Сергий Радонежский на Рязанской земле

Валентин Стариков
 

Краеведческая реставрация событий

1.

1386 год...
 
Как упоминается в некоторых русских хрониках, на Филиппово заговенье известный своей святостью на всей Руси Сергий, игумен Радонежский, ездил в Рязань, чтобы примирить рязанского великого князя Олега Ивановича с великим князем московским Дмитрием Ивановичем Донским...

Для того чтобы объяснить причину, по которой 64-летний пожилой монах Сергий отправился в тяжёлую дорогу из Троицкого монастыря в Рязань, да ещё в холодную зимнюю пору, нам нужно знать личность рязанского князя.
 
Вообще, в российской истории Олег Рязанский, с 1350 года великий князь,  предстаёт личностью очень противоречивой: в его арсенале и доблесть ратная, непостижимым образом совмещавшаяся с трусостью, и хитрость, и вероломство, и ошибочные поступки, и ясный государственный ум, и в то же время он пользовался доверием и поддержкой рязанцев.

Объяснить эту противоречивость и многогранность характера князя отчасти можно.

 Само окраинное местонахождение Рязанского княжества многое объясняет, - в связи с этим местность постоянно подвергалась нашествию южных и восточных поработителей - сначала печенегов, затем половцев,  и затем особенно тех, которых Н.М. Карамзин называет моголами.

Все это требовало изворотливой политики, а прямолинейность, понятно, привела бы к гибели всего княжества.

 

Так что государственная политика князя в основном диктовалась теми жесткими условиями, в которые ставили Рязань обстоятельства, а также особенностями характера самого правителя.

Но к трагедиям князя приводила и его не всегда последовательная политика в отношении братского Московского княжества.
А Олег Иванович в отношениях с Москвой был жесток и вероломен, не смущаясь никакими мерами ведения борьбы...

Куликовская битва великого князя Московского Дмитрия Ивановича прошла без Олега Рязанского.

Но в 1381 году Олег Иванович был вынужден заключить с Дмитрием Донским примирение.
 
По договору рязанский князь считался младшим братом князя Московского.

В 1382 году, спасая себя и княжество от Тохтамыша, Олег провёл его полчища в московские пределы, обойдя рязанские земли. Предательство дорого обошлось Руси: Москва и все окрестные русские города были разорены, разграблены или сожжены.

 Но когда русскому войску удалось разбить сильное войско моголов, Тохтамыш стал отступать от Москвы. По пути он жестоко прошёлся по Коломне.

Н.М. Карамзин о последующем пишет так: «Тут вероломный князь рязанский увидел, сколь милость татар, купленная гнусною изменою, ненадёжна: они поступали в его земле как в неприятельской; жгли, убивали, пленяли жителей и заставили самого Олега скрыться».

Месть за предательство наступила и со стороны Москвы.
Дмитрий Иванович отправил московских воевод наказать Олега, «приписывая ему успех Тохтамышев и бедствия Великого княжения».

 Подданные должны были ответствовать за своего князя, он ушёл, предав их в жертву мстителям, и «войско Дмитрия, вконец опустошило Рязань, считая оную гнездом измены, и ставя жителям в вину усердие их к Олегу».

2.
А теперь обратимся к знаменательному путешествию Сергия Радонежского, к его миротворческой миссии.
 Н.М. Карамзин пишет так: «Муж, знаменитый святостию, игумен Сергий, взял на себя дело миротворца: ездил к Олегу, говорил ему именем веры, земли Русской и смягчил его сердце, так, что он заключил с Дмитрием вечный союз, утверждённый после семейственным: Феодор, сын Олегов, (в 1387 году) женился на княжне Московской, Софии Дмитриевне».

Поскольку в разных источниках проявляется несоответствие дат поездки преподобного, следует все же уточнить время этого путешествия в Рязань.
Эта дата определяется достаточно точно, хотя и не слишком точно можно назвать сроки пребывания Сергия в Зарайске и Рязани.
Русский историк Василий Никитич Татищев в своей «Истории России» говорит, что Сергий ездил в Рязань в Филиппово заговенье 1385 года, хотя ряд источников называет то же время, но 1386 года. Видимо, Татищев датировал по Никоновской летописи.
 Однако не будем забывать, что нередко путаница в датах происходит оттого, что церковный год на Руси прежде с сентября. И просто нужно правильно и внимательно прочитывать летописи.

