В «Шинель» Акакии
Завёрнута
исчезнувшая буква «ЯТЬ»…
Начертано пиитом:
«Умом Россию не понять,
У неё особенная стать»…
… Но как Нам веру обрести,
Какой дорогою идти?
Впервые я услышала имя Акакий от своей бабушки. Это было летом 1952 году,
её пригласили на похороны одного очень известного хирурга, и бабушка взяла
меня с собой. Помню, как мы приехали на Новодевичье кладбище, но как проходила
церемония почти ничего – мне тогда было всего 6 лет, а вот имя «Акакий» – запомнила.
Дело в том, что бабушка обратила внимание на запущенную могилку, перекрестилась
едва заметно, в те времена это было делать опасно, и очень тихо произнесла,
как бы для себя:
- Вот и ещё Акакий…
Далее слов совсем не разобрала, а с удивлением посмотрела на бабушку и спросила:
- Кто тут, Акакий? Имя смешное.
- Нет, деточка, Иван Москвин, артист.
Прошли годы, я училась в шестом классе, и на уроке литературы снова
встретилась
с именем Акакий, изучая известное произведение Гоголя. Мне нравилось готовить
уроки возле бабушки, она с удовольствием отвечала на всякие вопросы,
рассказывала о том, как они жили до революции. Порой мне казалось,
что бабушка, такая же девочка – с каким восторгом переносила
она меня во времена своей юности.
Она знала много языков: греческий,латынь,немецкий, французский, польский,
церковно-славянский, а дед ушка - древнеславянский и английский.
Когда они что-то объясняли и ссылались на эти языки, мной овладевала удивление –
как столько всего умещается в голове?!
Все знают гоголевскую шинель и бедного Акакия Акакиевича. Нет нужды снова
повторять известные рассуждения и толкования на эту тему. Я полагаю, что обратить
внимание на имя, которое представляет некоторую тайну вполне оправдано.
Не будь в нашей семье знатоков греческого, возможно, и я никогда не узнала бы
значение этого слова. Именно толкование его дает, возможно, глубже и яснее
представить трагедию героя произведения и самого Гоголя.
А К А К И Я = axaxia (гереч.) Acacia (лат.) = палочка, выдолбленная
и наполнена землёю или песком.
Императоры византийские при церемониях, держали эту палочку в левой руке,
как бы для напоминания о смерти и ничтожестве земной власти.
Достаточно представить с какой лёгкостью и живым описанием Гоголь даёт
множество типажей. Их жизнь не трактуется, как принято в учебниках истории,
они находятся в своём пространстве бытия, а писатель мастерски и бесхитростно
повествует о жизни обычных людей. Его наблюдательность поражает,
а общительность создаёт иллюзию собеседника: именно с вами непосредственно
говорящего, и смотрящего прямо в глаза.
Подобно живописцу, умело созданные словесные портреты, завораживает
воображение слушателя: их манеры, голос, одежда, привычки – всё перед
нашим взором.
Современному человеку трудно представить прошлое, и хотя изменилось
очень многое в укладе жизни людей, осталось неизменно одно – это суть поступков
самого человека.
«Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят:
Ни годы их, ни моды, ни пожары» -
этими строками уместно припомнить А. Грибоедова.
И если «Горе от ума» запомнилось нам как цитатник крылатых выражений,
то у Гоголя, можно тоже откопать вполне подходящие образцы.
Например:
«Правильно писать может только дворянин. Оно, конечно, некоторые
и купчики-конторщики и даже крепостной народ дописывает иногда;
но их писание большею частью механическое: ни запятых, ни точек, ни слога».
«Это уже известно всему свету, что когда Англия нюхает табак, то Франция чихает».
Но возвращаясь к теме Акакии – песка или земли – символическое напоминание,
что всё в мире тленно. Никакая власть не способна удержаться – в мире произошло
множество катаклизмов и войн, что и подтверждает мудрость этого символа.
Ещё с большей убедительностью Гоголь обращается к Белинскому – не относиться
к русскому народу поверхностно. В этих письмах он предупреждает об огромной
опасности угрожающей России.
Крылатые выражения кратки – (краты = песчаный берег),
Песок символ быстротечности течения времени, а также непрочности.
