человечески! Господи! И я...
Адам. Лили...
Лили. Ну, иди же, иди...

Входит Энджи.

Энджи. Эй, я уже уши отморозил! О-о-о! Ты бы хоть предупредил... Ну сколько можно целоваться?!

Эпизод третий.

Городская улица. Шум машин, сливаясь с музыкой, служит фоном, иногда становясь назойливым и нестерпимо громким.  Адам и Энджи, шедшие друг другу навстречу и не замечавшие друг друга, сталкиваются.

Энджи. Эй! Ты меня чуть не сшиб! Смотреть же надо!.. Адам?! Вот это да!
Адам. А, это ты. Богат будешь: не узнал.
Энджи. Эх, богатство! Не в нём, говорят, счастье. Мне бы хоть на уровень четырнадцатый перебраться: там и житуха полегче, и клиенты потолковей. Ты-то как?
Адам. Да никак.
Энджи (перекрикивая шум улицы). Роман всё длится? Вижу-вижу, любовь иссушила. Честно сказать, неважнецки выглядишь, старик. Она тебя морочит?
Адам. Понимаешь, наша жизнь – и рай, и ад. Она дважды забирала вещи. Уходила.
Энджи. А ты?
Адам. Я! Сначала думал – чёрт с ней, пусть идёт: нам обоим легче будет. А потом... А потом как дурак шёл её искать. Ходил по барам, гостиницам... Энджи, я вёл себя как полный идиот. И главное – что не могу без неё. В этом что-то унизительное. Это не любовь, это наваждение, что ли, не знаю.
Энджи. М-м, да! Тяжёлый случай. А дальше что?
Адам. Вот именно! Я сам себя столько спрашивал: что дальше? Заколдованный круг. Мы и вместе не можем, и врозь не живём.
Энджи. Знаешь, и у меня с нашей последней встречи всё наперекосяк пошло. Я уж на Фори грешу: должно быть, опять у неё сбои. Слушай, а может, плюнем на всё да начнём уровень заново?
Адам. Это как?
Энджи. Да просто! Идёшь на мост, сигаешь сверху и – бац! Ты уже на начале уровня. И самый кайф – ничего не помнишь о прошлом. Красота! Ни тебе груза совести, ни моральных обязательств... Как идейка?
Адам. Ты это всем своим клиентам советуешь?
Энджи. Обижаешь! Я исключительно из лучших побуждений. Конечно, Фори там, у себя, всё учитывает и в следующий раз тебе устроит полосу препятствий покруче, но это уж, как говорится, мелочи жизни. Мистер Босс, правда, тоже это жульничество не приветствует, но он, вообще-то, парень добрый, я думаю, он тебе простит... Или вот что: ты к нему обратись. Так, мол, и так, прошу изменить программу. Фори подсуетится, и всё нормально будет, поверь.
Адам. Не знаю, просто не знаю. Жаль Лили, не хочу её терять.
Энджи. Ну, вот, опять! Как собака на сене: сам – не гам и другому не дам. У неё своя жизнь, не мешай ей. Ну, может, помучается немножко, а потом всё утрясётся. Женщины, они вообще более приспособлены к этой Игре, чисто генетически. Так что решайся, старик: всё равно, нужно делать хоть какой-то выбор, в том и соль Программы.
Адам (после минутного раздумья, решительно). Хорошо. Значит, решено.

Визг тормозов, шум.

Энджи. О, кого-то сбили... Подожди, посмотрю... Вечно они носятся как угорелые... Женщина... (Взволнованно) Адам, пошли отсюда.
Адам. Погоди...
Энджи. Я тебя прошу: не ходи. Не смотри! Адам! (Адам, не слушая уговоров, уходит)
Адам (голос). Лили! Боже, Лили! Лили, за что!

Эпизод четвёртый

Вечерний город. Тот же шум, только едва слышимый, постепенно и он стихает.

Энджи. Ты мне можешь объяснить, куда мы идём? Может, хватит кружить по городу? Холодно. Я замёрз. Пошли где-нибудь погреемся.
Адам. Иди.
Энджи. И пойду. Пойду! Это глупо, наконец. Что ты ищешь? Ты можешь объяснить?
Адам. Мост.
Энджи. Какой ещё мост?! Ночь на дворе, холод собачий – он мост ищет! Постой, ты, что... ты прыгать собрался, что ли? Да?
Адам. Энджи, милочка, в некоторых вопросах  ты поразительно догадлив!
Энджи. Совсем спятил! Подожди... да подожди же... Слушай, не надо так всё драматизировать... тебе сейчас нелегко, я понимаю...
Адам. Понимаешь?! Ничего ты не понимаешь!
Энджи. Хорошо. Не понимаю. Я – кретин, болван, идиот, – доволен? Только прекрати свою дурацкую истерику.
Адам. Это от тебя у меня скоро будет истерика. Я ищу мост. Желательно повыше. А ты вали в свои электронные бары, где пьют виртуальный виски, курят виртуальные сигареты и рассказывают виртуальные сплетни. С меня хватит!
Энджи. А что с тобой дальше будет? Ну, прыгнешь ты, ну, вернёшься на начало, а всё останется прежним. Адам, старик, здесь меняются только декорации. Суть Программы неизменна. Мне не положено это говорить, но я скажу, – потому что ты мне не безразличен, чёрт побери! – всё дело в тебе. Только ты можешь измениться. В этом идея Игры. Тем, что ты прыгнешь, ты ничего не изменишь. Это ловушка.
Адам. По крайней мере, хоть твоей физиономии, надеюсь, там не будет. не вздумай пользоваться моей амнезией и липнуть ко мне в следующий раз, понял?
Энджи. Знаешь, ты кто? Ты  - эгоист, и Фори не зря дала тебе этот уровень. Фори! Ты слышишь? Отныне я перестаю считать тебя слепой дурой! Публично извиняюсь, заметь.
Фортуна. Извинение принято. Но прошу А-416 использовать санкционированное разработчиками кодовое имя «Фортуна», в противном случае буду вынуждена лишить вас статуса.

Ева входит незамеченная и направляется к Адаму.

Ева. Простите, не подскажете, где здесь полицейский участок?
Адам. А что случилось?
Ева. У меня только что украли сумочку. Представляете? (Начинает всхлипывать.)
Энджи. Эх, бедолажная! И что сегодня за день!
Ева. Он был на мотоцикле. Сдёрнул прямо с плеча... Я не успела её удержать! А там всё: деньги, ключи от квартиры, документы... Я даже дверь не смогу открыть...
Энджи. Адам, сделай же что-нибудь!
Адам. Вот что: мы сейчас вместе пойдём в полицию, а потом я вас провожу до дома, и как-нибудь откроем эту вашу дверь. Согласны?
Ева. Хорошо... Большое спасибо...
Адам. Как вас зовут?
Ева. Ева.
Адам. Красивое имя. А меня зовут Адам. Мы с вами почти как библейская пара.
Ева (успокаиваясь и веселея) Да, верно. (Уходят под руку.)

Энджи минуту медлит в нерешительности, зябко передёргивает плечами, дышит на руки, пытаясь их согреть, а потом, с  видом покорности судьбе, идёт за удалившимися Евой и Адамом.
Тишина. Темнота.

Фортуна. Добро пожаловать на уровень номер восемь. Добро пожаловать, и приятного путешествия.