 Так что предпочтительнее всё-таки дата 1386 года, потому что 1385 год у Дмитрия Ивановича и Олега Ивановича был годом жестокого выяснения отношений ратным способом: Олег Иванович захватил у московского князя Коломну, а Дмитрий Донской отбил Коломну обратно.
 Тем более известно, что брак между сыном Олега с княжной Московской Софией Дмитриевной заключен в 1387 году.

Не могло быть настолько долгого периода после поездки Сергия для начала семейной дружбы обоих князей. Так же не могло быть такого быстрого перехода от прямой войны к миру посредством миссии Сергия.

Так что наиболее вероятна дата посещения Сергием Рязани, а значит и Зарайского края, — по сегодняшнему исчислению 27 ноября 1386 года, а по тогдашнему - 14 ноября.

3.
Давайте представим себе это тяжкое зимнее путешествие троицкого игумена.

Некоторые биографы и исследователи в некоторых источниках привычно говорят, что все свои дальние походы Сергий совершал пешим.
Так, например, Сергий ходил пешком в 1365 году по поручению московского митрополита Алексия в Нижний Новгород к тамошнему князю.

Считают, что в 1379 году Сергий ходил в Тверь для примирения Москвы с князем тверским.

 Пишут иногда,  как будто бы Сергий проделал путь из Москвы в Рязань также пешком. Здесь явная ошибка.
Ведь сейчас, в 1386 году, Сергий был уже пожилым человеком.

Да и, в конце концов, можно ли представить, чтобы глубоко уважающий и любящий его князь Дмитрий Иванович отпустил 64-летнего монаха в опасный путь в дальнюю, притом вражескую, заснеженную Рязань без экипажа и без сопровождающих? Чего ради? Нужно было бы быть ненормальным великому князю, чтобы послать в холодное время пожилого человека с дипломатической миссией в Рязань, в недружественный город пешком.

Так что всему своё время: в молодости Сергий действительно дальние переходы любил осуществлять в  одиночестве пешим, а сейчас ехал в Рязань в закрытом возке на санях.

Кроме того, убедительно «Житие св. преподобного Сергия Радонежского» говорит о том, что Дмитрий Донской посылал Сергия в Рязань не одного, а вместе со своими старейшими боярами.

Это означает, что в дорогу дипломатическая миссия Сергия отправилась не менее чем в пяти каретных возках при соответствующем утеплении, причем по пути миссия под водительством Сергия останавливалась на отдых и молитву в монастырях. Остановка с молитвой была непременным и обязательным условием всей поездки.

В ПУТИ БЫЛА ИСПОЛЬЗОВАНА ЛЮБАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ МОЛИТВЫ ЗА УСПЕХ ОЧЕНЬ ТОНКОГО И ДЕЛИКАТНОГО ДЕЛА, КОТОРОЕ БЫЛО ПОРУЧЕНО МИССИИ СЕРГИЯ!

Для краткого отдыха и молитвы останавливался в попутных храмах. Можно считать фактом, что он останавливался помолиться в Коломне: уже были основаны к тому времени с участием Сергия Старо-Голутвинский и Бобренёв монастыри.
4.

Так что  зададим себе далеко не праздный вопрос: каким всё же путём ехал Сергий со своими сопровождающими в Рязань?

И должны утвердить: только через место нынешнего Зарайска, название которого в то время пока для нас неясно: то ли этот городок Красный, то ли Осётр, то ли Никольское. Возможно, в дальнейшем когда-нибудь и удастся открыть новые документы, позволяющие это название установить.
 Если рассмотреть дорожную ситуацию того времени, то можно убедиться, что путь из Коломны и в новую резиденцию, и в Старую Рязань в любом случае проходил через Городню и Зарайск.

