Функция этической устойчивости

Эмиль Россет
Social fiction
Ничего серьезного. Просто Fiction – вымысел, не более.

Последние годы человечество стало рассматривать себя как некую самоорганизующуюся систему. Было бы точнее, рассматривать человечество как совокупность систем, совокупность самоорганизующихся систем. Совокупность систем сама составляет систему. Не будем далее детализироваться в этом направлении, иначе совсем запутаемся в своих рассуждениях.
Человечество - не просто самоорганизующаяся система. Человечество, прежде всего, живая система. Можно как угодно относится к Дарвину, но в его теории эволюции есть здравое зерно, объясняющее направление эволюции, ее принцип, ее основную задачу. И если основные положения теории эволюции не для всех очевидны в биологии, то в социальной среде эволюционные принципы действуют, они весьма наглядны и убедительны. Социальное устройство групп человечества (та самая совокупность систем) претерпело грандиозные изменения. Эти изменения привели к современному уровню развития цивилизации. Изолированные группы человечества, не участвующие в эволюционном социальном выборе цивилизации (племена Южной Америки, Центральной Африки) остались за ее пределами. Чаще такие группы человечества (самоорганизующиеся системы) именуются этносами, нациями, народами. Под такими наименованием границы деления человечества на группы более понятны.
Маленькая ремарка об экономике, которая в дальнейшем нам может пригодиться. Своеобразное определение сути экономики, экономических процессов. Экономика – это организации жизни (человека). Иные определения экономики, организация процессов производства, добыча полезных ископаемых, организация фондового рынка и т.д., являются частным случаем этого определения.
У любой системы или  совокупности систем существует основная задача, стоящая перед этой ней. С самых детских лет мы задаем себе основной вопрос, в чем смысл жизни? Этот вопрос стоит перед нами всю жизнь.
Мы позиционируем человечество, как часть живой природы, ее составную часть, и, возможно, главную. Что же лежит в основе задаче существования живой материи, живой природы. Основная задача всего живого - экспансия. Стремление расширить ареал своего существования. Стремление гармонизировать окружающую среду.
Взаимодействие живой материи на начальном этапе ее присутствия, развития на планете выходят за пределы наших сегодняшних размышлений. При этом следует помнить, даже на таком раннем этапе зарождения жизни процессы взаимодействия живой материи являются, по сути, социальными. Безусловно, структура взаимодействий, их основа и сущность являются упрощенными, элементарными.
Появления более сложных форм жизни приводит к появлению более сложных форм взаимодействия групп (систем) между собой или более сложных механизмов связи (в общем-то, это социальные механизмы). 
За сотни тысяч лет своего существования в пределах видов количество животных или растений на нашей планете практически не увеличилось. В целом ряде случаев отдельные виды сократилось или исчезли. Только один вид живых существ смог сохраниться и  многократно  увеличить свое присутствие на планете. Это человек. Человеческая популяция давно перевалила цифру в семь миллиардов.  Всего несколько десятков тысяч лет назад на всей планете нас присутствовало не более нескольких тысяч. При этом животные или растения, обеспечивающие человечеству условия существования и условия жизни, так же резко увеличили свое присутствие на планете. Крупный рогатый скот, зерновые культуры и т.д. Такая особенность широкой экспансии человека на планете объясняется его способностью осуществлять организацию своей жизни или, смотри выше, успешно решать экономическую задачу своего существования. Собственно, это и есть одна из задач интеллекта, разума человека. Разум, в самых общих формулировках, есть умение познавать и анализировать закономерности. Познание окружающего мира, анализ закономерностей окружающего мира и использование этих закономерностей позволило человечеству (человеку) осуществить столь масштабную и успешную экспансию. Единственное, следует помнить, разум – это качество системы, а не ее отдельной составляющей.
То, что мы привыкли называть разумом, интеллектом, по сути, является продуктом взаимодействий внутри человеческого сообщества, производной социальных механизмов, функций.
Собственно, анализ закономерностей окружающего мира, среды присущ не только человеку. Но человек научился управлять этими закономерностями и успешно использовать их в своих интересах.
Итак, мы можем определить первую и, возможно, основную задачу живой жизни. Экспансия, наращивание своего присутствия в нашем мире, нашей вселенной. Мы можем только догадываться,  чем вызвана необходимость существования жизни в нашем мире.  По крайней мере, на сегодняшнем этапе. Так уж случилось, на острие этой задачи – человек. Удивительным образом эти выводы пересекаются с философией русского космизма. Один из основоположников русского космизма Н.Ф. Федоров (незаконнорожденный сын кн. П.И. Гагарина) был духовным учителем К.Э. Циолковского.
