08 Елена Аароновна Гениатулина

Артём Киракосов
http://www.damian.ru/Zavadskaia1/zavadskaia.html

Памяти Евгении Владимировны Завадской



Елена Аароновна Гениатулина

ДРУЖБА НАША ДЛИЛАСЬ СОРОК ЛЕТ
   
Моя дружба с Женей Завадской длилась почти сорок лет. Без преувеличения могу сказать, что все эти годы Она оказывала глубокое влияние на моё миропонимание, художественный вкус и культурный кругозор. Ей я обязана приобщением к миру искусства, а главное – пониманием своего гражданского долга. И это не просто слова. Сейчас почти невозможно представить, что значило в 60-е – 80-е годы подписать письмо в защиту Сахарова или Солженицына, держать в доме крамольный «КОНТИНЕНТ», стихи Бродского или даже Наума Коржавина, не говоря уж о произведениях Синявского, Даниэля или Зиновьева. А Женя как-то очень легко и даже с вызовом могла устно или в своих работах процитировать этих авторов. Хотя только одно упоминание их фамилий грозило остановить выход Её работы в Издательстве восточной литературы, что и случалось. А ведь Женя подписывала все письма в защиту того или иного гонимого, каждый раз подвергая себя опасности быть уволенной из Института с «волчьим билетом». И это при том, что у Неё было двое маленьких детей и очень старая мать.
Тяжёлая болезнь оборвала нашу долгую дружбу. Но все эти годы я продолжала ждать, что раздастся телефонный звонок, и я опять услышу, как Она скажет, что придумала удачный заголовок статьи или, как Она любила говорить, Её озарила гениальная мысль и Она нашла такой необычный поворот в сопоставлении фактов, который по-новому освещает давно известное.
Женя была светлым, но и трагическим по своему мироощущению человеком. К друзьям Она всегда была обращена добрым началом своей души, а боль и трагизм делила с немногими.
Я всегда буду благодарна судьбе за то, что все эти долгие десятилетия Женя была рядом со мной. Спасибо Тебе за то, что Ты была в моей жизни, и светлая Тебе память, моя незабвенная подруга, я сохраню её в своём сердце.*               





* Печатается по автографу