13-14 (26-27) ноября 1386 года Сергий, проезжая, не мог не остановиться здесь, чтобы помолиться у святителя Николая, Мирликийского Чудотворца - покровителя всех путешествующих - за успех своей нелёгкой миссии. Очевидно, что здесь он служил молебен Николаю Чудотворцу и, можно быть уверенным, зная историю пришествия этой святой иконы из далёкого крымского Херсонеса, провел в Никольском храме не один час, молясь перед чудотворным образом…

В качестве свидетельства приведём надежный и очень серьезный источник: книгу «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Том 19. Рязанская губерния. Составитель М. Баранович», выпущенную в Санкт-Петербурге Главным управлением Генштаба в 1860 году. Военные исследователи утверждают: дорога из Москвы на Рязань проходила до 1847 года только через Зарайск!
 Документы XIX века подтверждают, что путь из Москвы на Рязань до 1847 года, до прокладки новой дороги, проходил только через местность сегодняшнего Зарайска.
Правда, картографические документы Восемнадцатого века свидетельствуют, что одна дорога проходила на Рязань, начиная с Городни, она протянулась по малонаселённой местности севернее Зарайска, срезая путь и минуя этот город, идя через Инякино, Разсохоты (ныне Рассохты),  Астапово и далее).
Но, во-первых, дело было зимой, и обойтись в дальнем пути без остановки в городе и его храмах едва бы представлялось  нормальным делом. А во-вторых, нет свидетельства, что эта дорога существовала уже тогда, в  Четырнадцатом веке. Наверняка, если бы она тогда и существовала, то, из-за той же редконаселённой местности, использовалась для местных дел и исключительно  в летнее время.

Таким образом, можно с основанием предположить, что следующей после Коломны, села Колычева (на левом берегу Оки) и  деревни Городни заметной и главной остановкой Сергия была остановка на молитву у Николы Зарайского — у Николы Корсунского.

5.

Так вот, после Старо-Голутвинского монастыря и села Колычево, после переезда через Оку кратковременной остановкой миссии Сергия была пограничная застава в месте сегодняшней Городни, вблизи правого берега реки Оки и реки Осетра. После этого посольская миссия ехала через Круглово, Широбоково. Спустившись к реке Унице, дорога за рекой поднималась в гору, сворачивая вправо, и шла прямо вдоль  деревни Пенкино и по месту будущих Новосёлок. А затем посольство прибыло в место нынешнего Зарайска…
 
Начиная с Городни, путь Сергия проходил по неприятельской территории, где миссия в любую минуту могла подвергнуться нападению.
Вспомните, что прошло только несколько месяцев после сокрушительного ответа Дмитрия Донского на бесчестный поступок Олега Рязанского: ещё не затихла боль от прошедших здесь сражений.
Свежи ещё были могилы погибших воинов и мирных жителей.
И «сердце» имели друг на друга и москвичи, и рязанцы.

 Это означает, что с миссией обязательно должна была ехать хотя и малая, из десятка воинов, но всё же охрана. Таким образом, мы определяем примерный состав этой посольской экспедиции в Рязань.

В месте Зарайска миссия обязательно должна была быть встречена вооруженной заставой рязанцев.

Кроме того, совершенно очевидно, что впереди миссии Сергия прошли гонцы, несущие рязанскому князю сообщение о том, что к нему следуют представители Дмитрия Донского, притом с мирными намерениями.

 Будь иначе, миссии было бы не сдобровать, поскольку рядовые воины сторожевых отрядов, оборонявших границы княжества, не зная цели проезда незваных гостей, вольны были бы просто порубить москвичей.

А дальнейшие подробности действий миссии Сергия мы рассказываем только потому, что они, хотя и совершенно понятны людям, близким к православному христианству, могут быть не-понятны невоцерковлённым людям.

Сергий не мог не остановиться у Николая Корсунского, у знаменитой чудотворной иконы, привезённой из Корсуни, перед которой, как предполагают, был окрещен святой равноапостольный великий князь Владимир.

Николай Чудотворец был одним из важнейших для Сергия святых, и молитвенную встречу с его святой иконой для себя и своих спутников считал высокой честью.

В его келлии в Троицком монастыре находился образ Николая Чудотворца, простой, намоленный самим Сергием, припадавшим к ней в многочасовых молитвенных бдениях. Предполагается, что эта икона была благословением Сергию от его родителей перед самой их кончиной.
 В наше время она попала в фонды  Сергиево-Посадского музея. По-видимому, святитель Николай, епископ Мир Ликийских, был для Сергия главнейшим после Пресвятой Богородицы (икона «Богоматерь Одигитрия», принадлежавшая Сергию, тоже хранится в музее) небесным заступником, возможно, наравне с апостолами. А в то время и Сергию, и всем православным русским людям были особо известны две иконы Николая Чудотворца: «Никола Зарайский» и «Никола Можайский».
 А заступником Николай Чудотворец был разносторонним: как милостивый защитник и покровитель всех страждущих и путешествующих (как раз ко времени!) и как грозный воитель против антихристиан, с которыми всю жизнь боролся святой.
 Так что не мог, не имел морального права Сергий проехать мимо своего небесного заступника, Николы Зарайского.
 Скорее всего, свою моленную икону того же святого он вёз в своём каретном возке, и две иконы здесь, в местном деревянном храме, ВСТРЕТИЛИСЬ!

