Монголия сегодня

Дмитрий Анатольевич Овчинников
         В 1206 году предводитель одного из племен Тэмужин в результате многолетней борьбы объединил разрозненные монгольские племена в единое централизованное государство и был провозглашен его правителем – Чингисханом. Восемь столетий – срок немалый. Какой хотел бы видеть свою страну  сейчас великий хан?

ПЕРЕМЕНЫ

         Что я знал о Монголии? Из рассказов очевидцев, бывавших там лет 30-40 назад, слышал, что тогда это была фактически шестнадцатая республика Советского Союза. Русских там жило, пожалуй, больше, чем монголов. Не одно поколение советских специалистов подрабатывало здесь, пополняя свой семейный бюджет. «Страна вечно голубого неба» считалась развивающейся, и СССР «в плане дружбы и сотрудничества» оказывал  МНР большую помощь. На более-менее крупных предприятиях и организациях, возведенных нашими строителями, на каждого работающего монгола был русский инструктор – своеобразный дублер. Автомобилей, в основном советских, на улицах столичного Улан-Батора было очень мало. Преобладал гужевой транспорт. Управлял МНР Ю. Цеденбал, а жена у него была русская – Анастасия Филатова-Цеденбал. Она  заведовала Детским Фондом при местном комсомоле (по-монгольски – ревсомоле). Утром у здания ЦК ревсомола стоял ее белый «Мерседес», а вечером – черный…

         Преодолев пять часовых поясов и пролетев шесть часов от «Шереметьева», я оказался в улан-баторском аэропорту «Буянт–Уха». Меня сразу удивило, что бланки различных деклараций там были на монгольском и английском языках (ранее, как мне говорили, на монгольском и русском). Первым моим встречающим был потрепанного вида монгольский мужичок со скороговоркой: «Ду ю  спик инглиш?.. Шпрехен зи дойч?.. Аля франсе?.. Русский?.. А, русский! Помоги – у меня юрта сгорела!» (Ну, прямо Киса Воробьянинов, откомандированный Бендером просить милостыню). Позже несколько раз видел я его за тем же занятием в крупнейшем столичном семиэтажном супермаркете «Улсын их делгур» (в переводе – Главный универсальный магазин, типа нашего ГУМа). А рядом малолетние попрошайки с довольно хорошим произношением исполняли: «Хеппи безди ту ю!» и «Солнечный круг, небо вокруг…»

         За время наших «перестроек» жизнь в Монголии также круто изменилась. Многие монголы занялись бизнесом, в том числе «челночным» из Китая. Появились многочисленные базары (по-монгольски – «захи»). По улицам Улан-Батора в час-пик движется нескончаемая вереница «иномарок» (в основном корейских), случаются «пробки», правда, непродолжительные. Из общественного транспорта - помимо автобусов, появились троллейбусы. Снуют многочисленные корейские машины такси и корейские же микроавтобусы-маршрутки. Причем никто не следит за тем, чтобы количество пассажиров маршрутных такси соответствовало числу посадочных мест, и женщины гсадятся даже на колени к незнакомым мужчинам. Да и указанный на них номер часто не соответствует действительности. Поэтому кондуктор-зазывала на каждой остановке высовывается из кабины и громким криком сообщает маршрут следования. На центральной магистрали Улан-Батора – проспекте Мира – много рекламных щитов с английскими надписями…

          По там и тут возвышающимся строительным кранам делаешь вывод – идет активное строительство. И не только жилья, представленного как многоэтажными (в этой сейсмоопасной зоне умудряются строить даже более 15 этажей) зданиями, так и огромными коттеджами богатых людей. Как грибы после дождя, выросли супермаркеты и блестяще-стекляные башни банков. Как потом узнал, проектно-строительные работы чаще всего осуществляют нанятые китайцы.