НО:
Пустыня – образ ограниченности физической жизни и одновременно пространство
жизни духовной. Она предстаёт как наиболее благоприятное место
для божественного служения:
«Отпусти народ мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх. 7);
Место божественного откровения:
«Пустыня внемлет Богу» (Лермонтов);
Образец праведности:
«Отцы-пустынники и жены непорочны» (Пушкин).
Пустыня – это сфера аскезы умерщвления тела для спасения души;
Пространство – Ослепляющего небесного сияния!!!
Песокъ = песок, цемент. Семя или потомство Авраама будет «яко песок (прах)
земной» (Быт. 13, 16) т. е. очень многочисленно (Ср. Гал. 3, 7, 29)
Занесла меня нелёгкая задуматься обо всём этом. Итак: в палочке Акакии
песок в напоминание о бренности жизни, и Акакий Башмачкин, вовсе не случайно
имеет фамилию человека, идущего по Земле.
У Даля о «песке» читаешь, и, невольно, сравниваешь с судьбой Акакия Акакиевича.
«Песок под ногами, а кому нужно, возят.
Он из песку верёвки вьёт.
Песчиночная крохотность.
Ах, ты песчина, песчинушка моя! сердечный, одинокая сиротка. (Наумов).
Песочница ж. сосуд с песком, дружка чернильнице, для засыпки писаного текста.
Постится щука, а пескарь не дремли!
Песочные часы.
Песочный цвет, иссера-бледно-желтоватый.
Песковатый, рассыпчатый, рыхлый, сыпучий.
Песочник самый малый прибережный куличок, песчаник».
И тут не плохо бы вспомнить о «прахе»:
« Богатство прах, а знатность суета.
Он пал во прах, и стал молиться.
Все прах, все суета!
Все прахом пошло, именье размотано.
Посыпать главу свою прахом и пеплом, заявить печаль,
горе, общественное бедствие. Конским хвостом пепел размету,
прах по ветру развею! Покойся, милый прах, до радостного утра! (Карамзин)
Человек прах и персть есть.
Словно живой прах по земле прошел, дряхлый, ветхий человек».
Вот – ОН – ветхий человек, в старенькой шинелишке, походящей на прах.
Её шутливо и насмешливо называют «капотом».
Капот, или правильнее капут, конец, гибель, карачун.
Задать кому капут, извести, погубить, разорить кого.
Ему пришел капут, конец.
Следует обратиться к слову « капа»:
шапка фуражка; малахай, ушастая шапка.
| На бумажной фабрике решетчатая, деревянная крышка,
для удержки бумажного киселя, при обращении рола.
Орл. кур. ребенок, крошка, младенец.|
Кап(ф)тырь, раскольн. род покрывала на камилавку, черное,
отороченное красным гарусом;
зовут его и «узы Христовы».
Каптурга, у сиб. зверовщиков мешок с пульками, дробью.
Но этот самый
карачун
становится орудием возмездия у чиновника-мертвеца.
Карачун (Даль) - сещ. м. и нареч. капут, конец, смерть,
гибель, извод, мат допяченье кого до конца.
Дать, кому карачун, задать карачуна, убить, уничтожить кого либо что.
Пришел ему карачун. | Симб. злой дух (Наумов). |
Солноворот, день 12 декабря, Спиридоньев день.
Карачунить что, кого, уничтожать, изводить,
убиваться, гибнуть, уничтожаться.
Родившись 23 марта, в дни весеннего равноденствия, Акакий Башмачкин
прожил тихо, скромно,
даже походка была на цыпочках, едва касаясь земли,
подобно поземки или песку на ветру.
«И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца
кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное
искусство,
ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда
из него
выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе
арбузные и дынные корки и тому подобный вздор».
Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать
как можно скорее пять-шесть улиц
и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока
не оттают такимобразом, все замерзнувшие на дороге способности
и дарования к должностным отправлениям». (Гоголь)
А вот в мертвецком обличи превратился
в «палочку с песком Акакии»,
в символ напоминания.
Его мечущийся дух проявил стойкость и уверенность в деянии своём.
Даже нашло свой инструмент силы и могущества:
" –Тебе чего хочется? -
и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь»…
Так мне представилось толкование слов, их значение,
благодаря писателям
и древним незнакомцам, дарующим нам мудрость веков.