Не мог Сергий со своей миссией проехать место Зарайска и по другой причине. Корсунский образ Николая Чудотворца был первой на пути и главнейшей святыней Рязанской земли, всего Рязанского княжества. Проехать мимо него, не поклониться - нет, эту смертельную обиду зарайцы и рязанцы не поняли бы и не простили, после чего дальнейшая миссия Сергия не имела бы смысла. Поэтому мы и упоминаем о такой возможности только для того, чтобы у нецерковных читателей не оставалось сомнений.

Только молебен у Николы Зарайского-Корсунского, канон или акафист Николаю Чудотворцу, последующие затем переговоры с воеводой и здешним войском открывали Сергию и его боярам дальнейшую дорогу на Рязань.
И встреча с Николой Зарайским была для них весьма желанной, сердечной и крайне необходимой обязанностью в трудном зимнем путешествии и в надежде, уповании на успешный исход чрезвычайно серьёзного и ответственного дела.

6.
А ответственность, действительно, была велика.
Летописи отмечают, что многие московские дипломатические представители являлись к Олегу Рязанскому в поисках мира и уезжали, не солоно хлебавши: так упорен был князь.
Никоновская летопись, например, сообщает: «Прежде бо того мнози ездиша к нему, и ничтоже успеша и не возмогоша утолити его».

НА КАРТУ БЫЛА ПОСТАВЛЕНА НЕ ТОЛЬКО ЧЕСТЬ СЕРГИЯ, ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ, НО И ВСЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ, НАИБОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЛСЯ УЖЕ ТОГДА СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.

МЕСТО ЗАРАЙСКА, ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ НИКОЛЫ ЗАРАЙСКОГО БЫЛИ ГЛАВНЕЙШИМИ ПОМОЩНИКАМИ И ДЕЛАТЕЛЯМИ УСПЕХА МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ СЕРГИЯ В РЯЗАНИ!

Возможно, посольство Сергия было в месте Зарайска встречено представителями епископа Рязанского и Муромского Феоктиста.
Здесь можно сомневаться, возможно, обошлись просто сообщениями гонцов.
 Но дорога на Рязань, до которой оставалось теперь не так уж далеко, теперь была полностью свободна....

7.

Время для своей миссии Сергий выбрал не случайно
 
Повторим, что в  ноябре начинался Рождественский пост - один из самых продолжительных в православном календаре.
За время более чем месячного поста перед Рождеством Христовым каждый уважающий себя христианин должен покаяться, облагоразумиться от неправедных дел, очиститься пред образом Христа, простить своих недругов.

Было в чем каяться Олегу. Ко времени поездки Сергия грехов у Олега накопилось за прошедшие годы великое множество.
Напомним только о нескольких грехах князя Олега Рязанского. В «1385 году, воспользовавшись тем, что Дмитрий Донской, собрав рать со всех городов Руси, отправился в Великий Новгород, потревоженный смутой, Олег Рязанский собрал свою рать и внезапно напал на Коломну, совершенно мирный город, откуда все воины ушли вместе с Дмитрием на Новгород. Олег взял в плен наместника Александра Андреевича Остея «и прочих бояр и лучих людей поимав, поведе с собою и много злата и серебра и всякого товара наимовся отъиде»,— как пишет Московский летописный свод.
Тогда, возвратившись из Новгорода, великий князь всё войско, что было, отправил со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским на Рязань, а «иную рать посла в Муром на князя безчестья».
 «Князь безчестья», - так называют Олега несколько летописей.
Вся Рязанская земля, включая Муромскую землю, была пленена москвичами.
 Но радоваться Дмитрий Донской не стал: горечь жгла его сердце, оттого, что русским пришлось сражаться против русских православных людей, к этой боли примешивалась боль по погибшим в этих сражениях нескольким полководцам Дмитрия, - лучшим воеводам.

