Психология творчества

Александр Серенко
                Бог создал людей похожими друг на друга, но вместе с тем, абсолютно разными. И это касается не только внешности, но и черт характера, в достаточно большом диапазоне! Кто ты человек? Джек – Потрошитель или великий Гуманист, разрушитель или созидатель? Кто управляет твоим поведением? Бог, звезды, карма, обстоятельства или ты сам? Что бы объяснить это ты выдумал: религии, астрологию, хиромантию и многое другое. В погоне за истиной, ты отметал лжеучения и взамен создавал новые. Ты преуспел в науках, но не настолько, что б объяснить всё! Гипотезы, догадки, предположения извечные спутники стройных теорем и точных измерений. Когда, будет завершен процесс познания и самопознания? Или он не имеет предела, как Вселенная!? Вечная Terra incognita, в рамках жизни целого человечества!
Но, давайте отвлечемся, от того, что делает человек на планете Земля, отставим в сторону хорошее и плохое! Давайте обратимся к тому, как он это делает! Как делает открытия, изобретения, пишет картины, ставит кинофильмы, сочиняет стихи, музыку и пр., то, что мы называем создание нового! Номинальная стоимость картины намного выше самой искусной копии! Имена первооткрывателей вписывают в историю, миллионы туристов посещают Американский континент, но Христофор Колумб, первый европеец вступивший на эту землю (даже если это не совсем так)! Великие композиторы, поэты, изобретатели, путешественники, политики – неотъемлемая часть нашей истории, как революции, смены государственных формаций, войны, катастрофы и все то, что остается в человеческой памяти и передается в следующие поколения, как события неординарные меняющие человеческое представление, становящиеся частью человеческого опыта!  Мы говорим – закон Ньютона, болезнь Бехтерева, таблица Менделеева, теория Эйнштейна. И имеем ввиду законы, теории, таблицы, болезни. Но имена в названиях говорят о том, что однажды, некий человек отказался от общепринятого шаблона и увидел нечто новое, скрытое от остальных людей в изучаемом предмете! И эту неординарность породило Творчество! А может и наоборот, неординарный взгляд есть часть творческого процесса? В любом случае одного без другого не бывает! Но почему один человек видит мраморную глыбу, а другой, зажатую в ней прекрасную женщину и только он знает, как отсечь все лишнее, дабы освободить ее из каменного плена!?
                Мы делим профессии на творческие и не творческие. Как, впрочем, и людей, опуская извечный вопрос – «Почему?».  Почему одни люди становятся актерами, поэтами, композиторами, художниками, а другие работают на конвейерах и следуют общепринятым шаблонам. Почему многие люди ставшие художниками не создают шедевры, а рядовой слесарь модернизирует простой гаечный ключ на уровне изобретения? Сколько инженеров не сделавших ни одного изобретения, но кто не знает инженера по фамилии Рубик создавшего гениальную игрушку! И что же получается? Можно быть человеком творческой профессии и заниматься ремеслом в рамках чужих шаблонов, а можно быть ремесленником – изобретателем, реализующим себя как творческую личность! Существует ли понятие – Стратегия творчества и можно ли обучится творчеству, развить его у себя, у собственных детей?! Наверное, каждому из нас попадались таблички типа «Школа творческого мастерства», но в контексте данной структуры всегда подразумевается, что в данной школе ждут людей, с имеющимся творческим потенциалом, который можно направить в нужное русло, предостеречь от ошибок, углубить и т.д. Но мне, лично, не разу не попадалась объявление – Школа обучения творчеству! Хотя, такая попытка имеет место. В 1998г. вышел в свет трехтомник книги (имеется ввиду, у нас, в России), Роберта Дилтса, под названием, «Стратегии гениев», в котором приведен анализ стратегии творческого мышления и действий: Аристотеля, Шерлоха Холмса (!?)*, У. Диснея, Моцарта, Альберта Эйнштейна и др. Книга, на мой взгляд, весьма занятная, но как учебное пособие по развитию творческих способностей претендовать, скорее всего, не сможет. Можно сколько угодно копировать стратегии великих, но мы бессильны в том, что б копировать эпохи, политический строй и другие условия, которые позволили великим стать великими! Это так же индивидуально, как отпечатки пальцев или шифр кода ДНК живого организма. Хочешь быть гением – будь им, но копировать гения можно, только создавая пародию (увы, даже копии не получиться)! Творчество (здесь, можно читать, как гениальность), это всегда индивидуально, не передается по наследству и не наследуется генетически (кстати, в отличии от ремесла, профессиональные династии, не редкость). Тем не менее, в книге сформулированы и приведены типовые шаблоны успешного поведения – COAR, TOTE, ROLE, SCORE (аббревиатура английская, увы, книга переводная). Я не буду переписывать страницы книги, кому интересно, найдет  и прочитает сам, что называется, из первых уст.
