Рассказ незнакомца

Юрий Солей
Рассказ незнакомца.

     Как-то я задержался на работе допоздна и на половине пути до дому решил зайти в небольшое кафе, выпить чашечку кофе. Несмотря на довольно поздний час,в кафе все столики были заняты, и я направился к ближайшему столу, за которым сидел пожилой седовласый мужчина.
     Я спросил разрешения присесть за его столик и он доброжелательно ответил:
    - Пожалуйста! Буду даже рад.
     Я улыбнулся в ответ на его фразу и сморозил что-то, типа "как Вам здешний кофе?", так как заметил, что перед незнакомцем также стоит чашка с кофе. Мы разговорились и через время он задал мне неожиданный вопрос:

    - Молодой человек, Вы верите, что сны, которые нам снятся, что-то означают?
     Я отшутился:
    - Не знаю. Мне обычно в снах такую ерунду показывают.

     Незнакомец  засмеялся и, посерьёзнев, сказал:
    - Знаете, мне почему-то часто снится один и тот же сон. Яркий, красочный сон. Он до сих пор стоит в моих глазах. Что он означает – я не знаю…. Я сижу на большом, сильном и гордом коне. Конь держит голову прямо, и мы оба смотрим на заходящее солнце, на высокий ковыль в степи, на облака с багряным отливом. В лучах заходящего солнца ковыль кажется светящимися нежными струями света. Они лениво колышутся на ветру. Ветер слегка треплет черную, как смоль, гриву коня, и она отливает красным в лучах заката.  А потом мы пошли вслед за солнцем. Всё быстрей. И быстрей…. Вот уже перестаешь понимать, скачем мы или летим. Вот уже я сливаюсь с конем и скачу сам…. В полном упоении…. Лишь иногда сильно отталкиваюсь ногами от земли и лечу. Лечу! Тело полностью послушно разуму! Подо мной темная степь, впереди багряное солнце. Толчок! И я снова лечу! Вот подо мной горы, освещенные вечерним солнцем. Я ловко отталкиваюсь от скал и лечу над чернеющей пропастью дальше и дальше, от скалы до скалы… за солнцем….

     А в жизни…. А в жизни я не конь, а скорее старая больная хромая кляча…. Одинокий, никому не нужный старик. Впрочем, стариком я себя не ощущаю. Несмотря на свой вид и пульсирующую боль в боку. Наверное, печень. Да бог с ней, с печенью. И то, что я одинокий, меня уже давно не тяготит. Наелся я уже такого общения. Лишь бы меня не трогали.

     Мой отец - потомок ссыльных немцев. Их когда-то отправили в Караганду на поселение. Ни за что. Просто чтобы в тяжелые времена избавиться от возникновения пятой колонны. Я никого не осуждаю и принимаю всё, как есть. Так было - так надо.

     Моя мать – то ли русская, то ли украинка. Она и сама толком не знала. Говорила, что русская. А оказалось, что её отец – хохол…. Да, какая разница? Мне, лично, никакой разницы. Разговоры о национальности – последнее дело, для нормальных людей. Так я думал раньше. Я сильно ошибался, так как слишком многие так не думают. Приходится и мне брать это в расчет.

     Я учился лучше всех в классе. Я был молодым, сильным и красивым. Мне всё давалось легко. Самая лучшая девушка в классе после окончания школы вышла за меня замуж. Окончил институт. Потом жил и работал, как все люди. Всё начиналось так хорошо. Мне везло во всех делах. И люди вокруг были хорошие.

     В общем, как говорится, в прошлом у меня было прекрасное будущее…. А потом что-то случилось в моей судьбе. Мне перестало везти. Перестало везти в работе. Перестало везти на хороших людей…. А может, это я изменился. И стал лучше понимать людей. А мудрости и терпимости еще не успел набраться. Начались конфликты, несчастья.

     Кончилось тем, что меня обвинили в краже, которую я не совершал, и посадили за решетку…. Жена меня сразу бросила. Ни одного свидания, ни одного письма. Видно, я слишком не оправдал её надежд.

     Отбывал в Сибири, на лесоповале. Валили лес и тащили его к реке, на сплав. И зимой, и летом. Там мне добавили срок. Приходилось, знаете, отстаивать свое право называться человеком. Три ножевых ранения и одно пулевое. Как на войне побывал – еле выжил. Бревном придавило ногу. Вот шкандыбаю теперь. Это ничего. Зубов там лишился – вот это просто беда.