         Традиционное монгольское жилище – юрта – преобладает в сельских поселениях (худонах), но все еще встречается по окраинам столицы. Зимой юрты своим отоплением создают над городом дымовую завесу с отвратительным запахом – древесина здесь редкость, потому в печь отправляют все, что горит. Конструкция  юрты идеально приспособлена к особенностям кочевого образа жизни - ее легко разобрать и поставить даже силами одного человека. И сейчас еще иногда устраивают соревнования, кто быстрее и лучше соберет юрту. Самые опытные и ловкие справляются с этим делом за полчаса. В случае увеличения семьи юрту можно расширить, добавив еще одну секцию решетчатой стенки.

         Доходы среднестатистических монгольских семей, по данным местного Центра социологических исследований, довольно невысоки. При общей численности населения в Монголии более 3 миллионов человек (почти половина которых - более 1,3 миллиона человек - проживает в столице) здесь более 250 тысяч безработных. Процветает воровство.

         Денежная монгольская единица – тугрик. Соотношение к доллару в среднем 1:2000, а к рублю – 1:30. Самая крупная купюра - 20000 тугриков.

         Большинство товаров в Монголии имеют цену выше, чем в России. Особенно лекарства (некоторые почти в 10 раз), а также импортные продукты питания. Однако здесь довольно дешевы изделия из кожи, ковры, отечественные дубленки и шубы из местного суслика – тарбагана. Недорого в этой издревле скотоводческой стране различное мясо (преобладает баранина). Рыба у монголов исторически считается священной, поэтому старшее поколение ее не употребляет в пищу, а молодежь относится к этому проще. В этой местности распространены такие виды рыб, как таймень и белорыбица. На «захах» на китайские одежду и овощи-фрукты цены намного ниже, чем у нас. Но традиционные изделия из верблюжьей шерсти и кашемира дороги, даже в магазинах при фабриках.

         При высоких ценах и низких доходах большинства семей в Монголии выживать трудно. Как мне стало известно, городским жителям в этом смысле здорово помогают их сельские родственники, до сих пор активно занимающиеся скотоводством и имеющие большие стада домашних животных (коров, овец, яков, лошадей, верблюдов и др.)

НАСЕЛЕНИЕ

         Конечно, монгольскому менталитету, сформировавшемуся изначально под влиянием особенностей жизни кочевника-скотовода, далеко, скажем, до немецкого с его аккуратностью, пунктуальностью, вежливостью, трудолюбием, быстрой реакцией. Если какое-нибудь мероприятие в Монголии назначается на определенное время, можно смело приходить позже на полчаса и более – все равно не опоздаешь к началу… Редко кто, даже в центре Улан-Батора, пользуется урной… Но есть в монгольском характере спокойствие, неторопливость и в тоже время глубокое уважение к пожилым.

         Недавно было проведено совместное исследование американских и немецких ученых, которое подтвердило, что обладателями самого большого головного мозга являются народы, относящиеся к монголоидной расе. Выявлено, что средняя масса мозга у представителя европеоидной расы составляет 1330 граммов, а у монголоидов – 1382.

         Объяснить этот факт  пытаются тем, что трудности выживания монгола-кочевника в условиях резкой перемены климата в течение года, постоянный поиск средств к существованию стали тренировкой для головного мозга и способствовали его увеличению также, как мускулатуры у людей, занятых однообразным физическим трудом. Мозг тропиканца, например, весит 1280 граммов, что может быть связано с более или менее постоянными климатом и образом жизни, в отличие от монголов, которым нельзя отрываться от забот о завтрашней погоде, о скоте, который их кормит и одевает… Причем увеличение головного мозга происходит за многие тысячелетия, его изменение требует смены многих поколений.

          Все эти выводы соответствуют исследованиям немецкого ученого Оскара Фогта (1870-1959), который в середине 1920-х годов занимался изучением головного мозга В.И. Ленина, а в 1932-1945 годах детально изучал головной мозг представителей азиатских народов и результаты изложил в большой монографии об интеллектуальном развитии человека. Однако немецкий ученый подчеркивал: «Велика умственная способность у монголов, но ее реализации путем освоения рациональной информации препятствует нижняя точка большого мозга (названная впоследствии точкой Фогта. – Авт.) Или, по простому понятию, точка, от которой возникает лень. Если удастся преодолеть ее, то можно было бы сотворить чудо». Это сущая правда, считают в Улан-Баторе, потому что у монголов есть закоренелая привычка откладывать на завтра все дела, хотя их можно сделать и завершить сегодня. Этому даже соответствует поговорка: «Не кончится монгольское завтра». В тоже время, Оскар Фогт был уверен, что при отсутствии кардинального природно-климатического перелома в 21 веке монголы могут выйти на передовые в мире позиции по умственным способностям.
 
