Брать и отдавать долги...

Лев Холай
Часть 1

Хадис наконец-то встретил Мухаммеда и с нескрываемым раздражением начал его стыдить:
- Мухаммед ! У тебя совесть есть? Когда вернешь долг?
Мухаммед почесал затылок и, изобразив несчастное лицо, начал рассыпаться в извинениях, приговаривая:
- Хадис, дорогой, ну никак не получается у меня. Семья, дети, хозяйство. Пожалей меня! Не смогу я вернуть тебе всю сумму, слишком она большая…
Хадис перебил его:
- Ты что хочешь сказать, что ты мне вообще не вернешь мои деньги?
- Что ты, что ты! Я хотел уже давно тебя попросить, хоть как-то скостить мой долг, хотя бы наполовину. Тогда бы я постарался, что-нибудь придумать, а так, уж поверь мне, за всю жизнь не смогу с тобой расплатиться…
Теперь уже Хадис начал чесать свой затылок и, немного подумав, решил, что если не все, так хотя бы половину суммы он получит от Мухаммеда, решительно промолвил:
- Быть посему! Но с одним условием: что бы через три дня ты мне принес половину суммы.
- Спасибо дорогой! Век буду молить аллаха о твоем здоровье. Я обязательно в течении трех дней с тобой расплачусь.
Прошло несколько месяцев. Хадис, у которого закончилось его терпение, рано утром пришел к дому Мухаммеда и застал его врасплох в его дворе. Не ответив на приветствие должника, приступил к делу:
- Все же у тебя нет совести, Мухаммед! Ты, в конце концов, мужчина или нет? Почему слово свое не держишь?
В это время на пороге дома появилась заспанная хозяйка Мухаммеда, разбуженная громким разговором мужчин. Она сухо поздоровалась с Хадисом и, на хмурясь,  сердито спросила своего мужа:
- В чем дело? Почему у нас во дворе Хадис так громко ругается?
Хадис с достоинством объяснил ей ситуацию, что, мол, твой супруг не держит своего слова и т.д. На что женщина вскинулась и произнесла историческую речь:
- Как тебе не стыдно Хадис! Ведь, мой муж уже отдал тебе половину суммы, а сейчас, знаешь ли, инфляция, тебе и этого вполне достаточно…
Хадис стоял с отрытым ртом и не мог вымолвить ни слова… 

Часть 2

Как-то вечером во двор дома Хадиса зашел его сосед, Мажид. Пригласив  за стол своего соседа, налил ему махсыму (кабардинская бражка) и спросил, мол, какими судьбами к нему. Мажид, пригубив напиток, сделал очень грустное лицо, ответил:
- Хадис, дорогой мой сосед! Беда у меня: сын женится!
- Дорогой сосед, какая же это беда! Это большая радость! Наверно хочешь мою семью пригласить на торжество? Мы с превеликим удовольствием придем…
Но Мажид его перебил:
- Пригласить вас это, как говорится, нет разговора, да вот,  денег на эту свадьбу у нас нет. Дело в том, что мы не готовы, а этому недоноску приспичило, я имею в виду моего сына. Будь добр, займи мне N-сумму, и я, клянусь, в течении одного месяца долг верну…
Хадис помрачнел и долго молчал. Мажид в нетерпенье ерзал по стулу. Тем временем Хадис встал и подошел к большому полену стоявшего в середине двора, в который  был, воткнут топор.
- Мажид! – торжественно сказал Хадис:
- Да дорогой Хадис! – привстал со своего места Мажид.
- Возьми этот топор в свои руки.
- Зачем мне надо брать его в руки? – недоумевая, переспросил его сосед.
-А затем,  чтобы не тянуть время и сразу решить все вопросы. Возьми топор и ударь меня им по моей голове.
- Ты что Хадис? Как я могу это сделать? Ты в своем уме?
- Понимаешь, мой пока дорогой сосед, мы все равно к этому придем, если я дам тебе в долг указанную сумму…