     С тех пор физическую работу выполнять не могу. Пенсии по инвалидности едва хватает на оплату моей каморки. Пробовал писать и прозу, и стихи. Даже три романа написал. Только никому они не нужны. Не берут их в печать. Рецензент видно даже и читать не стал. Но ничего – живу. Хехе. С котом Барсиком. Прибился сам ко мне. Залез в форточку, да так и остался. Кормить его нечем. Даже мышей в доме нет. А с чего бы им у меня быть? Но, живет со мной и не уходит почему-то. Хехе. Однажды три крысы мне под дверь притащил откуда-то и положил аккуратненько в рядок. Наверное, решил меня подкормить. Может, жалеет, а может, видит во мне товарища. Вдвоем всё равно теплее как-то. Когда холодрыга, заберётся ночью ко мне под одеяло, ляжет на моё больное место и спит-мурлычет, острыми коготками так нежно массирует.

     Но теперь всё изменится! Вот несу ему кусок курицы из ресторана. Хе-хе. Я в ресторане был! Первый раз в жизни! Встреча у меня с одноклассниками сегодня была. Вот иду домой, и решил в этот кабачок зайти, чашку кофе выпить. С детства люблю хороший кофе! Аванс мне дали, на работу вроде приняли. Аж не  верится!

     Что-то разоткровенничался я с Вами, мил человек. Видно, хороший Вы человек! Да и не встретимся мы больше, наверняка…. Сколько Вам лет? Я так и думал….

     Радости мне эта встреча с одноклассниками не добавила. Может, и не стоило идти. Но, как-то надеялся. А чего вдруг надеялся? Сам не знаю. Все изменились, конечно, сильно. Столько лет прошло! Столько всего случилось! Вся жизнь! Половину класса смогли собрать. Многих уже нет давно….  Меня никто не признавал вначале. Наверно, печать на мне арестантская. Сторонятся люди. Боялся всегда на бомжа стать похожим от такой жизни. Старался одежду в чистоте держать и себя поддерживать, как можно.

     Вы, мил человек, мне посторонний. Скажите, как на духу, есть на мне печать арестанта или бомжа? Нет? Честно? Старый интеллигент? Ну, спасибо, успокоили. А хотя, чего там. Я и сам понимаю, что со стороны всё видно. Не зря же взгляды косые и полупрезрительные я на встрече получал. 

     Бывшая жена тоже там была. Так вначале отвернулась даже. Лишь потом слегка кивнула, вроде, «здрасьте»…. Пару человек только, из простых которые, подошли ко мне, с минутку поговорили. Потом, когда все изрядно захмелели, начали попроще себя вести. А  поначалу такие важные ходили друг перед другом. Ярмарка тщеславия!  Многие и впрямь из богатых будут. Есть даже пара миллионеров.  Кто-то из них и спонсировал эту встречу. Один даже лотерею организовал – пол миллиона долларов разыграли. Сами эти миллионеры, правда, на встречу не явились. Девочки-официантки раздали всем по билетику с цифрами, а в конце розыгрыш был.

     Каждый вставал, речь держал, своими успехами хвалился. Кто-то начальником стал, кто-то ученым большим. Но в основном бизнесмены разных рангов. Я, конечно, не вставал, меня тихонько обошли.

     Потом, как обычно бывает, перепились. Каждый говорит, никто никого не слушает. Я тихонько сидел и смотрел – не пью я давно уж совсем ничего, что крепче кофе.

     Некоторые даже ссориться начали на политической почве. Феня, так тот даже ко мне прицепился. Скомкал какую-то бумажку и щелчком в меня выстрелил, вроде в шутку. Комок бумажки от меня отскочил и чуть мне в чашку кофе не угодил. Хотел и я, как бывало, в него стрельнуть этим комком, тоже в шутку. Начал даже искать его среди тарелок, но Феня спьяну начал язвительно так говорить:
  - А ты что молчишь? Кто ты теперь? Чем занимаешься? Расскажи нам – мы послушаем…. Не хочешь? Да мы и так про тебя всё знаем. Никчёмный ты человек!

     На него зашикали, конечно. Но он не сразу угомонился. Придвинул ко мне через стол свою толстую харю и говорит:
  - Все знают, за што тебя посадили…. Не думай. Ты один из нас изгой! Ты думал, что ты из нас самый лучший? Вот теперь и подумай, кто ты есть. Ты вообще, зачем сюда пришел?

