4. Дом на окраине

Светлана Нилова
Дом на окраине.
На следующий день канонада стала звучать совсем близко. Фенечка собрала чемодан и решила перебраться в деревню, где жила её свекровь. «Всё-таки родные люди, всё не так страшно будет» - думала она. Они пошли с Верой по дороге, встретили других беженцев: женщин и детей, но до деревни не дошли: полетели самолеты, стали падать бомбы. Взрывы были не близко, но люди попрятались в лесу. Когда самолеты улетели, начался артобстрел и беженцы ушли еще глубже в лес. Фенечка рассказывала, что была осень, шел дождь. Вера была в валеночках и тихо плакала, потому что промочила ножки. Наконец к вечеру беженцы выбрались из леса, и подошли к сожженной деревне. На окраине в низине стоял один-единственный уцелевший дом. Они подошли туда и постучали. Дверь открыл седой старик с бородой. «Чего пришли?» - спросил он. Люди упрашивали его пустить их в дом, переночевать. «Дуры вы, бабы» - сказал дед. – «Здесь завтра утром будет бой. Ничего живого не останется. В лес бегите, прячьтесь.»  Но измученным людям было уже всё равно. Дед пустил их в дом, напоил горячим отваром трав и сказал: «Ложитесь все на пол. Так вас хоть пули не тронут. Я еще в гражданскую воевал, знаю.» Фенечка с Верой легли прямо на пол, обнялись и сразу уснули. Рано утром действительно началось наступление. Прогремели первые взрывы. Женщины и дети заревели от страха. Дед сказал: «Что воете? Тихо сидите, а то в поле выгоню. Подпола у меня нет. Ложитесь вдоль стен, под окна. Если прямого попадания не будет, может спасемся.» Дед казался грозным, но все говорил и делал правильно.
Взрывы были совсем рядом. Осколки и пули летели в окна градом. Стены и пол в доме были все в осколках.  Одним из взрывов сорвало половину крыши, но дом держался. Другим снарядом снесло крыльцо. Вера от страха уже не могла плакать, она уткнулась в Фенечку и просто тряслась. Бой продолжался сутки. К следующему утру пошли танки и бой затих. Немцы отступили.
                Между двух огней.
После этого страшного боя Фенечка хотела вернуться в свое село, но по дороге встретили людей, которые шли им на встречу. Они сказали, что там окопались немцы. Тогда люди решили через поле пробираться в другую деревню. Они шли с детьми, узлами, чемоданами по мокрому снегу, а когда дошли до края, оказалось там вырыты окопы и наши солдаты стали прогонять их: «Куда пришли? Сейчас бой будет.» Люди побежали на другой край поля, к лесу. Но и там были окопы, и солдаты говорили: «Уходите! Здесь бойня будет! Идите откуда пришли.»  Беженцы метались по полю и только чудом их не обстреляли ни с той, ни с другой стороны. Один из командиров приказал затащить беженцев в ближайший окоп. «Тихо сидите!» - приказал он. Раздались первые взрывы. Фенечка перекрестилась. «Ты верующая?» - спросил командир. «Верующая» - ответила Фенечка. «Тогда молись за всех нас» - сказал командир. В окопе было мокро и грязно, но не так страшно, как в том доме. Немцы атаковали. Наши солдаты отстреливались. Потом сами пошли в атаку.. Всё это время Фенечка с Верой сидели в окопе, потом потихоньку стали двигаться по окопу к лесу. По пути им попался раненый солдат, он налаживал связь. Он сказал: «Куда вы бежите? Сидите уж здесь. В лесу вас точно пристрелят: не чужие так свои.»  Они остались. К вечеру бой закончился. Солдаты накормили их тушенкой и хлебом и сказали, что Смоленск уже освобожден.