Не просто численный рост человеческой популяции является основой ее развития, ее эволюции. С ростом человеческой популяции вырастает качество и количество взаимодействий людей между собой. Попробуем мысленно представить себе социальную сущность взаимодействия в виде некой очень сложной функции или некоторого виртуального объема. Наиболее близкое представление можно получить, представив себе в социальную сущность взаимодействия, например, в виде виртуального поля. Безусловно, это будет виртуальное представление, существующее только в нашем представлении. Не будем пытаться найти физическое отражение такой реальности. В нашей повседневной жизни мы прекрасно научились обходиться одним виртуальным объяснением, не заморачиваясь поиском физического выражения. На самом деле, такие представления очень близки к представлению Вернадского о ноосфере.
Следующим этапом проведем некий мысленный анализ  нашего виртуального социального поля. Не забывайте, такое представление всего лишь виртуальная модель действующих процессов. Такое виртуальное социальное поле можно разложить в ряд элементарных состовляющих (социальных взаимодействий, гармонических социальных функций). В этот момент начинается самое интересное. Гармонических социальных функций – ограниченное количество.
У различных групп человечества (на начальном этапе развития цивилизации - этносов) набор гармонических социальных функций и последовательность внутри такого набора будет незначительно отличаться. Что, впрочем, и естественно. Группы (этносы) этим и отличаются друг от друга. Набор правил поведения (взаимодействия), обычаи, язык. В результате мы получаем как бы набор систем, связанных между собой, взаимодействующих между собой, но самое главное, тем или образом, взаимодействующих друг с другом, конкурирующих со средой .
Такая модель поразительно напоминает ДНК-код или обычное программирование. Код молекулы ДНК  также состоит из ограниченного набора белков. Незначительные изменение в последовательности набора белков, незначительное изменение количества белков приводят к формированию многообразия видов животных и растений. Различие между приматами и человеком лежит на уровне расхождения кода ДНК в десятые доли процента.
Если воспользоваться виртуально-генетической моделью построения и эволюции человеческой популяции многие моменты в социальной эволюции человеческого сообщества становятся понятны.
Единственное условие - следует помнить о времени. Различные последовательности одних и тех же команд приведут к различным программам в программировании. Так же и в нашем случае. Исходный набор ограничен, но вариантов решения множество. Какие-то варианты приводят к оптимальным решениям, какие-то варианты не приводят к решениям вообще.
Эволюционный социальный выбор для природы и для человечества является доминирующим. Он является основой его самоорганизации. Он определяет возможность существования человека как вида, как системы, возможность развития и эволюции системы. Испытания тех или иных механизмов социального взаимодействия подобны естественному отбору по Дарвину или корректнее - выбору. Именно благодаря такому социальному выбору одни группы сменяют другие, меняются общественно-экономические формации, происходит укрупнение и объедение групп, увеличивается количество горизонтальных связей внутри групп, внутри подсистем самоорганизующейся системы. И самое основное, увеличивается наше «социальное поле» и, соответственно, возможности всего человечества как вида.
Требуется дать некоторые пояснения к названию текущему названию. Устойчивость для живой системы означает «жизнь». Т.е. для нашей системы всего одно устойчивое состояние. И так же, как, впрочем, и для всего нашего мира, устойчивость – единственное существующее состояние, все остальное – хаос. Этика, этическая – в данном случае «совершенный или более совершенный порядок». Чаще этот термин связывают с понятием «мораль». Такое определение является верным, истинным, но следует понимать, что понятие «этика» в целом ряде случаев будет выходить за привычные пределы этого слова. Это понятие намного шире, многограннее, с очень широким спектром понятий. Функция. Существуют объективные законы развития. Лучше понимать, чувствовать их, чем отрицать. Себе дороже.
Некоторые выводы, которые могут быть получены в результате такой трактовки. Живая природа (и человеческая популяция как ее составная часть) стремится к экспансии. В привычном значении это слово несет некоторый отрицательный оттенок. На самом деле, живая природа гармонизует пространство. Экспансия позволяет живой природе расширить сферу своего влияния и обеспечить решение своей основной задачи. Границ такая экспансия не имеет, да и иметь не может. Ее границы – все наше пространство. Решение основной задачи зависит от роста человеческой популяции (составной части живой материи, обладающей интеллектом)  и, соответственно, роста внутренних (горизонтальных) взаимосвязей (решение задачи требует сложения интеллектуальных усилий). Выбор оптимального варианта осуществляется живой природой по принципу самоорганизующихся систем. Собственно темпы роста социальной группы, ее адаптивность к существующему миру, ее конкурентоспособность с другими социальными группами являются лишь косвенным признаком близости к оптимальному варианту организации взаимодействия. Самым главным фактором близости к оптимальному варианту развития – умение использовать отработанные решения для собственного развития, эволюции. Быть открытой, разомкнутой  системой, приспособленной к развитию, эволюции. Для более точных оценок оптимального выбора возможно применение принципов синергетики.