Об Ордене рыцарей Пресвятой Богородицы Монжуа

Вольфганг Акунов
ОБ ОРДЕНЕ РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА.

Моей дочери Маше

Орден Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа ("Гора радости") был основан в Святой Земле выходцем с Иберийского полуострова - испанским графом Родриго, бывшим рыцарем Ордена Святого Иакова и Меча (Сантьяго). В 1176 г. дон Родриго даровал учрежденному им Ордену земельные владения в Кастилии и Арагоне, а король Иерусалимский предоставил "рыцарям Монжуа" в качестве пристанища несколько башен в палестинском городе Аскалоне (Ашкелоне). Этот дар был сопряжен с обязанностью защищать башни от неверных.

Резиденция магистра Ордена рыцарей Девы Марии была расположена в замке Монжуа на одноименной горе близ Иерусалима. Свое название гора получила в дни Первого Крестового похода, когда в 1099 г. подступивших к занятому сарацинским гарнизоном Святому Граду Иерусалиму крестоносцев на этой горе посетило видение Пресвятой Богородицы (Девы Марии), вселившее в них великую радость и веру в победу над неверными.

Орден Пресвятой Богородицы Монжуа, члены которого, подобно рыцарям-тамплиерам (бедным соратникам Христа и Храма Соломонова), следовали уставу монахов-цистерцианцев и носили их белые орденские облачения, был официально признан папой римским в 1180 г. Изначально Орден Монжуа был задуман в качестве международного духовно-рыцарского братства (подобно иоаннитам-госпитальерам, храмовникам-тамплиерам и лазаритам), однако, в силу сложившихся обстоятельств, со временем превратился в Орден преимущественно испанский (подобно тому, как другой учрежденный в Святой земле Орден Пресвятой Девы Марии - Тевтонский - оказался, по сути, немецким).

Тем не менее, в Орден Монжуа, особенно на первых порах, вступало много не испанцев, в первую очередь - французов, что вполне соответствовало удельному весу выходцев из Франции в составе европейских крестоносцев - участников испанской Реконкисты (длившегося долгие столетия отвоевания Пиренейского, или Иберийского, полуострова западными христианами у мавров-мусульман).

Особенно важна была связанная с Реконкистой французская эмиграция на Иберийский полуостров. Ведь отвоевание почти всей Испании у мусульман, осуществлявшееся христианскими королями при помощи наемников и рыцарей (главным образом французских), приходивших к ним на помощь из-за Пиренеев, являлось одним из главных успехов экспансии западного Христианского мира в X-XIV столетиях. Среди тех, кто, по мере сил, способствовал испанской Реконкисте, видную роль играли монахи французского духовного (клерикального) Клюнийского Ордена. Клюнийские монахи также содействовали развитию всеевропейского паломничество в Сантьяго де Компостела, к мощам святого "галисийского апостола" ("Апостол Гальего") Иакова Зеведеева.

Испанская Реконкиста отнюдь не была чередой непрерывных побед христианского воинства. Она знала и тяжелые поражения - например, захват святынь Сантьяго де Компостела знаменитым халифом Аль-Мансуром (вошедшим в героический рыцарский эпос средневековой Европы под именем "Альманзора") и разрушение базилики апостола Иакова победоносными маврами в 997 году, или сокрушительный разгром другим Аль-Мансуром войска короля Кастилии в битве при Аларкосе в 1195 году. Были в истории Реконкисты и недолговременные успехи христиан - например, взятие Валенсии королем доном Фернандо (Фердинандом) I в 1065 году (которое, впрочем, пришлось повторить в 1094 году знаменитому "Сиду Кампеадору" - дону Родриго Диасу де Вивару). Знала история Реконкисты и длительные периоды вынужденного бездействия.

Ее решающий этап начался в 1085 году со взятием королем доном Альфонсо (Альфонсом) VI Кастильским мавританской твердыни Толедо - древней столицы испанского королевства вестготов, удерживаемой мусульманами в течение почти трех столетий. В 1095 году иберийские крестоносцы завоевали всю обширную область между реками Дуэро и Тахо. За этим крупным успехом вскоре последовало взятие христианами Сантарема, Синтры и Лижбоа (Лиссабона), позднее снова утраченных ими и захваченных у мавров повторно только через сто лет, в 1147 году.

Успехи объединительной монархической политики на Пиренейском полуострове были не столь впечатляющими, как, скажем, во Франции, и там, несмотря на временные успехи, королевства на протяжении столетий оставались разобщенными. Но эти королевства - Португалия (с 1140 г.), Наварра, Кастилия ("страна замков", поглотившая после 1240 года королевство Леон, присоединив его львов к башням-замкам на своем гербе) и Арагон (если не принимать в расчет устойчивость арагонско-каталонского дуализма, существовавшего под покровом заключенного в 1137 году военно-политического союза) представляли собой достаточно стабильные политические образования. В своих границах, изменявшихся в зависимости от успехов Реконкисты и (порой весьма сложных) династических комбинаций, каждое из иберийских королевств добивалось значительных достижений в плане централизации.

Так, царствование в Кастилии короля дона Альфонсо (Альфонса) Х Мудрого в 1252-1284 гг. стало эпохой составления обширного свода законов ("Партидес") и расцвета Саламанскского университета (при щедром королевском покровительстве).

