Оросительная система и буйволы

Валери Таразо
• Зарплата моих коллег просто смехотворная. Ph.D - профессор (Борис, например, занимает именно эту должность)- получает 400 юаней. Т.о. нищее братство ученых и преподавателей высшей школы всего мира (кроме арабского!) понимает друг друга. Может быть поэтому мы так сочувствуем друг другу и пытаемся подарить членам своего карраса, что-то вроде моего посещения Китая. Нужен был им мой приезд: только головная боль! К сожалению, мы уже полностью лишены возможности ответить кому-либо из братства тем же.
• Столь низкая зарплата в университетах заставляет преподавателей искать другие возможности. На частную деятельность (по совместительству) руководство Университета смотрит неодобрительно. Не верит в то, что можно эффективно работать при этом и в университете. И правильно делает! Поэтому китайский профессор гоняется за грантами. Местные гранты на небольшие суммы (до 10000 юаней) получить легко.
• Юань сейчас один (не как в 1990 г., при пером визите). Он стабилен и соотносится с долларом так: 8 юаней = 1 доллар. Т.о юань почти равен рублю. Но покупательная способность юаня выше. Питание очень дешево. Ширпотреба много. И он так же очень дешев. Но ювелирные изделия дороги.  Т.о. сделано много, чтобы народу жилось легче. Квартира у Бориса по площади - приблизительно как наша. На банкете ректор сказал, что будет давать каждому приезжающему для работы профессору комфортабельную квартиру в современном доме. И так будет действительно:  строят много и быстро.
• Чунчин находится на слиянии реки Чалинджан (джан - вода) с великой Янцзы. Чалинджан  по своей водности - наподобие Оки. А Янцзы - это самая многоводная река мира. Янцзы только в нижнем течении имеет такое название. В верхнем течении ее называют Чинчанджан, т.е. самая верхняя длинная вода. В среднем - Чанджан, т.е просто длинная вода.
• Оценить насколько велик этот супергигант - мегаполис Чунчин оказалось возможно только через 2 недели пребывания. Когда мы наездили по Чунчину на такси сотни километров. До центра от моей гостиницы час езды на этом весьма распространенном и дешовом транспорте - такси. До центра мы доезжаем за 30 юаней (около 20 тысяч рублей). Количество такси неисчислимое. Стоит встать к обочине, как через минуту подлетает кроха Судзуки. Ездят здесь забавно. Почти без правил, как на Кубе. Все это месиво движущегося никогда не сталкиваясь, хотя внутренние перемещения напоминают броуновское движение.   В этом движении как-то - в Ченду - участвовали и мы на велосипедах. Хотя для велосипедистов имеется самостоятельная проезжая часть, они все же вынуждены часто переходить с одной орбиты на другую и при этом их путь пересекается с автомобильным. И ничего. Мы быстро научились понимать свои приоритеты.
• Огромное впечатление оставило посещение сооружений оросительной системы долины уезда Ченду, созданные 2000 лет назад. В этом месте кроме того расположены даосистские храмы и многочисленные лавки продавцов, торгующих сувенирами. Если не умеешь сопротивляться, то лучше не подходи и не приценивайся. Меня просто заставили купить каменного тяжеленного буйвола за 50 юаней. Причем первая цена была 160 юаней. Как оказалось - и эта скидка - не предел. В лавках на выходе Борис  купил еще одного (буйволы по одному не живут, объяснил он), но его принудили купить этот сувенир за 20 юаней. Т.О. я переплатил в 2,5 раза. Увидев мое огорчение, торговка успокоила.
“Это мой муж продал буйвола так дорого, и поэтому бог пожалел вас, и послал ко мне, чтобы средняя цена покупки была 35 юаней” - сказала она.
Бог, однако, пока еще не подсказал мне как я допру эту тяжесть домой!!!. Подозреваю, что эти буйволы, чтобы быть счастливыми, не только должны жить парой, но и не покидать родины. Подарю-ка я эти 3 килограмма камня гостинице в Пекине!!!. Хотя там будет видно. 
• Второй раз за один день (8 мая) испытал чувство глубокой обиды и стыда за отечество и его народ. Первый - во время посещения завода, второй - после осмотра ночного Чунчиня. Центр города, созданный за последние 8 лет - впечатляет. Это настоящий сити с небоскребами. Но сломили меня окончательно богатство и великолепие театральной площади, которая также родилась не 200 лет назад, как наш Петродворец, а в годы существования КНР. Как при такой бедности народа создаются такие богатства, причем в таком темпе? Вот уж кому, действительно, нужно давать деньги! И Китай их получает. Зарплата рабочих на титановом заводе - 400 юаней, как у профессора Чжан Дун Сяна. Такая же зарплата и у официантки ресторанчика с “самоваром”. И чаевых не берут. И нет варварства. Богатства сохраняются. При исключительно изнуряющих автомобильных пробках, я никогда не слышал, чтоб злились вслух или бранились. Безропотны!!! Все ж наш плебс - исключительно заносчив и непомерно амбициозен. Вот за что не любят нигде нашу страну. Мы все время чего - то от всех требуем и поучаем, не умея создавать и жить адекватно своим, в общем-то, не выдающимся человеческим возможностям и качествам. Наш народ привык разрушать, а не созидать. И при этом еще требовать хорошей жизни за разрушения, повсеместно оставляемые вокруг себя.