     Я ничего не сказал, как сидел, так и сижу. Раньше в морду бы дал. Горячий был. Теперь поостыл. Дураки, они всегда были и всегда будут. Что на них обижаться? Феня ведь в школе плохим учеником был. Тихим, но плохим. Я знал, что он мне завидовал. Знал, что ему Ксеня нравится, которая потом моей женой стала. Хотел я после этих слов встать и уйти, но в итоге решил, что это нехорошо будет. Я ни в чем не виноват, поэтому так себя и вести должен.

     Но когда Феня эти слова произнёс, я у многих усмешку на лице заметил. Почему это так? Это я у себя спрашиваю…. Наверное, думают, что я действительно виноват был в той краже. Так или иначе, я долго на зоне чалился. Этого со счетов не сбросишь.

     А когда полмиллиона разыграли, попросили проверить, у кого выигрышный номер. Я посмотрел на свой и глазам не верю – совпадает или у меня в глазах мерещится? Точно совпадает! Но всё равно не верится! Деньги-то нам уже показали. Вон они в коробке, красивые, в пачках лежат. Много! Не все, конечно. Маленькая часть только. У всех глаза разгорелись! До этого думали наколка какая! Но всё равно, не верится мне, что у меня может быть столько денег! Неужто мне может так повезти? Сижу, и еще, и еще раз проверяю номер. Всё равно совпадает! А ведущая уже у всех спрашивает, у кого выигрышный номер. Все молчат, естественно, и я в ступоре. Тут соседка заглянула в мой билетик и говорит:
   - Так вот он! У него номер выиграл!

     Все замолчали, вроде не верят. Некоторые подходят, смотрят, проверяют. Точно! Начали поздравлять меня. Тут-то я и обрадовался, как давно уже не радовался в этой жизни. Что нашло на меня? Я вскочил и от радости песню отцовскую запел! Тирольскую! Я ж говорил, что у меня отец немцем был? Так вот он всегда ходил в шляпе тирольской с перышком. И на праздник любил песни петь – йодли. Знаете такие песни? Это особое пение, не простое. Не каждый может это спеть. Горные пастухи их пели когда-то. Вот и я от радости йодлером запел. Да так, что сам себе удивился! Давно не пел, а тут вдруг…. Откуда только голос прорезался! Все застыли на месте! Глаза круглые, переглядываются! Они ведь многие или немецкие корни имеют, или раньше слышали такое. И ценят поэтому, знают. Да еще скрипач из оркестра знающий попался, тут же подскочил, подстроился под меня, хорошо подыграл.

     Спел я эту песню, правда, не до конца, оборвал на середине, чтобы не надоедать тут всем. Все аплодировать начали! Даже официанты и владелец! Он тоже откуда-то появился.
     А когда все смолкли немного, этот Фенечка вдруг громко сказал:
    - Сволочь! Это ведь мой билетик! Я в тебя им кинул, а ты его забрал….

     Все замолчали…. Тишина гробовая…. А меня как кипятком обожгло! А потом мне показалось, что кровь отлила от головы, и я стал тонким и нереально высоким – и стол, и блюда на нем, и люди далеко-далеко внизу…. Меня опять в воровстве обвиняют!

     С трудом пришел в себя…. Все молчат, и я молчу…. Но я то знаю, что это мой билетик! Да он и не скомканный совсем…. А где его билетик, я даже не знаю. Посмотрел на стол, поднял тарелку – лежит его комок бумажки. Говорю:
     - Это твой билетик?
     А Феня как закричит:
     - Ты подменил его! – и ко всем обращается – Да он подменил его!

     И понял тут я, что клеймо преступника меня никогда не отпустит. Даже, если я докажу всем, что я не виноват. Люди хотят видеть перед собой жертву, человека, который чем-то хуже их. А особенно, если этот человек был раньше лучше их, если ему завидовали. Хотят оправдать свою серость хоть таким образом.

     Я показал всем свой билетик и сказал:
     - Смотрите все! Мой билет не смятый, на нём нет ни единой складки. А его – как лежал здесь комком, так и лежит. Я даже не знал, что это билет. Я не вор и никогда им не был…. И еще…. Я догадываюсь, кто меня тогда подставил, кто сломал мою жизнь. Но, не буду говорить его имя - Бог ему судья…. А ты… - я повернулся к Фенечке – так хочешь денег, что желаемое выдаешь за действительное. Раз ты так хочешь денег, я тебе отдаю оба билета. Бери, деньги твои…. Если совесть тебе это позволит….