И сейчас, когда памяти Олега Ивановича Рязанского отдают честь  как местночтимому святому Рязанской епархии, в его житии есть такие моменты, какие простить или даже объяснить невозможно и которые отвергают святость. Да, каяться было в чём.

И Сергий надеялся помочь ему в этом покаянии на исповеди, поскольку авторитет Сергия простирался не только на московские, но и на другие православные земли.

6.
Однако в какую же Рязань ехал в сей момент Сергий Радонежский?
Мы вспоминаем, что столица Рязанского княжества, а значит и  резиденция Олега Ивановича в 1386 году из опустошённой Старой Рязани уже переместилась в Переяславль-Рязанский,  место позднейшей сегодняшней губернской Рязани.
 Но и в новую, и в Старую Рязань путь шёл один и тот же: всё через местность нынешнего Зарайска...

 В дальнейшем пути в сторону Рязани Сергий со своими спутниками миновал деревню Беспятово, деревню Старую, село Ильицыно, сельцо Чирьяково, село Острамьево и прибыл в село Ильинское (ныне Рязанской области) – это была главная остановка между Осетром-городком и Переяславлем-Рязанским.

Дальше, в продвижении на восток, дипломатическая миссия Сергия проехала без значительных остановок село Козлово, деревню Ногино, деревню Горяйново  и прибыла в Переяславль-Рязанский – в столичную Рязань.

Сколько времени пробыл Сергий в Рязани, ни одна из русских хроник не упоминает.
Приехав в Переяславль-Рязанский, Сергий вместе со всей своей миссией остановился на отдых и ночлег в здешнем Троицком монастыре, находившемся на подступах к самому городу, у его западной окраины.
Особо нужно возразить автору "Жития"(1893) иеромонаху Никону (Рождественскому), который, вольно высказывая предположения, считал, что именно в этот поход Сергий основал Рязанский Троицкий мужской монастырь и монастырь Старо-Голутвин.
Оснований для этой идеи нет.Да и следует оставить эту моду - преувеличивать реальные административные возможности Сергия при живых архипастырях - Московском и Киевском Киприане  и Феоктисте Рязанском.
 Не мог Сергий основать рязанский Троицкий монастырь,а только выбрал его, уже существующий, в качестве базы для дальнейшего выхода к владетельному князю Олегу Рязанскому, да и то, совершенно очевидно, по предварительному согласованию с архиепископом Феоктистом, а в Коломне ещё ранее просто участвовал в основании Старо-Голутвина монастыря.
Так что весь путь преподобного заключался между двумя Троицкими монастырями - вот уж, действительно, промыслительное указание воли Божией!
Вот в этом я вижу несомненный замысел Сергия!

На следующее утро, после монастырской службы, мирная делегация отправилась в княжескую резиденцию, где начались переговоры о мире с князем Олегом Ивановичем.

Но времени было достаточно, чтобы провести переговоры с Олегом, сопровождаемые, как это принято в православном мире, ежедневными монастырскими и совместными с княжеским двором богослужениями и исповедальными беседами с глазу на глаз.

Примерное содержание и главная суть этих бесед нам известны: Сергий призывал Олега к патриотическим действиям за православную христианскую веру, за союз с московскими братьями во Христе, за единство Русской земли.
Наверно, при встрече с Олегом Ивановичем Сергий Радонежский с достаточным тактом донёс до князя всю горечь, испытываемую Дмитрием Донским, его стремление к братскому объединению русских князей и русских земель.

Нельзя не привести слова «Никоновской летописи», рассказывающие о ходе мирных переговоров Сергия с Олегом Ивановичем Рязанским и о итогах миссии Сергия, уж очень поэтично рассказывал обо всем русский летописец: «...преподобный же игумен Сергий, старец чюдный, тихими и кроткыми словесы и речми и благоуветливыми глаголы, благодатью данною ему от Святаго Духа много беседовав с ним о ползе души, и о мире, и о любви; князь велики же Олег преложи свирепство свое на кротость, и утишися, и укротися, и умилися велми душею, устыдебося толь свята мужа, и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь из рода в род и возвратися преподобный игумен Сергий с честию и с славою многою на Москву, к великому князю Дмитрею Ивановичю, и достойно хвалим бысть и славен и честен от всех»...

