Глава 10. Ноосфера высшего уровня

Светлова Рина
Каузальный уровень творения



Формирование нового мышления, как уже сказано выше, возможно только на основе нового мировоззрения. Предлагаемая концепция наряду с описываемыми закономерностями формирования систем устанавливает также и основные цели человеческого развития. Попробуем показать, насколько важны знания подобного рода, т.е. насколько они сущностны для всего человечества. Более того, чем раньше человечество поймет смысл происходящих общечеловеческих процессов, тем легче будет выбираться из очередного кризиса. Сейчас в описании картины мира мы подошли вплотную к тем моментам, которые определяют основные идеалы человечества. Старшее поколение на себе испытало, насколько трудно менять их в зрелом возрасте. Формирование устойчивых идеалов в раннем возрасте создадут в новой личности целеустремленность, ответственность за свои поступки, умение правильно делать выбор. Основное требование, которое предъявляется к любой системе построения идеалов, заключается в том, что вся система должна быть критически осмыслена. Нельзя порождать иждивенчество в таком процессе как создание собственной системы ценностей, которая формируется под влиянием принятых идеалов. В данном случае иждивенчество начинается со слов «поверьте» или «истинно говорю вам». Знания и вера – две несовместимые категории. Вера начинается тогда, когда существует лень ума, когда нет желания осмыслить предлагаемые утверждения, когда просто верить легче, чем думать и размышлять. Насколько это опасно  покажем в дальнейших рассуждениях.
Критичность, осмысленность, логичность, последовательность – вот основные критерии, выдвигаемые на любом этапе формирования системы идеалов и основывающейся на ней системы моральных ценностей. Именно поэтому в этой работе пришлось так много уделять времени процессам эволюции материи, чтобы показать, единство всех явлений, независимо от того, к какой сфере эти явления относятся, будь то атомы или  биосистемы, социум или уникальная человеческая личность.
Мы подошли к изучению очередного этапа в развитии планетных оболочек, который обладает новым смыслом, т.к. теперь мы будем говорить о будущем человечества. До сих пор речь шла о процессах, которые уже реализованы в интегральной реальности, т.е. планетарная эволюция успешно прошла эти стадии. Существование еще трех функциональных свойств, с которыми должна проинтегрировать объективная реальность свидетельствует о том, что эволюция не закончена, она продолжается и находится на самом пике своего развития.  Итогом этого развития  будут еще три оболочки, которые должны быть сформированы у планеты.  На предыдущем уровне развития интеграция определялась третьим признаком, который был назван S-признак, и который, как было показано, отвечает за возникновение сознания на планете в различных формах. Мы проследили эволюцию сознания для биологических систем и для человека. Основной отличительной чертой между развитием сознания в биосфере и ноосфере явилось различие в локализации этого S-признака. Если для животного и растительного мира этот признак локализуется только на волновом уровне материи (видовое сознание), то для человека он уже присущ и его корпускулярной структуре (индивидуальное сознание). И если ранее мы говорили о различиях в признаках по частотному составу, то сейчас можно сказать, что человек научился «улавливать» именно этот частотный состав субъективной реальности и не только «улавливать», но и потреблять, и преобразовывать ее в более низкоэнтропийное состояние.
Итак, четыре этапа эволюции из семи уже пройдены. Еще раз повторим, что было реализовано на этих этапах. Во-первых, осуществлена интеграция по D-признаку с созданием материального тела планеты, во-вторых, пройдена интеграция по U-признаку, в результате которой на базе корпускулярных систем появился новый тип систем, называемых психикой с соответствующими эмоциональными состояниями. В-третьих, началась осуществляться интеграция по S-признаку, в результате чего также на основе корпускулярной материи появился новый тип систем, который назван сознанием. Но как было показано, на предыдущем плане интеграция по S-признаку происходила на уровне только третьих производных. Основные свойства этого признака будут реализованы только после интеграции на уровне вторых производных, которые определяют в системах высшие управляющие функции F1, F2, F3.
Теперь нам предстоит пройти еще три эволюционных этапа, при которых будут образованы три планетных уровня: каузальный, контрольный и холономный. Я говорю «нам предстоит», потому что именно на человека возложена эта миссия по преобразованию планеты. И от того, насколько хорошо мы сможем справиться с этой задачей, зависит наше будущее.
Хочу лишний раз остановиться на этом моменте, потому что, предлагаемая концепция представляет собой всего лишь модель мироздания, и как в любой модели в ней возможны погрешности и неточности. Можно соглашаться и не соглашаться с отдельными высказываниями, изложенными здесь, поскольку многие из них являются спорными, идущими в разрез с современным научным мировоззрением, но эта модель единственная, которая способна определить априорные цели развития человеческой цивилизации.
Очень хочется, чтобы основная идея, которая красной нитью прослеживается на протяжении всей работы, была бы услышана большинством людей Земли. Ближайшее будущее человечества связано с освоением каузального уровня (поля, оболочки) планеты. Такое освоение реализуется только в том случае, если информационная модель мира, которой пользуется человечество, будет отражать все причинно-следственные связи, существующие в мире. Развитие человека будет зависеть от того, насколько правильно такая модель дает осознание в движущих силах эволюции, насколько истинны предлагаемые ею априорные цели, являющиеся побудительными причинами развития. На сегодняшний день такой модели нет, она пока не создана. Поэтому предлагаемая работа является первой попыткой на пути к созданию концепции подобного рода.

