День второй

Лев Воросцов-Собеседница
(заметки с фестиваля бардовской песни на Самарской Луке)

 На подобного рода сборах все присутствующие давно привыкли к распорядку.
 Несколько сцен, по которым исполнители-барды и рок - группы кочуют согласно установленному регламенту.
 Группа приходит, настраивается, в это время кто-то из музыкантов рассказывает забавную историю, случившуюся с ними на гастролях или во время путешествий.

 Высокий класс исполнительского мастерства... здесь нет слов - описать это просто невозможно.
 Если внезапно гас свет,- а это случается,- все зрители тут же включали фонари, и внезапный экспромт только добавлял некую изюминку в исполнение. 

 Я не являюсь ярым поклонником кого-то. Поэтому наугад слушаю всех, отмечая особо понравившихся.

 В прошлом году мне понравилась группа "Белая гвардия", поэтому главное, что я решил сделать,- это, во-первых, побывать на её концерте, а во-вторых - непременно послушать Олега Митяева.
 Олег - это живая легенда фестиваля.

 Маэстро, ещё будучи зимой на гастролях в нашем городе, обещал приехать на фестиваль, потому как его песне про то, "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", исполнилось 30 лет.

 Особо хочется отметить настрой доброжелательности и гостеприимства. Здесь можно подойти к любому костру и попроситься на ночлег. Всё - как где-то в горах. А там, поверьте мне на слово, вам всегда окажут помощь, предложат место у костра и кружку горячего чая.
 Также и здесь - свято чтят традиции гостеприимства.

 Однажды, приехав сюда в самом начале, когда приезжали самые первые, - я подошел к какому-то костру и так и заявил: "Ребята, а где ваша гитара?"
 Ребята переглянулись,- а это были молодые парни и девушки,- и, отводя глаза, признались, что она у них есть, но...без струны.

 -Так давайте без струны, - играть я учился много лет назад, а за свою практику случалось всякое.
 В тот момент я был под пивом, и смелости было не занимать.
 Мне принесли гитару с неплохим звуком - раньше такие делали в Ленинграде.
 Первой струны не было.
 И что вы думаете - я, вспомнив молодость, отыграл вечер, после чего получил приглашение на время всего фестиваля поселиться у них.
 Было приятно.
 Только в два часа ночи я ушёл от них к своему пристанищу.

 Но по дороге, любопытства ради, заглянул на огонек к другому костру, где также учтиво меня пригласили присоединиться.

 Так вот: там играли и пели такие мастера, что более гитару в руки я не взял...

 Гитара, на мой взгляд, - это образ жизни, это репетиции по нескольку часов в день, это поиск и вдохновение. Если же у вас  есть ещё и талант - вы желанный гость в любом кругу.
 Если это есть - да, вы гитарист, если нет - не стоит терять время.
 Так я решил для себя...
 
 Хотя, увидев надпись у входа на один из бивуаков, - "требуется бард, желательно непьющий", - так и подмывало повторить подвиг прошлого года.

 Как я уже говорил, всё больше стало рок - групп, оно и понятно:  музыкальное сопровождение в составе нескольких гитар, флейты и скрипки делает исполнение любой песни намного выразительнее.

 И тем не менее, остановившись у эстрады, которая называлась "Зазеркалье", я услышал настолько сильного исполнителя, что идти дальше уже не хотелось.

 Человек, пользуясь гитарой, создал романтическую картину, где юнга обращался к капитану, где вишневый негр подавал даме кашне, где море разговаривало с ним на своем языке. Гитара в его руках говорила комплименты женщинам, смело бросалась в гущу невероятных событий и миролюбиво смеялась над слабаками.

 Это, на мой взгляд, и есть настоящее мастерство.
 Мне захотелось постелить свое покрывало прямо на землю и слушать, слушать, слушать.

 "Александр Майсюк. г.Берлин" - значилось в расписании выступающих.

 Часто в песнях исполнителей слышался протест: протест против войны, против произвола гаишников... большое место отводится любви, - оно и понятно, - это самая животрепещущая тема во все времена.
 Почему мы протестуем?.. Наверное, надеемся на то, что "хоть кто-нибудь услышит".

 ...А воробей выжил и, судя по всему, улетел...

 - Проснулся ни свет ни заря,- рассказывала мне хозяйка,- и давай чирикать, затем залетел на кухню, посидел некоторое время на веревках, а как улетел - мы и не видели... А кухню-то изгадил своими какашками.

 - Это к деньгам.
 - Эх, не разбился бы, все-таки восьмой этаж...

 Я посчитал это хорошим знаком, то, что маленький воробышек, рано вылетевший из гнезда, набрался сил и улетел.

 Вскоре приехал Маэстро.
 Было интересно наблюдать, что практически все знают его песни наизусть. Мы подпевали, слушали про женщину "зо - зо" , как оказалось, это было записка от "женщины за 30", другие истории, которыми по ходу выступления поделился с нами знаменитый бард.
 И сразу после его выступления пошел дождь.
 Говорят, что здесь - это традиция.

 Действительно, как вкусить всю прелесть путешествий? Если не пережить дождь, не разжигать костер сырыми дровами, не измазаться, не увидеть радугу после дождя..?

 Заключительного концерта я ждать не стал.
 Все-таки сказывается привычка к комфорту.
 На фестивале остались самые стойкие.
 Но свою порцию романтики я получил с лихвой.
 Ещё год - и всё повторится.
 Будем ждать.

 
 Ворс. Собеседница.