Европейский гуманизм в экваториальных джунглях

Зоран Питич
Европейский гуманизм в экваториальных джунглях

Однажды уважаемый и любимый мной Жак-Ив Кусто приплыл на один из бесчисленных индонезийских островов, где среди мангровых зарослей обитало племя рыболовов и собирателей ракушек. Большинство из них всю жизнь проводило на лодках, в лучшем случае – в домах на сваях (но такую роскошь могли позволить себе немногие).
Капитан Кусто зашёл в самый роскошный дом, который напомнил мне покосившийся деревенский курятник из нечернозёмной полосы России, где его встретил вождь племени. Капитан спросил его, о чём тот мечтает. Вождь долго не мог понять, чего от него требуется, но потом сообщил через переводчика, что больше всего ему бы хотелось устроить своих внуков на государственную службу. Кусто печально покачал головой, а пока крупным планом показывали его грустные глаза, его пафосный и трагический голос за кадром с сожалением недоумевал: «Неужели жизнь мелкого клерка в загрязнённом городе лучше той свободной жизни на природе, которую тысячелетиями вели эти люди?».
Очевидно, капитан долго размышлял над этим в своей каюте, ибо на «Калипсо» он обратился к обедающему экипажу со следующими словами: «Не хотел бы кто-нибудь из вас попробовать три дня прожить на деревьях в мангровых зарослях без припасов и современных инструментов?». Очевидно, экипаж сначала воспринял это, как шутку, поскольку за столом стало очень весело. Я даже подумал, что, видимо, капитану самому придётся лезть на деревья. Однако Кусто настаивал на абсолютной серьёзности своих намерений провести подобный опыт. И, конечно, тут же нашлись два отчаянных парня, выразивших искреннее желание поэкспериментировать над собой. Скорее всего – это была не самая экстремальная съёмка в их жизни: мне кажется, я точно видел их раньше в жерле вулкана и в подлёдном озере в Антарктиде. Но один момент я запомнил точно – с собой они взяли чистую бутилированную воду.
Мне всегда импонировала позиция передовых гуманистов из высокоразвитых стран, ратующих за сохранение в первобытной чистоте и невинности примитивных культур реликтовых народов Амазонии, Африки и Индонезии. Они предлагали оставить всё как есть, создав обширные автономные резервации  в самых непригодных для существования местах – в джунглях, пустынях и ледниках; по сути дела, изначально отказав эскимосам, индейцам и бушменам в праве хоть на какую-то иллюзию развития, и полностью лишив их идеи прогресса, хотя бы как умозрительной возможности. А ещё лучше было бы отобрать у них все артефакты, оставшиеся после соприкосновения с «цивилизацией» - одеяла, транзисторы, железные топоры и кроссовки.
Но после некоторых размышлений, я пришёл к выводу, что эта позиция выглядела несколько непоследовательной, и её можно было бы назвать даже в чём-то лицемерной, если бы не моё подлинное восхищение и уважение перед теми людьми, которые её формулировали. И всё же я решился посягнуть на авторитеты и пойти в своих рассуждениях дальше. После скоропостижной смерти Жака-Ива Кусто (признаться, я бы не осмелился высказать мои мысли капитану прямо в лицо), я почувствовал, что у меня более развязанные руки, хотя и оставался привкус кляпа во рту.
А ведь надо было уже давно бить в набат, пока не ударили стенобитные орудия (причём, изнутри городских стен)– Европа теряет свою идентичность, она попросту забыла и растоптала свою настоящую культуру и духовные ценности! Тогда почему же, исходя из этого, шведам и норвежцам не предлагается поголовно переодеться в звериные шкуры, залезть в драккары и не отправиться на поиски новых земель за полярным кругом под ритуальные песни, прославляющие Тора, Одина и Ёрмунганда? Итальянцам стоило бы мыться в термах, носить туники и узнавать новости не из интернет-форумов, а делиться ими на соответствующих Форумах Траяна, Адриана и иже с ними. И, безусловно, - необходимо полное отключение  электричества! Уверен, люди бы снова стали читать по латыни и ходить на греческие трагедии или бои гладиаторов, а не проводили бы часы и годы перед плоскими экранами, подглядывая за какой-то иной, лучшей жизнью. Бездуховность рассосалась бы автоматически, и европейская культура вернулась бы в своё естественное русло.
Но теперь быть самими собой – исключительная привилегия папуасов. В нынешнем глобализированном мире только им позволено бегать с голыми задницами по межгорным долинам и поедать миссионеров, запечённых в яме с листьями.
Кто-то может усмотреть в этой привилегированности некую несправедливость, ущемление и гнёт. Но для меня очевидна та громадная роль, или, если угодно, - ноша, которую стоически несут эти бескорыстные народы за всех нас с вами. Современная цивилизация просто обязана сохранить эти оазисы истинных человеческих популяций, чтобы под рукой всегда была возможность посмотреться в зеркало эволюции, и не возникало соблазна забыть о своей глубокой сущностной природе. А особенно любопытна была бы гипотетическая реакция Искусственного Интеллекта, после его возможного появления в будущем, когда, сопоставив своих непосредственных высокоучёных создателей и окрашенных существ с перьями и копьями, он осознает, что это представители одного и того же биологического вида. Думаю, если он отнесётся к этой коллизии с юмором, то лучшего способа удостовериться в его интеллектуальных способностях просто не существует.