Королевство Арагон, устремившееся, под влиянием каталанов (каталонцев - потомков готов и аланов,осевших в этой части Испании в эпоху Великого Переселения народов) к средиземноморским горизонтам, при короле Хаиме (Иакове) Завоевателе (годы правления: 1213-1276) превратился в великую (по масштабам того времени) державу, после раздела которой в 1262 году достигло расцвета королевство Майорка (крупнейшие города которого располагались не на одноименном острове, а на континенте - в Перпиньяне и Монпелье).

При этом следует заметить, что особые условия Реконкисты и заселения Пиренейского полуострова позволили простому народу, через весьма жизнестойкие местные парламенты-"кортесы" (начавшие свою деятельность не позднее середины XIII столетия) принять широкое участие в управлении во всех иберийских королевствах. 

Поистине великой датой в истории Реконкисты стал день 16 июля 1212 года. В этот день короли трех крупнейших держав Иберийского полуострова - Кастилии, Арагона и Наварры -, при поддержке войск иберийских духовно-рыцарских Орденов одержали блестящую победу над мавританским халифом Кордовы в знаменитой битве при Ла Навас де Толоса. Однако плоды этой великой победы соединенных сил испанских королевств и военно-монашеских Орденов, сломившей сопротивление испанских мавров, были пожаты христианами позднее.

В 1229 году король дон Хаиме (Иаков) I Арагонский завоевал Майорку, в 1238 году - Валенсию, а в 1265 году - богатую область Мурсию ("сладкую провинцию ульев"). С этого момента арагонцы и каталонцы-каталаны получили прочный выход к морю и получили признание в качестве новой морской державы (что было подтверждено захватом ими острова Сицилии в 1282 году).

В 1248 году войска короля Кастилии овладели Севильей. В результате всех этих успешных для иберийских христиан военных кампаний мусульмане в Испании оказались оттесненными на юг и загнанными в тесные пределы маленького Гренадского (Гранадского) государства, окончательно покоренного объединенными силами Кастильского и Арагонского королевств только в самом конце XV века.

Испанская Реконкиста сопровождалась систематическим заселением и освоением опустошенных земель на каждом этапе отвоевания их у магометан. Испанским христианам с Севера и иностранным волонтерам (прежде всего - французам) предлагались особо благоприятные условия поселения.

Члены Ордена Пресвятой Богородицы Монжуа первоначально носили белые облачения с ...пятиконечной красной звездой. Со временем последняя была, однако, заменена "красно-белым крестом", о форме которого до нас не дошло точных сведений. По всей вероятности, он был схож с белым, обрамленным красной каймой крестом рыцарей португальского Ордена Христа, созданного из проживавших в Португалии рыцарей Ордена тамплиеров, после роспуска последнего папским престолом, под давлением короля Франции Филиппа IV Красивого из династии Капетингов). Предполагаемый вид боевого знамени (баннера или, по-испански, бандеры) с эмблемой Ордена Монжуа отображен на иллюстрации к настоящей исторической миниатюре.

Малочисленный воинский контингент Ордена Святой Девы Марии Монжуа принял участие в роковом для армии Иерусалимского королевства сражении с армией султана Египта и Сирии Салах-ад-Дина (Саладина) при Хиттине ("битве у рогов Хаттина") 3 июля 1187 г., в котором был истреблен до последнего человека. Уцелевшие члены Ордена Богородицы Монжуа, не участвовавшие в битве, оказались столь немногочисленными, что предпочли перебраться из Святой Земли в Арагон - за исключением нескольких, наиболее стойких, оставшихся в Палестине и присоединившихся к "бедным рыцарям Христа и Храма Соломонова" (упоминавшимся выше храмовникам-тамплиерам). В Арагоне Орден Святой Девы Марии Монжуа получил новое название - "Орден Труфака" (по названию своей тамошней резиденции), но не снискал себе особой воинской славы (вследствие своей малочисленности) и в 1221 г. был инкорпорирован (включен) королем доном Фернандо (Фердинандом) Арагонским в состав Ордена рыцарей Калатравы.

Взяв на себя, не позднее середины XI столетия, миссию религиозной Священной войны, Реконкиста проложила путь (как в военном, так и в духовном плане) Крестовым походам как таковым. Впоследствии французская колонизация Лангедока (Южной Франции), известная как "альбигойские войны", и Королевства обеих Сицилий, равно как и немецкая колонизация Пруссии и Ливонии (силами Добринского Ордена, Ордена меченосцев и Тевтонского Ордена - при участии, на начальном этапе, испанского Ордена Калатравы) также проводилась в форме Крестовых походов.

Однако это "расширительное" толкование понятия "Крестовые походы", которое, фактически принижая лежавший в их основе преимущественно духовно-религиозный аспект, позволяло соединить различные и изолированные с виду военные предприятия в контексте общей экспансии христианского Запада с середины XI до конца XIII столетия, не должно скрывать от нас того, что Крестовые походы были все же преимущественно походами в Святую Землю (Землю Воплощения). И если их конечные результаты оказались, на поверку, незначительными, то, тем не менее, они, по своему психологическому накалу, стали поистине вершиной экспансионизма средневекового западного Христианского мира.

Здесь конец и Господу нашему слава!