         Однако все течет, все изменяется… Предприимчивые «новые монголы» предпочитают обучать детей в США. В монгольском образовании Россия и сейчас продолжает занимать свою нишу, открыв в Улан-Баторе около 50 платных филиалов своих вузов. Крупнейший из которых – филиал Плехановской экономической Академии. Конечно, есть и монгольские вузы:  госуниверситет, медицинский, педагогический, технические и другие. А вот из средних русских школ остались только единицы (не считая частных, работающих по российским программам), а в советское время их было около 30. Столичная молодежь довольно раскрепощена и непосредственна, идеально знает английский язык, а старшее поколение, по понятным причинам, - русский.

         Монголы очень любят отмечать разнообразные праздники – важен повод. Но главными для них по-прежнему остаются древние: Цаган   Сар (монгольский Новый Год по лунному календарю) и Надам (с состязаниями по национальной борьбе, стрельбе из лука и скачкам на лошадях). У «новых монголов» сейчас обязателен вечерний отдых в ресторане, баре или ночном клубе. В Улан-Баторе жизнь ночью оживает, к утру замирает, а затем возобновляется только к полудню. Ассортимент меню не исчерпывается национальными блюдами: водкой-архи, кумысом и бузами (что-то вроде мантов с бараниной), поскольку здесь много иностранных ресторанов: китайские, корейские, русские, японский, турецкий, индийский, английский, и даже с украинской, казахской и киргизской кухней. Ночной клуб «Эль Бридж» известен в народе самыми дорогими проститутками. Однако из-за отсутствия наркоманов СПИД в этой стране не свирепствует. Существует даже ночной клуб «Блю Вольф» для людей с нетрадиционной ориентацией. Во многих увеселительных заведениях публику развлекают стриптизом, исполняют который и монголки, и русские, и даже негритянки.

         В основной своей массе монгольская молодежь предпочитает танцевать под попсу и рэп. Особенно ценят «Моден Токинг», наших Алсу, «Отпетых мошенников» и «Иванушек». С гастролями в Улан-Батор в разное время приезжали Киркоров, Губин, Алсу, «Иванушки», «ВИА Гра», «Моден токинг», «Бони М» и другие. Проходили эти действа или на стадионе, или во Дворце борьбы. Некоторые российские артисты жаловались на отсутствие в монгольской столице пятизвездочных отелей (здешний максимум – четыре звезды).

         Поскольку многие посланцы дружественной Монголии учились в свое время в СССР, у большинства из них положительное отношение к русским и русской культуре вообще. Ведь благополучно живут в Монголии осевшие с советских времен «старые» русские, а также приехавшие заработать денег «новые» русские. В Улан-Баторе даже действует небольшая православная церковь. Многие россияне предпочитают трудиться на золотых приисках. Более 100 золотодобывающих компаний функционирует сейчас в Монголии. Одни из крупных - совместные монгольско-российские, монгольско-корейские, монгольско-голландские. Имеются и малые частные артели с одним экскаватором. Всего полгода – с апреля по октябрь – длится сезон добычи. Основной доход в казну Монголии дают именно золотопромышленники.

ИДЕОЛОГИЯ

         За последнее время в Монголии, когда-то «шагнувшей от феодализма к социализму, минуя капитализм», поменялись «идеологические установки». С конца 1989 года здесь произошли демократические преобразования. Вместо революционного руководителя Сухэ-Батора сейчас в почете Чингисхан. Его портреты размещены в государственных учреждениях, изображены на обложках школьных учебников, на деньгах, на водке, его именем названы отель и проспект. Недавно появились предложения о переносе государственного центра Монголии из Улан-Батора в Хархорин – древнюю столицу Монгольского государства времен Чингисхана. Не правда ли, ситуация напоминает нашу историю с Санкт-Петербургом и Москвой, только наоборот? Кроме того, ведутся активные археологические раскопки (ранее чаще имевшие целью сбор останков динозавров в районе монгольской пустыни Гоби) в поисках места захоронения Чингисхана, которое с 13 века в соответствии с его волей держалось в строжайшей тайне. Осенью 2004 года были обнаружены развалины мавзолея Чингисхана, а значит, где-то рядом должна быть его могила…

