Ваня

Валентин Дерябин
Ваня.

Маленьким Ваня был  очень симпатичен, хотя и сейчас он вполне. Если он начинал улыбаться, все вокруг тоже улыбались. Он был похож на девочку. Когда он научился говорить, он стал объяснять, что он не Аня, что он Ваня, Ванечка - хоросый мальсик. Но потом это прошло. Ваня был упертым и очень не любил, чтобы им командовали его друзья. Но и это было потом, когда он подрос.

Первое связанное предложение,  которое Ваня сказал, состояло из трех слов. Он сказал  их, стоя на подоконнике и глядя в окно во двор, через который проходил  мужчина.
- Дидяк идеть…. одинь.

Ему было около трех. Игрушек в магазине почти не было, но он отыскал на нижней полке большой железный танк.  Игрушка была сработана  грубо, с заусенцами и никак уж для детей не предназначена. Ваня клянчил танк, мама не  соглашалась. Ванечка пошел на крайнюю меру и пообещал маме затоптать свою рубашку. 

Как-то мы гуляли с ним около дома.  Походя, я пнул  ногой лежащий на тропинке камень. Ване это понравилось, и он подбежал и пытался толкнуть его ногой. Камень не шевелился. Тогда он подошел ко мне, взял за палец, подвел к камню, ухватил мою ногу двумя руками и начал ею двигать тот самый камень.

Как – то Димка -сын моего приятеля, во время обеда в детском саду бросил помидорину в воспитательницу. Чем там все закончилось, я не помню, но на Ванечку это произвело неизгладимое впечатление.  В течении нескольких дней по несколько раз на дню он требовал: « А ну- ка расскажи, расскажи, как мальчик помидором бросил."  И я каждый раз с  новыми несуществующими подробностями рассказывал, как мальчик Дима бросил помидором в воспитательницу детского сада.

Мы переехали  на улицу Крылова, где я получил первую в своей жизни квартиру, однокомнатную и маленькую. Сначала Ваня пошел в детский сад в центре, но ему там не нравилось, потом перевели его в сад в Камышевую бухту, туда он ходил  с большой охотой.
Был август, было жарко. Утром собираем сына в детский сад, он туфли одевать не хочет, одевает сапоги. Боевые действия успеха не имели,  и он ушел в сапогах. Вечером веду его домой, говорю, – «Видишь, как тепло и сухо, зачем сапоги одел». Посопев, Ваня отвечает,- «А девочка, которая мне шнурки завязывает, заболела.»
 
Ване было лет 5, когда я вернувшись из морей, остался с ним на неделю один.
На следующий поле отъезда Ирины день, мы пошли с ним  в Камышевую бухту в яхт – клуб. Мы сидели на яхте у Гены, а тот самый Димка рассказывал мне, какой он стал большой и у него ручки большие и ножки тоже большие. Яхт – клуб тогда был в порту и мое судно «Ихтиандр» стояло в отстое после  рейса. На судне была только вахта, но обед  для них был приготовлен. Кают-компания была закрыта и мы пошли в столовую команды.
Ваня, в которого загнать дома обед было почти подвигом,  с большим аппетитом метнул хилый борщ,  с еще большим съел печенку,  зажаренную до состояния подошвы. Мне было даже несколько неловко,  будто бы дома голодом его морили. С продуктами тогда, да и как всегда, было трудно, и я нашел  судового артельщика и купил  пару кило той печенки, что перележала  замороженной все немыслимые сроки. На следующий день я с большим энтузиазмом приготовил печенку в сметане и собирался наблюдать здоровый аппетит моего сына.   Шиш, Ваня делал нехорошее лицо и есть печенку категорически отказался. Я пришел в бешенство, ведь столько сил потрачено и столько надежд.
Я сказал ему то, что сказал бы любой разгневанный отец:
- Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь-
Я ушел в другую комнату и слушал подозрительную тишину на кухне. Минут через десять оттуда раздался  Ванин детский голос:
- Я все съел –
- Не может быть,- завопил я,- ты все выбросил в окно.-
- Нет, я не выбросил, я все облил вареньем и съел.

  Тоже, где-то около 5 лет. Ваня одолевал меня детсадовскими анекдотами.
Я повез его на пляж на багажнике велосипеда. Катастрофа произошла прямо во дворе: Ванина нога попала в спицы заднего колеса. Скорее в травмапункт, нога выглядела неважно. Быстро в такси и на площадь Восставших. Рентген – слава богу - ничего, только
вывих. Сидим с ним вместе на столе, он обнял меня в страхе, нога в руках врача. Короткий вопль, и Ваня шепчет мне на ухо, - «Пап, хочешь, я тебе анекдот расскажу?».

Тоже лет пять. Мы с Ваней вдвоем и я решил пообедать с ним в ресторане гостиницы  «Украина», что напротив Матросского клуба на площади Ушакова. Попали в ресторан как-то без обычных проблем, а был сентябрь, бархатный  сезон. Сидим за столом, смотрю, а сын мой голову пригнул и удивленно по сторонам озирается:
-Ванечка, - спрашиваю, - что  случилось?
-Папа, а почему  все говорят? У нас в саду, если хоть тихо – тихо слово  за столом скажешь – сразу выводят.

Пришел я очередной раз с морей и привез сыну подарки. В Панаме купил несколько наборов пластмассовых солдатиков и всякой военной техники. Не было у нас тогда таких игрушек. После долгого и унизительного таможенного осмотра, наконец, добрался до дома. Стали разбирать пакеты с подарками.
-Вот, говорю Ване.- это пакет с солдатиками для тебя, а это такой же для друга Леши –
Ване это не понравилось,  он засопел, надулся и пошел к себе в комнату.  Когда я зашел к нему, Ваня сидел на полу, пакеты все открыты, а солдатики и прочая техника свалены в  одну кучу и перемешаны. Так он распорядился с Лешиной долей.
 
Дома. Ване года четыре. Ваня пошел в туалет, когда я сказал ему что-то неприятное и он, видимо, решил сказать мне  что-то назло
« Не буду писать» - заявил громко он и пошел прочь от туалета.

У  Вани был шестилетний  юбилей. В таком возрасте качество такого праздника детьми оценивается  не шириной застолья, а тем,  как было весело и как всем удалось наиграться и набегаться. По детским меркам праздник удался, дети расходились подуставшие. Олечка, что жила на втором этаже, с нашего четвертого  этажа на свой второй поехала на лифте. Лифт застрял, Олечка испугалась, она заплакала, и ей захотелось в туалет. Но потом все  обошлось, и Олечку из лифта достали.
-Ну как,- спросил я Ванечку,- было весело?
- Сначала было весело, но потом, когда Оля застряла в лифте, и ей захотелось какать, мне стало грустно.
               




  А сейчас немного дальше, уже второй класс. Вдруг выясняеться, что он не может ходить по рукоходу, а на физкультуре нужно. Пошли к большому рукоходу, что рядом с домом. Ваня повис на первой перекладине соплей, но у него ничего не получалось. "Так, -сказал я, сам не очень веря в успех,-пройдешь по рукоходу туда и обратно, получишь набор индейцев". Набор пластмассовых фигурок стоил тогда три рубля. Стали ходить на рукоход каждый день.Если в первый день он прошел одну ступеньку, то через неделю он добрался до самого верха, но спуск не осилил и мне пришлось его ловить Ровно через две недели занятий он уверенно пробежал туда и обратно по этому недетскому рукоходу, получил своих индейцев и больше к тому спортивному снаряду не подходил.Тогда я понял, что гланое - стимул и участие родителей в процессе.