                Чаще всего, основная масса людей ориентирована на то, что б определить в себе некоторые способности и в соответствии с ними строить свою профессиональную, социальную и личную жизнь. Но это совсем не то, кем он хотел бы быть на самом деле! И тут возникает бездонный провал, между «Хочу быть и Смогу быть»! Вступает в действие закон Ограничивающих представлений (о самом себе, разумеется)! Возможно, такой закон отчасти справедлив, для людей с ограниченными физическими возможностями, а если человек молод и физически здоров!? И что мешает человеку в инвалидной коляске писать стихи или сочинять музыку. Разве история не знает глухого гениального композитора. Величайший американский психотерапевт, Милтон Эриксон, был глубоким инвалидом, почти не различал цвета, но это не помешало ему видеть такие тонкие различии в физиологии пациента, которые не посильны здоровяку с орлиным зрением. Именно он, Милтон Эриксон, создал целое направление в психотерапии, которое до сих пор является Now – how!
Но, оставим на время успешных в покое, они уже состоялись, и обратимся к людям приземленным, считающих, что их место у конвейера, но в мечтах видящих себя первооткрывателями, супергероями и.т.д. А, вообще, можно ли любого среднестатистического человека  сделать  композитором, художником, поэтом? Лично я убежден – можно! Но для этого необходим первый шаг! А именно, притвориться, что ты умеешь это делать, то есть то, что на самом деле не умеешь!
 Давайте вспомним фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Герой фильма, юноша, сын умершего мастера по литью колоколов, вызвался отлить большой колокол для храма, якобы, отец секреты мастерства ему передал. И, ведь отлил, через муки, смерть и страдания и получился колокол с чистым малиновым звоном. А в финале фильма, он катался по земле, плакал и причитал: - «Не раскрыл старый секретов мастерства, утаил, умер, а не рассказал!». Или, давайте вспомним знаменитый Лицей, где воспитывались дети дворян. Я далек от мысли, что в его стены попадали дети по талантам и способностям, нет, исключительно по происхождению. Делвиг, Пушкин, Кюхельбекер, это далеко не полный список поэтов вышедших из стен, этого учебно – воспитательного учреждения. Стихосложение, танцы, живопись, фехтование, иностранный язык были обязательными предметами. Писать письма на французском языке было обычным делом, если верить истории. А лицеист не пишущий стихов, этого вообразить было не возможно! Согласитесь, довольно сложно представить себе то, что люди писали эпиграммы, оды, сонеты, только потому, что так было принято в обществе, а не потому, что есть дар поэтический! Но бог с ней с поэзией, может быть она исключение, лучше взять другой пример.
 Небольшая компания молодых людей, вместе коротают вечера, просто, три друга – товарища. Их имена – Василий Шукшин, Владимир Высоцкий, Андрей Тарковский, совершенно разноплановые и исключительно талантливые! Может быть это счастливый случай, свел в одну компанию трех одаренных людей, возможно. Как и возможно то, что каждый из них не стал бы тем, кем он стал, в сознании и памяти миллионов людей, если бы не было этого общения! И это пример того, что творчеству можно обучаться, как физике, химии или математики! Значит стратегия творчества существует! Наверное,  покопавшись в исторических эпохах найти множество убедительных примеров, когда в отдельной социальной группе, на небосклоне общества вспыхивали яркие «звезды». У знаменитого мастера Амати, чьи скрипки стали государственным достоянием, был ученик… Страдивари! Примеров много…
Но, давайте подведем черту. И на основании выше изложенного, я готов сделать несколько утверждений:
1. Творчество не врожденный дар, а приобретенные навыки случайного или целенаправленного воспитания.
2. Творчество можно развивать по средствам изучения опыта других людей и собственных проб и ошибок.
3. Творчеству можно обучаться, как любому другому навыку.
4. Творчество применимо практически в любой сфере  человеческой деятельности.
Но прежде чем оспаривать эти утверждения, я предлагаю проверить их на собственном опыте. А именно освоить творчество, как предмет. Если, конечно, стремление к созиданию и поиску нового, входит в ваши убеждения! И совершенно не важно, что вы умеете или не умеете. Важно, что вы желаете на самом деле!
Трудно отыскать черную кошку в темной комнате и иголку в стоге сена. Да трудно! Но трудность заключается только в способе поиска! Черная кошка и иголка легко отыщутся,  если применить электрический фонарь и мощный магнит! А  по сему, речевая конструкция типа «Я хотел бы заняться …, но», звучит, по крайней мере, не убедительно! Один из законов Мерфи гласит – Любую вещь можно починить, если долго вертеть ее в руках! Поиск решения поставленной задачи более конструктивен, чем поиск отговорок на тему, почему она не решается!

* - Учитывая, что Шорлох Холмс вымышленный персонаж, его гениальная стратегия, скорее всего, принадлежит автору, Артуру Коннон Дойлю