         Мавзолей Сухэ-Батора и маршала Чойболсана к 800-летнему юбилею образования Монгольского государства убрали с центральной площади Улан-Батора. И разместили на этом месте бронзовую многометровую статую Чингисхана, а рядом - его главных соратников в виде литых скульптур.

         Улан-баторский мавзолей всегда был закрыт для посетителей. Доподлинно неизвестно, чьи мумии там находились, которые теперь захоронили на кладбище для видных политических и государственных деятелей. Ведь имеются сведения, что успели сохранить для истории нетленным только одно тело. Причем не Сухэ-Батора, а Чойболсана. Последнему приписывают наравне с успехами в военных действиях против иностранных интервентов также организацию массовых репрессий, в основном в отношении местного духовенства (лам). Такой факт. Считается, что в 1937 году, во времена Чойболсана, коммунистами была разрушена и отправлена на переплавку в Ленинград уникальная 20-метровая позолоченная бронзовая статуя Будды, установленная по распоряжению духовного правителя Монголии Богдо-Хана в главном буддийском  монастыре Гандан в Улан-Баторе. Только в 1996 году в этом монастыре была восстановлена новая 25-метровая позолоченная медная статуя Будды весом 20 тонн, украшенная драгоценными камнями и 500-ми метрами золотой парчи и шелка, наполненная внутри 27 тоннами сухих лечебных трав и книгами религиозного содержания. Над созданием новой статуи мастерам пришлось трудиться около 5 лет, ее освятил Далай Лама, а золото для нее безвозмездно пожертвовали Япония и Непал.

         Музей Ленина уже не действует. В его фойе в интимном полумраке огромный бюст вождя мирового пролетариата наблюдает за игроками в бильярд. Был и памятник Сталину, но недавно его перенесли в здание, где проводятся дискотеки…

         Большим уважением до сих пор пользуется в Монголии наш знаменитый маршал Георгий Жуков, проявивший свое мастерство военачальника в боях на Халхин-Голе в 1939 году. Ему установлен в Улан-Баторе памятник и открыт его музей. Правда, объективности ради следует вспомнить недавний случай, когда один предприимчивый новоявленный монгольский Остап Бендер умудрился «организовать продажу» и «впарить» незадачливым китайцам на металлолом за 80 тысяч юаней государственный памятник-танк, посвященный героям Великой Отечественной войны. К счастью, законность восторжествовала, и сейчас танк украшает мемориальный комплекс с Вечным огнем на сопке Зайсан.

         Вообще Россию и Монголию связывает многовековая история взаимоотношений. Однако, если до 1990 года главным торгово-экономическим партнером Монголии считалась именно Россия, то сейчас – Китай. Кроме того, щедрые инвестиции осуществляют Южная Корея и Япония. Россия же потеряла свои позиции в этом смысле. В последнее время активно обсуждался вопрос об аннулировании большого долга Монголии России – 98 процентов долга (11,4 миллиарда долларов США) прощалось, требовалось уплатить только 2 процента (250 миллионов долларов США). Некоторые политические деятели Монголии были против и этих 2 процентов, считая данную сумму большим бременем для монгольской экономики. Но все-таки выплата благополучно состоялась…    
         
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

         Ни хлебом единым жив человек…Отдых в Монголии… Совсем недавно это звучало весьма иронично, учитывая здешние сухой резкоконтинентальный климат, пыльные бури, скудную растительность и неразвитый туристический бизнес. Однако вначале интерес к этой стране проявили уставшие от средиземноморских курортов российские бизнесмены, которые путешествовали здесь на «внедорожниках»…

         И вот уже организуется в Монголии очередной туристический сезон (с мая по октябрь), за который страна вечно голубого неба принимает сотни тысяч гостей со всего мира, получая при этом немалую прибыль. На центральных улицах Улан-Батора в этот период можно встретить многочисленных иностранцев, раскупающих в столичных супермаркетах сувениры и буклеты с описанием местных достопримечательностей.

