Синопсис на роман Шесть Илиодоров

Александр Полянский
                ШЕСТЬ ИЛИОДОРОВ. РОМАН.
   
               
     Россия. Конец девяностых годов двадцатого столетия. Алексей  Иванович Столетов, скромный пятидесятилетний служащий одного из оборонных заводов  города N ведет размеренный образ жизни добропорядочного гражданина. Внезапно он узнает, что является обладателем уникального сокровища – известный академик, специалист по живописи эпохи Возрождения, устанавливает бесспорный факт принадлежности кисти великого Рафаэля одной из картин, находящейся в доме Столетова. Это известие мгновенно облетает весь город.  С самого утра его дом  наполняется незванными гостями, среди которых заместитель министра культуры,  губернатор города, могущественнейший мультимиллионер Уманский, глава политического блока коммунистической ориентации  и множество других сильных мира сего.  Эти доброхоты предлагают свою “бескорыстную” помощь. Все они наперебой   оглашают немыслимые проекты, главным действующим лицом в которых будет, якобы, владелец  бесценного полотна. Среди прочих в доме появляется перекупщик и антиквар,  шестидесятилетний Семен Евсеевич Лернер. Пользуясь возникшей в доме суматохой, он незаметно проникает вслед за героем романа в туалет и, раскрывая набитый долларами чемоданчик, предлагает за картину один миллион долларов. Но полотно  является для Столетова символом его неразрывной связи с  далекими предками. Картина для него  бесценна. Он отказывается.
     Вечером многочисленные гости, наконец, покидают дом Алексея Ивановича. Он с супругой охвачен неподдельной радостью. Однако семейное торжество длится недолго. Через окно в дом снова проникает настойчивый антиквар. Он пытается развеять опасные иллюзии хозяев и  предупредить  о  бесчисленных опасностях, подстерегающих владельцев сокровища.  Лернер предлагает изготовить пять  копий картины. Возмущенные хозяева выдворяют антиквара из своего дома. Только после этого Столетов замечает, что  округа кишит гангстерами. Они ведут непрерывную слежку за  Алексеем Ивановичем и его супругой. Быстро наступает прозрение. Столетов лихорадочно оценивает  шансы, которые ему даст  союз с тем или иным могущественным  посетителем, еще утром настойчиво предлагавшим свои услуги. Поиски выхода тщетны, Алексей Иванович так и не приходит к какому-либо решению.
     На следующее утро, под видом мастера по ремонту холодильников, является загримированный Семен Евсеевич. Он излагает план спасения картины и одновременной  продажи нескольких ее копий. После некоторых колебаний Столетов соглашается. Лернер беспрепятственно увозит картину в пустом холодильнике.  Столетову, с помощью сообщников Семена Евсеевича, удается покинуть ставший для него опасным  дом и скрыться от многочисленных преследователей.
     В Москве Семен Евсеевич знакомит Столетова  со своим младшим братом, талантливийшим художником, Григорием Лернером. Жестокие обстоятельства,  разлучив когда-то художника с  юной возлюбленной, заставили отказаться его от подлинного творчества. Григорию, при  участии своего старшего брата, вот уже долгие годы приходится создавать фальшивки – копии  полотен известных мастеров прошлого.  Совершенное владение художественными приемами величайших живописцев, глубокое проникновение в дух эпох,  все это в сочетании с использованием современных технологий поднимает работы Григория Лернера на недосягаемую высоту. Крупнейшие эксперты оказываются бессильны отличить полотна, написанные Григорием, от оригиналов.
     Лернер-младший мгновенно оценивает уникальность сложившейся ситуации и принимает план брата. Он изготавливает пять великолепных копий картины. Прирожденный артист, прекрасно владеющий несколькими иностранными языками, Григорий увлеченно разыгрывает свои многочисленные партии, одерживая  блистательные победы над своими противниками. Одну за другой он продает алчным доброхотам свои копии, выдавая их за оригиналы. При этом в подавляющем большинстве случаев, присутствует Алексей Иванович. Его безупречная репутация  облегчает решение стоящих перед Григорием задач.
     Неожиданно победное шествие братьев прерывает мультимиллионер Уманский. Этот жестокий и расчетливый игрок мешает осуществлению хитроумных планов братьев. Когда, казалось, тень всемогущего серого кардинала уже перестала витать над головой Столетова, Уманский появляется снова.  В результате грандиозная афера братьев,  “благотворительная” лотерея по продаже очередного “шедевра”, на грани краха, а сам Алексей  Иванович на волосок от гибели.
     Результатом  фантастических приключений Алексея Ивановича является невероятная встреча Григория с  его единственной и настоящей любовью, которую он потерял почти двадцать пять лет назад. Именно  любовь помогает ему обрести   прозрение. Художник, наконец, осознает свое высокое предназначение. Имя ему - творчество. Он понимает, что все пять его копий и полотно Рафаэля неразличимы. Шесть полотен абсолютно равных по своей художественной значимости! Он объявляет брату о своем выходе  из игры. Но для Семена Евсеевича  бесспорно, что только участие младшего брата может обеспечить победу в сложной и запутанной игре, венцом которой являются многие миллионы долларов. Он пытается вернуть брата в  лоно своей веры. В отчаянной борьбе верх одерживает здравый смысл. Григорий отказывается писать очередную подделку.
     Все это, и не только, происходит благодаря гению титана Возрождения, запечатлевшего на холсте высочайший порыв человеческой души.