Какие же действия необходимо незамедлительно предпринимать в рамках международных программ под эгидой ООН (справедливости ради, надо сказать, что первые шаги в этом направлении уже делаются), дабы законсервировать последних настоящих представителей человеческой расы в их эндемичных рефугиумах? Во-первых, следует максимально оградить их территории (в буквальном смысле) от мира орбитальных телескопов, сверхзвуковых лайнеров и деления атомного ядра, иначе жители хижин из пальмовых листьев, снежных иглу и деревянных построек, сколоченных без единого гвоздя, рискуют напрочь потерять свою уникальную родоплеменную аутентичность; и существует большая опасность, что они обнаружат её уже в трущобах огромных агломераций. Кстати, над этими местами лучше не летать не только сверхзвуковым лайнерам, но и любым другим аппаратам тяжелее воздуха, - вдруг зрелище пролетающего геликоптера необратимо травмирует девственную психику этих людей и перевернёт все их возвышенные мировоззренческие устои. Однако я вовсе не призываю отказываться от спутников и полётов стратостатов. Для человека каменного века огни космических станций и многоступенчатых ракетоносителей должны выглядеть как совершенно естественный фон на их архаичном небе, где боги зажигают свечи, чтобы поужинать человеческими сердцами и кишками, которые были принесены им в жертву накануне.
Ещё я бы предложил заселить эти заповедники исчезающими и особо опасными (которые начали исчезать как раз во многом из-за своей потенциальной опасности) дикими животными для оптимизации естественной среды обитания, что привлекло бы дополнительные инвестиции от туристического бизнеса. И тогда можно будет надеть на голых туземцев народные костюмы, которые те в своей повседневности никогда не носили, и научить их фольклорному репертуару, сочинённому в европейских консерваториях, чтобы показывать всё это действо умиляющимся от восторга пожилым парам из регионов, где годовым доходом на одну добрую душу населения можно прокормить целую пещеру троглодитов, и ещё останется на 10 лет без чувства голода для деревни на сваях на берегу полноводной тропической реки.
Но что ещё остаётся делать современным гуманистам, иначе под какими бы лозунгами проходили их благотворительные концерты и филантропические акции?! Ведь в их странах уже и негде проявиться истинному человеколюбию, ведь все социальные проблемы там решились 20 лет назад. Даже так называемые бездомные и безработные сами хотят жить на улице, для них выделены собственные города-государства прямо в черте некоторых северных столиц.
Однако тут же перед нами встаёт один краеугольный этический вопрос – можем ли мы априори лишать пигмеев или иннуитов права на владение информацией о мире, которая доступна нам? Должны ли люди в пустынях и болотах знать о большом адронном коллайдере и об экзопланетах, помимо известных им фактов, что боги создавали землю на гончарном круге? Должен ли у них иметься выбор – изучать молекулярную генетику в университетах или продолжать поклоняться Ункулункулу и ему подобным? Не слишком ли самонадеянно оставлять многочисленные сообщества индивидов, с такой же цепочной ДНК и с тем же уровнем развития неокортекса, что и у граждан метрополий, почти на одной ступени эволюционной иерархии вместе с нынешними антропоидами?
Я бы очень хотел задать эти вопросы Жаку-Иву Кусто, случайно встретив его где-нибудь в дельте Нигера или на Большом барьерном рифе. Но, к сожалению, капитан больше не ныряет с аквалангом.
А мне вспоминаются чернокожие австралийские дети, которых жестоко разлучали с родителями-аборигенами, и насильно обучали в школе по всем канонам классического английского образования. Я даже помню один слезливо-сентиментальный фильм о двух девочках, которые постоянно убегали от бессердечных белых людей, сажавших их за парты и учебники,  в свою родную полупустыню, где соплеменники, как и 40 000 лет назад кидали бумеранги и занимались собирательством, по вечерам рассказывая у костра мифы и легенды о матерях-прародительницах – сёстрах Ваувалук, и о ящерицах-мухоловках, с которыми они обнаружили прямое филогенетическое родство.
Однако в итоге потомки тех несчастных детей сейчас стали приличными людьми, например, - всемирноизвестными художниками (уж точно, приличнее меня), и в совершенстве владеют английским языком, читая Шекспира без словаря (чем я тоже похвастать не в состоянии).
Именно поэтому я бы посоветовал многочисленным адептам радикальных экологических и гуманистических организаций обратиться к своему славному прошлому, и для начала вернуться к использованию тягловой силы скота, а также к парусно-вёсельному флоту. Безусловно, в мегаполисах сразу же сбудется футурологический прогноз конца 19-го столетия насчёт навоза, если, конечно, удастся быстро восстановить поголовье лошадей. Однако при нынешних технологиях переработки из него получилось бы много полезных удобрений и тепловой энергии. Но здесь появляется побочное действие, влияющее на изменение климата, в виде парникового эффекта от избытка тепла, получаемого на электростанциях, работающих на лошадином навозе.
А если уж быть совсем последовательным и идти до конца – таких электростанций вовсе не должно быть, как и вообще подобных вредных технологий. Иначе не только гетто «золотого миллиарда», но и детей природы в национальных парках этнографических аттракционов ждёт картина похуже, чем затопление Лондона в нечистотах от гужевого транспорта.
Однако, это уже предмет иного исследования…