О еде, чае и титане

Валери Таразо
• Еда, как процесс. Для китайца еда  - одно из интереснейших занятий. Это время для бесед и дискуссий. Поэтому процесс поглощения пищи затягивается. Я быстро утомляюсь от бесконечных разговоров, поскольку ничего не понимаю, и слушаю речь с музыкальной точки зрения. Есть очень большие мастера изменять тональность, громкость в процессе дискуссии. Наилучшую “ речь - песню”   я слышал сразу же по прибытии в Пекин. Там, ожидая свой рейс на Чунчин, я просто наслаждался объявлениями по радио. Это было настоящая музыка, приводившая меня в веселое настроение. Я вспомнил о музыкальных объявлениях китайской дикторши в зале аэропорта каждый раз, как на моих занятиях Борис переводил число 99,9995. Зал вздыхал: "OOOOOOOOOOOOOOOOO!". А я снова и снова получал эстетическое удовольствие от музуки и различной тональности этого сухого числа. Какие ассоциации вызывало это число я не знаю, но чувствую - похожие на мои в зале аэропорта. Ведь там дикторша также называла много чисел. 
• Когда я один, то ем не дольше 10 - 15 минут. И то, сдерживая себя. Китайские официанты всегда очень удивляются, что я уже собираюсь уходить, оставив так много пищи. Замечу, что ее количество никак нельзя отрегулировать. Количество блюд может быть заказано минимальным, а количество пищи в каждом блюде регламентировано и огромно.
• Соя.  Из нее можно делать все: и говядину - вкуснятину, и куриное мясо - не отличишь, и рыбу речную или морскую, а также всех морских гадов. Имеются рестораны, где только соя. Я думаю, что белок сои и компоненты риса за тысячи, тычяч лет сотворили генетический аппарат китайца. Современный китаец ест много, но остается худым, отнюдь не от растительной пищи. Сейчас он ест много сладкого и пампушек, но на него это не действует. Китайцы рады бы потолстеть. Толстый мужик - мечта китаянки, и - наоборот. Именно поэтому китаянки, говорят, могут испытать оргазм, наблюдая японскую борьбу сумо. 
• Особенности поглощения пищи. Основное количество пищи поглощается ночью или поздним вечером, когда спадает жара. Ночная прохлада выманивает весь люд на улицы. В это время действительно просыпается аппетит.
• Палочки. Научиться есть палочками не трудно. Уже через несколько дней ты орудуешь ими. Конечно, не так как китаец, но можешь взять даже горошину. Очень гигиеничное средство. Одно время стали делать палочки из пластмассы (многоразовые), но это не привилось в Китае. Изготовлением этого простого орудия из бамбука занята целая армия китайцев. Ущерб от перехода на многоразовые палочки - очевиден. А бамбук так быстро растет, что даже не стоит говорить об экологическом ущербе.   
• Чаепитие в Ченду. Так назову я эту заметку. Майские праздники провели мы в Ченду (400 км. от Чунчина). Перед закатом солнца зашли в парк погулять и обнаружили чайную. Столики были разбросаны в тени под деревьями плакучих ив на берегу красивого пруда. Пить хотелось страшно. Закопченные медные чайники очень неопрятного вида, хотя и смущали французов, но не истребили жажды. Мне же было наплевать на эти Аладдиновы сосуды. Все согласились сразу с предложением попить чайку на воздухе.
При входе в чайную нас встретила веселая стайка чистильщиков ботинок и массажистов. Как только нам подали чай, вся их орава оказалась у нашего столика и никакими силами нельзя было от них отбиться. Один из них принялся массажировать мне плечи и шею, а другой бросился чистить ботинки Себастьяну. Я немедленно поднялся в рост и маленький китаец уже не смог эффективно производить своих действий. Себастьян как-то смирился и через пару минут заплатил несколько юаней. Но ватага продолжала крутиться вокруг нас, как мухи вокруг свежей рыбы. Так чая не попьешь! Все время приходится быть начеку, чтобы тебя вновь не оседлали. И вдруг!!! О, избавительная мысль!!! На расстоянии трех столиков удобно расположились и кайфовали такие же как и мы европейцы. Я настоял, чтобы Борис перевел всему этому рою, что мои друзья находятся вон... за тем столиком. Причем у всех молодых - грязные ботинки, а у старшего (мужчина лет 65, явно немец) - все время ноет плечо. Он давно ищет врачей, но безуспешно.
В ту же секунду весь рой с гулом устремился к дальнему столику. К счастью, оказалось (и я рассчитывал на это), что никто из членов дальнего столика так и не понял откуда на них все это свалилось. Европейцы посматривали на нас как-то уважительно, будто признавая, что мы знаем нечто им неизвестное. Через несколько минут над немцем уже трудились добросовестные китайские руки.