     В романе  несколько планов. Первый  – феерическая, безудержная игра, игра без правил до первого гола, до победы, все то, что связано с полотном титана Возрождения. Второй – коррозия человеческой личности, стремительные метаморфозы героя под страшным натиском искушений. Третий – портрет эпохи переходного периода России на рубеже двух столетий, портрет, в котором кто-то увидит мягкую иронию, кто-то – сатиру, а еще кто-то - не способ изображения комического в искусстве, а свое, видимое только ему, памятное по синякам и ссадинам, полученным от этого смутного времени. Четвертый  – описание быта и нравов элиты, пришедшей на смену замшелого отряда партаппаратчиков с его убогими спецпайками, закрытыми распределителями и утопической верой в собственное бессмертие.  Страницы романа, посвященные этому бытописанию, думаю, повергнут иного читателя в шок.  Умопомрачительная роскошь и помпезность, свойственные, разве что, периоду упадка Римской империи, стали не только неотъемлемым элементом образа  жизни сильных мира сего, они проникли в кровь и плоть правящей элиты, став одной из главных составляющих ее менталитета. Ну, как тут не упомянуть о роскошной четырехпалубной яхте с семью лифтами и системой дальнего предупреждения от крылатых ракет, построенной мальчиком-чукчей. Пятый план, витавший в воздухе на протяжении всего романа, но открывшийся читателю лишь на последних страницах – предназначение художника, цель и смысл его существования в этом мире.   И, наконец, - шестой, не столь очевидный,  который способен увидеть далеко не каждый читатель. Это  роль в нашей жизни Его Величества Случая, тех  удивительных совпадений, которые способны либо сохранить нас, даруя недолгое земное счастье, либо низвергнуть в бездну. Согласитесь, писать о первых случайностях гораздо приятнее. Эти, едва ли не мистические совпадения, спасают наших героев и даруют им свет и тепло.

     Несколько слов об одном из элементов технологии написания литературного произведения - сюжете. Удивительно, но количество литературных сюжетов  конечно, даже более того, ограничено. Несмотря  на, казалось бы, невообразимые просторы, рожденные авторской мыслью, на “сюжетной грядке” удивительно тесно.  Можно привести десятки примеров, когда произведения с завидной литературной судьбой написаны на один и тот же сюжет. Взять, хотя бы, роман Твена “Приключение янки при дворе короля Артура” и пьесу Булгакова “Иван Васильевич”. А кто в состоянии перечислить имена авторов, обращавшихся к теме Фауста? Для меня было откровением известие о заимствовании  Шекспиром сюжета трагедии “Ромео и Джульетта”. В одной из работ Шкловского даже указан “первоисточник”, который принадлежит перу писателя венецианской школы. А сказка о симпатичном деревянном мальчугане с длинным носом? Автор “Приключения Буратино” старался никогда не упоминать имени Пиноккио. Что говорить о сотнях сюжетов писателей фантастов, в которых “команда отважных и талантливых исследователей открывает далекую планету, которой правит хитрый и кровожадный Люцифер"? Если кто-то мне сможет назвать больше трех сюжетов, встречающихся в детективной литературе, я готов снять шляпу и повиниться в излишней самоуверенности. Сюжет, бесспорно, не играет определяющей роли в судьбе литературного произведения. Сюжет лишь  каркас, стержень, на который нанизаны все остальные элементы писательских технологий – язык, композиция, литературные образы,  все то, что придает  литературе вкус, запах и цвет, все, что поднимает прозу на значительную высоту, превращая ее в  прозу художественную. Разве кто-нибудь сможет  возразить, что на один и тот же сюжет можно написать и водевиль, и драму, и комедию и фарс, и трагедию и мелодраму? Еще об одном. О достоверности сюжета.  Сюжет, этот плод фантазии автора, убедителен лишь тогда, когда  читатель верит в правду человеческих чувств, в достоверность  поступков героев, когда  замысел произведения, наконец, становится понятным читателю. Кто посмеет подвергнуть сомнению  превращение Маргариты в ведьму? Или способность Ихтиандра без скафандра опускаться  в  кромешный мрак морской пучины? И роман “Шесть Илиодоров” в этом отношении не исключение. Он, как литературное произведение, лишь подтверждает сказанное, подчиняясь простым, но неизбежным законам писательских технологий.