Исторический опыт России

Эдуард Алкснис
  Чудная русская пословица гласит: «Умный учится на чужих ошибках, дурак – на своих». Однако, в реальной жизни чужой опыт мало помогает. К сожалению, от чужих ошибок на психике остается след слабее, чем от своих неудач. То есть, хорошо бы учиться на чужих ошибках, но не получается. Эта логика приложима не только к поведению индивидуума, но, в большей степени – к поведению народа. Отнюдь не сразу англичане, французы и голландцы стали  умными и осмотрительными. Европейская цивилизация и культура покоится на двух тысячелетиях варварства, войн и революций. Выдающийся российский мыслитель и теолог Г.Федотов в 1918 году, в разгаре кровавых потрясений, все кошмарные бедствия России объяснял недостатком исторического опыта.
  После этого прошло 90 лет. Россия пережила страшные войны, революции и потрясения, но исторического опыта так и не обрела. Вместо того, чтобы идти по пути гуманизма, цивилизации и правопорядка Россия упорно движется в сторону воровства, насилия и беззакония. Опять пытки, бессудные казни, жуткие суды. Что же это за проклятие тяготеет над нашей несчастной страной?
  Очевидно, исторический опыт вовсе не пропорционален текущему времени. В России время течет, а опыт не накапливается. В 1914 году недалекий самодержец вверг Россию в тяжелую войну с Германией, а измученному войной народу еще более легкомысленные марксисты объяснили, что все зло от богатых, и пошла писать губерния!  Еще 4 года воевали, богатых извели, страну разорили. Прошло 10 лет, измученному индустриализацией и коллективизацией народу новые демагоги объяснили, что вся беда от инакомыслящих. Сказано – сделано, троцкистов перебили, лучше не стало, а тут новая война, хуже прошлой. 27 миллионов бойцов положили, с великими трудами восстановились – все равно плохо. Теперь, власти говорят, виноваты американцы, надо вооружаться, Россия не ест, не пьет – вооружается, а экономика, или что там от нее осталось, наука, здравоохранение, образование, продолжают разрушаться. Все строго по Салтыкову-Щедрину –  см. «Историю города Глупова» Но если что-то совершается постоянно, значит, тому есть важные причины.
  Они начинаются с нескладной русской психики: по-южному – неуравновешенной, по-северному – флегматичной.  Среднестатистический русский ум инфантилен и простодушен, ленив и нелюбопытен, но если бы русских непрерывно и неотступно не обманывали до полной потери сознания, они бы, в конце концов, додумались до понимания своего убожества, то есть достигли бы гражданской зрелости. Что вожди, начальники, просветители, агитаторы, актеры и бесчисленные СМИ русскому в уши дуют – то он и слышит и всему этому верит. Что русские – лучше всех, что американцы, грузины, даже украинцы – плохие, русским завидуют, хотят обмануть, разбить, захватить, поэтому надо держать огромную армию и производить горы оружия – он всему верит. Не то, чтобы искренне верит, но он привык к вранью, а сам думать, сравнивать, выбирать не привык и не хочет, так легче. Скажут проголосовать – проголосует за кого скажут, сам думать не будет. Так же глупо ведут себя и прочие россияне, других национальностей: значит, так же темны, как и русские.