         В столице -  достаточно комфортабельные отели, да и с «культурной» программой все в порядке. Здесь можно посетить театр оперы и балета, где исполняют не только классику, но и можно послушать традиционное монгольское горловое пение в сопровождении национального музыкального двухструнного инструмента – морин-хура, занесенного в список культурного наследия ЮНЕСКО. А также театр драмы, концертный зал, кинотеатры, цирк, Дворец борьбы, стадион, центральный парк с традиционными аттракционами и катанием на лодках по пруду, художественную галерею с картинами, выполненными на коже животных. Имеются и различные музеи. В историческом  представлена хронология развития Монгольского государства, где в заключительной экспозиции как важная реликвия хранится рабочий портфель Ю. Цеденбала. В краеведческом самыми интересными экспонатами являются многометровый скелет динозавра и его огромные зародышевые яйца, найденные при раскопках, а также гандан – духовой музыкальный инструмент, изготовленный из покрытых серебром бедренных костей девственниц, умерших естественной смертью. Образ жизни духовного и государственного правителя  Монголии Богдо-Хана воссоздан в его доме-музее европейского типа, но содержащем в своем ансамбле строения китайского типа со своеобразными загнутыми кверху четырехскатными крышами, на гребне которых – так называемые зооморфные сказочные мифические скульптуры.
 
         Красиво оформлены также многочисленные буддийские монастыри. В Монголии широкое проникновение буддизма в форме ламаизма началось с конца 16 века. С его распространением развертывается строительство монастырей и храмов (сейчас их насчитывается около 700). Однако действующих – единицы. Один из них – Гандан в Улан-Баторе с его огромной позолоченной статуей Будды – уже упоминался нами. Другой столичный монастырь Чойджин-ламы превращен в музей и является ценным ансамблем буддийского архитектурного искусства конца 19 – начала 20 века. Он состоит из 5 храмов и такого же количества сводчатых арочных ворот. Здесь в прежнем виде сохранился не только интерьер, но и произведения искусных народных умельцев – мастеров живописи, художественного шитья и резьбы, монгольской шелковой аппликации-вышивки, которые относятся к периоду от 17 до начала 20 века. Впечатляют позолоченные бронзовые и медные небольшие скульптуры Будды (своеобразные иконы для буддистов) и забальзамированная мумия его ученика, а также разные виды масок и костюмов для постановки танцевальной мистерии подавления злых духов.

         И посмотреть в Монголии, помимо уланбаторских музеев и театров, действительно есть что. Турфирмы доставляют любопытствующий люд не только автомобильным, но и авиационным (есть небольшие самолеты на 9 посадочных мест) транспортом на многочисленные турбазы и кемпинги.

         Туристический комплекс «Тэрэлж», к примеру, известен огромными каменными изваяниями, которым ветер придал форму черепахи, зайца, спящего динозавра, читающего студента. Здесь же под руководством палеонтологов создан парк оригинальных скульптур динозавров, а также находится пещера древнего человека.

         Гостями другой турбазы - «Ставка Чингисхана» - в разное время были принцесса Диана, Хилари Клинтон, Далай Лама, видные политические деятели многих стран. После съемок фильма «Чингисхан» здесь собраны оставшиеся декорации: большие юрты на платформах с колесами, столбы «Тотемы воинов», деревянные повозки, шатер Чингисхана. В одной из юрт создан музей монгольских воинских доспехов, и все туристы свободно могут в эти доспехи облачиться для памятных фотографий, а также пострелять из лука, покататься на лошадях, побороться в национальных костюмах. Для проживания в «Ставке Чингисхана» приготовлены нарядные войлочные юрты. В юрте-ресторане, где есть трон Чингисхана, а стены увешаны шкурами снежных барсов, угощают кумысом и архи - национальной водкой, специальными блюдами из баранины.