    Я кинул на стол перед ним свой билет и его комок бумаги и продолжил:
    - Я всю жизнь прожил без них и еще проживу, сколько Бог даст.

     Феня снова вскочил на ноги:
    - Не фиглярствуй! Ты подменил билет, и теперь красивые жесты делаешь! Деньги действительно мои!

     За столом полная тишина…. Некрасивая, подлая сцена придушила у всех хорошее настроение и все впечатление от встречи. Но даже тут я видел на многих лицах презрительную усмешку - вроде за дурака меня посчитали, что деньги отдал. Я сел на свое место и сидел безучастный. Как после такого можно верить, что у Человечества есть будущее?

     Постепенно все стали расходиться. Я почему-то сидел без сил и не мог двинуть ни рукой, ни ногой.

     Наконец, за столом практически никого не осталось. Официанты начали убирать со стола. Я заметил, что хозяин ресторана всё еще сидит у стены в глубине зала и, мне показалось, смотрит на меня. «Наверное, надо уходить» - вяло подумал я и тяжело поднялся. Пока я выбирался из-за стола, хозяин уже подошел к выходу и ждал меня. Когда я подошел к выходу, он остановил меня вопросом:
     - Извините, хочу сказать, что вы сегодня замечательно исполнили немецкую песню. Вы – немец?
     - Наполовину – ответил я, немного опешив.
     - У меня к вам большое предложение. Приходите по вечерам ко мне и исполняйте свои песни. Я буду платить вам по тысяче рублей каждую неделю. Согласны?
     - Неожиданное предложение…. Но… я не певец…. – сказал я. Никогда я себя даже в мыслях певцом не представлял. Хотя любил мурлыкать тихонечко под нос. Любил и песню, и поэзию. Но до этого случая вообще никогда на людях не пел. Смогу ли я повторить этот подвиг?

     Хозяин, полный лысоватый мужчина, улыбнулся и сказал:
     - Я знаю. Я уже навел о вас справки. Не волнуйтесь, всё у вас получится. Вы только соглашайтесь. Я сумму потом увеличу. Вот вам аванс – и он вручил мне несколько крупных купюр.
    - Хорошо, спасибо. Я приду…. - я всё еще не мог прийти в себя от этого предложения.
    - Понимаете! После того, как вы так замечательно исполнили эту тирольскую песню, на меня нахлынули разные воспоминания. Всколыхнулось что-то давнее забытое, невозможное. И я подумал вот что….  Тут, в нашем городишке, еще остались немцы…. Я оформлю ресторан под соответствующий стиль, плюс ваши замечательные песни. Мы сможем доставить много радости людям. Приходите завтра на репетицию. Мы всё обговорим. – он пожал мне руку и я вышел.
 
     Вот так! Теперь сижу с вами и сомневаюсь. Какой из меня певец? А с другой стороны, почему бы не попробовать? И перед Барсиком не будет стыдно появляться – он улыбнулся и показал рукой на лежащий на краю стола кусок курицы в промокшей салфетке.

     …Рассказчик немного помолчал, рассеянно глядя в чашку с кофе, потом пригубил маленький глоточек и продолжил:
     - Я вначале-то не знал, чьи те пол-миллиона, обрадовался, даже песню спел…. А когда узнал, сразу всё понял…. Откупить свою душу поганую хочет, вину свою загладить за жизнь мою загубленную. Знал, что я не возьму деньги, так он лотерею устроил. Мол, когда пойму, уж поздно будет. Но мне Фенечка как раз вовремя подвернулся….Как в математике: минус на минус - плюс….

     Рассказчик засмеялся, поднялся, тяжело опираясь о стол, и подал мне руку. Потом улыбнулся и сказал:
     - Спасибо Вам, что выслушали меня. Хоть вижу, что мир не без добрых людей. Вот, выговорился и полегшало немного на душе. Сейчас приду домой, да еще Барсику расскажу. А Вы, мил человек, извините, если что…. И забудьте, что я Вам тут наговорил….

     Я тепло попрощался с рассказчиком, и он пошел, прихрамывая негнущейся ногой. Совершенно седой старик. Симпатичный и вполне интеллигентный. А я даже имени его не спросил….

2009.07.08
Юрий Солей