• Китайская лапша. Это вещь, которую панически боятся многие. Теперь и я. Она наподобие армянской родни. Приехал один -жди вскоре и других. Если китайскую лапшу крепко уцепить палочками, но не оборвать по дороге (чего европеец делать не научен!), то можно вытащить всю миску. Поскольку все это приподнятое и дрожащее богатство имеет предел прочности, то оно обрывается и обязательно падает точно на колени. Если они голые, то завтра весь Китай будет знать, что вы ели очень горячую лапшу. Лучше, если Вы в только что купленных брюках. Эти защищают от ожога, но гибнут сами, ибо на них остается несмываемая печать вашего греховного чревоугодия (вывод из личного опыта!). 
• Китайский самовар. Не думайте, речь не пойдет о чаепитии. Это уже мной сделано. Чудо-самовар мне уже дважды удалось посетить и оба раза зафиксировать это событие на пленку. Но все же. Самовар - это великое изобретение великого народа, изощренный способ самостоятельно приготавливать пищу из кусочков всякой всячины. Число наименований последней измеряется десятками. Тут и рыба, и кишки, и требуха, и гады, и колбаса, и соевые штучки, и различные виды овощей. Тут же кусочки дыни, грибы самые разные от известных нам шампиньонов до каких-то черных лопухов, как уши слона. Все это варится в котле, который кипит у вас же на столе. Чтобы не убить европейца сразу, котел разделен точно по центру вертикальной перегородкой на две части. Одна содержит жидкость черного цвет, вторая - почти знакомую нам воду или точнее, бульон. Главное различие все же не в цвете, а в степени перчености этого адского месива. Каждый выбирает себе ту судьбу, на которую готов завтра. Почему завтра - не трудно понять. Мы с Борисом никогда не используем черную жидкость. В каждую половину заваливается (нет более подходящего слова!) прямо из принесенных тарелочек все вместе и рыба, и дыня, и мясо и грибы...и т.д. Нет никаких принципов, кроме оного: разные продукты надо вылавливать через разное время. Извлеченный палочками продукт (вот уж где палочки незаменимы!) помещается на короткое время в растительное масло, налитое в глубокие мисочки рядом с каждым едоком. После извлечения из масла экстракт отправляется в рот. Все. Уверяю вас:  не оторветесь!  Кстати, кровяные лепешки готовы уже при счете до десяти, тонкие листики требухи съедобны через 20 секунд, а “слоновьи уши” извлекают последними.
• Что такое мегаполисы можно познать наилучшим образом , наверное, только в Китае. Чунчин - 30 млн. человек. Ченду - уездный город - 9 млн. жителей.  Чтобы проехать с востока на запад Чунчина надо затратить 6 часов на автобусе по извилистым дорогам с бесконечными пробками. Протяженность такого маршрута около 200 км.
• Небо в Юго-Западном Китае почти всегда серое и мглистое. Надя сказала, что она была поражена небом России.
Эти строки пишутся только через 11 дней после отлета из Москвы. И вдруг я отмечаю, что пишу  слово “Россия” с великой нежностью и  печалью, т.е чувствами, которые я не испытывал на Кубе. Нежность вызвана щемящей любовью к этой стране и к некоторым ее людям. А печаль - отчетливым ощущением того, что почти все страны оставили нас в хвосте. Если так пойдет дело и дальше то, в лучшем случае, мы станем сырьевым придатком Европы. А в Китае сырья и без нас хватает (кроме газа и нефти). Через 15 - 20 лет мы для Китая не будем совсем представлять никакого интереса. Ох, если бы у нас могла развиваться техника и технологии!!! Особенно технологии защиты окружающей среды. Эта область знаний и умений будет нужна Китаю в 21 веке. Уж больно грязно! Это бы понять нашим правителям. Электронику уже не догнать, компьютеры и коммуникации мы просрали. А вот  области экологии и биотехнологии могли бы быть прорывными.
• Удалось посетить завод по производству двуокиси титана - основы титановых белил. Производительность 15 тыс. тонн в год. Сырье - концентрат из металлургии после отделения от магнитной фракции. Типичное гидрометаллургическое производство так понятное мне. Ушел раздавленный. Что же мы за люди такие... Будучи на первом месте в мире по производству титана и делая из него сейчас лопаты, мы уступаем китайский рынок полякам. Это их технология здесь работает. А где же наши технологии. В 1958 г я проходил практику на Запорожском титано - магниевом заводе. До сих пор восхищен увиденным там. Здесь же просто кухня по сравнению с Запорожьем. Однако эта кухня работает на оборудовании из Германии (Сименс) и управляется компьютерами. Основные проблемы - экологические. Все остальное схвачено.