И авторитет, и живая сила речей великого Сергия были настолько убедительны, что Олег согласился на полный и окончательный мир с Дмитрием Донским, с Московской землёй, хотя оба княжества на этот момент весьма серьёзно разъединяла густо пролитая кровь.
Ответственная миссия была выполнена.
Предполагаем, что Сергий мог отслужить последнюю службу в Рязанском Успенском соборе (в прежнем, конечно, ещё деревянном) в день Введения Пресвятой Богородицы во Храм, 21 ноября (4 декабря по-нынешнему).
Это можно вывести из того, что главная рязанская церковь была посвящена Успению Пресвятой Богородицы, и логично, что Сергий, с уважением относясь к святыням Рязани, пробыл здесь до следующего постного Богородичного праздника - Введения.

И уж на следующий день, 22 ноября (5 декабря по-новому) московская миссия выехала из Рязани.

7.               
И Сергий, провожаемый Олегом, боярами и духовенством Рязани, всеми жителями, двинулся в обратный путь.
Обратный путь Сергия должен был проходить тоже через место Зарайска (назовём его условно - Осётр-городок), через несколько дней. Повидимому, время это заполнялось богослужениями владыки Феоктиста с участием Сергия со спутниками и князя Олега Ивановича.
А на обратном пути Сергий не мог не остановиться и не служить благодарственный молебен у чудотворной иконы Николая Корсунского.

Обстоятельства возвращения были во многом отличны от обстоятельств  проезда в Рязань.
 
Теперь миссия Сергия стала миссией дружественной, для которой, с лёгкой руки князя Олега, не жалели приветствий и добрых пожеланий.
 
Очевидно, что в сопровождение Сергию был дан отряд рязанских воинов, проводивший москвичей до Осетра, а возможно, и до самой Оки. Очень возможно, что провожал Сергия сам епископ Феоктист.

Здесь же мы выскажем вторую версию: возможно, что именно здесь, на Осетре, а не в Рязани, прошла последняя на рязанской земле служба Сергия с Феоктистом в Никольском храме, в честь Введения Пресвятой Богородицы.
И тут приходится сделать ещё одно предположение, исходя из добрых традиций того времени: а не провожал ли Олег Рязанский игумена Сергия до Зарайской земли, фактически до границы Московского княжества?
 Если так, тогда и князь, и Сергий со всеми сопровождающими и с воеводством и духовенством здешнего городка, стояли службу в храме Николая Чудотворца?
И это вероятно и возможно...

Уехать без службы в честь Введения Сергий не мог, тем более что образ Пресвятой Богородицы был особенно ему дорог (вспомним его келейную икону «Одигитрия»), и его молитвы к Пресвятой Богородице были особенно сильны, ревностны и насыщенны.
Из Жития, написанного Епифанием, известно, что Пречистая после его усиленной молитвы однажды явилась к нему вместе с апостолами Петром и Иоанном в несказанном, сильнее солнца, сиянии, в присутствии его ученика Михея, молвив Сергию: «Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя о учениках твоих, о которых ты молишься, и об обители твоей,— и не скорби больше: ибо отныне всего будет здесь в изобилии, и не только ради жизни твоей, но и после твоего к Господу ухода не покину я обители твоей, все нужное подавая в изобилии, и снабжая всем, и защищая».
 Сказав это, Она стала невидимой. Святой же в смятении ума страхом и трепетом объят был...

Так что службой в деревянном храме Николая Чудотворца на Осетре, вероятно, закончилось пребывание Сергия на Рязанской и Зарайской земле...

Можно уверенно сказать, что в зарайском детинце, в храме Николая Чудотворца, святой преподобный Сергий Радонежский побывал дважды в ноябре-декабре 1386 года, с перерывом примерно в одну неделю - седмицу.
 
И не только побывал, но и пищу постную зарайскую вкушал, и водицы зарайской испил, и крестным знамением землю Зарайскую и люд зарайский не раз благословил...