         Большой популярностью пользуются поездки на озеро Хубсугул, вокруг которого можно совершать пешие или конные походы. Многие предпочитают посетить Хархорин – бывшую столицу Монгольской империи 13-14 веков. Недалеко от нее – красивейший Орхонский водопад. К сожалению, не сохранился знаменитый хархоринский фонтан, созданный европейскими механиками, в виде серебряного дерева, обвитого несколькими змеями, изо рта которых изливались напитки: кумыс, вино, фруктовые соки и другие.  Замечательно провести несколько дней и ночей в пустыне Гоби, ощутить прелести поездки на верблюде, поохотиться на архаров - горных баранов!

         Рассказ может быть бесконечным, как сами достопримечательности Монголии, которые в свое время изучали Пржевальский, Грум-Гржимайло, Рерихи… Один из исследователей этой страны отмечал: «Человек, знающий язык и традиции Монголии, может без гроша в кармане пройти из одного ее края до другого». Как актуально это звучит для современного туриста!

ПРАЗДНИКИ

         Достаточно интересны также традиции монголов отмечать различные праздники. В том числе и Новый Год 1 января. Однако самым главным праздником для них был и остается Цаган Сар (в переводе «Белый Месяц») – монгольский Новый Год по восточному лунному календарю. Который символизирует не только начало нового года, но и начало весны (отмечается с 13 века в феврале), а также как бы всеобщий День рождения монголов – именно с этого дня они прибавляют год в возрасте.

         В его праздновании до сих пор придерживаются определенных традиций. Особенно люди старшего поколения. Накануне они посещают буддийские монастыри, где исповедаются своему духовному наставнику – ламе, чтобы оставить в прошедшем году все плохое и избежать его в будущем. Особенно это важно для тех, кто вступает в 37, 49, 61, 73 года жизни, так как они, по монгольским понятиям, считаются неблагополучными. Затем – убираются в доме (или в юрте – старинном монгольском жилище из жердевого каркаса и войлочного покрытия), надевают наряды (традиционную монгольскую одежду – дэли, в основном белых цветов), накрывают праздничный стол, за которым обильной трапезой прощаются с уходящим годом.

         Однако встреча Нового Года происходит не в полночь, как у нас, а рано утром в первый его день, когда многие в праздничных белых одеждах отправляются в гости к старшим по возрасту родственникам, а затем – к соседям. («Кто ходит в гости по утрам – тот поступает мудро…» или «Если вы еще не в белом – то мы идем к вам…») При этом совершается традиционный обряд новогоднего приветствия «золгох». Младший протягивает обе руки ладонями вверх старшему и поддерживает его под локти, а тот в ответ кладет сверху свои руки ладонями вниз. Происходит это в национальной одежде и сопровождается соприкосновением щек или поцелуями. Интересный и необычный для нас момент – подарки дарят хозяева дома приходящим гостям, а не наоборот! Правда, их ценность значения не имеет.

         Обязательно праздничное застолье. Традиционно оно начинается с вареного бараньего крестца, который разделывает по определенным правилам хозяин дома и передает его кусочки гостям, начиная с самых старших и заканчивая детьми. На столе должно быть обилие «белой пищи» (по-монгольски - «цаган идэ») – молочных продуктов: таких, как кумыс, молочная водка, сухой творог, пресный мягкий сыр, молочная пенка и т.д. В большом количестве (до нескольких тысяч штук) готовятся на пару бузы – большие пельмени с открытым верхом, начиненные бараниной.

         Расположение гостей в жилище соответствует старинным правилам размещения в юрте: в северной части – уважаемые старики, справа – прочие мужчины, а женщины – слева. Мужчины обмениваются друг с другом табакерками с нюхательным табаком, обсуждают новости. Считается, что, чем больше гостей и чем обильнее праздничный стол, тем счастливее и благополучнее будет наступивший год. Гости могут свободно приходить и уходить. Таким образом, некоторые семьи посещает в первый день Цаган Сара несколько сотен людей, иногда малознакомых. А праздник длится, особенно в сельской местности, целый месяц.