10.1 Пятая планетная оболочка


Не нужно считать, что человек является венцом всего творения. Нам еще только предстоит им стать, конечно, если мы сможем это сделать, а для этого надо знать, каким путем идти, как развиваться. Поэтому рассмотрим подробно, в чем смысл дальнейшей эволюции человека.
Первоочередной этап в дальнейшем развитии – это каузальный уровень. Этот уровень, создающий новую планетную оболочку, существенно отличается от тех, что уже были созданы. В первую очередь надо отметить, что, начиная с этого уровня, субъективная реальность начинает доминировать, т.е. играть более значимую роль, нежели объективная. Поэтому на каузальном уровне творения рассматриваются действия не объектов, а целенаправленных субъектов, т.е. таких, которые способны самостоятельно производить манипулирование другими объектами в окружающей среде. Теперь подлинного объекта эволюции можно именовать либо целенаправленным субъектом, либо объективным субъектом, но никак не «объект».
С этого уровня поступательное движение эволюции определяется возрастанием негэнтропии (негэнтропия – это отрицательная энтропия, т.е. энтропия с обратным знаком) не во внутренней среде  самоорганизующихся систем, а во внешней среде. Поэтому освоение каузального плана целенаправленными субъектами строится на овладении функции управления процессами в окружающем мире. Поскольку теперь основной задачей становится целенаправленное понижение энтропии во внешнем мире, то в системах, которые освоили способы повышения негэнтропии в собственной структуре, в сознании как бы происходит переключение интересов с собственных потребностей на потребности надсистемы. При этом, используя собственную информационную модель, такие системы должны конструктивно организовывать разнообразные хаотические силы окружающего мира. Внешняя ситуация должна быть умственно переструктурирована таким образом, чтобы достигался полезный эффект, который во много раз превышает в энергетическом отношении приложенные усилия. Освоение каузального уровня, или другими словами, выход на уровень надсистемы, в свою очередь обусловливает возможность управления теми переменными, которые раньше выступали в качестве неуправляемых констант. Это дает возможность управлять не только следствиями, но и причинами, их вызывающими, а в дальнейшем эта способность перерастает в способность изменять и любые нежелательные ситуации в любой момент времени.
Современное естествознание, занимаясь последовательным изучением законов объективного мира, игнорирует исследования, проводимые в области изучения законов субъективного реальности. Хотя, как уже было показано, на законах субъективной реальности изначально строятся все физические законы объективного мира. И пока делаются только первые попытки изучения субъективной реальности, но уже они показывают насколько функционально значимы для людей эти знания. Освоение человеком индивидуальной формы сознания привело к тому, что у нас уже имеется возможность непосредственно изучать природу субъективной реальности.