  В России, как и везде, движущей силой прогресса была культурная элита – русская интеллигенция. Правда, она только называлась русской, а по составу была русско-еврейской, причем евреи играли в ней особую роль, придавая ей динамику и неуемное стремление к социальной справедливости. Верно и ярко написал о трагедии русской интеллигенции В.Кабо: «Возникнув в XVIII-XIX веках, она стала сословием, невиданным никогда прежде не только в России, но и в других странах. Она была не просто слоем образованных людей, но совестью народа. При отсутствии политической жизни в стране она стала оппозицией правящему режиму, и ее оппозиционная роль сохранялась вплоть до 1917 года. Устами своих писателей, поэтов, мыслителей, публицистов она несла правду о жизни страны и народа, «сеяла разумное, доброе, вечное». Она была носителем духовных и нравственных ценностей общества, идей демократии, прав и свобод личности. В годы советской власти она была уничтожена – не образованные люди, была уничтожена историческая миссия русской интеллигенции, ее роль и место в жизни страны и народа. Остались интеллигенты, но не стало интеллигенции. В послесталинские 1960-1990-е годы она попыталась возродиться, но на исходе 1990-х годов вновь пришла в упадок, превратилась просто в социальный слой интеллектуалов, людей творческого труда, специалистов в различных сферах деятельности, какой была и в советское время. Ее былые демократические идеалы дискредитированы в общественном сознании. Ее прежняя, традиционная миссия более не востребована. Интеллигенции в России – в этой, традиционной ее роли – больше нет, как давно уже нет дворянства и крестьянства. Но исчезновение интеллигенции стало для этой страны непоправимой потерей – духовной и нравственной». Все точно так оно и было. Тяжелые социально-политические потрясения 20 века – войны, революции, Большой Террор, реформы 90-х годов, прошлись по интеллигенции, как асфальтовый каток, именно лучшие ее представители вечно «возникали» и «высовывались», «им больше всех было надо», поэтому больше всех страдали и гибли в социально-политических битвах и волнениях. 
  Советская власть (начиная с Ленина) всегда презирала интеллигенцию, но терпела и прикармливала ее, поскольку опиралась на ее знания и умение находить решения научно-технических и социально-политических задач.  Невосполнимый урон нанесла ей эмиграция евреев в 80-90 годы, а добили ее либеральные реформы, разрушившие индустрию развития – бесчисленные НИИ, ПКБ, промышленность и прочих потребителей интеллектуального труда, «места массового скопления интеллигенции». Настоящую интеллигенцию заменила, по выражению Солженицына, «образованщина», после чего, деморализованная и обескровленная, она напрочь утратила свое значение. Россия сегодня – уникальное государство: в ее органах власти нет интеллигентов, нет совсем, ни среди министров, ни среди депутатов (В Думе, для смеху – одна О.Г.Дмитриева), ни среди судей. Вот с чего начинается абсурд в России, ибо без интеллигенции не может быть ни гуманных и разумных законов, ни эффективного их применения, ни здоровой экономики, ни рентабельной промышленности, ни науки, ни образования и здравоохранения, не может быть ни партий, ни политиков – одна бюрократия. Без интеллигенции исторический опыт не воспринимается и не усваивается, вот почему народ безмолвствует – он не осознает своего положения. Несколько десятков отважных публицистов, адвокатов и правозащитников на всю страну, невзирая на угрозы, репрессии и потери, сохраняют верность идеалам гуманизма и цивилизации и взывают «гласом вопиющего в пустыне», но это всё.
  Придется «выращивать бабу-Ягу в своем коллективе», а на это нужно не только время. Настоящая беда заключается в том, что интеллигенция в России теперь не востребована. Безумные большевики и лихие реформаторы так дискредитировали, унизили и опорочили роль и значение интеллигенции, что в народе стерлось и пропало уважение к интеллигентности и умственному труду. А пока что-то не нужно, оно и не появится. Надо восстанавливать престиж интеллектуальной деятельности, профессионализма и мастерства, но прежде всего – восстанавливать уважение к законам морали и нравственности, которые в течение века здесь высмеивались и попирались. В новой России, особенно в ее элите, административной, финансовой и деловой, торжествуют хамство, цинизм и алчность. Не только хорошие законы и гуманные порядки, но даже добросовестный высокопроизводительный труд, справедливый суд, учение, лечение и призрение нужны и бывают только там, где сохраняются вечные духовные ценности, понятия чести, совести и человеческого достоинства.
Э.Алкснис        Edu50     22.06.09