Шахматная защита военного объекта

Роман Шапиро
                (из цикла околошахматные истории)               

     Пришлось мне как-то в одном из институтов г. Киева защищать технологическую часть проекта производства специзделий военного назначения.
    
     Началась защита. Всех специалистов в дальнюю дорогу с собой не возьмёшь. А вопросы пошли самые для меня неудобные - по сварочным работам, занимающим в проекте очень небольшое место. Ни я, ни  моя помощница специалистами по сварке, мягко говоря, не были.  Вопросы  непрерывно задавал  один и тот же представитель принимающей стороны - главный специалист по сварочным работам  Шварцман, немолодой, но самоуверенный человек в тщательно отглаженном костюме. Причём выступал он в явно демонстративной  форме,  подчёркивая  свою высочайшую  квалификацию  (среди нас, евреев, такая претенциозная публика встречается, увы, не редко). Безнадёжно валюсь.
    
     Спасает звонок на обеденный перерыв. Сочувственно смотрят на меня помощница и несколько приятелей из нашего института, приехавших по другим делам.   Вызывать специалистов по сварке из далёкой Пензы, а то и ехать за ними?? Ничего себе – перспектива! Обедать вовсе не хочется… 
    
     Заглянул в технический отдел. С удивлением вижу плотный кружок шахматистов, играющих  блиц на высадку. Безвылазно сидит мой бескомпромиссный критик, и самоуверенно комментирует происходящее на доске. 
     - В какую умную  игру вы забавляетесь! – говорю я. - И мне бы попробовать!
Шварцман немедленно реагирует (сейчас он чрезвычайно вежлив):
     - Да? Как гость Вы можете садиться следующим! Вне очереди!
     - Партий  бы пять сыграть, чтобы  «разогреться»! 
К этому  времени я уже прикинул, что  играет он примерно в силу второго или слабого первого разряда, и, не без задней мысли, спрашиваю:
     - Вы  разве не на ставку играете?
(В те времена  почти все в стране играли  на ставку).  Шварцман радостно:
     - Хотите на ставку? С удовольствием!
     - Ну, что ж, давайте попробуем так: если я выиграю пять партий подряд, то на защите
нашего проекта  Вы больше не пророните ни слова.
Он потрясённо:
     - Все пять??
И как-то обиженно обращается к своей сотруднице,  толстой, разукрашенной женщине с огромной головой и почти таких же объёмов шарами бюста:
     - Как это тебе нравится, Фира?!
А она, явно польщённая  тем, что начальник ищет у неё сочувствие, напыщенно так:
     - Какое  неуважение к гостеприимным хозяевам!
   
     Всё же играть мы начали, и первую партию я выиграл. Шварцман, только что выглядевший заносчиво, скромно произнёс:
     - А вы неплохо играете! Уж не мастер ли?
     - Да нет! Не больше, чем подмастерье.
     - Надо же, как активно атакуете! – удивляется мой противник.
     - Считайте, что это - око за око. На защите вы были куда напористее! Как китайские хунвейбины. Приходится обороняться!
     Мне удалось выиграть все пять партий, и он совсем тихо промолвил:
     - Что ж? Я вынужден  выполнить условия пари.
     Второй тайм защиты проекта прошел блестяще.