         Однако Цаган Сар праздновали зимой не всегда. Помните наши разночтения в определении даты начала нового года в допетровские времена? Так вот предки монголов – гунны - около 20 столетий назад отмечали Цаган Сар осенью. И только знаменитый Чингисхан в начале 13 века приказал перенести этот праздник на первый весенний день по лунному календарю (он приходится на февраль). А убедил в этом основателя Монгольского государства его советник по вопросам астрологии, астрономии и математики Елюей Чу Цай. Доводы ученого звездочета основывались на созданном им самим же астрологическом календаре, который представлял собой усовершенствованный вариант китайского лунного календаря, учитывающего суровый (в отличие от Китая) климат Монголии. Кроме того, это соответствовало и простым житейским истинам. Ведь именно ближе к весне у домашнего скота появляется молоко для приготовления «белой пищи», так необходимой для празднования Цаган Сара.

         Вот как описывает этот праздник в 13 веке известный венецианский путешественник Марко Поло: «…год начинается у них (монголов. - Авт.) в феврале. По обычаю все одеваются в белое, и мужчины, и женщины. Белая одежда у них почитается счастливой, поэтому они делают это, чтобы весь год было счастье и благополучие. Князья и рыцари, да и весь народ дарят друг другу белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по-доброму прожить весь год».

         Счастье и благополучие символизирует именно белый цвет. Неслучайно этот древний праздник монголов называется Цаган Сар – Белый Месяц, хотя зима в Монголии из-за сухого климата совсем не белоснежная…

НАПИТОК ЗДОРОВЬЯ

         Монголы-кочевники с давних времен занимались скотоводством, в котором преобладало разведение лошадей. Это, прежде всего, источник традиционного напитка – кумыса. Особенно он популярен в период самого главного и древнего праздника монголов - Цаган Сара. Кумыс разливается в серебряные пиалы и подается на стол как символическая белая пища – «цаган идэ»…

         Однако, согласно исследованиям монгольской биотехнологической научно-производственной компании «Монэнзим», намного полезнее своего перебродившего «собрата» – кумыса - молоко лошади в чистом виде, которое издревле применялось монголами как средство народной медицины. Объясняется это многими факторами. Во-первых, оно очень богато витаминами, особенно А и С, а также D, E, F, В1, В2, В6, В12, минералами – магнием, кальцием, фосфором, натрием, калием, цинком, железом, медью, кроме того, содержит ряд ферментов, лактозы 52% и более 200 биологически активных веществ, полезных для человека. Но главное, как установили монгольские ученые, в том, что в молоке лошади имеются в большом количестве ненасыщенные жирные кислоты. Здесь их в 2 раза больше, чем в коровьем молоке. При этом содержание собственно жира в молоке кобылы (не более 1,3%) намного меньше, чем в молоке других домашних животных. Чем это полезно? Ненасыщенные жирные кислоты активно участвуют в холестериновом обмене, стимулируют сердечную деятельность, тормозят развитие болезнетворных микробов (особенно туберкулезных бактерий), да и вообще лучше усваиваются организмом.

         По результатам исследований, молоко лошади по сравнению с молоком других домашних животных (таких, как корова, коза, овца) по содержанию микроэлементов ближе всего к материнскому молоку. А так как молоко кобылы не вызывает аллергию (в отличие от коровьего), его целесообразно применять в качестве детского питания. Переиначивая известную песенку малышей, получим что-то вроде:

Далеко, далеко
Во степи пасутся ЛО…
Правильно, лошадки!
Пейте, дети, их молоко -
Будет здоровье в порядке!

         Впрочем, вскармливанием новорожденных не исчерпываются сферы использования лошадиного молока. Особенно в медицинских целях. Помимо лечения туберкулеза легких, оно помогает, как отмечают ученые, при язве желудка, язве толстой кишки, язве тонкой кишки, гастрите, циррозе печени, холецистите, хроническом гепатите, хроническом пиелонефрите, остеопорозе, моче-каменной болезне, атеросклерозе и даже при расстройствах нервной системы.  Молоко кобылы можно применять в качестве иммуностимулятора, для повышения работоспособности, а также для улучшения регенерации организма после хирургических операций и химиолучевой терапии. Оно полезно ослабленным людям, при упадке сил и малокровии, так как способствует обновлению организма и укреплению здоровья вообще.