Особо нужно ещё раз напомнить о времени, которое Сергий выбрал для поездки в Рязань. Это было начало Филиппова, или Рождественского поста, длившегося с 14 ноября (ныне с 28 ноября) до Дня Рождества Христова.
 Между тем мысль о миссии Сергия впервые возникла у великого князя Дмитрия Донского задолго до того.
«Никоновская летопись» пишет: «В лето 6894. Месяца сентября князь великий Дмитрей Иванович иде в монастырь к Живоначальной Троицы, к преподобному игумену Сергию, в Ра-донеж. И молебна совершив Господу Богу и Пречистой Богородице, и святую братью накорми и
 милостыню даде, и глаголаше с молением преподобному игумену Сергию, в Радонеж.И молебна совершив Господу Богу и Пречистой Богородице, и святую братью накорми и милостыню даде, и глаголаше с молением преподобному игумену Сергию, дабы шел от него сам преподобный игумен Сергий посольством на Рязань ко князю Олгу о вечном мире и о любви».
 Это означает, что великий князь вовсе не послал Сергия и вовсе не приказал Сергию отправляться в Рязань, а дружески, по-сыновьи упросил, умолил Сергия на благородную миссию миротворца.

Время и способ осуществить эту миссию выбирал сам Сергий!

Между великим князем и Сергием установились близкие, доверительные отношения.
За год до того, 29 июня 1385 года, у князя родился сын Пётр, которого окрестил сам Сергий.

Сергий, тщательно продумывая свою миссию, не поспешил сразу выполнить просьбу Дмитрия Ивановича, а прождал два месяца, пока начался Рождественский пост!

В Филиппово говение, перед началом Рождественского поста, 14 ноября (ныне 27 ноября), православный христианин, отмечая день святого апостола Филиппа, последний раз до Рождества Христова разговлялся мясным и молитвенно готовился к посту.
 Если 14 число попадало на пятницу или среду, то заговение переносилось на 13-е число, потому что среда и пятница, сами по себе круглый год постные дни,  не допускают «мясоястия».

Одним из важнейших содержаний поста, особенно поста Рождественского, являлось покаяние. Сорок дней поста означало время для молитвенного покаяния, осознания всех своих грехов, для полного очищения, для достойной встречи главного праздника христианства.
 Сергий, очевидно, выбрал Филиппово заговение с усиленным питанием, чтобы подкрепить в поездку своих спутников (сам он, понятно, будучи монахом, мяса никогда не вкушал).
 
А приехать в Рязань он решил в самом начале поста и таким образом дать князю Олегу Ивановичу достаточно времени, чтобы пройти полный порядок покаяния в совершённых им проступках.

Хороший результат этих мирных переговоров закрепился менее чем через год.
 «В лето 6896 (т.е. 1387): Месяца Сентября князь велики Дмитрей Ивановичь по сотворении мира и любви преподобного игумена Сергия к великому князю Олгу Ивановичю Рязаньскому, имяше промежу себя любовь велию, и отдаде князь велики Дмитрей Иванович дщерь свою, княжну Софью, на Рязань, за князя Феодора Олговича Рязаньского».

Хочу отметить еще, что при дальнейшем углублении исследований деталей поездки, особенно связанных с православными традициями, надёжно соблюдаемыми Сергием, могут найтись новые факты, моменты, которые способны пролить свет на точный, вплоть до нескольких часов, срок посольской миссии преподобного в Рязань, а также другие подробности этого интереснейшего момента русской истории.

Но это для будущей работы краеведов.
А сегодня нужно сказать, утвердительно и уверенно, что святой преподобный Сергий Радонежский в ноябре 1386 года дважды посетил городок на Осетре и благословил Зарайскую землю.
Вот потому сейчас, отмечая церковные праздники, связанные с великим русским святым, мы другими глазами можем взглянуть на Коломенскую, Рязанскую и Зарайскую Земли, освящённые пребыванием «игумена Русской земли».

Это означает, что во всенародные российские православные Сергиевы праздники 18 июля и 8 октября ежегодно наши земляки должны приходить в коломенские, рязанские и зарайские храмы с ощущением причастности к великому имени Сергия Радонежского.
 Потому что его благословение лежит и на нас.
 
ЛИТЕРАТУРА
1.Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Часть вторая. - М., 1913; М., 1993.- с.1410.
2.Житие и чудеса преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца. - Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга первая,- М., 1904; М., 1991.-с.546.
3.Житие преподобного и Богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием в XV в. - СПб., 1885.
4.Житие Сергия Радонежского. Издание митрополита Платона (Левшина). - М., 1782.
5.Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. - Сергиев Посад, 1892.
6.Никоновская (Данииловская) летопись. - Полное собрание русских летописей (ПСРЛ).Тома 9-14.- М., 1965.,
другие источники.