Колька

Римма Азати
Отец Кольки с войны вернулся генералом. Кольке тогда было десять лет. Он очень гордился своим отцом: “Не просто офицер, а генерал”, - думал он, - а ведь папка был недавно майором. Вот это  - герой, что и говорить”, - рассуждал про себя Колька, идя в тот день со школы, когда ему исполнилось двенадцать лет. Шел домой в ожидании нового подарка.
На этот раз Коле подарили настоящие часы.
- Чтобы не опаздывал в школу, - сказал ласкаво папа и погладил сына по голове.
А ночью их разбудил стук в дверь. Папа поднялся. За ним следом  поднялась и мама.
Колька проснулся от сильного шума. Очень перепугался. “Неужели – война?!” – промелькнуло в голове парнишки.Он полежал несколько минут с открытыми глазами, после снова заснул глубоким сном, так присущим детям и здоровым людям.
На утро мама подняла его чуть свет. Колька удивился царящему в доме беспорядку. Все вокруг было разбросано, книги из библиотеки валялись на полу, что особенно удивило Колю, который знал, как мама и папа берегли свою библиотеку, которую начали собирать еще до войны. Он оделся, позавтракал и все ждал, почему папа не выходит проводить его в школу.
Но папа все не выходил. Колька повертелся, повертелся в прихожей. Мама бледная молчаливо смотрела в его сторону.
- А папа? – тихо спросил он маму.
- Пусть еще поспит, он устал, - как бы извиняясь, надломленным голосом ответила Мать.
- Ну ладно, я пошел.
- Иди, сынок, - мать поцеловала сына в лоб, ласкаво, мягким жестом подтолкнула его к
двери. Закрыла за ним дверь. Глубоко и тревожно вздохнула: “Хорошо хоть, что в детскую согласились не входить” – подумала она, - могли и Кольку напугать. После все объясню ему… Да что объяснять, господи!”…
В этот день Колька был невнимательным на уроках и горел от нетерпения вернуться домой. Что-то его мучало весь день. Странной ему показалась и учительница.
- Кто к вам приходил ночью? – спросил на перемене его сосед и дружок Васька.
- Сам не знаю, - ответил Коля.
- Ты что, спал?
- Спал.
- А я не спал. Было так шумно. А где твой папка? – вдруг спросил Васька.
- На работе, наверно. Я ушел, он еще спал.
- Странно.
- Что странно?
- Да мы в окошко смотрели. Он вышел вместе с какими-то людьми из подъезда.
- Да нет же. Мама сказала утром, что он еще спит.
- Ну, не знаю.
Прозвенел звонок. Колька и Васька вернулись в класс. После школы Колька помчался домой. Когда мама открыла дверь, он заметил, что в доме уже прежний порядок, все книги на месте. Мама выглядит спокойной. На сердце у паренька немного полегчало и все же с долей сомнения он спросил мать:
- Где папа?
- Папа уехал, - спокойно ответила мама.
- Куда уехал?
- В командировку…Не знаю – куда.
Колька згрустил.
- Ну что опустил нос? Не впервые наш папа так внезапно уезжает.
Объяснение мамы немного успокоило Колю. Они пообедали, после он занялся уроками.
В школе произошли странные перемены. Некоторые дети откровенно сторонились Кольки. Мама почему-то поменяла работу. Ушла из редакции, устроилась работать продавщицей, сказала, что так ближе к его школе. А через несколько дней сказала, что они переезжают жить в другую часть города в однокомнатную квартиру, что мол неудобно вдвоем трехкомнатную занимать, тем более, что неизвестно, когда вернется их папа.
Объяснение это не убедило Колю, тем более, что их соседка Наташка жила со своей бабушкой в такой же довоенной трехкомнатной квартире. Родители ее на войне погибли.
Через несколько дней пришел грузовик, погрузили часть их вещей, а часть почему-то продали. Продали и библиотеку со всеми книгами. Уехали они на новую квартиру…
Кольке стало грустно. Но постепенно он привык к новой квартире, к новым соседским ребятам. О папе почти не вспоминали.
Однажды в школе один мальчишка стал приставать к Коле с вопросами, где его отец. Сначала Коля отмалчивался, а после резко сказал:
- Да генерал мой отец и сейчас он в командировке, отстань от меня.
- Вот врун, - схватился за живот мальчишка, - слышите, что говорит, - ехидно смеясь,
кричал он, - слышите, ребята? Да его отец – шпион.
- Ты что, рехнулся?! – остановил его высокий блондин.
- Совсем не рехнулся, - мой отец сказал, а ты не вмешивайся, - и пригрозил блондину
кулаком.
Коля весь сжался в комок и со всей силой ударил мальчишку-обидчика по лицу.
- Не тронь моего отца, мой отец – герой, генерал.
- Я те дам, еще дерется, - лез мальчишка на Колю, утирая кровь из носа рукавом белой
рубашки.
- Что здесь происходит? – вбежала в класс завуч. Дети в один голос крикнули:
- Федька с Колькой подрались.
- Что такое? Как вам не стыдно? – возмутилась завуч. -  Объясните мне толком, что
 произошло и не галдите все сразу.
Дети, перебивая друг друга рассказали о стычке.
- Все  по местам и тихо. Урок уже начался. А вот и Анна Петровна. А вы пойдете со
мной, - обратилась она к Коле и Феде.
Коля вышел первым, за ним следом поплелся Федька. Сначала завуч ввела в кабинет Федьку. Через пять-шесть минут он вышел из кабинета и с опущенной головой пошел к классу. После в двери показалась завуч. Ввела Колю к себе. И Коля рассказал ей все о себе, о папе, о маме. Эта пожилая учительница внушала  Коле уважение и доверие к ней. Он, проникшись доверием, рассказал ей обо всем, не думая о последствиях. 
В школе никто больше не вспоминал о случившемся. Но теперь дни казались Коле длинными. Он с нетерпением дожидался минуты, когда мог пойти домой к маме. Матери он ничего не рассказал о происшедшей драке.
После окончания семилетки он поступил в техникум, закончил с отличием. Хотел изучать физику. Не приняли в институт, не приняли и в универсистет. И вот однажды один сосед по новой квартире – лет двадцати, догнав его на улице, разговорился с ним, рассказал о себе и посоветовал не терять зря времени, а поступить в полиграфический институт.
       - Туда принимают и евреев и таких как ты. Я же еврей, - грустно добавил он. – Но ты не падай духом. Все прояснится и ты вернешься к своей физике.
Прошло несколько лет. Колиного отца реабилитировали. Вернулся он из Сибири постаревшим, больным. Им снова дали трехкомнатную квартиру в самом центре города. Но отец долго не протянул, не выдержал подорванный непосильной работой организм, через год ушел из жизни. Еще через год скончалась и мать Коли.
Коля совсем осиротел. Трудно перенес потерю своих молодых еще родителей. Но годы мучений и обид закалили его… Начал он новую жизнь. Снова поступил учиться…
Сейчас работает в институте атомной физики.
09.09.1987 г.