         Так, может быть, есть смысл нашим российским фермерам перенять опыт монголов и заняться разведением лошадей? Да и на личном подворье они не помешают. И, кто знает, не появится ли тогда в продаже у старушек-молочниц лошадиное молоко, которое раскупается быстрее, чем коровье.

УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА
 
         Конечно, самое интересное в Монголии – это люди и их судьбы. В центре Улан-Батора тоже есть свой Арбат. Это неофициальное название закрепилось за улицей, которая меньше своего московского аналога, здесь нет художников и лоточников, но во внешнем облике сходство есть. Именно здесь состоялась моя встреча с монгольской долгожительницей Очирын Намсрайжав, проживающей на этой улице. Однако интересен не сам факт, что эта женщина в свой почтенный возраст (около 90 лет; к сожалению, сейчас она скончалась) сохранила ясные ум и память, а ее удивительная биография.

         Оказывается, она, будучи еще девочкой, в начале 20 века приехала в Москву и длительное время жила в доме своего старшего брата Очирова, ведавшего в Коминтерне китайскими вопросами. Намсрайжав, которую в московской школе называли Инной, довелось учиться вместе с внучатым племянником В. И. Ленина Виктором Ульяновым, дружить с сыном Рериха Юрием, а также видеть живых Троцкого и Бухарина, приходивших по делам к брату.

         Вскоре после политического убийства брата Очирова в Китае Инна вышла замуж за Посла Монголии в России Д. Цийрэгзэна. Вместе с ним она училась в аспирантуре для монголов при Академии Наук в Ленинграде. Здесь, в библиотеке, девушка познакомилась с известным ученым Львом Гумилевым. «Однажды я делала выписки из редкой книги бурятского ученого Д. Банзарова «Черная вера и шаманство у монголов», ко мне подошел русский юноша, с которым мы познакомились – это был Лева», - вспоминает Инна. Они стали близкими друзьями, которых связывала многолетняя переписка, в том числе и стихотворения, посвященные Инне. Однако большая ее часть была утеряна при аресте мужа в 1938 году. В 1939 году Цийрэгзэн был расстрелян, а Инна жила в Москве.

         Во время Великой Отечественной войны она оказалась в лагере для политзаключенных на Дальнем Востоке, где познакомилась с младшей сестрой известной  русской поэтессы Марины Цветаевой Анастасией, которая была в ссылке из-за того, что ее сестра иммигрировала во Францию и считалась неблагонадежной. Инна вместе с Анастасией читала приходившие от Бориса Пастернака письма о Марине Цветаевой.

         Вернувшись в 1947 году в  родную Монголию, Инна много лет переписывалась с А. Цветаевой и до сих пор хранит ее книгу о старшей сестре с автографом. В Улан-Баторе она работала переводчиком и длительное время преподавала русский язык западным дипломатам при МИДе. В начале 1990-х годов посетила Китай, Великобританию и Израиль. Инна очень хотела пригласить в Монголию Льва Гумилева, но ей это так и не удалось… В его последнем письме говорилось: «Милая Намсрайжав! Мне уже никуда не уехать, а как хотелось побывать в Монголии. Я очень искренно Вас любил. Знайте это: ибо я вижу свой конец. Ваш верный Арслан. Целую Ваши руки. Гумилев». Как все-таки причудливо переплетаются судьбы людей из разных стран!

*******

         Интересное совпадение! По стечению обстоятельств в день прибытия из Монголии, откуда я улетел утром, прямо из «Шереметьева» вечером я проезжал мимо Куликова Поля на Тульщине (сутки для меня продлились на 5 часов). Остановился и постоял на Красном Холме, где была ставка Мамая. Свернул к Прощеному колодцу, водой из которого омывали свои раны воины Дмитрия Донского. В памяти всплыли пейзажи перерезанных горами монгольских степей с современными турбазами, где экзотики ради гостей размещают в юртах, разрешают облачаться в доспехи воинов Чингисхана… Подумалось, вот она – связь времен и расстояний.